Найдите фразу передающую настроение сентябрьских дней

В.И.Белов. «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

5 класс

Урок № 59.

Тема. В.И.Белов. «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

Цель:

· выявить художественные особенности и идеи произведений;

· формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом;

· воспитывать любовь к родине и родной природе.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Слово учителя.

Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к ее народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней является источником вдохновения художников, композиторов. Тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов и писателей 19-20 вв.

3. Анализ рассказа В.Белова «Весенняя ночь».

3.1. Сообщение подготовленного ученика о В.И.Белове.

Василий Иванович Белов, прозаик. Родился в 1932 году в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста, а позже — и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи, поступил учиться в Литературный институт им. М.Горького. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов «Деревенька моя лесная». В том же году была опубликована повесть «Деревня Бердяйка», с которой начался известный всем прозаик Белов. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству.

В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, болеет за сохранение величайшего национального достояния — русского языка.

По силе и яркости своего творчества В.И. Белов сегодня один из самых значительных русских писателей.

Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы.

Живет и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

3.2. Беседа по содержанию.

— Понравился ли вам рассказ В.Белова «Весенняя ночь»? Чем?

— Какие смысловые части можно выделить в рассказе?

— Каким настроением проникнуты эти описания?

3.3. Исследовательская работа с текстом.

— Выпишите из текста слова и словосочетания, воссоздающие облик весны. Назовите изобразительные средства.

Олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения позволяют увидеть весну как живое существо со своеобразным характером.

— Каким чувством проникнуто описание? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос.

— Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?

— Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное счастье»? «Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».

Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.

— Выпишите из текста слова и словосочетания, передающие описание лета.

— В каких строчках передано авторское восприятие этого времени года?

3.4. Лексическая работа.

Разнузданный – дошедший до крайней распущенности, беззастенчивости.

3.5. Продолжение исследовательской работы с текстом.

— Прочитайте фразу, передающую настроение сентябрьских дней.

— Какие глаголы передают состояние зимней природы?

— Какой ответ даёт автор на вопрос: «Зачем же, ради чего была тогда и весна?»

3.6.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова В.И.Белова».

— Назовите отличительные признаки стихотворения в прозе.

Читайте также:  Как коты чувствуют смерть человека который жив

Отсутствие ритма и рифмы, членение текста на небольшие абзацы, ослабленный сюжет, обращение к чувствам лирического героя, выражение личных переживаний и впечатлений.

4. Анализ рассказа В.Распутина «Век живи – век люби».

4.1. Сообщение подготовленного ученика о В.Г.Распутине.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин Григорьевич провел в родной деревне Аталанка в Иркутской области. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского»). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Живёт и работает в Иркутске и Москве.

4.2. Слово учителя.

Впечатления детства навсегда остаются в душе любого человека, а особенно в душе художника. Подобные мысли В.Распутин выражал неоднократно: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо».

Такой памятью сердца и сопереживанием наделены герои произведений В.Распутина.

— Что поразило Саню в лесу?

Человек в рассказах В.Распутина – существо, себя самого удивляющее тем, что в нём сокрыто.

Стечением удачных для него обстоятельств герой рассказа, Саня, остаётся совсем один в деревне, обретает хоть на какое-то время столь желанную полную самостоятельность. Его берёт с собой в дальнее, заповедное место тайги на сбор голубицы мужик Митяй. С ними же идёт и некий дядя Володя. Этот поход стал для героя повести чудным мгновением открытия мира в его живой, многоликой и таинственной полноте, а через мир – и самого себя.

4.3. Выразительное чтение фрагмента от начала до слов «…есть ли в нем и достаточно ли того, что есть, для какого-то исполнения».

— Определите значение слова «поддувно» в контексте фразы: «Костёр … принялся поддувно и сердито завывать».

«Поддувно» от слова «дуть». От сильного ветра огонь начинает разгораться.

— Найдите строчки, в которых передано восхищение красотой ночи, ощущение ожидания необыкновенных событий, которые должны непременно произойти.

— Объясните лексическое значение слова «предел».

— Какие чувства испытывает Саня? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.

4.4. Слово учителя.

Пятнадцатилетний Саня только начинает осознавать себя как личность. Юный герой пытается найти ответы на волнующие его вопросы, остро переживает момент своего самоопределения. Что он за человек? Какова же его природа, зачем он явился на землю и что такое мир, где он оказался? Вечные вопросы, но для Сани они первые, только в нём возникшие, и разрешить их нужно именно ему и для себя. Пока герой не находит ответа, но Саня верит – разгадка близко.

4.5. Выразительное чтение фрагмента от слов «Дождь опять стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донёсся запах багульника и кедровой смолы…» до слов «Больше Саню уже ничего не могло разбудить».

— Почему Сане показалось, что «тьма единым широким вздохом вздохнула печально»?

— Объясните лексическое значение слова «возвеченному». (Звучащему в веках).

4.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Его растормошил Митяй» и до конца рассказа.

— Какие чувства испытывает Саня утром? Найдите строчки, содержащие ответ на вопрос.

— Определите лексическое значение слова «звездчато».

— Нашёл ли герой разгадку тайны, которая мучила его ночью?

— Какие слова передают смятение души героя?

4.7. Слово учителя.

При всем мучении этой неопределённостью распутинского героя посещает сомнение: не лучше ли она, чем преждевременная, самодовольная определенность: «Нет, слишком велик и ничему не подвластен, слишком вышен и всеславен был он, этот день, чтобы поддался он хоть какому-нибудь умственному извлечению из себя».

Вышен и всеславен – исполнен значимости, великолепия.

III. Подведение итогов урока.

  1. — Что увидел и почувствовал Саня в таёжном лесу? На основании своего ответа сделайте вывод о характере мальчика.
Читайте также:  Эмоциональный мусор или с чего начинается здоровье

Подросток проникает в настоящий первозданный храм Природы, где ему, чуткому, сознательному, чувствующему созданию, она открывает свою настоящую жизнь, во всех сменах блистательных декораций, от утра, полдня до вечера и ночи. Саня – идеально чист душой, и мир вливается в него в своей истинной красоте и величии.

Как только все трое вышли из заповедных мест тайги, то и природа как бы свернула роскошный покров своего пиршества. «И тут-то на этом новом фоне особенно отчётливо дошли до слуха Сани неразборчивые и недружелюбные голоса дяди Володи и Митяя».

Оказалось, всю ягоду, которую с таким азартом собрал Саня, надо выбросить: в оцинкованном ведре она вся отравленная, негодная. Дядя Володя это заметил сразу, но из какого-то странного злорадства не предупредил паренька. Всё перевернулось в душе юноши, был он и вознесён и восхищён, и повержен и оскорблён. Мир обернулся своей гадкой стороной. Может, самого дядю Володю когда-то так же, или ещё более жестоко, в своё время проучили.

Спит Саня в эту ночь уже дома, и во сне звучат в нём разные голоса. И слышит он в их хоре не только те, какие ему знакомы и ведомы, но… «один голос произнёс такое, такие грязные и грубые слова и таким привычно-уверенным тоном, чего в нём не было и никогда не могло быть. Он проснулся в ужасе: что это? Кто это? Откуда в нём это взялось?» Этим вопросом заканчивается произведение.

  1. — Почему рассказ В.Распутина называется «Век живи – век люби»?

Это название звучит как наказ автора беречь в себе доброе отношение к людям и миру вопреки невзгодам.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать статью, посвящённую творчеству Д.Дефо, с.145-146, ч.2.

2.Подготовить художественный пересказ отрывка произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», с.147-161, ч.2.

Источник

Найдите фразу передающую настроение сентябрьских дней

Три месяца приводила нервную систему в порядок и на тебе… опять сентябрь…)))

Сентябрит, на дорогах лужи
Один шаг до ноябрьской стужи.
Один вздох до январских морозов,
И не тешит бюро прогнозов.

Вот вернуть бы нам завтра лето.
Невозможно возможно где-то.
Где-то там расплескалось тепло.
Где-то там… Далеко-далеко.

На ладонях лежат лучи…
Обжигающие, горячи.
Улыбается Осень в ответ —
Передам я Лету привет
… показать весь текст …

Сентябрится даль
в кружевном плетении…
ах, бабье лето!
Сыплются листья в саду
светлым шёпотом грусти…

И стоило только пустить на одну ночку сентябрь переночевать…

с новым учебным годом!

Понедельник и так день тяжёлый, а тут ещё и 1 сентября…

Сентябрь.

Сентябрь — это время перемен,
Он размывает целостность картины.
Меняет декорации для сцен,
И в красках проявляются морщины.

Его начало — школ переполох,
Цветы, наряды, первые линейки.
Затем стихают звуки суматох,
Захлопнув все для отдыха лазейки.

Ещё повсюду дивный летний вид,
Вот только в небе облака всё чаще.
Да дождь наносит по ночам визит,
Во тьме потоком моросит шуршащим.
… показать весь текст …

Мелькает жизнь весёлой каруселью…
Казалось, март недавно радовал капелью,
Но вновь сентябрь автограф свой оставил
Берёзкам стройным… жёлтой акварелью.

Это сейчас хризантемы и розы
Раньше, я помню букет георгинов.
В листья газет аккуратно завернут.
И никаких ярких лент-серпантинов.

Бант белоснежный в косички вплетенный.
Носик в веснушках, лицо украшает.
Я прижимаю Букварь, мне врученный.
А на крыльце баянист нам играет.

Помню как мама мне фартук надела.
Белый такой из ажура гипюра.
И говорила: — Будь девочкой смелой.
И улыбайся, не нужно быть хмурой.
… показать весь текст …

Печальный Сентябрь

Мой печальный Сентябрь неразлучен с плащом и зонтом,
Он ступает по лужам и смотрит в холодное небо,
А ему бы наполнить бокал полусладким вином
Или выпить чайку с бутербродом из масла и хлеба.

Мой печальный Сентябрь одиноко дрожит на ветру,
Зябко кутаясь в шарф, согревает холодные руки,
А ему бы осеннее солнце встречать поутру
И швыряться опавшей листвой под шуршащие звуки.

Читайте также:  Как называется чувство взлета

Мой печальный Сентябрь постоянно глядит в календарь,
Понимая, что скоро финал и раскрыты секреты,
Он, собрав чемодан, зажигает дорожный фонарь,
Не дождавшись обещанной радости бабьего лета…

© Copyright: Любовь Козырь, 2013

Ах, волшебный сентябрь — месяц грусти осенней,
И осенней красы, что пришла к нам опять,
Золотой месяц года, ты останься нетленным,
Я хочу… твою сказку… в сердце… впитать…

Сентябрь уходит, не прощаясь,
А то, что всем наобещал,
Листвой увядшей осыпаясь,
Он в суматохе растерял…
Листва — хоть собирай в букеты,
Он всё раскрасил, как хотел.
Но не привёл к нам Бабье лето,
Похолодало. Не успел…

Уж дышит август сентябрём
И календарь тасует масти…
А мы всегда чего-то ждем:
То лета , то зимы , то… Счастья.

Вот из окна сентябрь
Уныло смотрит в сердце,
Повсюду листьев рябь,
И клен весь, как рубин,
И листья дождь помыл,
Они чисты, поверьте,
И охладился пыл
Краснеющих рябин.

А ветер целовал
Макушки у деревьев
И долго выбирал,
Какое постройней,
И солнца теплый луч
… показать весь текст …

золотом рассыпался сентябрь,
лужи по асфальту разбросав.
в бронзовый засунув канделябр
грустных расставаний… чей-то взмах.

слезы перемешаны с дождем.
крепкие объятия. чемоданы.
встречи и разлуки, поезда’.
сорванные сцепки и стоп-краны.

изморосью холод по плечам,
ворох листьев землю покрывает.
на продрогший осенью вокзал
все пути и ветки засыпает.
… показать весь текст …

1 сентября — всеобщий день борьбы с ленью накопленной за лето))))

А сентябрь всё шутит и шутит,
Настроением, как обручем, крутит.
То поднимет его позолотой,
То испортит противной мокротой.
То порадует солнышком теплым,
Огорчив тут же тополем блёклым.
То подарит серёжки рябинам,
То дыхнёт резким холодом в спину.
А сентябрь всё шутит и шутит,
Нам глубины души баламутит.
Беспокойства, надежды, мечтания,
Ожидания, страдания, отчаяния.
Всё в сентябрьской палитре смешалось,
На холсте жизни нашей осталось…

Я украла тебя у дождей.

Вот и снова сентябрь-чародей.
Тучи небо с землёю венчали…
Я украла тебя у дождей —
Они тихо в окно постучали…

В лабиринтах несбывшихся снов
Наши чувства свой выход искали,
Возносясь над дыханьем ветров,
Что в беседке заброшенной спали.

Осторожно зажгла я свечу,
Нежно тронула мокрые плечи…
Принц сентябрьских дождей, я хочу
Быть с тобою сегодня весь вечер,
… показать весь текст …

ОСЕНИ ВСЕМ ЗОЛОТОЙ..

Осени вам теплой… без дождей,
без хандры, депрессии и скуки.
Из-за туч всем солнечных лучей
И чтоб рядом грели чьи то руки…

Длинных вечеров в кругу семьи
И бесед душевных у камина…
Осень будет продолжением… любви,
Не итог, финал… не середина.
В Знаменск наш вернется листопад,
словно с кистью желтою художник.
Осени ведь мало кто-то рад,
Но с природой спорить невозможно…
Света вам в дома от фонарей,
… показать весь текст …

Ну вот и дождались осенних дождей.
Осенних ветров, что ворвались внезапно.
И резкая смена погоды летит с тополей
И дворники мётлами машут бульвары отважно.

Ну вот и дождались. Сентябрь пришел за ней,
За той, златокудрой, которая ночью снится.
Она, как царица. придет, и скажет — налей!
Любимое Бабье Лето сентябрьского принца.

Сейчас отгремит, отморозит и отболит,
Появится солнце в нежнейших рассветах осенних.
Сентябрь дождётся любимой. неверной своей
Она поцелует его… и опять растворится
… показать весь текст …

Ушёл сентябрь, бушует непогода,
Не обмануть привычный календарь.
Невеста — Осень. В это время года
К ней сватается сумрачный Декабрь.

А я люблю осеннее ненастье,
Угрюмый дождь, стучащий мне в окно,
И ветер, рвущий облако на части,
И миг, когда становится темно.

Я так люблю, в уютном кресле лёжа,
Смотреть на танец листьев за окном.
А хулиганка Осень корчит рожи…
И пусть — не скучно будет нам вдвоём.
… показать весь текст …

Источник

Оцените статью