Названия видов информации по способу ее восприятия с помощью органов чувств

Названия видов информации по способу ее восприятия с помощью органов чувств

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

Рис. 4. Виды информации по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка.

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ.

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация , когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением .

Читайте также:  Уже неделю не чувствую запахов как лечить

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных языков, диалектов и наречий.

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Источник

Виды информации по способу восприятия

Цель урока: формирования представления о видах информации по способу восприятия.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • сформировать знания обучающихся о видах информации по способу восприятия.

  • Развивающие:
    • развивать умения систематизировать и анализировать информацию;
    • развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
    Читайте также:  Да здравствует прекрасное настроение

  • Воспитательные:
    • формировать осознание практической значимости полученных знаний;
    • воспитывать трудолюбие, толерантность, самостоятельность;
    • воспитывать навыки организации рабочего места.
  • Оборудование: ПК, проектор, карточки

    План урока:

    1. Организационный момент
    2. Сообщение темы урока и постановка целей
    3. Актуализация опорных знаний
    4. Объяснение нового материала
    5. Самостоятельная работа
    6. Рефлексия.
    7. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Проверка готовности обучающихся к уроку, отметка отсутствующих.

    II. Сообщение темы урока и постановка целей.

    III. Актуализация опорных знаний.

    Работа в парах: обучающимся на парту выдается карточка с таблицей, в которой необходимо заполнить пустые ячейки

    Чувство Орган Пример
    Зрение
    Вкус яблока
    Нос
    Горячий утюг

    На доске аналогичная таблица (используя проектор или интерактивную доску), но с дополнительным столбцом.

    Вид информации Чувство Орган Пример
    Зрение
    Вкус яблока
    Нос
    Горячий утюг

    После выполнения задания при совместном обсуждении заполняются три столбца (2-4ый) таблицы на доске.

    IV. Объяснение нового материала.

    На отдельных листах написаны виды информации (визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная и вкусовая) и обучающимся предлагается распределить эти карточки по таблице. В итоге таблица примет вид:

    Визуальная

    Вкусовая

    Вкус яблока

    Обонятельная

    Обоняние

    Аудиальная

    Тактильная

    Осязание

    Горячий утюг

    Вид информации Чувство Орган Пример

    (Примеры могут быть различными)

    Попробуем ответить на вопрос: с помощью какого органа чувств мы больше всего получаем информации? Ученики дают свои ответы. Но давайте попробуем это доказать.

    К доске вызывается пять учеников, у каждого из которых “работает” только одно чувство и им предлагается определить предметы, владея только одним чувством: шоколад, тетрадь 48 листов, дневник, лед, карандаш, стакан с водой, кусочек ткани и т.д.

    Ответы каждого ученика фиксируются помощниками. По количеству угаданных предметов учениками делается вывод, что больше всего информации мы получаем с помощью зрения.

  • А всё ли мы можем увидеть? Выслушиваем ответы учеников и проводим эксперимент: 4 стакана с водой (с холодной водой, с соленой водой, со сладкой водой, с горячей водой). Вы, только видя эти стаканы, можете определить, что в них находится? Ответы учеников. Если найдется ученик ответивший “да”, то он пробует назвать что в каждом стакане и, к сожалению, это окажется не так. Вывод: не всё мы можем определить визуально.
  • V. Самостоятельная работа.

    Каждому обучающемуся предлагается карточка с 10-ю примерами, где требуется определить вид информации:

    Плач младенца

    Мороженое

    Запах сирени

    VI. Рефлексия.

    Беседа по вопросам:

    С какими видами информации мы познакомились?

    На какие вопросы мы с вами ответили?

    И каждый продолжит фразу: сегодня на уроке я …

    Источник

    Виды информации по способу восприятия: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная.

    Тема урока: Виды информации по способу восприятия: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная.

    органы чувств человека;

    сформировать представление о различных видах информации;

    Научиться определять и называть вид информации по способу восприятия её человеком;

    воспитать интерес к изучаемому предмету и расширить кругозор обучающихся.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование : готовые таблицы с видами информации, ксерокопия некоторых страниц из Раб. тетр. в 2ч. Ч.1_Матвеева Н.В «Информатика. 2класс».

    Организационный момент . Разминка.

    Повторение правил поведения в компьютерном классе.

    Осмысление нового материала.

    Информация бывает разная. Какая она бывает рассмотрим на примерах.

    Мы живём в мире звуков. Если в городе выйти утром на улицу, закрыть глаза и прислушаться, то можно многое услышать. Ветер шелестит листьями деревьев. Чирикает воробей. Слышен шум проезжающих автомобилей и шаги людей. Такую информацию мы получаем с помощью ушей.

    Уши — это органы слуха.

    То, что мы слышим ушами, — это слуховая (звуковая) информация.

    Рассмотрим пример. У бабушки в деревне Катя увидела удивительную птицу — петуха. Его хвост переливался всеми цветами радуги.

    Информацию о цвете, размере и форме хвоста девочка получила с помощью глаз.

    Глаза — это органы зрения.

    То, что мы видим глазами, — это зрительная информация.

    Когда что-нибудь едим или пьём, мы с помощью языка получаем информацию о вкусе пищи — о том, горькая она, солёная или сладкая.

    Язык — это орган вкуса.

    То, что мы ощущаем языком, — это вкусовая информация.

    Кожей человек ощущает холодный предмет, тёплый или горячий, гладкий или шершавый.

    Кожа — это орган осязания.

    Слово «осязание» означаем «ощущение». Холод или тепло можно ощутить только кожей.

    То, что мы ощущаем кожей, — это осязательная (тактильная) информация.

    Запах хлеба, цветов, мыла, духов человек воспринимает с помощью носа.

    «Обонять» значит «ощущать запах».

    То, что мы ощущаем носом, — это обонятельная информация.

    Представим новую информацию, полученную нами в этом параграфе, в виде таблицы: (уже готовая таблица вклеивается в тетрадь).

    Способ получения информации

    Видим, с помощью глаз (форма, цвет, свет)

    Слышим, с помощью ушей (звук)

    Ощущаем, с помощью языка (вкус)

    Осязаем, с помощью кожи (ощущение: тепло, холод, шершавость, влажность)

    Обоняем, с помощью носа (запах)

    Закрепление изученного материала.

    Подведение итогов урока.

    Ответь на вопросы:

    Какими органами чувств воспринимается информация?

    Назовите 5 чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию из окружающей среды.

    Продолжи ряд слов: холодный, тёплый, … .

    Продолжи ряд слов: сладкий, кислый, … .

    Синее, сладкое, яркое, далекое. (Сладкое.)

    Громкий, тихий, горячий, звонкий. (Горячий)

    Выберите примеры звуковой информации: шелест листьев, вид на море, вкус дыни, крик чайки, запах кофе. (Шелест листьев, крик чайки.)

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс профессиональной переподготовки

    Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

    Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

    Номер материала: ДБ-070763

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

    Время чтения: 2 минуты

    В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

    Время чтения: 1 минута

    Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

    Время чтения: 2 минуты

    В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Читайте также:  Как вылечить алкогольную депрессию
    Оцените статью