Учебно-исследовательская работа » Исследование влияния стресса на организм человека»
Городская научно-практическая конференция старшеклассников
«В мир поиска. В мир творчества. В мир науки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово»
Исследование влияния стресса на организм человека
Автор: ученица 10 класса
Селянгина Анна Николаевна,
г. Черемхово, 2015 г.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ
1.1. История развития представлений о явлении стресса. ……………………..5
1.4. Воздействие стресса на организм человека…. ……………………………10
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА
2.1. Описание методики выявления стрессов…..…………………………….…14
2.2. Описание результатов проведенных опытов………………………………. 14
2.3. Определение влияния стресса на организм…………………………………15
2.4. Определение стрессоустойчивости учителей и учащихся………………….17
Мы почти каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, простуд, повышают вероятность апатии и депрессии. А ведь здоровье – это условие эффективной профессиональной деятельности человека, условие гармоничного развития личности, главное условие, по мнению древних философов, свободной деятельности человека, его совершенства.
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба — это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.
Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности. Данными положениями и обусловлена актуальность нашей работы.
Объект исследования: состояние стресса.
Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.
Цель данной работы: выяснить влияние стресса на организм человека.
изучить теоретические источники по проблеме исследования;
выяснить влияние стресса на организм человека;
провести исследование действия стресса на организм человека;
определить признаки проявления психологического и физиологического стресса.
Если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
В исследовании применялись следующие методы:
анализ литературных источников;
В теоретической части мы попытаемся систематизировать материал об истории появления стресса, видах и компонентах стресса, а также реакции организма на стрессовую ситуацию. А во второй части представлено описание методики проведения исследования о влиянии стресса на организм человека.
Ценность данной работы заключается в организации экспериментальной работы по определению стресса среди учащихся и педагогов.
Практическая значимость работы: популяризация информации о проявлении признаков стресса чтобы уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА
1.1. История развития представлений о явлении стресса
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 — 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, естествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.
Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.
Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека [2? 3?7] (см. табл. 1).
На основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что “ключевой системой” мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.
Определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других — к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.
С помощью кросс-корреляционного анализа ЭЭГ-ритма различных образований мозга он обнаружил, что при болевом стрессе в ЦНС, прежде всего, появляются сдвиги во взаимодействии между пейсмекерными структурами болевой мотивации и проекционной областью коры, а затем (в определенной последовательности) и между подкорковыми структурами.
При исследовании влияния различных фармакологических агентов на эмоциональный стресс обнаружил увеличение содержания 17-ОКС в плазме при стрессе. Установлено, что усиление секреции 17-ОКС коррелирует с “эмоциональностью” реакции, вызванной раздражением подбугорья, поскольку “неэмоциональные” и двигательные реакции не сопровождались увеличением уровня 17-ОКС в крови. В дозах, подавляющих агрессивность, галоперидол облегчал гормональные изменения, сопровождавшие ЭС, тогда как метамизил предупреждал усиление секреции кортикостероидов.
Обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы.
Показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций.
В многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы.
На основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации.
Детально изучил роль нервной системы в развитии неспецифической резистентности. На большом экспериментальном материале с применением глубокого наркоза или добавочных неспецифических раздражителей авторы показали, что подавление развития воспалительно-некротического процесса при отмораживании, аллергических реакциях, адреналиновом отеке не зависело от увеличения секреции коры надпочечников. Факты, приведенные ими, свидетельствуют о важной роли доминанты, то есть возникновения местного фокуса повышенной возбудимости нервной системы, в предупреждении развития указанных патологических процессов.
Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.
По мнению Бабского Е . Б. стрессы делятся на:
-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),
— эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),
— кратковременные и долгосрочные (острые и хронические) (см. табл. 2).
Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки).
сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются
Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными.
формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания
Возникает при информационных перегрузках, когда человек , несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления).
негативные эмоции, развитие чувства тревоги
Эмоциональный положительный стресс (эустресс)
Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.
Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)
Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни.
Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.
Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта.
Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство
Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.)
Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение , аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема
1.3. Компоненты стресса
По данным Мишина Г. И. состояние стресса имеет 2 компонента:
— стрессор – событие, которое вызывает необходимость или вероятность каких-либо изменений (повседневные затруднения, длительные проблемы, важные жизненные (получение диплома) и травмирующие события);
— стрессовый ответ – индивидуальная реакция человека на стресс.
Учеными выделены следующие виды стрессоров [ 8] (см. рис. 1):
Рис. 1. Виды стрессоров
Стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять – наши действия, неспособность управлять своим временем, неумение определять приоритеты, трудности в межличностном взаимодействии.
События и явления, которые мы сами превращаем в проблемы – беспокойство за будущее, переживание по поводу прошлых событий, неправильная трактовка текущих событий; на оценку событий влияют больше установки личности, чем реальные факты.
Стрессоры, которые нам неподвластны – налоги, цены, погода, правительство, привычки и характеры других людей и т.д.
1.3.Реакция на стресс
По данным Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. по-разному могут реагировать на один и тот же стресс мужчины и женщины в силу своих физиологических особенностей. Реакция зависит от особенностей нервной системы человека. У одних людей наблюдается пассивность, дезорганизация деятельности, общее торможение, у других наблюдается мобилизация сил, повышение активности и эффективности деятельности [10].
В исследованиях Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. отмечается, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Хуже переносят стрессы пожилые люди, вплоть до инфарктов и инсультов, а также дети и подростки. После кратковременного стресса организм быстрее восстанавливается (особенно после положительного), а долгосрочный (или затяжной) приводит к истощению организма [10].
Американские ученые Холмс и Рей предложили шкалу стрессовых ситуаций, которая помогает человеку оценить уровень стресса [10 ] (см. табл. 2).
Источник