Научные журналы по стрессу
Цель: исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ, до и после тренировки. Материал и методы. Исследования проводятся с помощью разработанного мобильного устройства, позволяющего неинвазивно проводить скрининг-оценку потенциальной опасности кол-л.
Цель: исследование сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимающихся греблей на байдарках и каноэ, до и после тренировки. Материал и методы. Исследования проводятся с помощью разработанного мобильного устройства, позволяющего неинвазивно проводить скрининг-оценку потенциальной опасности кол-лапсоидных осложнений. Результаты. На основе определения аномалий в форме пульсовой волны и оценки вегетативной регуляции выявлен ряд вариантов сочетания регистрируемых параметров у группы спортсменов из 14 человек. Одновременное наличие ваготонического тонуса с недостаточным обеспечением деятельности и аномалий пульсовой волны с помощью разработанного устройства может представлять потенциальный риск сосудистой недостаточности при физической нагрузке. Заключение. Методика одновременной оценки реакции пульсовой волны с вегетативной регуляцией до и после тренировки дает возможность определить сочетания, потенциально неблагоприятные для развития сосудистой недостаточности при стрессовой физической нагрузке у тренированных людей.
Усанов Д.А., Протопопов А.А., Скрипаль А.В., Аверьянов А.П., Кащавцев Е.О. Показатели сердечно-сосудистой системы при физических нагрузках у спортсменов // Саратовский научно-медицинский журнал, Vol. 9, Issue 1, 2013, pp. 64-68
Источник
Стресс: причины, следствия, защита
Дата публикации: 03.11.2016
Статья просмотрена: 3439 раз
Библиографическое описание:
Верещагина, А. А. Стресс: причины, следствия, защита / А. А. Верещагина, А. Н. Колчанова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1579/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.
Жизнь современных людей почти всегда сопровождаются стрессом. Этот факт известен, но психологическим содержанием проблемы стресса является то, что стресс не всегда осознается людьми, а, следовательно, уменьшается возможность регулировать и управлять своим состоянием для повышения продуктивности своей жизни. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека. Объектом исследования является стресс как психологический феномен, предмет — влияние стресса на состояние человека.
Целью исследования было изучение стрессового воздействия как такового, тогда как задачи включали в себя следующие пункты: а) изучить теорию, последствия стрессового воздействия; б) изучить способы борьбы со стрессом; в) провести и проанализировать результаты тестирования среди студентов.
Теоретической основой нашей работы являются труды Лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Концепция стресса, сформулированная Г. Селье, рассматривает физиологический стресс как ответ организма на любые предъявленные ему требования. Г. Селье считал, что любая трудность, встающая на пути комфортного существования организма, может быть разрешена двумя типами реакций: активной – борьбы, а также пассивной – готовностью трудности терпеть, либо готовностью от них бежать. Даже самый нормальный вид деятельности, такой, как игра в шахматы или даже простое объятие может вызывать значительный стресс, не причиняя самому организму никакого вреда.
Ганс Селье, в своей книге «Стресс без дистресса», подводит итог своей работе в данной сфере и дает стрессу такое определение: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор» [2]. Любым агрессивным факторам свойственно вызывать специфическую реакцию – такую как потение при повышении температуры, сужение кровеносных сосудов и уменьшение теплопотери в мороз и т.д. Однако кроме специфических реакций на агрессивные воздействия, в человеческом организме происходят и неспецифические реакции на каждое воздействие. Чем сильнее и длительнее стресс, тем больше его негативное влияние на здоровье, ведь стресс и его последствия – явления прямо пропорциональные. Отрицательное влияние может проявиться не сразу, но иметь длительный период развития, вытекающий в серьезное, часто опасное для жизни заболевание. Среди таких заболеваний стенокардия, повышение сахара в крови, гипертония, инфаркты, повышение уровня жирных кислот, гастрит, бессонница, язва желудка, неврозы, колит, депрессия, желчекаменная болезнь, да и, в общем, снижение иммунитета.
Существует множество методов коррекции психоэмоционального состояния человека, главная трудность состоит лишь в том, чтобы выбрать, с одной стороны, способ, отвечающий индивидуальным особенностям личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.
Наиболее простые физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Регулировать уровень стресса можно как самостоятельно, так и при помощи другого человека или технических средств.
В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организационные и психопрофилактические.
Первая группа методов направлена скорее на уменьшение степени «вредности» факторов производственной среды и увеличение их соответствия психофизиологическим особенностям человека (работника). Основными направлениями такого подхода являются:
1)Рационализация трудовых процессов – составление оптимальных алгоритмов работы, обеспечение удобных временных ограничений и т.д.;
2)Усовершенствование средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями работника;
3)Разработка подходящих режимов труда и отдыха;
4)Рациональная организация рабочих мест;
5)Создание благоприятного климата в рабочем коллективе;
6)Моральная и материальная мотивация работника.
Вторая же группа методов направлена непосредственно на психику работника, его функциональное состояние и она включает в себя такие способы:
1)Воздействие цветом и музыкой;
2)Воздействие на биологически активные точки;
3)Оздоровительные физические упражнения;
4)Убеждение, внушение и самовнушение;
5)Медитация и дыхательная гимнастика.
Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Существует предположение, что для каждого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает дистресса. Однако хотелось бы уделить внимание и проблеме учебного стресса, а также практическим данным о потенциальной стрессоустойчивости студентов. Нами было проведено тестирование среди студентов РАНХиГС, обучающихся на специальности «Таможенное дело» и сравнить их результаты с результатами сотрудников таможни, прошедших специальное обучение и имеющих практику в своей области. Для тестирования нами была выбрана методика, разработанная Ю. Щербатых, профессором кафедры общей психологии ВФ МГЭИ и доктором биологических наук [4, с.43].
Студентам нужно было оценить степень соответствия предоставленных суждений реалиям их жизни. Гипотезой нашего исследования было предположение, что у студентов 1 курса специальности «Таможенное дело» уровень стрессоустойчивости ниже, чем у работающих специалистов таможни, что является одним из критериев профессиональной пригодности. Анализ результатов теста показал (табл. 1), что показатели студентов гораздо выше показателя, полученного при тестировании таможенных специалистов.
Результаты тестирования
Пункты тестирования
Средние показатели таможенного специалиста
Усредненные показатели студентов
Реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять
Источник
Научные журналы по стрессу
Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.
Стереотип восприятия стресса, как неизбежного зла прочно поселился в наших умах. Однако, стресс это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках… Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно видим, слышим и читаем в средствах массовой информации о несчастных случаях, спровоцированных стрессом, – стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика.
Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.
Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Избыток каждой из них приводит к дисбалансу, что порождает определенные симптомы: страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.
Английский психотерапевт Майк Джордж отмечает, что любой дисбаланс, например, между интересами семьи и работы, ведет к стрессу. Американские психологи дают более житейское определение: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».
В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса. Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений).
В предлагаемом пособии «Психология стресса» раскрывается сущность стресса как «неспецифического ответа организма на любое предъявляемое ему требование». Представление о психологическом стрессе, его особенностях и динамике как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием для управления стрессом, его профилактики и преодоления. Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс.
Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам-психологам. В процессе изучения психологии стресса студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты устанавливают основные причины возникновения стресса и факторы, влияющие на его динамику. Учебное пособие «Психология стресса» также будет интересно преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также всем интересующимся психологией.
В структуру учебного пособия входят теоретические разделы, вопросы для самоконтроля, практикум по психодиагностике стресса и стрессовых состояний, включающий обширный методический инструментарий и примеры использования методик в реальных условиях деятельности практического психолога. В частности, в пособии представлены методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности; Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях; Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса; методики для диагностики профессиональных стрессоров; методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.
Материал, излагаемый в учебном пособии, может представлять интерес не только для студентов, но и преподавателей, работающих с ними, работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней, изучающих теорию и практику стресс–менеджмента.
Источник