Навыки сценического мастерства как эмоциональная заразительность интонационная выразительность речи

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.
консультация на тему

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Скачать:

Вложение Размер
reshetnikova_l_s.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №11 «Росинка» г.Саяногорска

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

I квалификационной категории.

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая ее смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.

В зависимости от цели, настроения, от содержания и основной мысли высказывания одно и то же можно сказать разным тоном. По интонации речи легко угадывается, уверен ли в себе говорящий или не уверен, убежден в том, о чем говорит или нет, верит сам себе или нет. Основной тон речи является сложным средством выразительности и в то же время главным средством для выражения чувств говорящего, его намерений.

Термин интонация имеет два значения – узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодического контура, движения тона. Широкий смысл термина включает, помимо интонации, ударение, паузирование, темп.

Интонация имеет множество значений, объединяемых по различным признакам. Об интонации говорят, что она бывает ироническая, шутливая, пафосная, плавная, деловая, резкая и т. д.

Такая многоплановость значений объясняется множеством функций, которые выполняет интонация: фонетическая, эмоционально-экспрессивная, синтаксическая, стилистическая и смыслоразличительная.

Рассмотрим владение интонационной выразительностью как одну из ключевых компетенций современного педагога.

Компетенция – это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, необходимое для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Коммуникативная компетенция это — знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, дискутировать и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.

В речи педагога может быть несколько мыслей, несколько видов интонаций, их подчеркивающих, но основной тон один, и он как бы накладывается на звучание всех остальных интонационных компонентов.

Выразительность речи зависит не от силы голоса, а от того, насколько педагог умело владеем богатствами родного языка. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка.

К хорошей речи предъявляется множество требований, и, прежде всего требование простоты, ясности, логичности, точности. Обращаясь к детям, педагог должен найти такие слова, которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Ведь родной язык открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии ее красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским стилем.

В первую очередь начинать речь можно с постановки вопроса, в котором заключен смысл предстоящего разговора. А можно попытаться привлечь внимание к теме, начав с интонационного выделения голосом яркого, увлекательного факта, объяснение и анализ которого затем и составят содержание общения. Не менее удачным может оказаться приведение соответствующей пословицы или цитаты. Но вот внимание к разговору у ребят возникло. Дальше встает задача довольно кратко, но достаточно выразительно раскрыть его тему. Как это можно сделать? Сначала сжато излагается основная мысль, которую педагог хочет довести до сознания и чувств детей. Затем она раскрывается, для чего излагается система фактов, примеров и иллюстраций. При этом очень полезно использовать яркие сравнения, неожиданные аналогии. После этого можно сделать вывод, повторив основную мысль разговора другими словами.

Педагогу надо уметь говорить с коллективом, с группами ребят, с отдельными детьми, с родителями детей. Для того чтобы разговор вызывал постоянный интерес у ребят, необходимо использовать ряд несложных приемов: интонационно выделять наиболее важные слова и фразы и, наоборот, менять интонацию, излагая менее существенный текст; полезно менять тембр голоса и темп речи (так, важно делать паузы до и после важных фраз, мыслей).

Темп речи: убыстрение или замедление передает эмоциональное состояние говорящего, иногда коннотации. Средняя скорость нейтральной русской речи — 120 слов в минуту, речь учителя — 75 слов в минуту.

Тембр голоса: передает эмоциональные состояния говорящих. Разновидности тембров: робкий, дрожащий голос — страх или растерянность; жесткий, напористый, командный голос; проникновенный, суггестивный и пр. Имитация тембра: подражание гортанному голосу, женскому голосу и пр.

Интонации смысловые, отражающие синтаксические отношения: завершенность повествовательного предложения, интонация прерванной речи и пр., вопросительная интонация. Логическое ударение — интонационное выделение важных слов. Интонации выделительные, перечислительные. Интонационное разграничение темы и ремы в предложении. Интонационное различение в тексте при различении голосов персонажей.

Интонации психологические, эмоциональные (нередко передают дополнительный смысл): грустная — радостная, интонация скуки или возбуждения, мажорная — минорная, патетическая — ироническая, восторженная или интонация обиды, передающая грубость или ласку, нежность; интонация поучительная, покровительственная; интонация удовлетворения или неудовольствия, беспечности или озабоченности; смеха или слез и др. В русском языке насчитывается более 50 подобных пар.

Если смысловые интонации легко могут быть определены и поставлены, то психологические спонтанны, их трудно сдержать и еще труднее имитировать: кому не приходилось наблюдать и ложную радость, и фальшивую патетику! Здесь не обойтись без мастерства актерской игры.

Паузы; нулевая фонация: смысловые паузы связаны с некоторыми интонациями, например в конце предложения; психологические паузы передают растерянность или гнев говорящего, а иногда привлекают внимание слушающего к тому, что будет сказано; паузы, передающие речевые затруднения, например поиск нужного слова.

При этом необходимо помнить: для того чтобы разговор оказался плодотворным, надо сначала расположить к себе ребенка. Это можно сделать только в том случае, если сам педагог расположен к нему и, кроме того, явно показывает ему свое расположение.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания педагога: звучание голоса, интонационный рисунок и др. Голос — индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Звуковая окраска — очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Требование к речи педагога предполагает учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания детьми младшего возраста (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации). Свободное владение учебным материалом дает педагогу возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жест, речевые выразительные средства.

В работе с детьми речь педагога достигает своей цели, если в ней отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если она не перегружена деталями, а ее содержание динамично, созвучно личному опыту детей, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи педагога. Если рассказ отвечает этим требованиям, то побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания не только в виде реплик, оценочных суждений, но и в форме связных высказываний, созвучных услышанному повествованию. Подобные реакции позволяют педагогу сделать вывод об эффективности проделанной работы.

Не менее существенно и завершение разговора. Оно может быть различным. Можно еще раз кратко изложить основные идеи. Можно закончить его поэтической строкой. А можно — вопросом без ответа, если педагог хочет, чтобы ребята сами поразмышляли об услышанном. Не исключен и такой вариант, когда окончание беседы включает в себя все указанные элементы.

В коммуникации с коллективом учителей, как и в общении с родителями педагог проявляет свой стиль педагогического общения. Существует три основных стиля: авторитарный; демократический и либеральный или попустительский. Это во многом накладывает отпечаток на интонационную выразительность речи и в конечном итоге – успешность достижения педагогом коммуникативных целей.

Цели в общении с коллегами, также как и с родителями, могут быть разными – дать совет, поделиться опытом, пожаловаться, отругать, предупредить, попросить, отказаться и т.д. В зависимости от этих целей интонация соответственно меняется.

М.М. Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)».

  1. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинт, 2003. – 222 с.
  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М: Флинта, Наука, 1999.– 496 с.
  3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 – 64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше.

Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого ра.

консультация для педагогов.

для воспитанников 5-7 лет.

для воспитанников 5-7 лет.

мастер-класс для педагогов по развитию речи.

Источник

Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности

Марина Фрыгина
Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности

Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни. Однако в последние годы беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати пяти детей группы был один совсем неговорящий и трое — четверо плохо говорящих, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!

Формирование правильной речи детей является одним из приоритетных направлений в работе детского сада, поэтому я постоянно ищу и совершенствую методы и приемы развития речи своих детей. Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок.

При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, мы — педагоги постоянно сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила также использовать средства театрализованной деятельности, которые являются наиболее эффективными в формировании выразительности детской речи. Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.

Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

А если этого не происходит? «Ничего страшного в том, что мой ребёнок говорит без интонации!» — отвечают наши родители. Однако недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста влияет на качество его речи, создает трудности во взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности ребёнка. На начальном этапе работы мной была проведена диагностика.

Целью стало выявление начального уровня развития интонационной стороны речи у детей 5-6 лет.

Для обследования была использована программа исследования просодики Е. Ф. Архиповой, включающая в себя следующие этапы:

-Обследование восприятия ритма, интонации, логического ударения, тембра.

-Обследование воспроизведения ритма, интонации, логического ударения, тембра.

-Обследование модуляций голоса по высоте, по силе.

-Обследование речевого дыхания, темпо — ритмической организации речи.

Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека, использовать мимику, жесты, движения.

Мной были поставлены цель и задачи моей дальнейшей работы:

Цель:формировать умение пользоваться основными компонентами интонации через средства театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Обучать детей интонационной выразительности речи с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение.

2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3. Учить применять выразительные средства театра: мимики, жестов, поз, движений.

4. Развивать творческие способности, артистизм, коммуникативные навыки у детей.

5. Формировать интерес к художественным произведениям, к фольклору.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, я составила план совместной деятельности с детьми по развитию интонационной выразительности речи. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы. Развитие интонационной стороны речи проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, работа может быть организована в любое свободное время, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;

темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания;

пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические паузы — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;

логическое ударение — выделение голосом отдельных слов;

фразовое ударение — выделение голосом группы слов;

ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;

тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Свою работу по развитию интонационной выразительности речи провожу последовательно, в два этапа:

— формирование навыков восприятия интонации;

— формирование навыков воспроизведения интонации в собственной речи.

Для реализации данных этапов использую следующие виды деятельности:

Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).

Упражнения: для эмоционального развития детей; логоритмические; на развитие выразительности мимики, жестов, пантомимы.

Театральные этюды. Речевые игры. Чтение в лицах (по ролям). Игры – драматизации, игры – упражнения. Инсценирование.

Направления работы:Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи); фонационного (речевого) дыхания; мимики и выразительности движений; способностей понимать и передавать различные эмоции; силы голоса, расширение высотного диапазона голоса; восприятия и воспроизведения ударение; восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма. Координация дыхания, голосообразования артикуляции;

В своей работе использую разнообразные виды детской деятельности, и интеграцию образовательных областей, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

-Совместные выступления взрослых и детей.

-Участие в праздниках и конкурсах ДОУ.

-Помощь в пополнении уголка ряжения, в изготовлении костюмов, реквизитов для театральной деятельности.

-Родительские собрания, беседы, консультации.

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!».

В конце года была поведена диагностика, которая показала следующие результаты:

-в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях;

— повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

— сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении;

— дети научились некоторым приемам владения своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной мной комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

Конспект занятия «Упражнение на развитие интонационной выразительности» Цель: воспитание интереса к театрализации. Задачи: 1. Формировать умение брать на себя роль. 2. Развивать наглядно-образное мышление, речь.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности» Введение Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи средствами театрализованной деятельности» Отчет по теме самообразования «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Подготовила: Ларичева Н. С. Актуальность выбранной.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Педсовет Педагогический совет – деловая игра «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Форма.

Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности Воспитатель: Кобликова Валентина Владимировна В 2018 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей через.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».

Развитие выразительности речи детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности «Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность заняла прочное место.

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические.

Источник

Читайте также:  Мое летнее настроение по английски
Оцените статью