- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ и ПСИХОТЕРАПИЯ
- Человская Юлия Евгеньевна Психолог-консультант-психотерапевт
- Блокирование своих чувств, как бессознательный страх отвержения Человская Юлия Евгеньевна, психолог — консультант, Москва (Россия).
- Боюсь проявлять эмоции
- Страх выражать эмоции
- Читайте также
- Страх страхов: страх, что меня не любят
- Эмоции
- V. Две эмоции
- Эмоции
- Беседа 7. Чем больше вы любите, тем в большей степени исчезает страх. Если вы любите тотально, страх отсутствует абсолютно
- Первоэлементы и эмоции
- Д. С. Гусман. Почему мы не умеем выражать свои мысли и чувства?
- Эмоции
- Эмоции
- Эмоции
- Эмоции – что это?
- Эмоции – что это?
- Как определять и выражать потребности и чувства
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ и ПСИХОТЕРАПИЯ
Человская Юлия Евгеньевна Психолог-консультант-психотерапевт
ул. Лейтенанта Шмидта 30
8 (952) 850- 09- 03
Блокирование своих чувств, как бессознательный страх отвержения Человская Юлия Евгеньевна, психолог — консультант, Москва (Россия).
Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. [3] Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio — «жизнь» + energeia — «деятельность» и analysis — «расчленение», разновидность психотерапии) А.Лоуэна.
В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).
Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце, желудок и спина, в некоторых случаях появление лишнего веса. Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств ( основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.
В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин – это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.
Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.
Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины – «Я – плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).
А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «. чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это «плохо», когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если «хорошее поведение» гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть «хорошим», вместе с подавлением «плохих» чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения, особенно в верхней части спины. Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки желаниям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смотреть. » [1, стр.17]
Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «. скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны – получение одобрения и восхищения, а с другой – компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.
В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом. » [2, стр. 247].
Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность. Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.
В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова — служит не для добывания денег, половые органы – не для развлечения, сердце – не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .
- Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 224 с.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 – 256с.
- Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт – терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. – М.: Психотера-пия, 2009. – 176 с. .
Источник
Боюсь проявлять эмоции
Дарья, 27 лет
Замужем
Добрый день! Долгое время пытаюсь разобраться в себе сама, но зашла в тупик. Мне 27 лет, я замужем три года, есть дочь 1 год. На данный момент нахожусь в декретном отпуске. Проблема моя состоит в том, что я не умею выражать свои чувства, эмоции, желания. В раннем детстве не припомню такой проблемы, мне кажется всё было хорошо. Но не могу определить, в какой именно период моей жизни всё это началось. Меня можно назвать сейчас «сухарем». Более — менее я могу выражать свои эмоции по отношению к мужу, но и то часто сдерживаю себя. С семьей дела обстоят не очень, например маму я не могу просто взять обнять или чмокнуть, я стесняюсь, чувствую как — будто какую — то преграду. Не могу сказать ей, что люблю ее, да и написать тоже непросто. И так не только с мамой, а со всеми в той или иной мере. С дочерью я тоже сдержана, хотя очень сильно хочу дарить ей ласку, любовь, тепло. Более — менее это выходит, когда мы с ней наедине, но этого мало, я чувствую. По жизни я первой почти никогда не иду на контакт с людьми, всегда жду проявления интереса и эмоций с их стороны, и уже только потом им отвечаю. Очень боюсь что — то сделать не так, быть неправильно понятой, выглядеть глупо, боюсь что люди надо мной посмеются. Из — за этого постоянно держу всё в себе, стесняюсь что — то сказать или сделать. Часто не могу понять, чего бы мне хотелось, не могу принять решение, сделать выбор между несколькими вариантами, боюсь ошибиться. Пытаюсь найти в чем — то себя, реализоваться, но снова не пойму, в каком направлении двигаться. Заранее думаю, что у меня ничего не выйдет, что не получится на все 100%, и руки опускаются. Из — за всего этого не могу принять себя такой, какая я есть, всегда пытаюсь быть кем — то другим, критикую в себе практически всё, наверно даже можно сказать, что я не люблю себя. Даже просто посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться себе мне непросто. Не люблю в себе ни внешность, ни характер. Хотя с другой стороны имею свою семью и не самую плохую работу. Вся суть вопроса состоит в том, как мне понять себя? Как научится открываться людям? Как научиться понимать, чего же хочу я, а не кто — то другой за меня? Благодарю за внимание.
Segodnya_ya, здравствуйте! В вашем рассказе чувствуется ваша неуверенность в себе, которая вам мешает жить.
Но с другой стороны, если смотреть на описанные вами события, то далеко не все ваши описанные проблемы реально существуют.
Например, вы пишете, что не умеете дарить людям эмоции — но в то же время вы вышли замуж и родили ребенка. То есть вашего проявления эмоций было достаточно, чтобы завязать крепкие отношения и создать семью. Это же говорит и о том, что вполне способны принимать решения — вы сделали главный выбор в своей жизни — выбрали себе мужа.
Чтобы понять вас лучше, расскажите побольше о себе: какое у вас образование? Кем вы работали до декрета? Какие у вас увлечения были или есть? Есть ли у вас друзья, какой круг общения?
Расскажите о семье, в которой вы росли? Какие отношения у вас были с родителями?
Источник
Страх выражать эмоции
Страх выражать эмоции
Страх выражать свои эмоции начинается с запретов еще в детстве.
«Заторможенные дети» удобны для многих родителей. Они тихие, послушные, не балуются. Такими детьми легко управлять, и дома тихо и спокойно.
Запрещая проявлять свои чувства ребенку, кричать, плакать, взрослые ругают и наказывают его. На уровне подсознания записывается страх боли (эмоциональной или физической), который делает человека эмоционально сдержанным (холодным).
Ребенок запоминает, что проявление чувств: слезы, громкий смех приводят к осуждению, боли и наказаниям родителей. Затем всю жизнь человек подсознательно избегает чувств, из-за страха испытать связанную с ними боль. Такое поведение создает блоки и зажимы в теле. Нарушается пластичность движений, подвижность тела, гибкость суставов. Постоянный контроль и сдерживание своих эмоций приводят к периодическим негативным выбросам. Мы ненавидим себя за такие проявления, но они могут повторяться вновь и вновь, разрушая наши взаимоотношения с окружающими и нанося травмы близким. Мы реагируем на эмоциональное поведение окружающих, оно не может нас оставить равнодушными, так как уже давно мы не позволяем себе так вести себя. Эмоциональное поведение окружающих отзывается в нас все нарастающей бурей, которую сложно сдержать. Поэтому приходится резко останавливать других, кричать и даже оскорблять. Такое отношение к эмоционально переживающим людям ставит между нами стену отчуждения и отдаляет нас.
Так часто реагируют мужчины на женские слезы или попытки эмоционально общаться «по душам». Страх потерять мужественность заставляет их сдерживать в себе нежные проявления и эмоции.
Для мальчиков в современном обществе установлены определенные стандарты на выражение эмоций:
? Мужчины не плачут.
? Мужчины не показывают своих чувств.
? Мужчины не показывают своих эмоциональных впечатлений.
В соответствии с этими стандартами, с раннего детства начинают дразнить или упрекать мальчиков в том, что они бурно выражают свои эмоции или показывают переживания. Постепенно, для мужчины нарабатывается свод законов, очерчивающих его поведение, которое должно отличаться от женского. Для того чтобы выглядеть мужчиной, он должен:
? Не показывать своих слез.
? Говорить скупо, неэмоционально.
? Быть сильным и закрытым для чувств.
Мальчик начинает бояться выглядеть в глазах окружающих по-женски. Однако настоящему мужскому поведению его никто не учит. Я часто встречаю такие проблемы у участников мужских семинаров, которые провожу. Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что многие мужчины не понимают своей мужской психологии и не умеют вести себя по-мужски. Они стремятся избегать условного женского поведения, выбрасывая из своей жизни все остальное. Для того чтобы избежать похожести на женщин, они ругаются, пьянствуют, грубят и накачивают мышцы. Страх заставляет их вернуться в пещеру: к поведению, скорее, животных, чем людей.
Девочки тоже боятся быть слабыми, так как патриархальное общество учитывает только мужские стереотипы поведения. Поэтому в современном мире женщины пугаются своей женственности, пытаются добиваться всего сами и продвигаться по карьерной лестнице. Страх женственности приводит их к одиночеству и бездетности, лишая личного счастья.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Страх страхов: страх, что меня не любят
Страх страхов: страх, что меня не любят Материализм преподал человечеству урок властвования над женщиной. Властвование есть негативность. Для того чтобы жизнь складывалась хорошо, нужно привести физический и духовный мир в состояние равновесия.Наипервейшая сторона
Эмоции
Эмоции Эмоции служат наглядным примером того, как химический и электрический мозг взаимодействуют с сознанием. Как и память, эмоции – особенно гнев, страх и стыд – это ключевые механизмы формирования травмы. Кэндис Перт даже считает, что их порождают некие «молекулы
V. Две эмоции
V. Две эмоции 1. Как уже говорилось, тебе присущи две эмоции: любовь и страх. Одна из них неизменна, но — в постоянном обмене, предлагаемая вечными — вечным. В этом обмене она продолжена, поскольку, отдаваемая, она растет. Другая — принимает множество форм, ведь содержание
Эмоции
Эмоции В: Бывает, что ваши чувства ранят?Уэйн: Конечно.В: И что тогда происходит? Уэйн: Когда мои чувства ранят, я испытываю эмоциональную боль. Когда поранилось мое тело, я испытываю физическую боль.В: И вы не отождествляете себя с эмоциональной болью? Уэйн: Что вы имеете в
Беседа 7. Чем больше вы любите, тем в большей степени исчезает страх. Если вы любите тотально, страх отсутствует абсолютно
Беседа 7. Чем больше вы любите, тем в большей степени исчезает страх. Если вы любите тотально, страх отсутствует абсолютно 17 декабря 1975г., ПунаЕвангелие от Матфея, глава 2235. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?37.
Первоэлементы и эмоции
Первоэлементы и эмоции Со всеми первоэлементами связывают определенные модели поведения и эмоции человека (рис. 19). Рис. 19. Схема взаимовлияния эмоцийПОЧВА – дает понимание, что является главным в жизни, и идею безопасности.ВОДА – несёт склонность к мечтаниям, музыке,
Д. С. Гусман. Почему мы не умеем выражать свои мысли и чувства?
Д. С. Гусман. Почему мы не умеем выражать свои мысли и чувства? В эпоху массовой коммуникации – и это один из многих парадоксов нашей жизни – люди испытывают все больше и больше проблем в общении друг с другом.Сегодня в считанные часы, а порой и минуты мы можем узнать обо
Эмоции
Эмоции Показателем внутренней Гармонии человека являются его эмоции. Эмоции обеспечивают единство физической и духовной составляющих человека. Если вы чувствуете себя хорошо, умиротворённо, то Тело, Ум, Душа (и Сердце) – в согласии, а значит, вы – на верном пути. В
Эмоции
Эмоции Проявляясь каждый раз, когда дети играют, эмоции закрепляются как стойкие избирательные отношения к сверстнику и становятся симпатиями. Если в группе детей созданы необходимые условия для игровой деятельности, внимание взрослых к играм, положительная оценка
Эмоции
Эмоции Это вид деятельности ума, при котором мысли, чувства или желания, соприкасаясь с умом, приводят его в возбуждение. Эмоции — это возбуждение ума, приносящее радость или печаль, счастье или страдание. От одних типов возбуждения эгоистичный ум испытывает счастье, от
Эмоции – что это?
Эмоции – что это? Эмоции держат нас в тонусе. Взглянув на них под таким углом, мы обнаружим связь между эмоциями, которые движут нами на психологическом уровне, и скелетной мускулатурой, заставляющей двигаться наше физическое тело. Лишь стоит нам признать наличие
Эмоции – что это?
Эмоции – что это? Эмоции держат нас в тонусе. Взглянув на них под таким углом, мы обнаружим связь между эмоциями, которые движут нами на психологическом уровне, и скелетной мускулатурой, заставляющей двигаться наше физическое тело. Лишь стоит нам признать наличие
Как определять и выражать потребности и чувства
Как определять и выражать потребности и чувства Стань для других хорошим наставником. Преследуя свои цели, сохраняй высокий взгляд. Уравновешивай интересы, свои и чужие. Затем неустанно копи заслугу, начиная с малого, Избегай даже самых незначительных вредных
Источник