- Навыки обхождения с чувствами
- III. Навыки обхождения с чувствами
- 22. Умение воспроизводить основные чувства
- 23. Умение выражать чувства
- 24. Умение распознавать чувства другого
- Шаги, составляющие данный навык:
- 25. Умение сочувствовать
- 26. Умение обращаться с собственным гневом
- 27. Умение реагировать на гнев другого человека
- 28. Умение справляться со страхами
- 29. Умение переживать печаль
- Как работать с чувствами: узнаем “врага в лицо”
- Как воспринимать смерть?
- Молчание – знак согласия?
- Как перестать бояться водить машину – пример работы с чувствами
- Как внутри ощущается здоровое чувство и как ведет себя то над чем нужно работать?
- Какой он – мой главный враг?
- Ход работы над собой:
- Как выделить нездоровое чувство? – Методы составления фоторобота “злодея”
Навыки обхождения с чувствами
Проанализировав опыт ведущих в экономическом отношении стран мира в области развития социальных и эмоциональных навыков и умений детей 5 – 7 лет, нами был составлен список социальных компетенций. Перечень базовых социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста содержит 45 навыков и умений, объединенных в 5 групп, отражающих разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.
Подчеркнем, что большинство этих умений нельзя сформировать напрямую. Структура социальной компетенции дается для того, чтобы взрослый наблюдатель мог сравнить поведение конкретного ребенка с эталонным поведением социально компетентного дошкольника (старше 5-7 лет).
III. Навыки обхождения с чувствами
22. Умение воспроизводить основные чувства
Содержание навыка: возможность переживать чувство, пока без самостоятельного осознавания. В данном возрасте именно взрослый озвучивает ребенку, что с ним происходит во время сильного переживания, называя его чувства и помогая ему справиться с ними.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) на занятии воспитатель просит детей показать одно из основных чувств.
Когда навык не сформирован, ребенок путает чувства или начинает вести себя возбужденно-демонстративно, не понимает чувств других людей.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок может вспомнить, когда он испытывал то или иное чувство.
2. Он может изобразить это чувство лицом, телом, позой, голосом.
23. Умение выражать чувства
Содержание навыка: возможность проявлять как позитивные чувства (радость, удовольствие), так и те чувства, которые негативно оцениваются социумом (сердиться, грустить, завидовать).
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок рассержен, кричит, топает ногами;
б) ребенок радостно бежит навстречу любимой бабушке.
Когда навык не сформирован, ребенок неадекватно выражает чувства.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Когда ребенок чувствует, что с ним происходит что-то непонятное, или он сильно взволнован, обращается к взрослому.
2. Может рассказать ему, что с ним происходит.
24. Умение распознавать чувства другого
Содержание навыка: способность проявить внимание к другому человеку, умение интуитивно распознать (по тону голоса, положению тела, выражению лица), что он сейчас чувствует и выразить свое сочувствие.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок видит, что взрослый сильно расстроен;
б) ребенок видит, что сверстник грустит о чем-то.
Когда навык не сформирован, ребенок не обращает внимание на состояние другого человека и ведет себя с ним без учета состояния другого.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок задерживает внимание на человеке, который сильно чем-то взволнован или, наоборот, удручен.
2. Он интуитивно может почувствовать, каково ему сейчас.
3. Если другому плохо, может подойти и предложить помощь или спросить: «У вас что-то случилось?», «Ты расстроен?» или выразить сочувствие без слов (погладить или прижаться).
25. Умение сочувствовать
Содержание навыка: умение сострадать и оказывать поддержку другому человеку, когда тот неуспешен.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок видит, что мама чем-то расстроена, и старается утешить ее;
б) ребенок видит, что у сверстника плохое настроение, и пытается привлечь его к совместной игре.
Когда навык не сформирован, ребенок ведет себя эгоистично и равнодушен к другим, уходит из ситуации, в которой кому-то плохо.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок замечает, что кто-то рядом нуждается в сочувствии.
2. Может сказать: «Тебе помочь?»
3. Может сделать этому человеку что-нибудь приятное.
26. Умение обращаться с собственным гневом
Содержание навыка: умение осознать, что испытываешь гнев, способность остановиться и подумать, дать себе «остыть», умение выразить свой гнев другому человеку в социально приемлемой форме или возможность найти другой способ справиться со своим гневом (сделать упражнение, выйти из ситуации).
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок строил что-то в песочнице, а сверстник это разрушил;
б) мама не разрешает ребенку посмотреть передачу, которую он очень хотел посмотреть;
в) воспитатель обвиняет ребенка в том, чего он не делал.
Когда навык не сформирован, ребенок считается агрессивным, вспыльчивым, импульсивным, конфликтным.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок умеет остановиться (сказав себе: “стоп” или, досчитав до десяти, или находит другой способ), чтобы «остыть» и подумать.
2. Ребенок может выразить свои чувства одним из следующих способов:
а) сказать человеку, за что он на него сердится;
б) уйти из ситуации (выйти из комнаты, спрятаться, чтобы там успокоиться).
27. Умение реагировать на гнев другого человека
Содержание навыка: умение понять, что лучше сделать при встрече с разгневанным человеком (убежать, обратиться за помощью взрослого, спокойно ответить и т.п.), способность сохранить спокойствие, чтобы принять верное решение. Способность выслушать человека, спросить, почему он сердится.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок провинился, и взрослый сильно рассержен на него;
б) ребенок на улице встретился с человеком, находящимся в состоянии аффекта;
в) сверстник кричит на ребенка за то, что он зашел на его территорию.
Когда навык не сформирован, ребенок рискует получить психическую травму (слишком большое/накопленное чувство беспомощности), не умея защитить себя.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок может за себя постоять в ситуации встречи с разгневанным человеком:
а) убежать, если это незнакомый человек;
б) обратиться за защитой к другому взрослому, которого он знает;
в) спокойно ответить ему.
2. Если ребенок решил спокойно ответить, он выслушивает, что хочет сказать человек, не перебивает и не начинает оправдываться. Чтобы оставаться спокойным в это время, он может повторять про себя фразу: «Я могу оставаться спокойным».
а) продолжает слушать либо
б) спрашивает, почему человек сердится либо
в) предлагает другому человеку какой-то способ решения проблемы либо
г) уходит из ситуации, если чувствует, что сам начинает сердиться.
28. Умение справляться со страхами
Содержание навыка: умение определить, насколько реален страх, способность понять, каким образом можно преодолеть страх, к кому можно обратиться за помощью.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок посмотрел фильм, в котором его что-то испугало;
б) ребенку приснился страшный сон;
в) ребенок боится рассказывать стишок на детском празднике;
г) ребенка испугала чужая собака.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок может распознать, есть ли угроза в реальности или она только в книжке, в фильме, во сне.
2. Если это фантастический страх, ребенок может сказать себе, что это страх воображаемый, его всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, телевизор, назначить подушку своим страхом и побить ее.
3. Если это страх реальный, ребенок может:
а) найти защиту у взрослого;
б) обнять свою любимую игрушку;
в) спеть смелую песню, чтобы не дать страху запугать себя и сделать то, что собирался.
29. Умение переживать печаль
Содержание навыка: возможность печалиться, когда потерял что-то хорошее, важное, дорогое сердцу. Дать себе разрешение испытывать печаль и плакать, не считая слезы проявлением слабости. Для детей естественно плакать и печалится, но некоторые родители вносят в жизнь детей запрет на слезы и не разрешают грустить.
Ситуации, в которых данный навык может проявиться:
а) ребенок потерял свою любимую игрушку;
б) мальчик, с которым ребенок был очень дружен, переехал в другой город;
в) умер кто-то из близких ребенка.
Когда навык не сформирован, ребенок, который не грустит о потерях, становится замкнутым, жестким и озлобленным.
Шаги, составляющие данный навык:
1. Ребенок вспоминает о том, что он потерял, говорит о том, что хорошего было в общении с этим человеком, этим животным, этой игрушкой.
Источник
Как работать с чувствами: узнаем “врага в лицо”
Отношения с собой
Как воспринимать смерть?
Для тех, кто прочитал книги «Люди из шкафа»
Молчание – знак согласия?
Дневник вчерашней девочки из шкафа
Как перестать бояться водить машину – пример работы с чувствами
На первых порах, когда чувства слышно и видно, – с ними можно по разному работать. Ответ на вопрос: как работать с чувствами содержится, например, в моих первых и бесплатных книгах. Очень много раскладок и методов в книге о том, как научиться себя любить.
Однако, существуют ситуации (в углубленной работе над собой), когда чувства стали огромной частью тебя и твоей жизнью, и их уже не так то просто определить! Для того, чтобы понимать как работать с гнетущими чувствами, – необходимо знать своего “врага” “в лицо”. Именно с целью наибольшей узнаваемости создана эта статья. Ведь, как известно, – чем лучше ты понимаешь, с кем тебе предстоит справиться, чем более досконально разбираешься в характере своего чувства и чем подробнее описываешь его, – тем эффективнее будет твоя работа.
Но, будь внимателен, уважаемый читатель, – в ответе на вопрос “как работать с чувствами” мы не описываем сейчас, что чувствуем, – об этом написано в другой статье. Мы описываем то, как чувство дает о себе знать. Мы говорим о признаках неизвестного пока внутреннего “жителя”. Данная статья особенно хороша в контексте всех знаний о чувствах и методах работы с ними. Но и в отдельном варианте она принесет читателю пользу.
Из предыдущей статьи получены знания о коварстве чувств: они ощущаются как важная часть себя и умеют выдавать болезненное восприятие за истину. Сегодня мы узнаем, как отделить истину от не истины.
О чем мы вообще сейчас говорим? – может спросит человек, не посвященный в тему. – Представь, уважаемый читатель, что чувство это некое проявление тебя, о котором ты не знаешь. Оно в тебе живет ( и прячется), имеет свой характер, свои черты. Оно является сутью твоих настоящих проблем, всего того, что в жизни не получается должным образом. Оно, – когда очень сильное и болезненное, – как бы расползается на всю твою жизнь (заполняет ее или заполоняет или занимает – как вам угодно) и кажется самой жизнью. И при этом я говорю о том, что с этим нужно и можно работать. Но как работать с тем, что является твоей жизнью, что выдает себя за истину, а иногда (и очень часто) вообще скрывается? – Этой теме и посвящены все недавние статьи.
Все сомнения рождаются от незнания.
Мы не знаем, что спрятано внутри нас.
Каждый, наверняка, слышал сравнение внутренних переживаний с айсбергом?
Та часть айсберга, которая над водой – это видимая часть чувств, легко определяемая. То, основное и большое, что скрыто под водой, и предстоит каждому из нас в себе обнаружить и понять, – спрятано в неисчерпаемых недрах твоей психики.
А наша задача – понять, как составить фоторобот скрытого под водой “преступника”, а следом его выловить и убить.
Как внутри ощущается здоровое чувство и как ведет себя то над чем нужно работать?
Как я уже говорила, здоровые чувства не претендуют на главенство, на приоритет всей жизни. В то время как больные чувства заполняют все пространство внутри тебя и снаружи тебя.
В ранних публикациях я давала два рисунка, характеризующие здоровые и больные чувства:
Но эти иллюстрации показывали поведение чувств с точки зрения восприятия внешнего мира. Рассмотрим теперь подробнее как проявляют себя здоровые и больные чувства внутри их обладателя.
Ранее я описывала эту коварную особенность нездоровых реакций. Примером таких разрушающих эмоций может быть любое неадекватное поведение человека в момент наибольшего переживания на какую либо тему. Так, в недавнем времени с третьего этажа нашего дома выпрыгнул подросток, 17 лет (слава Богу, он остался жив и мы теперь всем домом надеемся на его успешное выздоровление). Причина как никогда банальна: несчастная любовь. Когда я попыталась провести профилактическую беседу со своими детьми, близкими по возрасту известному герою, они мне ответили: “Мама, я что, дурак что-ли, – прыгать в окно из-за девочки!” – И вот здесь важно упомянуть то, о чем я талдычу всем и вся.
Когда ты не включен в больное чувство, – ты способен вести себя адекватно. Но когда твоим миром овладело неправильное восприятие – пагубные поступки видятся “единственным /спасительным/ выходом из ситуации”
При этом один и тот же (вменяемый) человек в одной ситуации будет вести себя адекватно, – потому что не задеты его больные чувства. А в другой ситуации им вдруг овладеет “демон”. Ведь известный мальчик и другие похожие, но вменяемые герои не бросаются каждый день из окна? Они не находятся в постоянном придумывании того как прекратить свою жизнь. Они впали в это состояние только в определенной конкретной очень значимой для них ситуации.
Мои дети в момент беседы не включены в проживание несчастной любви. И они, разумеется, понимают, какие поступки не стоит делать. Но как они себя будут вести, когда их коснется это или другое очень сильное и, например, нездоровое чувство? Оно полностью завладеет сознанием и скажет, что “Без взаимной любви с этим человеком вся моя жизнь не имеет смысла. Нет больше в жизни ничего для меня, кроме этого человека. Нет человека – не нужна жизнь.” – Но разве это может сказать здоровое чувство, которое должно охранять и беречь, защищать своего обладателя?!
Таким образом мы видим разницу между адекватным и неадекватным восприятием. И это очень важно помнить в тот момент, когда нагрянет ОНО! – Потому что никто кроме самого тебя не способен сохранять собственное здравомыслие и чувство самосохранности в самый сложный момент. Потому что главный в отношениях с собой – ты.
Для полноты знаний необходимо увидеть, как ведет себя нормальное проживание ситуации:
Анализируя эти рисунки, можно понять логику восприятия нами наших чувств. Когда чувство не заполняет все пространство внутри себя и снаружи – его легко узнать. Нездоровое восприятие, которое стремится поглотить все внутри тебя, – узнать и отделить нелегко. Потому что оно практически стало тобой. И это обосновывает всю огромную сложность работы над собой, – когда необходимо выдрать из себя и выбросить такую огромную и значимую часть.
Какой он – мой главный враг?
Я все время говорю про чувства. Но на самом деле речь идет не только про них. Речь идет про весь комплекс переживаний, искаженных восприятий и всего того, что следует из главной несостоявшейся, но очень важной для меня идеи.
Какой главный враг для мальчика, который решил, что нет жизни без взаимной любви с важной для него девочкой? – Попробуем представить историю “в лицах”.
Во главе всего, конечно, стоит очень сильная, чрезмерная любовь. Та самая, которая сама нуждается в любви, но сама при этом, скорее всего, не умеет любить. Она не умеет любить даже себя. И поэтому от нее естественны те “советы”, которые он услышал.
Несостоявшиеся мечты внутри человека словно выключают свет. И вся его жизнь становится как у робота: ничто не имеет значения, ничто не интересно:
В больном восприятии не за что держаться, – потому что ничто, кроме твоего самого главного не имеет значения. Так пагубное чувство об отсутствии главного “выключает свет” по всей остальной жизни – лишает ее красок и радости.
Вместе с отсутствием красок жизни героя, вероятно, постоянно гнетет больная любовь, которая не умеет жить без любви того человека, которого он выбрал. Он погружен во тьму. И ему очень больно, невыносимо так жить. Ему не за что держаться, потому что ничего значимого нет без самого главного.
Но тут приходит “спасительный” глас того же самого чувства, под которым он живет! То есть, понимаете, его пытается “спасти” чувство, которое и рождает внутри самую большую боль. Но, что может посоветовать это проявление? – Конечно, не рождается ничего лучше, чем: “Надо покончить со всем этим. Я не могу больше жить без любви. Моя жизнь и все что в ней есть без этого человека потеряло всякий смысл”.
Но, участник событий не воспринимает такие советы как проявление своей болезни. Он не знает, что возможны вот такие болезни. Он принимает все свои чувства как нечто разумеющееся, как истину, – ведь они как будто приходят сами, извне. Они стоят над ним и управляют его мыслями, настроением, волей, жизнью. Он не отделяет себя от своих чувств потому что живет внутри них и вообще это делать не умеет. Почти справедливо считает чувства частью себя. Только понятия не имеет о том, что эта часть отделяемая! И что он должен управлять этой частью, а не наоборот! И, конечно, он не знает, что такое здоровые чувства, а когда они больные.
Таким образом, мой главный враг:
- Приходит сам, как будто извне. Словно встроен в меня автоматически, по умолчанию.
- Он имеет свое мнение и умеет со мной “говорить”, давать мне советы.
- Он имеет свои желания и потребности и эти потребности – самые важные на свете.
- Он (пока я не возьму все в свои руки) как будто даже обладает моей волей.
- Воспринимается как нечто разумеющееся, происходящее само собой.
Моя задача в описании врага – это выделение тех мнений, советов, суждений, восприятий, настроений, решений, которые исходят из главной потребности больного чувства!
Ход работы над собой:
Как выделить нездоровое чувство? – Методы составления фоторобота “злодея”
Моя задача в этой работе: определить все признаки врага, описать их и потом в наблюдениях за собой выбрасывать из себя все, что соответствует описанию. Иными словами, я должен вырвать из себя всю ту огромную часть, которую захватило мое больное чувство и остаться без него:
Не нужно в этой работе бояться “умирания себя” (в какой-то части это ведь действительно “умирание” – ведь я лишаюсь своей очень важной части). – Хоть это и сложно, но никто не умрет, – это точно!
Методы составления “фоторобота”:
- Сначала врага нужно увидеть. Это в случае с неудачной любовью – все прозрачно и на поверхности. И то – на поверхности для меня, а не для участника событий. А во всех остальных случаях и в каждой ситуации отдельно никто не знает, что именно движет его мыслями, действиями, поступками. С определенной точностью известно только то, что ты очень переживаешь по поводу какой-либо ситуации. Для начала очень важна медитация. Именно она способна вытащить меня из под влияния пагубной потребности, которая захватила в себя все! – Здесь нужно понимать: для того чтобы работать над тем, внутри чего я нахожусь, – нужно суметь встать над этим! Нужно “выйти из рамок себя” и посмотреть со стороны на своего врага. А это умение обретается только в недуманьи – в отделении себя от своего восприятия. Навыки медитации автор главным образом приобрел через труд, описанный в книгах о любви и в “Людях из шкафа“.
- Для того чтобы чувство “пощупать”, – ему необходимо дать волю, его нужно выпустить наружу, актуализировать. Но, – в контролируемых тобой рамках. С этой целью можно воспроизвести в своем представлении те ситуации, в которых ты максимально переживаешь о своей проблему, и попробовать уловить, услышать, ощутить то, что рождает твою боль. Немного подробнее о понимании чувств написано в соответствующей статье.
- Практическое упражнение по поиску главного врага когда он прячется, – дано в статье о скрытой депрессии (методика определения болевых точек).
- Когда определена главная болевая точка – очень важно ей дать подробнейшее описание. Вот оно, составление фоторобота: почувствуй, – какое оно, твое главное переживание? Исследуй его подробнейшим, понятным, простым и приемлемым для тебя образом! – Задавай вопросы, нарисуй его, слепи из пластилина, станцуй, – вырази как угодно (статья о том как можно выражать свои чувства), главное -чтобы ты понял, увидел, ощутил, осознал и, что самое важное, – запомнил – каков твой враг. Здесь необходимо понимать, – исследовать, пощупать можно только то, чего ты не боишься. В этом смысле нужно научиться спокойно жить рядом с той болью, которую влечет за собой это чувство. Здесь так-же очень поможет медитация. Как сказано в одной из частей “Людей из шкафа” – “медитация не дает спасительного ничего, но зато она избавляет от всего от боли, от страха, от переживаний и тем самым позволяет спокойно жить там, где это кажется невозможным. В свою очередь, практика правильного проживания чувства дана в статье о том, как преодолеть голод. Не всегда тебе удастся сразу понять своего врага. – Не отчаивайся. Это значит, что ты еще не готов встретиться с ним лицом к лицу. Но, постепенное преодоление, проживание своего чувства, медитация, наблюдения за собой и за тем, что говорит подсознание однажды принесут свой результат.
- Работе с чувствами учат все книги из серии “Люди из шкафа“. Это сказки, направленные на преодоление болезненных переживаний героя. Сюрреализм (жанр повествования), однако не без подтекста. В каждой сюрреалистичной истории даются образы. На основании образов можно определить те чувства, которые за ними стоят. Практическая работа с чувствами (с их определением) так же дана в статье, посвященной расшифровке “Людей из шкафа”, – начните с нее, если ищете бесплатный и короткий путь.
- Теперь, когда ты понял, какое оно, – на основании подробнейшего описания своего больного чувства ты можешь опознать его везде, где оно себя проявляет! – Для этого в пристальных наблюдениях за собой, там где улавливается “хвост” или хоть какой-нибудь намек на присутствие известного существа, – ты можешь спросить себя: а не мое ли самое главное чувство проявляет себя в этой ситуации (в этом мнении, в этом вопросе, в этом решении, в этом действии, и так далее)? – И там, где проявляет себя известное чувство ты либо просто не слушаешь его, либо делаешь наоборот, либо делаешь как ты вне этого чувства считаешь нужным. Таким образом ты выходишь из под влияния своего самого страшного врага.
Источник