Научная статья тема стрессы

Научная статья тема стрессы

Проблема психологического стресса приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных стрессов.

Стереотип восприятия стресса, как неизбежного зла прочно поселился в наших умах. Однако, стресс это то, что сопровождает нас всю историю. Он сопровождал человека, когда мы охотились на мамонта, открывали новые материки, дрались во дворе за игрушки, защищали диплом, проходили собеседование при трудоустройстве на работу, стояли в пробках… Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно видим, слышим и читаем в средствах массовой информации о несчастных случаях, спровоцированных стрессом, – стресс давно и прочно вошел в наш повседневный обиход. Стресс постоянно рядом. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика.

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме: крови, желчи и лимфы. Избыток каждой из них приводит к дисбалансу, что порождает определенные симптомы: страх вызывает повышение кровяного давления, тревога приводит к избытку желчи, усталость и депрессия — лимфы.

Английский психотерапевт Майк Джордж отмечает, что любой дисбаланс, например, между интересами семьи и работы, ведет к стрессу. Американские психологи дают более житейское определение: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

В широком понимании стресс — это любое более или менее выраженное напряжение организма. В этом качестве стресс — нормальное явление. Дело в его интенсивности. При достаточно сильном и продолжительном действии стресс-фактора реакция может стать болезнетворной основой различных функциональных нарушений. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса. Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, производственные и финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в трудовой деятельности (страх перед работой, профессиональные трудности, высокий темп принятия решений).

В предлагаемом пособии «Психология стресса» раскрывается сущность стресса как «неспецифического ответа организма на любое предъявляемое ему требование». Представление о психологическом стрессе, его особенностях и динамике как инструментальном действии является принципиально важным теоретическим обоснованием для управления стрессом, его профилактики и преодоления. Ученые посчитали, что за всю жизнь у большинства людей количество негативных переживаний значительно превосходит количество позитивных эмоций, именно в этом случае и говорят, что человек постоянно испытывает стресс.

Учебное пособие адресовано, прежде всего, студентам-психологам. В процессе изучения психологии стресса студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть. По мере изучения курса студенты устанавливают основные причины возникновения стресса и факторы, влияющие на его динамику. Учебное пособие «Психология стресса» также будет интересно преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс- менеджменту, а также всем интересующимся психологией.

В структуру учебного пособия входят теоретические разделы, вопросы для самоконтроля, практикум по психодиагностике стресса и стрессовых состояний, включающий обширный методический инструментарий и примеры использования методик в реальных условиях деятельности практического психолога. В частности, в пособии представлены методики на определение актуального уровня стресса, выраженности нервно-психической напряженности и тревожности; Методики, помогающие прогнозировать поведение человека в экстремальных условиях; Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса; методики для диагностики профессиональных стрессоров; методики, позволяющие выявить ресурсы стрессоустойчивости человека.

Читайте также:  Кто как чувствовал себя после переноса эмбрионов при эко

Материал, излагаемый в учебном пособии, может представлять интерес не только для студентов, но и преподавателей, работающих с ними, работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней, изучающих теорию и практику стресс–менеджмента.

Источник

Стресс: причины, следствия, защита

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 3439 раз

Библиографическое описание:

Верещагина, А. А. Стресс: причины, следствия, защита / А. А. Верещагина, А. Н. Колчанова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5.1 (7.1). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1579/ (дата обращения: 12.10.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, теория Г. Селье, психология, психологическое здоровье.

Жизнь современных людей почти всегда сопровождаются стрессом. Этот факт известен, но психологическим содержанием проблемы стресса является то, что стресс не всегда осознается людьми, а, следовательно, уменьшается возможность регулировать и управлять своим состоянием для повышения продуктивности своей жизни. Именно поэтому мы считаем актуальным изучение проблемы стресса вообще, и специфику этой проблемы в зависимости от деятельности человека. Объектом исследования является стресс как психологический феномен, предмет — влияние стресса на состояние человека.

Целью исследования было изучение стрессового воздействия как такового, тогда как задачи включали в себя следующие пункты: а) изучить теорию, последствия стрессового воздействия; б) изучить способы борьбы со стрессом; в) провести и проанализировать результаты тестирования среди студентов.

Теоретической основой нашей работы являются труды Лауреата Нобелевской премии Ганса Селье. Концепция стресса, сформулированная Г. Селье, рассматривает физиологический стресс как ответ организма на любые предъявленные ему требования. Г. Селье считал, что любая трудность, встающая на пути комфортного существования организма, может быть разрешена двумя типами реакций: активной – борьбы, а также пассивной – готовностью трудности терпеть, либо готовностью от них бежать. Даже самый нормальный вид деятельности, такой, как игра в шахматы или даже простое объятие может вызывать значительный стресс, не причиняя самому организму никакого вреда.

Ганс Селье, в своей книге «Стресс без дистресса», подводит итог своей работе в данной сфере и дает стрессу такое определение: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор» [2]. Любым агрессивным факторам свойственно вызывать специфическую реакцию – такую как потение при повышении температуры, сужение кровеносных сосудов и уменьшение теплопотери в мороз и т.д. Однако кроме специфических реакций на агрессивные воздействия, в человеческом организме происходят и неспецифические реакции на каждое воздействие. Чем сильнее и длительнее стресс, тем больше его негативное влияние на здоровье, ведь стресс и его последствия – явления прямо пропорциональные. Отрицательное влияние может проявиться не сразу, но иметь длительный период развития, вытекающий в серьезное, часто опасное для жизни заболевание. Среди таких заболеваний стенокардия, повышение сахара в крови, гипертония, инфаркты, повышение уровня жирных кислот, гастрит, бессонница, язва желудка, неврозы, колит, депрессия, желчекаменная болезнь, да и, в общем, снижение иммунитета.

Существует множество методов коррекции психоэмоционального состояния человека, главная трудность состоит лишь в том, чтобы выбрать, с одной стороны, способ, отвечающий индивидуальным особенностям личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

Наиболее простые физические методы уменьшения стресса – воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Регулировать уровень стресса можно как самостоятельно, так и при помощи другого человека или технических средств.

В деле преодоления производственных стрессов существует своя классификация методов оптимизации функциональных состояний, которая разделяет все методы антистрессорной защиты на организационные и психопрофилактические.

Первая группа методов направлена скорее на уменьшение степени «вредности» факторов производственной среды и увеличение их соответствия психофизиологическим особенностям человека (работника). Основными направлениями такого подхода являются:

1)Рационализация трудовых процессов – составление оптимальных алгоритмов работы, обеспечение удобных временных ограничений и т.д.;

2)Усовершенствование средств труда в соответствии с психофизиологическими особенностями работника;

3)Разработка подходящих режимов труда и отдыха;

4)Рациональная организация рабочих мест;

5)Создание благоприятного климата в рабочем коллективе;

6)Моральная и материальная мотивация работника.

Вторая же группа методов направлена непосредственно на психику работника, его функциональное состояние и она включает в себя такие способы:

1)Воздействие цветом и музыкой;

2)Воздействие на биологически активные точки;

3)Оздоровительные физические упражнения;

4)Убеждение, внушение и самовнушение;

5)Медитация и дыхательная гимнастика.

Оптимальный уровень стресса – это баланс между двумя крайностями. Существует предположение, что для каждого отдельного человека существует свой оптимум активации, при котором его деятельность достаточно эффективна и в то же время уровень стресса не достигает дистресса. Однако хотелось бы уделить внимание и проблеме учебного стресса, а также практическим данным о потенциальной стрессоустойчивости студентов. Нами было проведено тестирование среди студентов РАНХиГС, обучающихся на специальности «Таможенное дело» и сравнить их результаты с результатами сотрудников таможни, прошедших специальное обучение и имеющих практику в своей области. Для тестирования нами была выбрана методика, разработанная Ю. Щербатых, профессором кафедры общей психологии ВФ МГЭИ и доктором биологических наук [4, с.43].

Читайте также:  Методы экспериментального исследования эмоций

Студентам нужно было оценить степень соответствия предоставленных суждений реалиям их жизни. Гипотезой нашего исследования было предположение, что у студентов 1 курса специальности «Таможенное дело» уровень стрессоустойчивости ниже, чем у работающих специалистов таможни, что является одним из критериев профессиональной пригодности. Анализ результатов теста показал (табл. 1), что показатели студентов гораздо выше показателя, полученного при тестировании таможенных специалистов.

Результаты тестирования

Пункты тестирования

Средние показатели таможенного специалиста

Усредненные показатели студентов

Реакция на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять

Источник

научная статья по теме СТРЕСС, ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И СОВРЕМЕННЫЕ НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ УСТРАНЕНИЮ Биология

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СТРЕСС, ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И СОВРЕМЕННЫЕ НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ УСТРАНЕНИЮ»

УСПЕХИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, 2009, том 40, № 1, с. 77-91

СТРЕСС, ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И СОВРЕМЕННЫЕ НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ

К ИХ УСТРАНЕНИЮ

© 2009 г. А. И. Федотчев

Институт биофизики клетки РАН, Пущино

Рассмотрены литературные данные последних лет о разных видах стресса, а также о поведенческих, физиологических и медицинских аспектах воздействия стрессовых факторов на человека. Предпринят анализ современных нелекарственных подходов к предотвращению и коррекции стрессогенных состояний у человека, рассмотрены традиционные и инструментальные методы антистрессовых воздействий. Особое внимание уделено методам, основанным на использовании характеристик электрической активности мозга человека, отражаемых в его электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Под стрессом (от английского stress — напряжение) чаще всего понимают состояние напряжения, которое возникает у человека и животных под влиянием экстремальных воздействий или различных неблагоприятных факторов (стрессоров) и сопровождается совокупностью защитных физиологических реакций организма.

Впервые стресс описал выдающийся канадский физиолог Ганс Селье, наблюдавший изменения в организме лабораторных крыс под влиянием различных патогенных воздействий [103]. Он обратил внимание на то, что при действии сильных раздражителей наряду с элементами адаптации имеются элементы напряжения и даже повреждения, носящие универсальный, неспецифичный характер. Например, крысы дают одинаковую реакцию как на отравление, массивную кровопотерю и травму, так и на жару или холод, причем сходная реакция наблюдается у людей, получивших обширные ожоги. Универсальность сопровождающих стресс изменений позволила Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме и его трех стадиях — тревоги, сопротивляемости и истощения [38].

Впоследствии Селье предложил различать эустресс и дистресс. Эустресс — это состояние напряжения адаптационных резервов организма, вызванное стрессорами умеренной силы. Оно является неотъемлемой частью человеческого существования, так как человек непрерывно подвергается воздействиям изменяющихся условий природной и социальной среды. Это одно из естественных состояний организма и поэтому слабо контролируется нашим сознанием. Тренируя и укрепляя адаптационные системы организма, эустресс способствует поддержанию высокого уровня здоровья. Сильные и продолжительные

стрессогенные воздействия вызывают состояние дистресса, исходом которого может быть возникновение хронического заболевания или даже смерть. Именно дистресс имеет непосредственное отношение к медицинским аспектам учения о стрессе [39].

К настоящему времени концепция стресса не только не утратила своего значения, а начинает приобретать особую актуальность в связи с тем, что современная жизнь постоянно поддерживает у большинства людей повышенный уровень напряжения и стресса, создавая угрозу здоровью [17, 18]. Это происходит под влиянием целого ряда стрессогенных факторов, таких, как стремительное ускорение темпа жизни, урбанизация, гиподинамия и монотония, недостаток сна, неправильное питание и другие. Кроме того, появились и некоторые новые виды стрессов, обусловленные особенностями современной жизни. Так, высокие информационные перегрузки поставили на повестку дня проблему информационного стресса человека [2], напряженный ритм работы и действие неблагоприятных факторов на производстве — проблему производственного стресса [20], а постоянные социальные преобразования, происходящие в нашей стране — проблему социального стресса [4].

Перечисленные виды стрессов и стрессовых факторов воздействуют на человека комплексно, что, как известно, может существенно отличать наблюдаемые эффекты от эффектов, вызываемых каждым фактором в отдельности [46]. Поэтому представляется необходимым проанализировать современное состояние проблемы стресса, рассмотреть имеющиеся представления о последствиях стресса для человека и оценить возможности их коррекции.

В связи с этим в настоящей работе рассмотрены литературные данные последних лет о разных видах стресса, а также о поведенческих, физиологических и медицинских аспектах воздействия стрессовых факторов на человека. При анализе современных нелекарственных подходов к предотвращению и коррекции стрессоген-ных состояний у человека рассмотрены традиционные и инструментальные методы антистрессовых воздействий. Особое внимание уделено методам, основанным на использовании характеристик электрической активности мозга человека, отражаемых в его электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Читайте также:  Они улучшат смешанные чувства они сдержат егэ

2. ВИДЫ СТРЕССА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Согласно современным представлениям, существует определенная градация видов и уровней стресса. Наряду с эпизодическими стрессовыми воздействиями она предполагает наличие острых и хронических стрессов разной степени выраженности.

Стрессы большой силы, как правило, возникают в ответ на ситуации, несущие угрозу жизни (природные или иные катастрофы, пребывание в зоне военных действий, в плену, в руках террористов и т.п.), а также события, имеющие большую личностную значимость (смерть или тяжелая болезнь близкого человека, развод, крупные финансовые потери, вынужденная миграция, потеря работы и т.п.). Стрессы малой силы могут возникать в результате самых разнообразных повседневных ситуаций, которые человек считает для себя трудными или неразрешимыми [37].

Не только экстремальные воздействия внешней среды, но и психологические и эмоциональные факторы существенно влияют на человека. Психологический стресс — это процесс, включающий наличие проблемной ситуации и ее субъективное восприятие. Если ситуация субъективно оценивается как потенциально опасная или как уже возникшее препятствие для достижения цели, то только при этих условиях развиваются объективные проявления стресса [4]. Состояние психоэмоционального стресса развивается у человека в результате непрерывных отрицательных эмоций, возникающих в конфликтных поведенческих ситуациях при невозможности или длительном затруднении в удовлетворении насущных социальных или биологических потребностей [55].

Выраженность стрессовой реакции и ее последствия для здоровья определяются характером стрессора, а также психологическими, личностными и генетическими особенностями человека, которые обусловливают его устойчивость к

стрессу. Например, показано, что под влиянием одних и тех же факторов стресса у агрессивных субъектов чаще развиваются гипертония, сердечные аритмии, внезапная смерть, атипичная депрессия, состояния хронической усталости и воспаления, а неагрессивные личности более подвержены развитию состояний тревожности, метаболических синдромов, меланхолической депрессии, психотических расстройств и инфекции [77].

Из клинических данных также известно, что у одних людей может наблюдаться явная предрасположенность, а у других — устойчивость к развитию различных нарушений при стрессе [42]. Поэтому в литературе подчеркивается острая актуальность индивидуального подхода к изучению уровня стрессированности и стрессоустойчивости личности [12], а также к разработке современных методов диагностики [31] и коррекции стресс-вы-званных расстройств [30].

При эпизодических стрессорных воздействиях происходят изменения баланса вегетативной нервной системы, носящие индивидуальный характер. У каждого человека есть, по-видимому, свой «шоковый орган», который генетически восприимчив к стрессу. У одних это сердце, у других — желудочно-кишечный тракт, у третьих — кожа.

По данным Internet, эпизоды стресса могут сопровождаться большим разнообразием признаков. Это слезотечение, цианоз, сальность или сухость кожи, склонность к ее покраснению, потоотделение, дермографизм, изменение температуры тела, рук и ног, онемение в конечностях, парестезии, внезапные приливы жара, озноб, ощущение зябкости, изменение аппетита, тахикардия, бради-кардия, респираторная аритмия, скачки артериального давления и пульса, сердцебиение, чувство давления, стеснения, боли в груди и области сердца, головокружение, приступы удушья, затрудненный вдох, повышенная кислотность желудочного сока и повышенное газообразование, диски-незии, понос, тошнота, боли в животе, частые позывы к мочеиспусканию, аллергические реакции и т.п.

Организм человека обладает большой устойчивостью, и обычно все описанные реакции носят эпизодический, кратковременный характер. Человек быстро адаптируется к однократному воздействию стрессоров умеренной силы. Однако чрезмерные, комплексные или длительные стрессовые воздействия могут вызвать нарушение механизмов адаптации и стать основой формирования «дискомфортного синдрома». Он характеризуется полимикросимптоматикой: от нарушений сна и летучих болей в мышцах до ухудшения самочувствия и появления невротических реакций [26]. Вслед за этим часто следует отказ защитных систем организма и болезнь, а в ряде случаев — и внезапная смерть [63, 80].

Наиболее распространенными психоэмоциональными нарушениями, вызываемыми стрессом, являются тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и другие. Стрессы большой силы вызывают депрессивные реакции, которые могут пролонгироваться и обрести характер посттравматического стрессового или депрессивного расстройства [37]. Острые стрессы, пережитые человеком в раннем детстве (травмы, семейные конфликты и т.п.), впоследствии проявляются у взрослых в нарушениях мозговых функций, особенностях личности и склонности к употреблению наркотических веществ [86].

Стрессы могут оказывать отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Среди них наиболее часто встречаются сердечно-сосудистые заболевания — инфаркт миокарда, аритмии, гипертоническая болезнь и др. [78, 115], а также заболевания желудочно-кишечного тракта и снижение иммунитета [83]. Ярким примером отрицательного воздействия стресса может служить факт, отмеченный в Великобритан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Оцените статью