Назначение эмоций трансформация потребностей по пути наименьшего сопротивления

Назначение эмоций трансформация потребностей по пути наименьшего сопротивления

Потребности и производные от них трансформации — мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания — представляют основу и движущую силу человеческого поведения. Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей. Трансформация потребностей есть главный предмет их изучения.

  • Эмоция: отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и оценка вероятности ее удовлетворения в данный момент.
    • Если вероятность удовлетворения потребности низка — возникают отрицательные эмоции, которые субъект стремиться минимизировать — ослабить, прервать, предотвратить. Возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции, которые субъект стремится продлить, усилить, повторить.
    • Оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности происходит как вполне осознанно, так и бессознательно.
    • Назначение эмоций — трансформация потребностей по пути наименьшего сопротивления.
  • Структурная формула эмоций: Э = f [П (Ин — Ис)],
    • где Э — эмоция, ее степень, качество и знак;
    • П — сила и качество актуальной потребности;
    • н — Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности;
    • Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;
    • Ис — информация о средствах, которыми субъект располагает в данный момент.

    Потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить, среди них нет «лишних», плохих или вредных. Вредны бывают только определенные трансформации потребностей, и, пожалуй, любая из них может трансформироваться в социально нежелательную. Если в процессе конкуренции мотивов удовлетворение одной потребности будет происходить за счет другой, то неудовлетворенная породит отрицательные эмоции и поиск средств их устранения (это может быть наркомания, алкоголизм).

    Исходные (первичные) потребности трансформируются в бесконечное множество производных. Курт Левин назвал их квазипотребностями. Существуют три главные исходные группы потребностей человека:

      биологические — призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище.

    К числу биологических относится потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил лежит в основе изобретательства, но может приобрести и самодавлеющее значение, трансформировавшись в лень.

  • социальные:
    • потребность в справедливости — основа исходных социальных потребностей человека. Но! каждый человек понимает справедливость по своему, каждый человек внутри себя прав. Поэтому — человеческое общество нашло общность в своих представлениях о справедливости. Эта общность — в самом признании наличия прав и обязанностей в человеческих взаимоотношениях.
    • потребность принадлежать к некой социальной группе и занимать в ней определенное место;
    • потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви;
    • потребность лидерства или наоборот — потребность быть «ведомым»;
    • потребность следовать нормам, принятым в данном обществе;
    • и прочая, и прочая.
  • идеальные потребности познания:
    • потребность познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях — и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования на земле;
    • потребность в новой информации;
    • удовлетворение _любой_ потребности требует информации о путях и способах достижения цели.
  • Выделенные три группы потребностей инициируют соответствующие виды деятельности — материальную (производственную), социально-политическую и духовную.

  • Биологические, социальные и идеальные потребности делятся на:
    • потребности сохранения / потребности «нужды» по А. Маслоу, Г. Олпорту. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм. Механизм сохранения не нуждается в положительных эмоциях, он может работать за счет устранения одних отрицательных;
    • потребности развития / потребности «роста» по А. Маслоу, г. Олпорту. Потребности развития превышают норму. В живой природе развиваться, усложняться, совершенствоваться может лишь то, что способно себя сохранить. Общее основание для различения потребностей сохранения и развития — отношение к господствующей общественно-исторической норме удовлетворенности.
    Читайте также:  Развитие стресса у менеджеров

    Биологические и социальные потребности делятся на:

      потребности «для себя». Например: социальная потребность развития «для себя» — субъект стремиться улучшить свое общественное положение. Социальная потребность сохранения «для себя» — или 1) свидетельствует о том, что она занимает подчиненное положение в иерархии потребностей данного субъекта, или 2) субъект уже занимает достаточно высокое общественное положение и не расположен его менять.
  • потребности «для других». Например: социальная потребность развития «для других» — совершенствование самих норм либо улучшение положения какой-либо социальной группы.
  • Тревога — отрицательная эмоция, возникающая при угрозе неудовлетворения потребностей сохранения.
    Фрустрация — неудовлетворенность потребностей развития.

    Выраженность и соотношение потребностей сохранения и развития выявляют 2 категории людей: те, кто преимущественно стремится к успеху, рискуя утратить достигнутое ими раньше и те, кто главным образом страшится неудач.

    Потребности сохранения и развития, потребности «для себя» и «для других»: из различных сочетаний этих 4 основ + индивидуальная у каждого субъекта иерархия потребностей происходит все различие людей.

    Совесть: норма удовлетворения потребности «для других», которая усваивается человеком как присущая лично ему.

    Потребность в вооруженности: потребность в овладении навыками и умениями. Она во многом отчуждена от процесса удовлетворения основных потребностей человека (называется дополнительной).

    Подавляющее большинство неудачников — порождение недостаточной вооруженности. Как этого избежать:

    • максимальное информирование человека о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи;
    • максимальная вооруженность субъекта соответствующими знаниями и практическими (!) навыками, профессиональным опытом, включающим умение использовать этот опыт для достижения цели.

    С другой стороны — потребность в вооруженности может приобрести самодовлеющий характер, когда человеку доставляет удовольствие одно лишь осознание своей вооруженности.

    Воля: отнюдь не является сверхрегулятором поведения, расположенным над потребностями и эмоциями, поскольку воля — сама есть потребность в преодолении препятствий. Как и всякая иная потребность, она может быть источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления/непреодоления преграды до того, как будет достигнута конечная цель.

    Внушаемость — качество, противоположное воле. Внушаемость — одно из проявлений слаборазвитой воли. Например: предрасположенность к гипнозу. Человек в гипнозе (ведомый) отказывается от самостоятельности и переносит ответственность за ситуацию на гипнотизера (лидера), сохраняя ответственность перед ним за выполнение внушения. Субъект переходит из ситуации информационного дефицита к полноте информации о том, что и как ему следует делать, поскольку источником такой информации становится не противоречивая действительность, а всезнающий лидер-гипнотизер. Естественно, что такой переход сопровождается возникновением положительных эмоций.

    Самостоятельные по происхождению, но вместе с тем «обслуживающие» удовлетворение других побуждений, потребности вооружения, преодоления препятствий и потребность в экономии сил в значительной степени определяют индивидуальные черты характера.

    *В одном месте потребность в экономии сил причисляется автором теории к биологическим потребностям, в другом — к дополнительным «обслуживающим» потребностям. На ваше усмотрение. *
  • Функции эмоций:
    • отражательно-оценочная. По определению: эмоция — отражение актуальной потребности (ее качества и величины) и оценка вероятности/возможности ее удовлетворения на основе врожденного и приобритенного опыта;
    • регуляторная функция: переключающая. Конкурируют не потребности между собой, а порождаемые этими потребностями эмоции, которые зависят не от одной лишь потребности, но и от вероятности ее удовлетворения;
    • регуляторная функция:компенсаторная/замещающая. Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию — получить «эмоциональный аванс».
    *Проще говоря вариант: махнуть рукой «Эх! Была не была!» — и вперед. *

    Неполное, лишь частичное осознание человеком движущих им мотивов позволяет снять противоречие между объективной детерминированностью поведения (наследственными задатками и социальным воспитанием) и субъективно ощущаемой свободой выбора. Человек свободен в своем выборе с точки зрения рефлексирующего сознания.

    Источник

    Темперамент. Характер. Личность (4 стр.)

    На основе врожденного и, главным образом, ранее приобретенного индивидуального опыта происходит прогнозирование не только предмета удовлетворения потребности (что необходимо получить?), но и вероятности (возможности) получения или избегания жизненно важного фактора, если последний вреден, нежелателен для организма. Эту оценку субъект производит, сопоставляя информацию о средствах (знаниях, навыках, энергетических ресурсах, времени и т. д.), предположительно необходимых для удовлетворения данной потребности в данных обстоятельствах, с наличной, вновь поступившей или поступающей информацией о средствах, которыми он реально располагает. Подобная оценка может происходить как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне, а ее интегральным результатом явится эмоция — отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций, которые субъект стремится минимизировать, т. е. ослабить, прервать, предотвратить. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции, активно максимизируемые субъектом с целью их усиления, продлевания, повторения. Таковы основные положения «информационной теории эмоций», предложенной одним из нас (П. В. Симоновым) в 1964 г.

    Нетрудно видеть, что информационная теория охватывает и отражательно-оценочную и регуляторные функции эмоций. Соотнося события внешнего мира с потребностями организма, эмоции оценивают значение этих событий для субъекта, ибо значимо только то, что может либо способствовать, либо препятствовать удовлетворению потребностей. Эмоции оказываются универсальной мерой значимости, своеобразной «валютой мозга». Вспомним, что и в сфере экономики цена представляет собой весьма динамическую величину, зависящую от соотношения спроса (потребности) и предложения, т. е. возможности эту потребность удовлетворить. Категория цены возникает только в случае обмена, сравнения объектов, подлежащих оценке. Точно так же роль эмоций отнюдь не сводится к простому сигнализированию полезного или вредного. Эмоции дают возможность выяснить, что и в какой мере представляется наиболее важным для организма, требует первоочередного удовлетворения.

    Многообразные регуляторные функции эмоций обусловлены их отражательно-оценочной функцией, вытекают из нее. Минимизация отрицательных эмоций и максимизация положительных организуют поведение в системе координат «потребность — возможность ее удовлетворения». Дело в том, что разные, часто противоречащие одна другой потребности, трансформируясь в конкретные поступки, конкурируют друг с другом не сами по себе, но с участием порождаемых ими эмоций, т. е. с учетом той или иной перспективы (прогноза) их удовлетворения. Так, например, в ситуации боя потребность самосохранения и социально детерминированная потребность следовать определенным этическим нормам поведения переживается субъектом как борьба между эмоцией страха и чувством долга, чувством стыда при мысли, что «я могу покинуть доверенный мне пост». За борьбой «чувств» страха и долга скрывается и в ней обнаруживается столкновение двух противоположных тенденций, противоположных, путей трансформации разных потребностей. Какая из них победит? Та, которая вызовет более сильную эмоцию!

    Говоря о зависимости эмоций не только от величины и силы потребности, но и от вероятности ее удовлетворения, следует помнить, что вероятность достижения цели в огромной, подчас решающей степени зависит от действий самого субъекта, его прединформированности, от того, в какой мере он вооружен соответствующими знаниями и навыками и в какой мере он способен эти навыки реализовать. Иногда человек очень бурно переживает отрицательную эмоцию, порожденную низкой вероятностью удовлетворения имеющейся у него потребности, и вместе с тем он ничего не предпринимает для изменения сложившейся ситуации. Такие случаи убеждают, что для трансформации мотива необходим (хотя и не всегда!) некий дополнительный механизм, который принято именовать волей. По некоторым своим характеристикам волевые качества субъекта близки к тому параметру, который В. Д. Небылицын обозначил менее определенным на наш взгляд термином «активность». Сам Небылицын категорию воли не рассматривал и к ней не прибегал.

    К специальному рассмотрению воли как своеобразной я парадоксальной потребности мы обратимся в дальнейшем. Здесь стоит лишь отметить ее функцию ограничителя силы влияния эмоций. Назначение эмоций — трансформация потребностей по пути наименьшего сопротивления. Эмоции автоматически указывают на все наиболее доступное и на все наименее доступное в данной ситуации применительно ко всем одновременно существующим потребностям субъекта. Поскольку сила эмоции зависит не только от силы каждой из потребностей, но и от возможности их удовлетворения, эмоция направляет человека к наиболее доступному в данных конкретных условиях. Эмоция — традиционный источник соблазнов, вплоть до ведущих к преступлению. Воля, напротив, ориентирует человека на труднодоступное, на требующее преодоления препятствий. Пока мы не касаемся вопроса о социальной ценности эмоций и воли. Ведь, как известно, развитая воля может быть отвратительно злой, а самая непосредственная, «бездумная» эмоция оказывается прекрасной: таковы бесчисленные подвиги самопожертвования.

    Выше мы упоминали о том, что оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности происходит как вполне осознанно, так и на уровне, не получающем отражения в сознании. Иногда эмоция возникает в результате всестороннего и вполне рационального анализа ситуации — вплоть до парадоксальных случаев, когда такой анализ ведет к нежелательным последствиям. Антуан де Сент-Экзюпери пишет о летчике, потерпевшем аварию в горах: «. начиная со второго дня, больше всего уходило сил на то, чтобы не думать. положение было уж очень безнадежным, чтобы иметь мужество идти, надо было поменьше размышлять о своем положении». Однако весьма часто эмоция оказывается как бы непосредственным откликом на изменение обстановки, и работа мозга по анализу этой обстановки ускользает от сознания, — тем более, что такой анализ осуществляется чрезвычайно быстро. Канадский ученый Д. Хебб убедительно показал, что страх — это отнюдь не реакция на угрозу, но эмоциональная реакция на степень защищенности субъекта от нависшей над ним угрозы. Казалось бы, не все ли равно: опасность, от которой я защищен, перестает быть опасностью. Тем не менее стремительно развертывающаяся (хотя и неосознаваемая) оценка защищенности требует дополнительных операций, включающих и учет совершенства навыков, и время, необходимое для соответствующих действий, и степень усталости субъекта и многое другое. Быстрота подобной оценки объясняется богатством ранее накопленного опыта, высокой автоматизацией необходимых действий, детали которых давно уже перестали контролироваться сознанием. Вот почему, встретив опасность, мы как бы «сразу» чувствуем страх, поскольку подготовка и оформление этого страха осуществлены мозгом на уровне подсознания.

    Вместе с тем имеется и другая разновидность эмоций, формирующихся также вне контроля сознания, но существенно отличных от только что описанных. Мы имеем в виду те трудно определимые словами «предчувствия», которые возникают в процессе творческой деятельности и связаны с представлением об интуиции. У человека, занятого решением какой-либо трудной задачи, вдруг появляется радостное ощущение близости этого решения или, напротив, отрицательное чувство отдаления, ухода от желанной цели. Ни в первом, ни во втором случае человек не может объяснить, почему у него возникло это эмоционально окрашенное состояние. Тем не менее оно побуждает субъекта остановиться, прекратить дальнейшие поиски и попытаться сознательно разобраться в том, соответствует или не соответствует эмоциональная оценка ситуации реальному положению вещей.

    Источник

    Читайте также:  Маска настроения у людей
  • Оцените статью