Назовите полное фио автора эмоционально символической теории

Символический интеракционизм по Блюмеру, Миду, Гоффману и Веберу

символический интеракционизм Это социологическая теория, которая также имеет отношение к социальной психологии и антропологии. Его основной целью является изучение общества на основе общения.

Этот поток мыслей оказал большое влияние на изучение средств массовой информации. Символический интеракционизм является частью течений интерпретативной парадигмы, которая стремится изучать социальные взаимодействия с точки зрения каждого из тех, кто в них участвует..

Символический интеракционизм первая возникла с Чикагской школы в 1920-е годы его появление было обусловлено главным образом ростом коммуникационных систем, демократии, иммиграции и европейского происхождения.

Его основными областями изучения были отношения человека с его сообществом, экология человека и важность интерпретации в человеческом общении..

  • 1 Предпосылки символического интеракционизма по Блюмеру
  • 2 предпосылки символического интеракционизма по Миду
    • 2.1 Игра
    • 2.2 Язык
  • 3 предпосылки символического интеракционизма по Гоффману
  • 4 предпосылки символического интеракционизма по Веберу
  • 5 ссылок

Предпосылки символического интеракционизма по Блюмеру

Создателем термина «символическое взаимодействие» был Герберт Блюмер, американский социолог, внесший значительный вклад в основы этой дисциплины. Его работы по символическому интеракционизму основаны на исследованиях Джорджа Герберта Мида, профессора Чикагского университета.

Блюмер суммировал свои идеи о символическом интеракционизме в одной книге, в которой он рассказал о том, что для него было тремя основными предпосылками этого течения:

  • Люди ведут себя определенным образом по отношению к другим людям или объектам в зависимости от значений, которые они им дают. Эти значения абсолютно субъективны и не должны соответствовать социальным нормам.
  • Значения, которые даны объектам и людям, возникают из взаимодействия каждого из нас с ними. Следовательно, эти значения не являются неотъемлемыми и могут быть изменены.
  • Значения конструируются и изменяются посредством интерпретационного процесса, который происходит, когда человек должен взаимодействовать с тем, что обнаруживается. В этом процессе человек выбирает, трансформирует и организует значения, которые он дает каждой вещи.

Блюмер поднял эти идеи на новый уровень, заявив, что общество — это не что иное, как взаимодействие между людьми, которые его формируют. Поэтому социальная реальность не является чем-то осязаемым, а существует только в человеческом опыте..

Эта идея вызвала у него много критики, поскольку некоторые социологи считают, что подход Блюмера является только теоретическим и что его нельзя применять в реальной жизни..

Предпосылки символического интеракционизма по Миду

Джордж Мид, другой пионер теории символического взаимодействия, сосредоточена на том, каким образом люди связаны с объектами вокруг нас и других людей. В своих работах, в первую очередь он выделил два типа символических взаимодействий:

Общим для этих форм взаимодействия является то, что они основаны на символах, которыми пользуются все участники процесса общения; в противном случае обмен информацией между ними был бы невозможен.

игра

Для Мида, игра является фундаментальным процессом, с помощью которого дети приобретают значения затем используются для интерпретации мира вокруг них. Приняв определенные роли во время игры (например, «доктор», «полиция» или «ковбой»), дети могут поставить себя в других людей и понять правила, которые регулируют социальные взаимодействия.

Таким же образом, благодаря игре дети могут больше узнать об объектах, которые их окружают, и об их полезности. Эти игры становятся все более сложными, так как дети взрослеют и полнее понимают свое окружение.

В более сложных формах игры дети также должны понимать роли остальных участников. Таким образом, создается парадигма, разделяемая всеми людьми, участвующими во взаимодействии, которую Мид называет «другим обобщенным»..

язык

Что касается языка, Мид описал это как общение через символы со смыслом. Используя этот процесс, человек может усвоить отношение других к себе. Поэтому этот социолог считал, что язык является одним из самых основных столпов общества.

По словам Мида, язык также является основным способом, которым мы строим образ себя. Это происходит в процессе символического взаимодействия при общении с другими.

Предпосылки символического интеракционизма по Гоффману

Ирвинг Гоффман — еще один инициатор движения за символическое взаимодействие. Его главным вкладом была интерпретация людей как «актеров» таким образом, что их действия определяются типом взаимодействия, которое они имеют с другими.

Основополагающими принципами символического интеракционизма по Гоффману являются следующие:

  • Люди, в отличие от других живых существ, обладают способностью мыслить.
  • Эта способность думать зависит от социальных взаимодействий.
  • Через социальные взаимодействия люди изучают символы и значения, которые позволяют им использовать свою способность мыслить.
  • Люди со способностью изменять свои значения в соответствии с их интерпретацией каждой ситуации, что влияет на их образ действий.
  • Люди способны делать эти модификации, потому что они также способны взаимодействовать с собой. Это позволяет им рассмотреть различные варианты действий, изучить их преимущества и недостатки и выбрать тот, который, по их мнению, принесет им наилучшие результаты..
  • Набор действий и взаимодействий — это то, что формирует человеческие общества.

В дополнение к этому Гоффман сделал символический интеракционизм более доступным для большинства населения, объяснив идею символов как роли, которые каждый из нас играет во время их социальных взаимодействий..

Предпосылки символического интеракционизма по Веберу

Хотя термин «символический интеракционизм» не был придуман гораздо позже, Макс Вебер был одним из первых мыслителей, которые говорили о важности смысла в жизни людей.

Его основная идея на эту тему заключалась в том, что люди действуют согласно своей интерпретации окружающего мира, того, что с ними происходит, и самих себя..

Поэтому, чтобы понять мотивацию человека, необходимо больше узнать о символах, с которыми он оперирует..

Источник

Символический интеракционизм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Содержание теории

Теория символического интеракционизма разрабатывалась американскими социологами Джорджем Мидом (1863-1931 годы жизни) и Чарлзом Кули (1864-1929 годы жизни), заложивших исходные основания данного социологического направления. Само понятие «символический интеракционизм» было введено в научный оборот в 1937 году учеником Джорджа Мида Гербертом Блумером(1900- 1987 годы жизни).

Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:

  1. Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты;
  2. Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами;
  3. Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов.

Символическое взаимодействие

По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов.

Именно язык — это первейший и основной фактор человеческого взаимодействия, «каждый человек создается в разговорах», по мнению интеракционистов, если отсутствует языковое общение, то отсутствует и человек. Общаясь, индивиды как бы осуществляют обмен символами. Для продолжения интеракции (общения) от каждого вовлеченного в нее требуется еще и интерпретация намерений других с помощью принятия роли, т.е. постановки себя на место партнера по общению. Под самим же общением понимается обмен взаимопонятными символами, чтобы достигнуть определенных практических результатов в совместной деятельности.

Читайте также:  Ландшафт депрессии интегративный подход

Структура личности по Миду

Поведение человека во многом определяет структура его личности, его социальная роль. Важная заслуга Мида состоит в том, что он разработал ролевую теорию личности, в соответствие с которой сущность личности, все грани ее богатства и своеобразия проявляются ,в первую очередь, через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности выступает совокупностью ее социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов.

Готовые работы на аналогичную тему

Через принятие ролей индивидами происходит развитие самости — способности людей к представлению себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Социолог выделяет два аспекта формирования самости:

  1. я (соответствует английскому «i») – это субъективное, внутреннее, спонтанное, представление индивидом себя
  2. я (соответствует английскому «me») — то, как люди себя видят, но через оценки других.

Самость в своем развитии проходит две стадии:

  1. стадию игры (play) — игра ребенком ролей, которые не являются его собственными (например роль отца или доктора);
  2. стадию соревнования (game) — участвуя в соревнованиях (например, по футболу), дети видят себя глазами других участников.

Интерсубъективность в символическом интеракционизме

В социологии Дж. Мида интерсубъективность – это деятельность Другого, под влиянием которой формируется идентичность субъекта. А его предшественник Ч. Кули считает идентичность результатом работы субъекта по созданию своего образа в зеркале Другого. Под зеркальной самостью понимается представление субъекта о самом себе, включающее три элемента:

  • образ нашего облика в представлении другого,
  • образ его суждения о нашем облике,
  • какое-либо определенное самоощущение, например гордость.

Источник

Джордж Герберт Мид- основоположник парадигмы символического интеракционизма

Термин символический интеракционизм (interaction — взаимодействие) предложил ученик Дж. Г. Мила Герберт Блумер (1900—1987). Идеи Дж. Мида мы уже рассматривали в теме «Социализация личности». Джордж Герберт Мид (1863—1931) считается основоположником символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения, разгадывая их на основе анализа поступков и нашего прошлого опыта в подобных ситуациях. Вытянутая рука может символизировать приветствие, мольбу о помощи или нападение. Лишь придав жесту значение, мы можем на него реагировать — пожать руку другому человеку, крепко схватить ее или удалиться.

Для сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актор принимает решение в пользу того или иного действия. Интерпретациястимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Действующий может обдумать, как молжет отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию. Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям».

Основным механизмом социального действия является жест. Жесты бывают «незначащие»(фехтовальщики на спортивном помосте инстинктивно приспосабливаются друг к другу) и «значащие»(вызов соперника на дуэль требует размышления о намерении нанести Вам обиду своим действием). Жест, который вызывает реакцию одного типа у действующего и того, на кого направлено действие, называетсязначащий символ. Благодаря значащим символам возможна символическая интеракция. Поэтому коммуникация в собственном смысле слова возможна только между людьми. Наиболее ярким представителем значащего символа является язык. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими. Слово кошка или собака вызывает у произносящего слово человека такой же мысленный образ, что и в тех, кому оно адресовано.

Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия, является одним из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности, в целом получения определенной картины и модели конкретного общества.

10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение

Среди основных работ Блумера следует выделить: «Символический интеракционизм», «Символическая интеракция: парадигма и метод», «Индустриализация как агент социального изменения».

В 1937 Блумер предложил термин символический интеракционизм, для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены некоторыми работами Кули и Морено). В рамках данной концепции Дж. Мид и Герберт Блумер рассматривают взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в ходе которого его участники наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для осмысления поступков и намерений каждому из субъектов при их взаимодействии необходимо принять роль другого. Такое взаимодействие осуществльяется с помощью символов (от греч. symbolon — условный знак), жестов (телодвижений, что-то выражающих или сопровождающих речь), которым придается определенное значение. На основе интерпретации символов и жестов вырабатывается ответная реакция, выполняется то или иное действие. Взаимодействие становится возможным благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Когда кто-то хмурится, мы понимаем, что человек чем-то недоволен, а если он смеется, мы пытаемся разгадать причину его радости. Мы способны на это, потому что нас с детства учат придавать значение определенным жестам и символам. Мы разгадываем намерения других людей, анализируя их поступки, опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Таким образом, своеобразие символического интеракционизма состоит, прежде всего в том, что он, во-первых, объясняет поведение людей не их индивидуальными интересами и влечениями, а социальными факторами; и, во-вторых, стремится рассматривать многообразные взаимосвязи и взаимодействия индивида с внешним миром, в том числе и с другими людьми и обществом в целом, как опосредованные символами, прежде всего словами. Иногда символический интеракционизм именуют теорией действия или ролевой теорией.По Блумеру С.И. покоится на 3 базовых посылках:

1) Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2) Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3) Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Блумер явился одним из пионеров проблематики массового общества в американской социологии. Его особая заслуга – в исследовании коллективного поведения людей, особенно в неорганизованных или слабо организованных группах (толпа, массы, общественность, движения и т.п.). В зависимости от наличия или отсутствии общих значений в коллективном поведении и от степени их присутствия Г. Блумер предложил свою классификацию форм такого поведения и соответствующих групп, которые будут рассмотрены несколько позднее.

Читайте также:  Что такое пасторальное настроение

Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, панические настроения, революции, стихийные массовые движения, а также мода, общественное мнение, пропаганда и др.

Коллективное поведение – групповая активность, которая подразумевает собой совместные действия индивидов, между которыми существует разделение труда и определенное взаимное приспособление разных линий индивидуального поведения (например мы в аудитории – знаем как себя вести – преподаватель и мы). Наша групповая активность находиться под влиянием обычая, традиции, условностей, правил (социальные детерминанты).

Основной объем человеческого коллективного поведения представляет собой регулируемую групповую деятельность, но бывает и такое поведение, которое не находиться под влиянием правил (возбужденная толпа, состояние военной истерии, обстановка соц. напряженности) – коллективное поведение возникает спонтанно, не подчиняясь предустановленным соглашениям или традициям – Блумер считает его наиболее интересным. Также интересно проследить путь развития элементарных и спонтанных форм поведения в организованные.

Элементарные формы коллективного поведения людей – относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие в ситуации неопределенности или угрозы.

Круговая реакция

Для лучшего понимания природы коллективного поведения Блумер вводит понятие круговой реакции. Круговая реакция – основная форма взаимного возбуждения, при которой реакция от 1го индивида воспроизводит возбуждение остальных (передача эмоций и настроений между людьми, стада животных, паническое бегство). На мой взгляд это подобно вирусу, который передается воздушно-капельным путем.

Круговая реакция стремиться сделать людей одинаковыми. Противоположно ей истолковательное взаимодействие, которое автором сравнивается с игрой в теннис (при общении – мы откликаемся не сразу на саму речь человека, а на свою интерпретацию его слов, жестов). Истолковательное взаимодействие, в отличие от круговой реакции, стремиться сделать людей разными.Круговая реакция является естественным механизмом элементарного коллективного поведения .Спонтанное и элементарное коллективное поведение возникает в условиях неустойчивости или нарушения привычных форм существования или заведенного жизненного распорядка.

Как же формируется фактор беспокойства?

1. Побуждения, которые не могут быть удовлетворены наличными формами существования

2. Ощущение побуждения к действию (+ препятствия, мешающее его исполнению)

3. Внутреннее напряжение (дискомфорт, фрустрация, неуверенность, одиночество)

4. Беспорядочная и некоорденированная деятельность:

Внешне – лихорадочный характер

Внутри – расстроенное воображение, беспорядочные эмоции

Социальное беспокойство – социализация чувства беспокойства (чувство беспокойства вовлекается в круговую реакцию.

Условия возникновения социального беспокойства:-невротическое чувство беспокойство (трудно быть раскованным, простым и непосредственным в общении), которое в случае социального беспокойства имеет взаимообразный характер и возникает взаимное подкрепление этого состояния

  • социальное беспокойство присутствует там, где между людьми повышенная чувствительность и они охотно вступают в контакт и где они вместе переносят разрушение своего заведенного жизненного уклада

Эти условия встречаются в революционных волнениях, аграрных волнениях, женских протестах, религиозных и моральных волнениях, трудовых конфликтах и др.

Социальное беспокойство может различаться: по протяженности и интенсивности, мягкости и остроте и др.

Общие черты социального беспокойства:

  • беспорядочный характер поведения (отсутствие понимаемых целей)
  • возбужденные чувства в форме смутных предчувствий, тревог, страхов, неуверенности, рвения или повышенной агрессивности (способствуют распространению слухов и преувеличений)
  • раздражительность и повышенная внушаемость людей

В целом, социальное беспокойство – это:С 1ой стороны – симптом распада или крушения жизненного устройства. С другой – начальная подготовка к новым формам коллективного поведения, т. е. соц беспокойство может рассматриваться как суровое испытание, в котором выплавляются новые формы организованной деятельности (социальные движения, реформы, революции и т. д. )

Механизмы элементарного коллективного поведения . Элементарные механизмы коллективного поведения – типичные формы взаимодействия людей, находящихся в состоянии социального беспокойства:

1. толчея (основной тип элементарных форм). Круговая реакция в чистом виде. Главная цель толчеи – сделать людей более восприимчивыми и отзывчивыми друг к другу, чтобы они становились все больше заняты друг другом и все меньше отзывались на обычные объекты возбуждения (контакт, гипноз. Толчея способствует коллективному поведению, так как привносит поглощенность людей друг другом и готовность к быстрому отклику. Толчея – элементарное и естественное средство с помощью которого люди спонтанно подготавливаются к совместному действию.

2. коллективное возбуждение – интенсификация толчеи, но специфические признаки:- огромная сила, с которой возбужденное поведение захватывает и приковывает внимание наблюдателей. В той степени, в какой индивид оказывается поглощенным каким-нибудь объектом, он попадает под его контроль. Люди становятся более «заведенными» в эмоциональном отношении и больше обычного склонны отдаваться всевозможным побуждениям и чувствам, а следовательно делаются менее устойчивыми и более безответственными. При коллективном возбуждении характер человека ломается с большей легкостью, создавая условия для реорганизации и образования новых форм поведения. Там где оно широко распространено есть большая вероятность возникновения социальной инфекции – сравнительно быстрое, бессознательное и нерациональное распространение каких-либо настроений, порывов или форм поведения (помешательства, мании).

3. Социальная инфекция может рассматриваться как интенсивная форма толчеи и коллективного возбуждения (втягиваются все и кому сначала неинтересно, так как утрата самосознания, с помощью которого сдерживаются непосредственные естественные отклики и побуждения и составляет свое собственное суждение прежде чем действовать). Действия толчеи, коллективного возбуждения и социальной инфекции нацелено на объединение людей на самом примитивном уровне и тем самым на создание фундамента более прочных форм объединения.

Существует 4 типа элементарных (т. к. спонтанны, действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями; каждая имеет особый характер и возникает при особом наборе условий) коллективных групп:

    1. действующая толпа
    2. экспрессивная толпа
    3. масса
    4. общественность

11. Ситуационный анализ Уильяма Томаса. .

Уильям Айзек Томас (1863-1947) внес огромный вклад в разработку методологического аппарата социологии в русле идей символического интеракционизма. Томас обращал внимание на бесконечное многообразие субъективных мотивов, которые могут лежать за внешним единообразием форм поведения. Отсюда его внимание к субъективному восприятию социального и к процессам формирования межиндивидуальных взаимодействий.

Для анализа внутренних, субъективных аспектов действительности Томас применил два основных методологических понятия, сделавшихся с тех пор предметом постоянного внимания социологов : понятия “установки” и “определения ситуации”. При подходе с точки зрения установок индивида и определения им ситуации своего поведения социолог в состоянии получить , как писал Томас, “неполное, но каузально адекватное объяснение поведения .” Он исходил из того, что для полного объяснения необходим учет множества внешних факторов и что практически и что полное каузальное объяснение недостижимо. То же касается адекватности, т.е.. объяснение должно быть адекватным с точки зрения субъективного восприятия ситуаций действия действующим индивидом.

Концепция установки Томаса, изложенная в написанной им совместно с Ф.Знанецким книге “польский крестьянин в Европе и Америке”, стала первой систематической концепцией установки в социологи. В Томасовской концепции определения ситуации речь идет о “конструируемой” индивидом ситуации его собственного поведения. . Всякой деятельности, пишет Томас, предшествует “стадия рассмотрения, обдумывания, которую можно назвать определением ситуации. В действительности не только конкретные действия зависят от определения ситуации, но и весь образ жизни, и самое личность следует из серии таких определений”. В результате каждая ситуация, в которой оказывается взрослый самоопределяющийся индивид, представляется системой факторов, диктующих поведение в соответствии с прежними ситуациями, пережитыми индивидом в ходе его жизни.()имеется в виду ситуация социальных отношения , элементами которой являются семья, школа, общественное мнение, установки других личностей, с которыми индивиду приходилось иметь дело.

Читайте также:  Управляющая функция эмоций пример

Томас выразил суть этой своей концепции в знаменитом афоризме, который его коллега Р.Мертон назвал “Теоремой Томаса”.

«Если человек определяет ситуации как реальные, они — реальны по своим последствиям»

В качестве иллюстрации Томас приводит следующий пример: параноик, попавший в впоследствии в одну из нью-йоркских больниц, убил несколько человек, имевших несчастную привычку бормотать что-то про себя, гуляя по улице; он заключал, что они всячески его поносят, и вел себя так, будто это действительно имело место.

Томас говорит о необходимости анализа всякого действия в его целостном двуедином контексте, т.е. в ситуации, как она определяется исследователем в объективных терминах, и в ситуации, как она формулируется в терминах заинтересованной действующей личности.

РЕБЯТ,ЭТО БЫЛА ИНФОРМАЦИЯ ИЗ УЧЕБНИКА. НИЖЕ ЕЩЕ ПАРОЧКА ПРИМЕРОВ ЕГО ТЕОРИИ ИЗ ИНТЕРНЕТА.

Уильям Исаак Томас был социологом, который заметил, что когда люди пытаются предсказать события в будущем, они делают множество предположений о настоящем. Если эти предположения достаточно значимые, то результирующие действия приведут к этому предсказанному будущему.

Простейший пример — это слухи о дефиците чего-либо. Если вы поверите, что будет нехватка зубной пасты, то вы пойдете и купите немало, прежде чем магазины опустеют — точно также, как и все остальные. Понятное дело, нехватка наступит.

Это очень схоже с предвзятостью экспериментатора и теорией стигмации (наклейки ярлыков). Когда кто-то верит, что вы являетесь определенным типом человека, то вы оправдываете эти ожидания.

Если учитель считает вас умным, то и будет относиться к вам, как к умному человеку. Вам будет оказываться дополнительная помощь, особое внимание, уважение. Вы отвечаете с большим усилием, большим напором, и цикл обратной связи приведет к подтверждению ярлыка.

12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана

Особое место среди представителей ролевых теорий занимает И. Гоффман. Он является весьма оригинальным и многосторонним ученым. Будучи антропологом по образованию и человеком энциклопедических знаний, Гоффман занимался самыми разнообразными науками, в том числе социальной психологией, социологией, психологией, психиатрией и др. Он является весьма популярным автором, выдвинувшим особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на символические формы ролевого поведения. Подобно Г. Блумеру и другим представителям Чикагской школы, Гоффман совершенно не обеспокоен проблемой выбора адекватных методов исследования и неопределенностью используемых им терминов, расплывчатостью определений и употребляемых понятий. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения. Кроме того, он широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед.Наиболее полно идеи И. Гоффмана изложены в его монографии «Представление себя другим в повседневной жизни» [Goffman, 1959]. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых различных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. При этом Гоффман исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.

ЧШ- первая социолог.школа, которая работала над прктич.исслед. в Зап. Европе.

ЧШ способствовала признанию социологии, как академ.дисциплины и ее институализации в США.

Была организована в 1892 на базе 1 Департамента социологии в США. Университет был основан семьей Родфеллеров.

С деятельностью ЧШ связано появление 1-ого в США социолог.журнала (1898).

Направления исслед-й, хар-е для ЧШ:

-жизнь этнических групп США

— положение чернокожих американцев, включая рабство

По мнению ЧШ гл.задача социолог.науки- практическая полезность, эффективность. Значение закл-ся не в теоретических разработках, а в том, чтобы они способствовали решению конкретных соц. проблем, регулированию конфликтов.

Представители ЧШ стремились активно участвовать в жизни города, т.е. они активно привлекали к своей деятельности журналистов, политологов, которые могли сообщить реальные сведения о жизни в городе.

Для представителей ЧШ эмпиризм-не отказ от теорет. Учения, а способ адаптации в конкетных социальных обстоятельствах.

Для ЧШ не было характерно домиирование одной теорет.направлнности: они соединили различные подходы, методы.

Гл. проблема исследований ЧШ- проблема движения соц. общностей от конфликта к согласию. Они использовали элементы эвалюционизма, органицизма, натурализма, микро и макро подходы.

Методы, которые использовала ЧШ: количественные методы, статистик, качественные методики, картографирование, вживание, вхождение в соц.гр., наблюдение, интервью, анализ личных документов.

Осн.заслуга ЧШ-представители добились признания полвых исследований в качестве академич.научн. мероприятий и фундамета социологии как таковой.

В ЧШ придумали особую технику эмпирического исследования – включенное наблюдение, и успешно ею пользовались

В основе чикагского варианта включенного наблюдения лежали три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать их методом прямого взаимодействия с ними; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы. По существу чикагцы выступили прародителями качественной социологии, если понимать ее не как совокупность теоретических деклараций, а как работающую методологию.

Так же в ЧШ использовался монографический метод (keys-stady)- метод исследования случая, считающегося типичным для конкретного класса явлений

Предмет исследования ЧШ-город вообще и Чикаго в особенности. Они изучали все области социологии: соц.семьи, религии, полит.соц., соц. динамику. Ои подчеркивали, что все проблемы жизни в современном обществе связаны с процессом экранизации.

ЧШ сформировала экологическую концепцию,гл.мысль- общество это естеств.феномен, в основе всех социальных процессов лежит природный уровень.

Основные положения ЧШ:

1) Проявилась устойчивая тенденция к размещению населения в соответствии с определенным повторяющимся образцом.

2) Отдельные пояса образуют естеств.ореалы, выделяющиеся не только своим пространственным расположением, но и опред.соц.чертами населяющих их людей.

3) Эти черты проистекают из тех мест, в кот.данный Полис занимается городским разделением труда.

4) Естеств.состоянием города и городского населения являются пространственные и социальные изменения.

5) Гл.процессы,происход-е в пространстве города-это концентрация централизация,раздление,вторжение,наследование.

6) Основные социальные процессы происходящие в городе соотв-т опред.пунктам городского пространства, и м/б представлены в виде карт и диаграмм.

Переодизация деятельности ЧШ:

1.А.Смолл, У.Томсон и Знаменский

Установление тесных связей с городским правлением Чикаго.

2.Р.Парк,-гл.проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.

Э.Берджес.- заложил основу социолог.терминологии и создал карту наиболее криминагенных районов Чикаго.

3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.

Эверест Черрингтон Хьюз- один из первых участников исследования нацистской Германии.

Стауффер- внес вклад в методологию и технологию измерения установок общественного мнения.

Источник

Оцените статью