Вопрос по рассказу тихое утро Как вы думаете зачем в рассказе даны описания омута? Как ещё автор называет омут? Сопоставьтеописания. Чем второе отличается от первого? Почему?
Первое описание омута отличается мрачностью и загадочностью: «Оглядевшись, он поразился мрачности, которая царила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, вода была черной, ветлы в буйном росте почти закрыли все небо, и, несмотря на то, что верхушки их уже порозовели от солнца, а сквозь туман было видно синее небо, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.
— Тут, знаешь, глубина какая? — Яшка округлил глаза. -Тут и дна нету.
Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул, когда у
противоположного берега гулко ударила рыба.
— В этом бочаге у нас никто не купается.
— Почему? — слабым голосом спросил Володя.
— Засасывает. Как ноги опустил вниз, так все. Вода как лед и вниз утягивает».
Второе описание автор приводит в тот момент, когда жизнь Володи могла оборваться, не решись Яшка на еще одну попытку спасения: «Взбаламученная вода в омуте успокаивалась, и никого уже не было на ее поверхности. Из глубины весело выскочили несколько пузырьков воздуха, и у Яшки застучали зубы. Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное — только что утонул человек».
Первое описание настораживает читателя, предвещая страшную развязку событий, а второе выглядит мнительно успокаивающим. Вот утонул человек — всякое бывает. Но Яшка не согласился с этой тишиной, он снова бросился на помощь и спас приятеля. Этому описанию спокойного омута автор противопоставляет человеческое сострадание, ведь именно неравнодушие помогло Яшке спасти Володю.
Источник
Конспект урока по литературе для 7 класса по рассказау Ю. П. Казакова «Тихое утро»
Анализ рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро»
Цели и задачи урока: 1. Знакомство с личностью писателя.
2. Анализ рассказа «Тихое утро». В процессе анализа уяснить проблематику рассказа и подвести учащихся к пониманию того, что рассказ «Тихое утро» представляет собой художественное исследование поведения и нравственного самосознания подростка в необычных условиях.
3. Воспитание ответственности за свои дела и поступки.
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа.
— Действие рассказа происходит ранним утром, когда «еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка». Деревня укрыта туманом, дома едва виднелись. Всё исчезло, притаилось. ».
2. Назовите героев рассказа «Тихое утро».
— Герои рассказа – Яшка и Володя, деревенский и городской мальчишки.
3. Кто такой Яшка? Опишите его характер.
— Яшка – это деревенский мальчишка, который слывет знатным рыболовом, и пойти с ним на рыбалку – это честь для любого.
4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
— Яшка проснулся очень рано, до света и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.
5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
— Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?» Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания. Володя, не привыкший так рано вставать в городе, ещё полностью не может разделить всех восторгов Яшки.
6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?
— «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы Яшке, сердился на Яшку и казался себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости… он думал, ожесточась: «Ладно, пусть. Пускай издевается, они меня еще узнают…» Володю мучило чувство своей никчемности, и в нём возникло стремление самоутвердиться.
7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
— Володя завидовал Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.
8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?
— «Оглядевшись, он [Володя] поразился мрачности, которая царила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, вода была черной, ветлы в буйном росте почти закрыли все небо, и, несмотря на то, что верхушки их уже порозовели от солнца, а сквозь туман было видно синее небо, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».
9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю?
— «. но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя. Поблизости не было никого, и некому было крикнуть о помощи. ».
10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор?
— Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки (здесь автор использует прием антитезы) и к происходящей на реке трагедии. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.
11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
— Если бы Яшка не бросился вторично спасать товарища, Володя бы погиб.
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
— Яшка переборол свой страх и спас товарища от смерти.
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Вопросы к рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро»
1. Объясните название рассказа. 2. Назовите героев рассказа «Тихое утро». 3. Кто такой Яшка? Опишите его характер. 4. Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение? 5. Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило? 6. Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу? 7. Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку? 8. Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт? 9. Почему Яшка не убежал, а прыгнул в воду, спасая Володю? 10. Почему во время утопления Володи даётся описание тихого утра? Какой прием здесь использует автор? 11. Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
12. Как вы оцениваете поведение Яшки в минуту опасности?
Источник