Молчание Бога
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Не чувствую Бога. Вечная проблема большого количества людей, которые просто не ощущают никак Его присутствия в мире. Хочу поверить, принять христианство, но нет во мне ни особого трепета на службе, ни каких-то ярких переживаний, ни даже жизненных историй, говорящих о Его присутствии. Говорят, что Бог отвечает всем, кто хочет верить, так в чем проблема? Во мне? Или в том, что те, кто Его чувствуют, обманываются? Да и вообще — можно ли изнутри (то есть через чувствование) доказать бытие Бога?
С уважением, Николай, г. Санкт-Петербург
Бога нельзя принудить к общению, как нельзя заставить другого человека подружиться с тобой. Но как ожидание дружбы уже является первым шагом на пути к ней, так и жажда встречи с Богом — начало этой встречи.
Поэтому, Николай, я не стану отвечать, что проблема в Вас. Вместо этого я просто попрошу задуматься — почему для Вас так важно убедиться в существовании Бога? Почему состояние большого количества людей, которые никак не ощущают Его присутствия в мире, Вы называете не иначе как проблемой?
Видимо, в бытии Божием можно убедиться не только через внутреннее чувство, но даже и через отсутствие такого чувства, когда оно воспринимается как проблема, как некая пустота, требующая восполнения. Уже само это желание встречи с Богом — знак Божьего прикосновения к сердцу человека, извещение о том, что встреча эта непременно состоится в свое время. Но есть важный момент: такое извещение ни в коем случае нельзя рассматривать как некое «доказательство бытия Бога», очевидное для всех. Более того, можно с полной уверенностью сказать, что такого универсального подтверждения вообще не существует. Потому что к каждому из нас Бог обращается лично и от каждого ждет именно его личного ответа. А ответ этот — дело нашей свободы, которую люди могут употребить очень по-разному. Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы однажды прочесть Евангелие. Невозможно представить себе большего свидетельства о бытии Божием, чем явление в мир Христа — воплощенного Бога, ставшего Человеком. На глазах у множества людей Он творил удивительные чудеса, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал мертвых. Но даже эти удивительные свидетельства стали подтверждением Его божественности отнюдь не для всех.
Бог действительно отвечает всем, кто хочет верить. Проблема лишь в том, что сила этого желания у людей может быть очень разной — от простого любопытства до осознания полной невозможности жить далее без Бога. Я хотел бы предложить Вашему вниманию две истории людей, которые в юности, так же как и Вы, хотели убедиться в бытии Божием. Один из них — известнейший проповедник митрополит Сурожский Антоний, другой — православный подвижник, человек святой жизни, игумен Никон (Воробьев). А еще я позволю себе рассказать о том, как сам читал Евангелие в электричке, и что из этого получилось.
МИТРОПОЛИТ СУРОЖСКИЙ АНТОНИЙ О ВСТРЕЧЕ СО ХРИСТОМ:
И вот я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что, прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база; Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других…
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ) ИСКАЛ БОГА:
Однажды летом 1915 года, когда Николай ощущал состояние полной безысходности, у него вдруг как молния промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Ведь не может быть, чтобы Он не ответил ищущему Его человеку! И вот неверующий молодой человек от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»…
АЛЕКСАНДР ТКАЧЕНКО О ТОМ, КАК ЧИТАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ В ЭЛЕКТРИЧКЕ:
Однажды я взял с собой в электричку Евангелие. Просто так, из любопытства. Что называется — почитать в дороге, ознакомиться с текстом. Открыл… И всё! Я вцепился в него и просто оторваться не мог: читал, читал, читал… Хотя, это очень утомительное занятие, особенно с непривычки. Чем дольше я читал, тем лучше начинал видеть, что понятия добра и зла оказывается, вовсе не абстрактны и не относительны. И все этические категории, которые существуют в мире, на самом деле имеют исток и объяснение вот в этой, невзрачной с виду книжечке…
Ожидание бывает томительным, но без него и радость встречи не стала бы такой яркой. Николай, Вы сейчас переживаете очень важный период, когда душа как бы созревает, готовится к встрече с Богом. И когда Он откроется Вам, это будет очень сильное переживание, после которого в Вашей жизни практически каждая история будет так или иначе указывать на Его присутствие в мире. Но именно здесь, в этой точке встречи Вы будете поставлены перед необходимостью изменить себя. В принципе, любая серьезная встреча меняет нашу жизнь. Например, вступая в брак, человек оставляет множество своих холостяцких привычек и учится жить не в одиночку, а вдвоем с любимым человеком. Ну а уж насколько изменяется жизнь семьи после рождения ребенка (а ведь появление на свет нового человека — это тоже встреча) знают, наверное, все папы и мамы. Ожидая встречи с Богом, странно было бы полагать, будто она не потребует от человека изменений. Многие вещи, казавшиеся раньше вполне безобидными, вдруг окажутся грязными и мерзкими в свете чистоты и святости открывшегося Вам Бога. И от того, как Вы отнесетесь к увиденному в себе греху, будет зависеть, чем станет для Вас эта долгожданная встреча — судом или спасением
Источник
«Я молюсь и хожу в храм, но веры не чувствую. Что делать?»
Фото: Indigo Skies Photography
В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читательницы:
Здравствуйте! У меня не получается проникнуться верой всей душой. Я стараюсь соблюдать посты, причащаться, читать утреннее и вечернее правило, но ощущение такое, что всё это внешнее, неглубокое. Я просто знаю, что это надо делать, и только. Исповедоваться стараюсь тщательно, но тоже только словами — в момент исповеди ничего не ощущаю. Бывает, конечно, стыдно за свои дела, но не так часто, как надо.
Иногда действительно хочется помолиться и/или сходить на службу, и я по возможности делаю это. Но во время молитвы мой ум бродит где-то, и максимум, что я могу — это на какое-то время сосредоточиться на словах молитвы, но в сердце я ничего не чувствую.
Ощущаю себя лицемеркой… Горячая молитва бывает очень редко, только в моменты отчаяния (по житейским делам) или, например, когда молюсь об умершем дедушке.
Мне 25 лет, я с детства ходила с родными в храм. Я чувствую потребность в вере, в любви к Богу, в горячей молитве, но совершенно не чувствую себя христианкой. Недавно начала читать духовные книги, от этого тяга к вере возросла, но стало еще тяжелее, потому что не могу себя заставить.
Я понимаю, что в таком состоянии не смогу ни сама быть твердой в вере, ни детей правильно воспитать, если они будут. Как мне проникнуться верой всей душой?
На вопрос отвечает протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, завкафедрой богословия Московской духовной академии, первый проректор Сретенской духовной семинарии.
Нередко бывает, что пост, молитва и богослужения (внешние церковные правила) не находят отклика в душе. Происходит некий диссонанс между тем, что мы делаем, и тем, что чувствуем. Архимандрит Виктор (Мамонтов) говорил: «Чтобы прийти к вере, надо прийти к самому себе, почувствовать внутри себя тишину, осознать важность своего духа». Главное, что предстоит сделать, — преодолеть сердечное окаменение и наполнить механические действия смыслом.
первое: не пытайтесь определить или измерить чувство веры.
Христианин — не тот, кто ощущает себя великим подвижником, а тот, кто жаждет Христа, любит Его и хочет быть на Него похожим. Более того, было бы даже странным, если бы Вы сказали: «Я настоящий христиан, потому что ничем не отличаюсь от Христа». Когда человек ощущает, что уже достиг чего-то в духовном плане и больше не нуждается в духовном росте, о нем говорят, что он впал в прелесть.
Но Бог открывает нам состояние нашей греховности не для того, чтобы мы постоянно чувствовали себя виноватыми и впадали в уныние. Понимание того, как мы далеки от идеала, напротив, должно стать для нас источником движения вперед.
Однако эта девушка, говоря о «вере всей душой», ставит перед собой заранее недостижимую цель. Можно, конечно, требовать от ребенка, который впервые сел рисовать, изобразить картину Ван Гога, но это будет бессмысленным и лишь оттолкнет его от творчества. Хороший преподаватель начнет с чего-то малого, с того, что у ребенка уже получается. Только так можно пробудить у него желание рисовать дальше, и только тогда ученик перейдет от меньшего к большему.
Вот так и с верой в Бога. Нельзя сказать: «Пока я не поверю всей душой, я не стану христианкой». У веры нет «отсекающего порога», исходя из которого мы могли бы определить веру как настоящую или, напротив, недостаточно сильную — Церковь пока не разработала таблицу оценки духовного состояния верующего и, надеюсь, этого никогда не произойдет.
Единственный показатель веры, который у нас есть, выражается в завете апостола: «За все благодарите и непрестанно радуйтесь». Когда человек начинает видеть и славить Бога во всем, с чем соприкасается — он начинает жить по вере. И это главный маркер «веры всей душой».
Второе: научитесь жить в состоянии молитвы.
Фото: Indigo Skies Photography
Если человек верит и ведет правильную духовную жизнь — соблюдает внешние правила и следит за внутренним состоянием (а это состояние — прямо противоположное печали, тревожности, унынию и зацикленности человека на самом себе) — внутри будет звучать одно: «Слава Богу за все!».
Когда мы говорим: «Слава Богу!», мы вовсе не пытаемся удовлетворить некую «тщеславность» Господа. Эти слова означают, что все прекрасное, что есть в нашей жизни — будь то внешний мир, отношения между людьми или общественные процессы, — все это отражение Славы Божией. И если человек внутри себя правильно настроен, чем бы он ни занимался — великими подвигами или житейскими делами, — он везде будет считывать отблески божественной славы.
Когда человек приобретает в этом устойчивый навык, он переходит в состояние непрестанной молитвы. Эта молитва не обязательно должна иметь какую-то определенную форму, она становится предстоянием — человек постоянно ощущает себя в присутствии Божием. В таком состоянии ему легко, приятно и радостно заниматься духовной работой, будь то подвиг поста, молитвы или помощи окружающим.
Ошибочно полагать, что молиться — это просто встать в углу, перекреститься и начать читать правило. В идеале вечернее правило должно являться апогеем, вершиной того молитвенного пути, по которому человек шел в течение дня. А воскресная литургия — это апогей всей недели, всего недельного собирания духовного плода, с которым человек приходит ко Христу.
Так что, если человек в течение дня касается Бога, он к вечерней молитве приходит настроенным на нее. И молитва — по смыслу и настроению — не будет для него чем-то диаметрально противоположным тому, чем он занимался ранее. Наоборот, он захочет молиться и будет видеть в этом не навязанную извне обязанность, а возможность — остаться в тишине, наедине с дорогим сердцу Богом.
Третье: примите как данность — наши чувства могут притупляться.
Естественно, молитвенный подвиг не всегда дается и мы не всегда пребываем в радости. Человек не механическая кукла, одинаково реагирующая на одни и те же раздражители. К тому же в однообразном ритме жизни чувства могут притупляться.
Так что если в какой-то момент вас перестало трогать то, что трогало всегда, не стоит начинать копаться в себе и искать изъян, сравнивать свои чувства с другими. Никто, кроме вас, не может знать, как ваше сердце должно откликаться на те или иные события. Это ваша жизнь, ваша личность и ваш исключительный путь познания божественного. Этим, наоборот, надо дорожить: быть внимательными к себе и следовать за движением сердца.
Если вы встали на молитву и в этот момент ничего не чувствуете — ваши чувства притупились, но вера не иссякла. Господь принимает вас и в таком состоянии.
Это как в отношениях любящих людей: если один не в духе, другой не будет в этот момент упрекать его или требовать внимания и заботы — это было бы потребительством, проявлением не-любви. Но если люди по-настоящему любят друг друга, они готовы принять и плохое настроение друг друга.
А вот если человек целый месяц пребывает в состоянии бесчувствия, без вдохновения и отклика в душе — тогда действительно стоит искать способы снова пробудить движение своего сердца.
Четвертое: найдите способы отогреть свое сердце для молитвы.
Когда сердце молчит, можно продолжать молиться механически и надеяться, что сердце от этого согреется. Возможно, так и будет, ведь в храме человек погружается в особую атмосферу богослужения, отогревающую сердца. Но это происходит далеко не всегда и не со всеми: можно десятилетиями читать молитвенные правила и так и не научиться молиться.
Если же вы во время молитвы по-прежнему не чувствуете отклика в душе, старайтесь преодолеть это бесчувствие.
Во-первых, прежде чем начинать читать правило, вспомните, что согревало ваше сердце и побуждало молиться раньше.
Во-вторых, прочитайте молитвы в переложении на русский язык — чтобы слова не шли мимо, надо понимать их смысл. Поэтому крайне полезно научиться распознавать идеи и образы, заложенные в слова молитв. Только тогда они смогут проникать в сердце, цеплять и приводить в движения сердечные слои — и когда вы снова откроете текст на церковно-славянском, он раскроет перед вами всю красоту своего замечательного и сочного языка.
В-третьих, вникните в суть молитвы, которую читаете, не скользите по ее поверхности. Порой читая знакомую молитву, мы перестаем обращать внимание на ее смысл. Хотя на самом деле в ее тексте каждый раз можно найти что-то новое.
В-четвертых, своим прихожанам я советую иногда радикальным образом менять саму форму домашнего правила, чтобы оно не становилось формальным. Например, можно в какой-то день читать правило не дома, а пойти погулять 15-20 минут и попробовать вообще ни о чем не думать, а просто почувствовать жизнь, дыхание Божественного Духа, которым пропитано все мироздание. Кому-то это очень помогает, и люди начинают слышать и слушать тишину, ощущать и чувствовать божественное присутствие в этом мире.
В-пятых, вместо правила можно в течение какого-то времени читать любимую молитву. Так, в монастырях заучивали наизусть Псалтырь — книгу молитв, идущих из глубин души, при чтении которых человеческое сердце не может не откликаться. Как только монах впадал в уныние, он начинал читать псалом, который вселял в него надежду и уверенность — и ему становилось лучше.
Если вы научитесь читать молитвы с сердечным участием, однажды вам начнет казаться, что эти молитвы написаны вами — настолько они станут близкими, родными, идущими из глубины души. И объяснение этому очень простое: все мы созданы по образу и подобию Божьему, всех нас вдохновляют и расстраивают очень схожие вещи. Поэтому и поэзия Пушкина стала всеобщей, и слова молитв согревают практически любого благодаря своей глубине. Когда эти слова проникают к нам в сердце и становятся созвучны нашему внутреннему состоянию, начинает появляться настоящая, сердечная, осмысленная молитва.
Пятое: позаботьтесь о внутреннем наполнении.
Чтобы побороть окаменение сердца, надо быть внимательным к его отклику: попробовать фиксировать его, записывать, вести дневник.
Многим людям с дефицитом наполненности помогает справиться искусство. Архитектура, музыка, живопись обращены к чувствам, к прямому воздействию на человеческое сердце. Именно поэтому священник Павел Флоренский называл храмовое действо «синтезом искусств».
Но разогревание сердца происходит не только в храме. Я знаю людей, которые идут в Третьяковскую галерею к одной конкретной картине, возле которой могут стоять часами, чтобы пережить прикосновение Бога к своему сердцу. Кто-то идет на концерт симфонического оркестра, который становится для него точкой входа божественного в земную жизнь. А кому-то нравится действие, балет, где можно раскрыть красоту человеческого тела, созданную Богом, — и это тоже будет частью молитвы, богопознания.
Состояние бесчувствия, духовной опустошенности знакомо и мне. Но я выработал инструментарий, помогающий мне снова ощутить это внутреннее движение. Это и музыка, и фильмы, которые «встряхивают» меня, и, конечно же, встречи с людьми, общение с которыми меня вдохновляет. Книги, стихи, определенные псалмы и цитаты из Священного Писания — всё это хорошо помогает выйти из состояния «короткого замыкания» на себе самом.
Когда я вижу, что что-то одно не работает, пытаюсь воспользоваться другим. В такие моменты я люблю побыть один, погулять на природе, почувствовать тишину и гармонию мироздания. Дело в том, что Бог в нашем привычном представлении, в нашей слишком человеческой системе координат — молчит, но на самом деле мы сами не хотим Его услышать, впустить. Не хотим именно тогда, когда наша самость настолько раздулась, как воздушный шарик, что заполнила собой всё мироздание. Но — стоит этому «шарику» хотя бы немного сдуться — мир Божий начинает просматриваться, а он — прекрасен!
Так что, если одна дверь закрыта, ищите другую, через которую вы наконец впустите Отца Небесного в свою жизнь.
Источник