Не чувствует как червь его грызет

Synderesis. Интернет-журнал

Чувство некомпетентности

Путь до профессионала своего дела проходит через несколько стадий. Сначала вы «студент», постигающий основы профессии. Потом «стажер», усердно перенимающий опыт старших товарищей. Затем постепенно происходит становление «специалиста». И только когда за плечами есть собственный багаж опыта достижений и провалов, появляется «профессионал».

Чувство собственной компетентности растет по мере того, как человек нарабатывает знания, умения и навыки, решает все более сложные профессиональные задачи и видит прогресс.

Но иногда отношение к самому себе как к профессионалу настолько хрупко, что человек чувствует себя хронически некомпетентным. Сначала, когда это чувство обосновано, оно является хорошим стимулом для развития. Но в какой-то момент разрыв между тем, кем человек уже является и что продолжает о себе думать, становится слишком велик. И он ловит себя на том, что ни повышение уровня мастерства, ни признание окружающих никак не влияет на это чувство. Оно, как червь, продолжает грызть изнутри и даже заставляет чувствовать себя обманщиком.

Ожидания окружающих (как от профи) человека пугают, достижения кажутся случайностью, а профессионализм, который видят другие — искусственным, ненастоящим. Он сам в него не верит. Поэтому легко соглашается с мнением более уверенного в себе коллеги, даже если видит его ошибочность. Он боится взять ответственность за сложную задачу, хотя давно решает подобные в качестве «подмастерья». Он уже стоит много, но не ценит себя и позволяет другим пользоваться этим.

Чувство некомпетентности раскачивает мост между опорами «стажер», «специалист» и «профессионал». Человек постоянно сомневается, достаточно ли он хорош в своем деле. Это заставляет его зацикливаться на ошибках и недооценивать достижения – они всегда недостаточны для того, чтобы компенсировать чувство собственной некомпетентности.

Под всем этим обычно кроется глубокая психологическая проблема. Вера в себя, в свои способности и силы – это тот стержень, ствол, из которого потом вырастают реальные дела. Вера – это то, что позже превращается в уверенность. И она возникает авансом, еще до того, как вы можете подтвердить на деле свое внутреннее самоощущение, приведя внешнюю реальность в соответствие с ним.

Эту веру можно только взять у других людей: родителей, друзей, учителей и т.д. Просто доверяя их вере в вас.

Если она не посеяна в детстве, обрести ее уже не так просто. Потому что вместо нее посеяно сомнение в своих способностях и силах или даже уверенность в собственной несостоятельности. Убрать голоса чужих мнений из далекого прошлого бывает нелегко. Но именно это и необходимо сделать, чтобы иметь возможность поверить в себя.

Человек, который оценивает собственные достижения через призму чувства некомпетентности, не видит реальной ситуации. Поэтому должен возвращаться к ней сознательными усилиями: ставить под сомнение обоснованность «старого» самоощущения, сверять свое видение с тем, как видят его другие (сейчас, а не тогда) – особенно те, кто является авторитетом в профессиональном плане. Сознательно обращать внимание на достижения. Учиться принимать ошибки как необходимую часть процесса развития, а не как очередное подтверждение собственной некомпетентности (=профессиональной неполноценности). Сравнивать себя-вчерашнего с собой-сегодняшним – и видеть разницу. И эта работа над своей «картинкой» должна идти параллельно с профессиональным ростом.

Без веры в себя настоящий профессионал состояться не может.

Источник

Не чувствует как червь его грызет

Михаил Юрьевич Лермонтов

Собрание сочинений в 4 томах

Настоящее собрание сочинений М. Ю. Лермонтова является расширенным и дополненным переизданием четырехтомного так называемого «малого академического» собрания сочинений, выпущенного Институтом русской литературы (Пушкинским Домом) АН СССР в 1958–1959 гг. на основе шеститомного академического издания 1954–1957 гг. [1]В него вошли новые тексты Лермонтова, обнаруженные в 1960–1970-х годах; при подготовке текста учтены вновь найденные автографы и данные исследовательской литературы последних лет. Все эти изменения и дополнения оговорены в примечаниях и преамбулах к ним.

Читайте также:  Признаки эмоциональной зависимости у мужчин

По своим общим принципам настоящее собрание сочинений следует за четырехтомным изданием. Справочный аппарат в нем облегчен: отсутствует полный свод вариантов и черновых редакций произведений (основные из них приводятся в примечаниях), отсутствует подробное описание рукописей Лермонтова и других источников текста, сокращены библиографические сведения. В то же время круг сведений, входящих в реальный и историко-литературный комментарий, расширен по сравнению с «малым академическим» изданием.

В примечаниях к произведениям Лермонтова сообщаются место первой публикации произведения, текст собственных примечаний и помет Лермонтова, если они имеются в автографе; время написания произведения; существенные факты его творческой истории: обстоятельства создания, имя адресата (для посланий, посвящений, некоторых лирических стихотворений), сведения о литературном источнике (если он имеется) и т. д. Здесь же приводятся наиболее важные с историко-литературной точки зрения оценки произведения; дается разъяснение авторского подтекста, игры слов, поддающихся раскрытию намеков; сообщаются краткие сведения о малоизвестных лицах и географических названиях.

Собрание состоит из четырех томов: в первый том входят стихотворения, во второй том – поэмы и повести в стихах, в третий – драмы, в четвертый – художественная проза, письма, планы и заметки. Внутри каждого тома произведения располагаются в хронологическом порядке. Перед разделом примечаний в конце тома дается краткая вступительная статья, характеризующая особенности произведений данного жанра.

Тексты Лермонтова печатаются по новой орфографии, но с сохранением особенностей языка, характерных для эпохи 30 – 40-х годов прошлого века.

Источник

Не чувствует как червь его грызет

Вскоре после этого она поехала в родной город. Я посоветовал ей навестить могилы родителей и там подумать обо всем. Этот совет может показаться радикальным, однако в 1895 году Фрейд давал своим пациентам именно такие указания.[10] У могилы отца Дженнифер вдруг пришла в голову странная мысль: «Как ему, наверное, холодно в этой земле…»

Мы обсудили эту нелепую мысль. Складывалось впечатление, что ее детское видение смерти, включающее в себя иррациональные компоненты (например, предположение о том, что мертвые могут чувствовать холод), все еще жили в ее воображении, бок о бок со взрослыми рациональными представлениями.

По дороге домой Дженнифер внезапно вспомнила песенку, которая была популярна в ее детстве. Она начала напевать ее, с удивлением понимая, что прекрасно помнит слова.

Во время пения Джейн стала думать о своих старших сестрах, которые жестоко дразнили ее. Они постоянно пели эту песню, не обращая никакого внимания на то, что причиняют ей страдание, хотя оно было очевидно и почти осязаемо.

Воспоминание об этой песенке стало для Дженнифер прозрением — оно помогло ей понять, что повторяющийся сон о молоке из червяков был связан не с сексом, но со смертью, и тем чувством незащищенности и опасности, которое она испытывала в детстве.

Это озарение — что все это время в ней дремало детское видение смерти — открыло для Дженнифер новые перспективы в терапии.

СКРЫТЫЙ СТРАХ СМЕРТИ

Для того чтобы извлечь на поверхность скрытый страх смерти, может потребоваться кропотливое исследование, но часто человек независимо от участия психотерапевта может обнаружить его, прибегнув к саморефлексии. Мысли о смерти могут проникать в сны, находясь при этом сколь угодно далеко от нашего сознания. Любой ночной кошмар — это проявление страха смерти, который покинул свое укрытие и угрожает спящему.

Ночные кошмары будят спящего, рисуя ситуации, в которых его жизнь подвергается опасности. Эти сны могут быть разными: человек спасается от преследования, падает с большой высоты, пытается спрятаться от смертельной опасности или видит себя умирающим или уже умершим.

Смерть часто появляется во снах в аллегорической форме. Например, мужчина средних лет, страдающий желудком и подозревающий у себя рак, во сне видит себя со своей семьей в самолете, они летят на экзотический курорт на Карибском море. В следующий момент он уже лежит на земле, скорчившись от боли в желудке. В ужасе он просыпается и тут же понимает, почему он не в самолете и не летит на экзотический курорт: он уже умер от рака желудка, и жизнь продолжается без него.

Наконец, определенные жизненные ситуации почти всегда провоцируют страх смерти: например, собственная тяжелая болезнь, смерть близкого человека или серьезная угроза личной безопасности, которая кажется неизбежной, — изнасилование, развод, пожар, уличное ограбление. Размышления об этом обычно приводят к проявлению страха смерти.

Читайте также:  Что чувствуешь при ножевом ранении

Источник

Не чувствует как червь его грызет

Михаил Юрьевич Лермонтов

Собрание сочинений в шести томах

Том 1. Стихотворения 1828–1831

Настоящее собрание сочинений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова содержит критически установленный текст произведений поэта и полный свод вариантов к ним.

Все произведения и письма, вошедшие в издание, проверяются и печатаются по наиболее точным печатным текстам, автографам и авторитетным копиям.

Тексты сопровождаются краткими примечаниями, заключающими в себе сведения об источниках текста, о первом появлении в печати, о дате создания и краткие фактические разъяснения, необходимые для понимания произведения.

В собрание входят все художественные произведения, планы, наброски и письма поэта.

Собрание состоит из 6 томов:

Томы 1 и 2 — Стихотворения.

Томы 3 и 4 — Поэмы и повести в стихах.

Том 6 — Проза и письма, даты жизни и творчества Лермонтова, указатели.

Внутри каждого тома произведения располагаются в хронологическом порядке. Этот порядок определяется датой написания или, за ее отсутствием, датой выхода в свет произведений Лермонтова. Раздел «Другие редакции и варианты» помещается вслед за основным текстом.

Стихотворений, принадлежность которых Лермонтову не может быть неопровержимо доказана, даются в приложениях (в разделе «Произведения, приписываемые Лермонтову»). Тетради, содержащие конспекты лекций, прослушанных Лермонтовым в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, и так называемые «юнкерские поэмы» в собрание не включаются.

Значительно увеличен раздел вариантов и других редакций. Основным принципом воспроизведения вариантов является наиболее полный и точный свод всех разночтений и ранних редакций, отличающихся от окончательных чтений основного текста; этим достигается возможно более полная документальная характеристика творческой работы Лермонтова над созданием своих произведений.

Перед разделом «Примечания» дается краткий обзор источников и пояснение условных обозначений.

В подготовке текстов стихотворений и комментировании их участвовали: Т. П. Голованова (стихотворения 1831, 1830–1831 и разных годов), Г. А. Лапкина (стихотворения 1828, 1830, 1836–1840 годов и приложения I и II), А. Н. Михайлова (стихотворения 1829 года; 1839; пятнадцать стихотворений 1841 года— и все стихотворения из записной книжки Одоевского; стихотворения без дат—«Тебе, Кавказ, суровый царь земли», I и II), Л. Н. Назарова (стихотворения 1832–1834 годов; стихотворения 1841 года, за исключением вышеуказанных; стихотворения разных годов), А. И. Перепеч (приложение III-Стихотворения, приписываемые Лермонтову).

Источник

Тактильные галлюцинации

Тактильные галлюцинации – явление, по сравнению со слуховыми и зрительными галлюцинациями, достаточно редкое. Что такое тактильные галлюцинации? Их можно охарактеризовать как ощущения физического контакта с неким кажущимся объектом – обычно это мнимые прикосновения или ощущения движений под кожей или во внутренних органах.

Симптомы тактильных галлюцинаций

Галлюцинации возникают в сознании обычно неожиданно и бесконтрольно. Как правило, человек склонен доверять своим органам чувств, поэтому тактильные галлюцинации принимаются как нечто реальное, происходящее само по себе.

Обычно тактильные галлюцинации вызывают дискомфорт, неприятные и тревожные ощущения, и только в редких случаях они сопряжены с приятными переживаниями. Тактильные галлюцинации проявляются в весьма разнообразных формах. Здесь мы можем рассмотреть наиболее распространенные из них.

Ощущения под кожей

Часто тактильные галлюцинации проявляются как непривычные ощущения движения под кожей. Значительная часть людей, испытавших подобные галлюцинации, описывали их как ощущение, что под кожей кто-то ползает.

Так, у больных может возникать чувство шевеления, ощущение ползания под кожей насекомых – жуков, вшей, личинок. Другие сообщают об ощущении под кожей червей, которые непрерывно двигаются в разных направлениях. Если тактильные галлюцинации интерпретируются человеком как присутствие на его теле или внутри него живых организмов, то речь идет о развитии у пациента бреда наружной или внутренней зоопатии. Человек, переживший это состояние, так описывает свой опыт:

Внезапно появилось ощущение, как будто кто-то ползает под кожей. Я точно чувствовал шевеление, какое-то движение. Под кожей были насекомые, может, черви.

Галлюцинации, связанные с ощущением под кожей червей или насекомых, ползающих, кусающих или жалящих кожу, обычно возникают у людей, злоупотребляющих кокаином. Такие галлюцинации сопровождаются дерматозойным бредом.

Иногда галлюцинации проявляются как чувство жжения под кожей, ощущение зуда. Они могут быть не связаны с мнимым присутствием паразитов, тем не менее, вызывать не меньший дискомфорт и тревогу. Подобные неприятные ощущения под кожей могут и не являться галлюцинацией, но проверить это возможно только путем внимательной диагностики.

Читайте также:  Открытка золотая осень радость счастье

В редких случаях тактильные галлюцинации проявляются и вовсе как мнимое исчезновение кожных покровов – человек испытывает ощущение, как будто сняли кожу.

Ощущения прикосновения к коже

Порой люди чувствуют, что кто-то коснулся их сзади, и, обернувшись, обнаруживают, что вокруг никого нет. Тактильные галлюцинации могут быть ощущением прикосновения к телу, волосам, ощущением чужого дыхания близко к коже, ощущения, как будто по ноге или руке кто-то ползет.

Если такие галлюцинации могут вызывать предчувствие угрозы, то гаптические галлюцинации мгновенно повергают человека в страх. Это ощущения, будто кто-то кусает, щипает или хватает вас за части тела. Обычно они возникают резко и столь же внезапно исчезают. Пациент с гаптическими галлюцинациями так говорит о своем состоянии:

Я был в комнате один. Внезапно я испытал ощущение, что кто-то щипает мою ногу. Я был страшно напуган, ведь во всей квартире никого кроме меня не было. Это не было чувством, будто щипает меня какое-то насекомое или животное – я ощущал прикосновение руки человека.

Ощущения прикосновений к коже могут описываться как касание чем-то горячим, обжигающим или, наоборот, слишком холодным. Такие галлюцинации называются температурными, или термическими. Так, больные могут сообщать, например, о постоянном ощущении холодных ног и чувстве, будто ноги обволакивает снег. Иногда такие галлюцинации заставляют чувствовать противоположное – например, ощущение, как будто горит нога или ощущение, как будто на коже ожог.

Иногда человек может испытывать мнимое ощущение стекания по телу воды или другой жидкости, проступания на коже капель, ощущение мокрого под кожей. В каких-то случаях это кажущееся прикосновение чего-то мокрого к телу, в других – ощущение льющейся прямо на больного жидкости, которая может сопровождаться видениями морского прибоя, ливня и т.п. Такое явление связано с гигрическими галлюцинациями.

Ощущения, что внутри что-то шевелится

Висцеральными называют галлюцинации, во время которых контакт с мнимым объектом происходит не поверхностью тела, а во внутренних органах. Возникает неприятные ощущение шевеления внутри, будто в животе что-то вращается, органы смещаются, кожа растягивается и т. д.

Тактильные галлюцинации могут проявляться как ощущение инородного тела внутри организма. В разных случаях больной может ощущать внутри собственного тела присутствие насекомых, паразитов, или даже мифических сущностей. Зачастую висцеральные галлюцинации идут рука об руку с бредом одержимости.

Разновидностью тактильных галлюцинаций, связанных с ощущениями во внутренних органах, являются галлюцинации трансформации. При таких галлюцинациях больные ощущают изменения своих органов: их сжатие, увеличение, перемещение в другое место, искажение или просто исчезновение. Вот пример рассказа пациента с шизофренией, описывающего пережитые галлюцинации трансформации:

Бог раскрыл мне череп, высушил мозги. Их теперь у меня нет, остались только мысли. засорились легкие. Слипся кишечник. Расплавился мозг. Сморщился желудок. Сердце перевернулось и бьется в желудке. Печень двигается.

О чем говорят тактильные галлюцинации?

Мнимые тактильные ощущения встречаются при целом ряде неврологических заболеваний – деменции с тельцами Леви, болезни Паркинсона, Альцгеймера. Иногда их можно наблюдать при алкогольном делирии, или белой горячке, а также злоупотреблении кокаином.

Тактильные галлюцинации могут наблюдаться и при шизофрении. Разные исследования показывают, что с подобными галлюцинациями сталкивались от 13 до 27 % пациентов с этим диагнозом. Вместе с тем, при шизофрении тактильные галлюцинации обычно сопровождаются другими, например, зрительными и обонятельными. Однако в большинстве случаев такие галлюцинации являются признаком не шизофрении, а соматического или неврологического заболевания.

Что делать, если у вас или ваших близких тактильные галлюцинации?

Любые галлюцинации обычно возникают неожиданно и могут сопровождаться чувством сильного страха как у самого больного, так и у окружающих его людей. В таком состоянии человек способен решиться на резкие, необдуманные или даже опасные действия, например, прыгнуть с моста в воду, чтобы потушить пожар на коже, или нанести себе глубокие порезы, чтобы избавиться от подкожных червей.

Ни в коем случае не стоит игнорировать возникшие галлюцинации. Их корень может крыться в серьезных проблемах со здоровьем, требующих незамедлительной диагностики у специалиста и соответствующего лечения.

Не откладывайте визит к специалисту! Позвоните нам

Источник

Оцените статью