attachments_10-09-2012_11-22-52 / Тест 7 соц.псих
S: Суть эмпатии составляет:
-: все ответы верны.
S: Понимание другого посредством уподобления характеризует механизм:
-: все ответы неверны.
S: Приписывание собственных отрицательных качеств другому характерно для защитного механизма:
-: все ответы неверны.
S: Влияние общего впечатления о человеке на оценку частных качеств его личности называется эффектом:
-: все ответы неверны.
S: Сторона общения, характеризующая процесс взаимодействия индивидов:
-: все ответы верны.
S: Учет социального опыта, равноправие в общении, по Берну, соответствует модели поведения:
-: все ответы неверны.
S: Способ целенаправленного воздействия на сознание, связанный с формированием или социальных установок личности это:
S: Человека, по отношению к которому проводится внушение, называют:
-: все ответы неверны.
S: Непосредственная передача партнеру информации в виде эмоционального заряда составляет суть:
-: все ответы неверны.
S: Наиболее существенным признаком малой группы в отечественной психологии -выступает ее:
+: включенность в более широкую общность;
-: обособленность от других групп;
-: наличие совместной деятельности.
S: В каком типе малой группы отсутствует совместная деятельность и групповые нормы:
S: Конформный тип поведения характеризуется:
+: готовностью принять любое мнение группы;
-: осознанным согласием с мнением группы при внутреннем расхождении взглядов;
-: сознательной солидарностью с мнением группы;
-: все ответы верны.
S: Человек, принимающий управленческие решения в условиях не заданной официально деятельности группы называется:
S: Аудитория студентов на лекции численность в 100 человек является:
-: все ответы неверны.
S: Для выявления характера межличностных отношений в группе используется методика:
S: Фактором, способствующим возникновению паники, может выступать:
-: утрата доверия к руководству;
-: все ответы верны.
S: Социализация личности происходит в период:
-: до начала трудовой деятельности;
+: активной трудовой деятельности;
-: после завершения трудовой деятельности;
-: все ответы верны.
S: Концепция само актуализирующейся личности разрабатывалась в рамках:
S: Согласно структурному подходу совместимость партнеров наблюдается если:
-: врожденные свойства сходные, а приобретенные контрастные;
-: врожденные свойства контрастны, а приобретенные сходные;
+: врожденные и приобретенные свойства сходные;
-: врожденные и приобретенные свойства контрастны.
S: Степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют групповые цели называется:
-: все ответы неверны.
S: Разновидностью дружеских отношений являются отношения:
-: все ответы верны.
S: Социальная психология как наука возникла на границе психологии и:
-: все ответы верны.
S: К методам социально-психологического исследования относится;
+: методы эмпирического исследования;
-: все ответы верны.
S: К основным функциям общения относится:
-: все ответы верны.
V3: 2. Перцепция, коммуникация, информационный обмен.
S: Коммуникация в общении — это, прежде всего:
-: все ответы верны.
S: Существенным признаком духовного общения является:
-: обсуждение философских проблем;
+: стремление к полному совпадению взглядов, мыслей, чувств;
-: интерес к внутреннему миру другого человека;
-: все ответы верны.
S: Одним из механизмов социальной перцепции является:
-: все ответы верны.
S: Вид общения, при котором партнер использует другого в качестве объекта в игре, называется:
+: все ответы неверны.
S: Эффект воздействия средств, обеспечивающих более полное принятие информации называется:
-: все ответы неверны.
S: Средства пространственной организации процесса общения называются:
S: Восприятие людьми друг друга составляет содержание:
-: все ответы верны.
S: Сущность идентификации составляет:
-: все ответы неверны.
S: Назначение рефлексии составляет:
+: осознание отношения другого;
-: все ответы верны.
S: Наложение на восприятие отдельного человека обобщенного образа группы людей называется эффектом:
-: все ответы неверны.
S: Оценка человека на основе положительного отношения к нему характерно для механизма:
S: Стремление доминирования в общении характерно, по Берну, для позиции:
-: все ответы неверны.
S: Способ воздействия людей друг на друга, состоящий в принятии и воспроизведении индивидом черт демонстрируемого поведения это:
S: Важным условием формирования малой группы является:
+: общий социально-демографический признак;
-: все ответы неверны.
S: Эмоционально-волевой метод воздействия, основанный на некритическом восприятии информации слушателями это:
S: Педагогический коллектив школы всегда является группой:
S: К уровням развития группы относятся:
S: Механизмом групповой динамики является:
-: разрешение внутригрупповых противоречий;
+: все ответы верны.
S: Группа демонстрантов является:
-: все ответы неверны.
S: С целью выявления значимого круга общения человека используется методика:
S: Компонентом психологической структуры больших групп является:
-: нормы и ценности;
+: особенности коммуникативного взаимодействия.
S: К стихийным группам в социальной психологии относят:
-: все ответы верны.
S: Процесс социализации личности включает:
-: усвоение социального опыта;
-: применение социального опыта;
-: преобразование социального опыта;
-: все ответы верны.
S: Рассогласование социальных установок личности, называют:
-: все ответы неверны.
S: К факторам межличностной аттракции относится:
-: все ответы верны.
S: Самый высокий уровень сработанности проявляется в ситуации:
-: высокого уровня совместимости;
+: низкого уровня совместимости;
-: все ответы неверны.
S: Взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия называется:
S: Предметом изучения социальной психологии является:
-: закономерности развития психики
+: взаимодействие людей в группе и психологические характеристики самих групп
-: индивидуально-типологические свойства личности
S: Первый из систематических руководств по социальной психологии — начало второго этапа развития социальной психологии как науки создал:
S: Социальная психология изучает…
S: В разработку одной из первых социально-психологических концепций «психология народов» внес основополагающий вклад…
S: Второй этап дискуссии о предмете социальной психологии в советской науке связан с именами такого ученого, как:
S: К основному социально-психологическому методу исследования относится:
-: анализ продуктов деятельности
S: Противоположностью конформности является:
S: Какой принцип заложен в отечественной социальной психологии относительно выделения стадий социализации:
S: Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей, называется
+: официальная (формальная) группа
S: Ведущей социально-психологической проблемой когнитивистского направления является
+: проблема принятия решения
-: проблема свободы воли
S: Кому принадлежит классификация групп когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные:
S: Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в это:
S: В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:
Источник
Понятие рефлексии. Виды рефлексии. Личностная рефлексия в профессиональной деятельности. Её формы, функции и уровни.
Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-го века. Само слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexio», что буквально означает «обращение назад, отражение».В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:
-рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн);
-рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов, Д.Дьюи);
-рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);
-рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).
В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:
-рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов);
-рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);
-рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);
-рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс).
Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его «личностных смыслов» (А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы.
Какова роль рефлексии в деятельности?
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований, ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности.
следующие виды рефлексии:
1.Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
2.Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
3.Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
Какие существуют формы рефлексии?
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой. Исходя из этого, И.С.Ладенко описывает внутрисубъектные и межсубъектные формы рефлексии. Во внутрисубъектных формах различают корректирующую, избирательную и дополняющую. Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям. Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи. С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов. Межсубъектные формы представлены кооперативной, состязательной и противодействующей рефлексией. Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения общей ими цели. Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества. Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.
Академик М.К.Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия — это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении. Опираясь на работы Б.А.Зейгарник, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающихся по объекту работы: рефлексия в области самосознания, рефлексия образа действия и рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.
Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированностисензитивной способности человека. Она различается тремя уровня: 1) первый уровень связан с отражением и с последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов; 2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других; 3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.
Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.
Каковы функции рефлексии?Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
14. Каковы условия развития педагогической рефлексии?
Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение педагогических условий. Мы исходим из тех, которые были описаны Г.Г.Ермаковой.
Первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Для понимания рефлексивной деятельности огромное значение имеют труды Г.И.Щукиной по теории деятельности в педагогике. Они позволяют выявить возможности рефлексивной деятельности для формирования личности в педагогическом процессе. Главным приоритетом педагогического процесса является организация деятельности обучающихся, тогда логичным будет осуществить анализ организации рефлексивной деятельности через ее структуру. Г.И.Щукина разработала педагогическую структуру деятельности, выделив ее компоненты: цель, мотивы, содержание, предметные действия, умения, результат. Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется следующим: ей присущи свойства деятельности (целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность) и характерна общность в построении и способов, процесса деятельности и ее конечных результатов.
Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Наличие рефлексивной среды. Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов. Функция подобного рода среды способствовать возникновению у личности потребности в рефлексии.
А.А.Бизяева ведет речь о «рефлексивно-инновационной среде», в которой стимулируются сотворчество, создаются условия выбора, в результате происходит изменение представлений о себе как о личности и профессионале.
Цель создания рефлексивной среды: снятие отчуждения педагога от учебного процесса и развитие профессиональной рефлексивности педагога как способа жизнедеятельности (осуществления профессиональной деятельности). Основными направлениями работы в рефлексивной среде выступают работа с экзистенциальными феноменами, смыслами, ценностями педагога по индивидуальной деятельности; осуществление психологически безопасной (безоценочной) диагностики профессиональных качеств и использование полученных результатов для своего профессионального совершенствования; развитие творческой уникальности педагога.
Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно втаких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога.
Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов.
Результатом межсубъектных отношений в рефлексивной деятельности становятся взаимопонимание, сотрудничество, сотворчество. Рефлексия составляет сущностную характеристику межсубъектных отношений, ибо рефлексия способна быть механизмом познания не только своего, но и чужого сознания.
В рефлексивной деятельности показателями усвоения эффективности межсубъектных отношений могут выступать: адекватность рефлексии за другого, согласованность позиций, заинтересованность друг в друге, отношения взаимной ответственности, поддержка и т.д. Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознания.
Четвертым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является актуализация рефлексивности педагога.Рефлексивность – есть отраженная в рефлексивной деятельности субъектность позиции ее участников. Актуализировать рефлексивность педагога – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции. Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней.
Актуализированная рефлексивность педагога позволяет ему преодолевать педагогический эгоцентризм. Найденный заново личностный смысл дает перспективу для внутренних изменений, ломки устаревших профессиональных стереотипов, открывает путь дальнейшего профессионального роста.
Пятым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии.
Источник