Почему нельзя «оскорбить чувства верующих» (к делу Соколовского и еще многих)
Да, я ушел из РПЦ (МП), но богословские знания, опыт работы замруководителя миссионерского отдела Тульской епархии (сан я не принимал), 17-летняя миссионерская практика, отмеченная наградами епархии и Центра, практика, работы в РПЦ(МП), диплом, свидетельствующий о наличии у меня специальности «религиовед», опыт участие в качестве специалиста защиты (единственно, кто на это решился в РПЦ) в процессе над «Пусси Райот» в 2012.г. дает мне основания утверждать, что подлинный верующий НЕ МОЖЕТ ОСКОРБИТЬСЯ ХУЛОЙ НА БОГА ИЛИ СМЕШНЫМИ КАРИКАТУРАМИ. По крайней мере, христианин.
Я приведу аргументы, которые, хочу, чтобы запомнили все , хотя судья уже удалилась совещаться до11 мая, а обвинение и «обиженные» просят Руслану 3,5 года зоны.
1. Нельзя оскорбить чувства верующего в Бога, оскорбляя Бога. «Бог поругаем не бывает». Он Сам говорит «Я есмь отмщение. Аз воздам» (цся). Попытки верующих защитить Бога унижают Творца. Говорят о том, что верующие не верят во Всемогущество Бога и ему нужна защита, как патриарху охрана ФСО из 300 человек. Тогда они верят не в Абсолют, а в какое-то слабое существо, которое не может себя защитить и нуждается в постоянной опеке. Эти люди не верующие.
2. Человек, пытающийся «защитить Бога» и выставляющий свою «защиту» напоказ – это эгоистичный человек. Он хочет быть в центре телекамер и фотообъективов. Он тщеславен. Он не верующий человек.
3. Люди, которые пытаются добиться от Руслана покаяния (совершенно не понимая, что есть церковное таинство покаяния и принесение извинений) и в зависимости от этого готовы просить его. Иначе – не готовы . Это ветхозаветные люди, живущие по принципу «око — за око». Они не понимают и не любят Христа, который с Креста просил Отца «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». И не ставил НИКАКИХ условий прощения распинающих Его римлян и иудеев.
4. Люди, которые «оскорбились грубыми словами относительно своей веры» — это люди, которые НЕ ЗНАЮТ ХРИСТА, ведь Он говорит, что даже за произнесение имени Его, тех, кто любит Его, будут преследовать и гнать. А что делать? Идти в суд Екатеринбурга, Господи? Нет, ни в коем случае. Христос ответил: «Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесах» (цся).
5. О врагах Христос заповедовал любить и молиться за них. Хулителей веры – дважды увещевать (думаю, никакой умный батюшка Руслана не увещевал и потом, это касается только членов общины). А если и церкви не послушает член церковной общины, Христос предложил не общаться с таким. Не общаться, а не тащить к Понтию Пилату или на суд Синедриона.
Прости , Руслан, что так вышло. Что на твоем пути не встретился Андрей Кураев или Алексей Уминский и ты судишь о христианах на основании только личного опыта или роликов Невзорова. Прости! Удачи!
Источник
Как не задеть чувства верующих? Три совета юриста
В Челябинске ФАС оштрафовала микрокредитную организацию за календарик с молитвой «Отче наш», иконой Христа и рекламой быстрых кредитов. Богословы-антимонопольщики решили, что календарик «может являться оскорбительным для чувств верующих».
В местной епархии подтвердили что готовы оскорбиться, потому что РПЦ всегда проповедовала нестяжательство.
Оставим этические вопросы и зададимся юридическим: с каких пор ФАС вступила в борьбу за защиту чувств верующих? Давайте взглянем на законодательство о рекламе.
Ч. 6 ст. 5 федерального закона N 38 «О рекламе» гласит, что в ней не допускается использование […] религиозных символов […]. Ответственность за нарушение данной нормы предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей.
С нарушением закона «О рекламе» все понятно, но где ФАС смогла увидеть административное правонарушение в виде оскорбления чувств верующих юридическим лицом? Дело в том, что в России сложилась традиция – видеть дела об оскорблении чувств верующих там, где их нет. Точка зрения епархии в подобной ситуации кажется сомнительной и не подкрепленной никакими нормами права – лишь авторитетом РПЦ.
Тем более стоит разобраться, что из себя представляет понятие «оскорбление чувств верующих» для нас – простых жителей России.
В Уголовном кодексе ответственность за оскорбление чувств верующих предусмотрена ст. 148, гласящей, что публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются различными санкциями, вплоть до лишения свободы срок до года.
В разных странах из-за «оскорбления чувств», «кощунства» и т.д. могут как казнить (радикальный исламский вариант), так и просто пройти мимо (в США, например, суд считает преследование за оскорбление религии несоответствующим свободе слова, а в Великобритании соответствующие законы Англии и Уэльсa были отменены в 2008 году).
Однако в России наказание за оскорбление чувств верующих не ограничено только лишь посвященной ему статьей. Зачастую за пост в социальной сети, где допускается жесткая (да и не очень) критика религии, можно предстать перед судом и по иным статьям. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать неуважение к обществу — при этом п. «б» ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. По этой статье максимальный срок наказания составляет 5 лет лишения свободы. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Тут максимальный срок также составляет 5 лет. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — вандализм. Здесь, в случае, если осквернение совершено по мотивам религиозной ненависти, максимальный срок заключения составляет 3 года.
Как мы видим, верующие на территории РФ – самая чувствующая и при этом одна из самых защищенных категорий граждан. Что следует (и чего не следует) делать, чтобы ваша точка зрения случайно никого не оскорбила и вы не отправились в санаторий где-нибудь в Воркуте?
Во-первых, не ломайте религиозное имущество. Запомните: сломали стол — просто сломали. Сломали алтарь — уже осквернили. Кладбища, церкви, мечети, синагоги, пагоды — все из той же области. От обвинения в вандализме тут не уйти.
Со ст. 214 разобрались, идем дальше, к более сложным вопросам. Вы ничего ломали, но на чувства верующих, чем бы они ни были, все-таки посягнули, считает следователь. В этом случае в УК действуют три правила:
действие должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все, что угодно;
действие должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство;
наконец, целью действия должно быть именно оскорбление.
На последнем пункте стоит остановиться особо. Действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, должны совершаться именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).
С сожалением вынуждены констатировать, что на последний пункт российские правоохранительные органы практически не обращают внимание, и, если человек разместил публикацию, имеющую признаки оскорбления чувств верующих, но не ставил целью оскорбить их, он все равно привлекается к ответственности. Доводы экспертизы для следствия и суда – прописная истина, а слова обвиняемого – попытка «отбрехаться».
Вероятность лишения свободы за «оскорбление чувств», что называется, 50/50, но содержание под стражей либо помещение в психиатрический стационар вам обеспечены примерно на 70%. Что касается судимости – она у вас точно будет. В России бывали уголовные дела за фразу в интернет-переписке «бога нет», вудуистское жертвоприношение или удар ногой по статуе Будды.
Раз уж правоохранительная система предпочитает игнорировать презумпцию невиновности и считает умысел априори доказанным, следует соблюдать простые правила.
Не публикуйте в соцсетях информацию, критикующую религию в любой форме, не делайте репосты подобных записей. Может оказаться, что фразы, используемые в вашей записи (указывающие на отсутствие бога, отрицающие божественную сущность персонажей религиозной литературы, критикующие уклад религиозной жизни) эксперт сочтет оскорбительными. Безопасным будет публиковать размышления о финансовой отчетности религиозных организаций, о нарушении закона священниками, когда их вина подтверждена. Если пишете исследовательскую статью – не переходите на личности, избегайте двояких формулировок.
Если вы находитесь в религиозном учреждении – воздержитесь от поступков, способных привлечь внимание, даже если они не кажутся вам оскорбительными. Следует вспомнить случай Руслана Соколовского – он знал особенности законодательства РФ и его неоднозначного толкования, но при этом все же пошел «ловить покемонов». Не стоит и прикуривать от свечек в храме: этот повод уже стал типовым для возбуждения уголовных дел.
Если Вы ведете видеоблог, являетесь критиком религии – прощайте! Шутка. Критикуя религию, пользуйтесь советами из пункта 1, либо действуйте по примеру Руслана Усачева и его программы на видео-хостинге YouTube «Оскорбление чувств верующих» (название сугубо ироничное), где он рассказывает об общепризнанных научных фактах, в частности – антропогенезе, теории эволюции, генетике и об истории религий.
В заключение следует вспомнить случай Pussy Riot, когда столь жесткого законодательства о защите чувств верующих еще не существовало, однако их панк-молебен вызвал колоссальный общественный резонанс, и участницы группы были осуждены за хулиганство.
13 марта 2012 года глава Совета по правам человека Михаил Федотов заявил, что не видит оснований для привлечения участниц к уголовной ответственности и называет произошедшее «в чистом виде мелким хулиганством» — административным правонарушением, с максимальным наказанием — административным арестом на 15 суток. Также СПЧ опубликовал заключение эксперта Независимого экспертно-правового совета Юрия Костанова, согласно которому задержанные не могут быть обвинены в хулиганстве на почве религиозной ненависти, так как эпатажный способ выражения своих взглядов сам по себе не является проявлением ненависти к христианской (равно как и любой другой) религии.
Однако, как мы помним, несмотря на большое количество доводов в защиту девушек со стороны авторитетных юристов России, следствие и суд посчитали иначе. Так что и за вас может высказаться половина юридического сообщества России, и вас могут признать политзаключенным, но легким движением руки Фемиды вы все равно отправитесь в колонию на срок до 5 лет (зависит от тяжести деяния и предъявленной статьи).
Так что верите вы в бога или богов, не верите — а наши советы лучше запомните.
Источник
Три Аргумента в Пользу Того, Что «Оскорбление Чувств» — Лютый Абсурд
Сейчас у многих на слуху (и на виду в мемах на просторах Сети) понятие оскорбления чувств. Чаще всего разговор заходит об оскорблении чувств верующих — из чего остроумная часть публики быстро сделала вывод, что у неверующих либо чувств нет, либо их оскорбить невозможно. Или, что чаще всплывает — необходимы аналогичные санкции за оскорбление чувств атеистов, например.
В этой заметке не будем затрагивать юридические и культурные соображения и проблемы с понятиям «Оскорбления Чувств» (ОЧ), а рассмотрим психологическую сторону.
С точки зрения психологии как науки есть три причины того, что ОЧ — это продукт или недомыслия, или тяжёлого помешательства. Они далее.
1. Оскорбить можно личность — субъект воли, обладающий достоинством. Чувства — процессы безличные, самостоятельного достоинства не имеют и оскорблению не подлежат.
Здесь всё же придётся привлечь юридическое понимание оскорбления.
Согласно российскому законодательству, оскорбление — преступление, предусмотренное ст. 130 УК РФ, заключающееся в умышленном унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме. О. может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, непристойный жест и т.д.), публично, либо в отсутствие потерпевшего.
Это очень важное понимание, так как в повседневной жизни мы можем называть свои эмоциональные выплески на технику и мебель «оскорблениями». Стоит иметь в виду, что это, максимум, метафора — если, конечно, «оскорбляющий чувства системного блока» не верит в анимизм и не полагает наличие «души» у неодушевлённых предметов.
Чувства, казалось бы, не относятся к этой категории. Как многие рассуждают: чтобы имели место чувства, необходима психика, то есть «душа» и соответственно личность. Если что-то вызывает у некой личности неприятные чувства, то, стало быть, это оскорбляет эти чувства. Вроде как.
С научной точки зрения, чувства (эмоции, аффект) — это такой же продукт жизнедеятельности организма, как слюна, желудочный сок, моча, углекислый газ и так далее . Эмоции порождаются нашей высшей нервной системой в ответ на личностные смыслы происходящих с нами событий — аналогично тому, как слюна начинает выделяться в ответ на аппетитные стимулы.
Итак, первый способ осветить маразматичность понятия «оскорбление чувств кого-то там» — заменить «чувства» на указанные физиологические выделения: «оскорбление мочи верующих» звучит уже куда как комичнее и нагляднее.
2. Если лично вы на что-то взяли и обиделись — это не доказательство тому, что вас кто-то оскорбил, специально или даже ненамеренно.
Или, более формально — только тот факт , что кто-то расценил нечто как оскорбление, обиделся или как-то иначе среагировал эмоционально — вовсе не обязательно свидетельствует о том, что кто-то другой хотел именно его оскорбить и вызвать нежелательные переживания.
Напротив, очень даже часто это свидетельство эмоциональной незрелости, зависимости или инфантильности мнимого потерпевшего «оскорбление». Не всегда, разумеется.
Скажем, одна из красочных иллюстраций этой темы с чувствами верующих:
Теория эволюции — научная теория, прямо объясняющая происхождение видов без всякого божественного замысла или вмешательства. Это может быть классифицировано как оскорбление чувств верующих или нет?
По сути — хотя любая научная теория в принципе этим вопросом не занимается — концепция эволюции утверждает, что Бог не нужен и жизнь зародилась и развилась естественным образом. Любой достаточно поехавший крышей верующий может расценить это положение как оскорбление его веры и лично своих драгоценных чувств.
Но хотел ли, например, Дарвин создавать свою теорию с целью оскорбить чувства верующих своего времени и всех последующих? Безопасно допустить, что скорее нет, чем да (хотя кто знает, правда?).
3. Люди оказывают сильное (не абсолютное, впрочем) влияние на свои эмоции. Чем более зрелая личность — тем меньше её может «обидеть» нечто извне.
Это до сих пор нечто загадочное и мистическое, но это психологический факт — мы можем управлять своей эмоциональной судьбой, так как безусловно влияем на мысли и образы в собственной голове.
Что касается обиды — это эмоция очень примитивная: когда кто-то нам не угодил (поступил, на наш взгляд, несправедливо или пренебрежительно), мы одновременно и сильно печалимся, и злимся на него (т.е. недифференцированный отклик).
Эмоциональной развитый человек — в ответ на чьё-то адресное оскорбление может испытать гнев, может разочароваться в человеке, но не обидеться, словно маленький пятилетний ребёнок, которому родитель обещал конфетку и не дал.
Таким образом (хотя сама идея и её обоснование — тема отдельной статьи), мы можем понимать, что обида — эмоция крайне симптоматичная; хроническая обиженность и обидчивость выступает признаком психологической недоразвитости, и к религиозным верованиям отношения не имеет.
Так вот, а что касается темы оскорбления чувств — из последнего тезиса следует, что оскорбление чувств верующих и неверующих одинаково бессмысленно, так как, в теории, почти что угодно способно «оскорбить» чьи-либо «чувства», при надлежаще неверной интерпретации.
При всём сказанном — не следует забывать, что оскорбление личности (или бренда, например), и как понятие и как явление — сущность совершенно объективная и доказуемая. И в таких случаях речь идёт совсем не о «плохих» чувствах, а о сохранении или утрате репутации, чести и достоинства конкретными людьми, группами или организациями.
Источник