Научные журналы по эмоциям

Научные журналы по эмоциям

Актуальность темы данной работы связана с тем, что культурные нормы современного общества требуют от человека сдержанности в проявлении чувств, поэтому человеку сегодня необходимо развивать в себе умение владеть и управлять своими переживаниями, настроением. В эмоциях и чувствах совершаются и выражаются переживания человеком своего отношения к окружающему. Положительные переживания способствуют развитию интереса к какому-то объекту, притягивают к нему, а отрицательные – отталкивают, вызывают желание отдалиться, устранить их из своей жизни. Следовательно, эмоции для человека являются своего рода внутренним двигателем, побуждающим к действию. Эмоции оказывают мотивирующее влияние на поведение и деятельность человека, его поступки, отношения, развитие самого человека и достигаемые им результаты.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать), в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства [2]. Они включают в себя три основных компонента: 1. Физиологический компонент представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.). 2. Психологический – собственно переживание (радость, горе, страх и др.). 3. Поведенческий компонент – экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций – это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту – поведению. Для физического и душевного здоровья человека необходим своевременный сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые [4].

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [1]. Положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории К. Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Анализируя душевные состояния личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной ее жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроение человека. Согласно своей теории, Н.Я. Грот считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений (отношений между состоянием среды и потребностями личности), но и показывают, прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует [2] .

Читайте также:  Чувствую что по очкам выигрываю

С.Л. Рубинштейн выделяет три уровня в эмоциональной жизни человека. Первый уровень – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Сюда относятся элементарные или так называемые физические чувствования удовольствия и неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями. Чувствования такого рода могут выступать в качестве эмоциональной тона отдельного ощущения. Так же они могут выражать общее самочувствие индивида, носящее неопредмеченный характер. Примером может служить чувство беспредметной тоски, тревоги или радости. Более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. На смену беспредметной тревоге приходит страх перед чем-нибудь. Человек всегда боится чего-то, точно так же удивляется чему-то и любит кого-то. На данном уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Третий уровень – обобщенные мировоззренческие чувства. Они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы – продукты воспитания, а не врожденные [3].

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Нам становится трудно промолчать, остаться бездействующим. И наоборот, астенические эмоции, вызывают скованность и пассивность. Так, переживающий чувство стыда школьник нередко испытывает внутренние угрызения совести и старается оставаться «в тени» [2].

В зависимости от ситуации и индивидуальности человека, эмоции могут по-разному оказывать влияние на его поведение. У каждого имеются индивидуальные различия по глубине и устойчивости чувств. У одних людей они носят поверхностный характер, протекают легко и малозаметно, у других же, чувства захватывают их целиком и оставляют в сознании глубокий след. Именно это обусловливает неповторимость каждого из людей, определяет его индивидуальность.

В практической части работы мы поставили перед собой цель определить уровень эмоционального состояния студентов. В опросе приняли участие 30 студентов вуза: 14 девушек (педагогический институт, 4 курс) и 16 юношей (технический институт, 4 курс). В работе был использован тест «Проверь свой эмоциональный интеллект» (автор Г.Г. Ларин). Тест состоит из 3 частей: часть A – отношение к себе (внутренний, личностный EQ); часть B – отношение к другим (социальный, коммуникативный EQ); часть C – отношение к жизни в целом (бытовой, житейский EQ).

Уровень эмоционального развития студентов

Из опрошенных девушек педагогического института у 21 % высокий уровень эмоционального развития, а у остальных девушек 79 % – средний уровень. Студенты технического института (юноши): 6 % (высокий уровень), 94 % (средний уровень). У всех студентов констатирован высокий и средний уровни эмоционального развития, что означает следующее: студенты как гуманитарного, так и технического профиля, вполне могут управлять своими эмоциями, что не маловажно для их физического и психического здоровья. Так же это может оказывать благотворное влияние на культуру их межличностного взаимодействия и в целом, эмоциональный фон в студенческом коллективе.

Обработка результатов теста по параметру эмоциональный интеллект EQ показала следующие результаты. В части А (внутренний, личностный EQ), например, в утверждении «Я страшен (страшна) в гневе. Могу что-нибудь разбить, ударить человека» из парней выбрали вариант «скорее да» 7 юношей. А из девушек выбрали этот вариант 6. В части В (социальный, коммуникативный EQ), в утверждении «Если я в плохом настроении, могу запросто нагрубить» из парней выбрали вариант «правда» двое, а вариант «скорее да» семеро. А из девушек вариант «правда» – четверо, вариант «скорее да» – четверо. В части С (бытовой, житейский EQ), в утверждении «Я умею расслабляться и не стремлюсь контролировать все на свете» из юношей вариант «скорее нет» выбрали только двое, а из девушек – семеро. Следует, отметить, что у выше рассмотренных респондентов средний уровень эмоционального развития. В целом, они умеют управлять своими эмоциями, но в некоторых ситуациях, все же эмоциональное состояние у девушек может выходить из-под контроля. Статистический анализ (t-критерий Стьюдента) показал, что выборочные средние, равные в нашем случае 100,7 (юноши) и 105 (девушки), достоверно не отличаются друг от друга. Значение t оказалось равным 1,4. Для выборки с общим количеством респондентов 30, значение t должно быть не меньше, чем 2,05. Следовательно, эмоциональное состояние юношей технической специальности и девушек гуманитарной специальности практически не отличаются, хотя на первый взгляд казалось, что такие различия существуют.

Читайте также:  Психология личности тесты темперамент

Таким образом, эмоциональная сфера психики и ее развитие оказывают определяющее значение в становлении личности. Данные тестирования определили, что эмоциональное состояние студентов технической и гуманитарной направленности практически не различаются.

Источник

Web of Science: российские психологические журналы

Сеть науки (Web of Science Core Collection) состоит из указателей, содержащих информацию, собираемую из тысяч научных журналов, книг, серий книг, отчетов, конференций и т. п.

Четыре указателя (индекса) включают научные журналы по различным научным дисциплинам:

Два указателя цитирования материалов конференции включают опубликованную литературу конференций, симпозиумов, семинаров, коллоквиумов, практикумов и съездов по широкому кругу дисциплин.

Указатель цитирования книги включает список опубликованной научной литературы (книги и главы книг), выбранной сотрудниками редакции Web of Science Core Collection.

В ядро коллекции наукометрической базы Сеть науки (Web of Science Core Collection) входят 13 российских журналов по психологии. Из них 2 издания входят в Индекс SSCI (Social Sciences Citation Index) и 11 изданий – в Индекс ESCI (Emerging Sources Citation Index).

Из всех российских психологических журналов Web of Science Core Collection 7 журналов размещены на портале психологических изданий PsyJournals.ru – «Психологическая наука и образование», «Экспериментальная психология», «Культурно-историческая психология», «Консультативная психология и психотерапия», «Социальная психология и общество», «Клиническая и специальная психология» и «Психология и право». Издателем данных журналов является Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ * ).

Психологические журналы в Web of Science Core Collection

EKSPERIMENTALNAYA PSIKHOLOGIYA *

Publisher: MOSCOW STATE UNIV PSYCHOLOGY & EDUCATION, UL SRETENKA, 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

ISSN / eISSN: 2072-7593 / 2311-7036

Categories: PSYCHOLOGY, EXPERIMENTAL | PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

KULTURNO-ISTORICHESKAYA PSIKHOLOGIYA – CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY *

Publisher: MOSCOW STATE UNIV PSYCHOLOGY & EDUCATION, UL SRETENKA, 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

Читайте также:  Гадания таро манара проверка чувств

ISSN / eISSN: 1816-5435 / 2224-8935

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

ORGANIZATSIONNAYA PSIKOLOGIYA

Publisher: NATL RESEARCH UNIV HIGHER SCH ECONOMICS, SHABOLOVKA, 26, MOSCOW, RUSSIA, 119049

ISSN / eISSN: 2312-5942

Categories: PSYCHOLOGY, APPLIED | PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

PSIKHOLOGICHESKAYA NAUKA I OBRAZOVANIE – PSYCHOLOGICAL SCIENCE AND EDUCATION *

Publisher: MOSCOW STATE UNIV PSYCHOLOGY & EDUCATION, UL SRETENKA, 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

ISSN / eISSN: 1814-2052 / 2311-7273

Categories: PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY | PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

PSIKHOLOGICHESKII ZHURNAL

Publisher: MEZHDUNARODNAYA KNIGA, 39 DIMITROVA UL., MOSCOW, RUSSIA, 113095

ISSN / eISSN: 0205-9592

Categories: PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY | PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY

Web of Science Core Collection: Social Sciences Citation Index

Additional Web of Science Indexes: Current Contents Social And Behavioral Sciences | Essential Science Indicators

PSYCHOLOGY AND LAW *

Publisher: MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL UNIV, UL SRETENKA, DOM 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

ISSN / eISSN: 2222-5196

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

PSYCHOLOGY IN RUSSIA – STATE OF THE ART

Publisher: LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIV, FAC JOURNALISM, UL MAKHOVAYA, DOM 11, STROENIE 9, MOSCOW, RUSSIA, 125009

ISSN / eISSN: 2074-6857 / 2307-2202

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

PSYCHOLOGY-JOURNAL OF THE HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS

Publisher: NATL RES UNIV HIGHER EDUCATION, NATL RES UNIV HIGHER EDUCATION, MOSCOW, RUSSIA, 00000

ISSN / eISSN: 1813-8918

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

SIBIRSKIY PSIKHOLOGICHESKIY ZHURNAL – SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY

Publisher: TOMSK STATE UNIV, LENIN AVE, 36, TOMSK, RUSSIA, 634050

ISSN / eISSN: 1726-7080 / 2411-0809

Category: PSYCHOLOGY, MULTIDISCIPLINARY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

SOCIAL PSYCHOLOGY AND SOCIETY *

Publisher: MOSCOW STATE UNIV PSYCHOLOGY & EDUCATION, UL SRETENKA, 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

ISSN / eISSN: 2221-1527 / 2311-7052

Categories: PSYCHOLOGY, APPLIED | PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

VOPROSY PSIKHOLOGII

Publisher: MEZHDUNARODNAYA KNIGA, 39 DIMITROVA UL., MOSCOW, RUSSIA, 113095

ISSN / eISSN: 0042-8841

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, EDUCATIONAL | PSYCHOLOGY

Web of Science Core Collection: Social Sciences Citation Index

Additional Web of Science Indexes: Current Contents Social And Behavioral Sciences | Essential Science Indicators

KONSULTATIVNAYA PSIKHOLOGIYA I PSIKHOTERAPIYA – COUNSELING PSYCHOLOGY AND PSYCHOTHERAPY *

Publisher: MOSCOW STATE UNIV PSYCHOLOGY & EDUCATION, UL SRETENKA, 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

ISSN / eISSN: 2075-3470 / 2311-9446

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, CLINICAL

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

CLINICAL PSYCHOLOGY AND SPECIAL EDUCATION *

Publisher: MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL UNIV, UL SRETENKA, DOM 29, MOSCOW, RUSSIA, 127051

ISSN / eISSN: 2304-0394

Categories: PSYCHIATRY/PSYCHOLOGY | PSYCHOLOGY, CLINICAL

Web of Science Core Collection: Emerging Sources Citation Index

Источник

Оцените статью