Натюрморт с которого выражает то или иное настроение нарисовать

Конспект урока ИЗО в 6 классе. Цвет в натюрморте

Автор: Шишатова Мария Аркадьевна — Учитель ИЗО МБОУ СОШ№3

Цель: формировать представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей.
Задачи:
— научить выражать в натюрморте своё настроение и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
-закрепить умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
— развивать колористическое видение;
-воспитывать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация или репродукции картин, методическое пособие «Цветовой круг», художественные материалы (альбомы, краски, кисти, баночки с водой,простые карандаши),примеры детских работ.

План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
3.Изучение нового материала.
4.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
5.Практическая работа.
6.Рефлексия.
7.Подведение итогов.

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде или школьных принадлежностях красный цвет- хлопните в ладоши, если есть желтый – кивните головой, черный – сделайте наклон вперед. Садитесь.
2.Актуализация.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?

Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,
И неизменны ткани складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина.

Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито.
Но нет кистей и нет палитры,
И нет художника давно….
(А. Векслер)

Правильно о натюрморте. Как переводится слово натюрморт?
Ответ:«мертвая природа» или «тихая жизнь» .

Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства) и природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут, плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция жанра натюрморта – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, остановить ход времени.

3. Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим с вами о цвете в натюрморте.
Художник Н. Крымов говорил:
«Для того, чтобы стать певцом, прежде всего надо поставить голос, для того, чтобы стать художником, надо прежде всего поставить глаз. Если художник умеет видеть, он сумеет написать все, что угодно, начиная от чайника и кончая сложной картиной…».
Давайте вспомним: воспринимаем ли мы цвет предметов всегда одинаково, если наблюдаем их в разных реальных условиях?
Освещение и цвет
Цвет окружающих нас предметов будет меняться от разного времени суток (утро, день, ночь), от погодных условий ( солнечный день или пасмурный), от естественного или электрического освещения. Рассмотрим это на примере работ русского живописца Константина Алексеевича Коровина .
В первом случае мы видим насыщенный оттенками натюрморт с букетом роз при электрическом освещении. Это можно определить по темному времени суток за окном и очертаниям сиреневых теней, падающих от предметов. Во втором натюрморте на фоне распахнутого окна и морского пейзажа, стоят вазы с букетами роз. Солнечный свет наполняет комнату, делая колорит картины светлым. Фиолетово-синие тени динамично падают на белую скатерть, создавая цветовой контраст.

Читайте также:  Как развить эмоциональную устойчивость ребенка

К. Коровин Букет бумажных роз. 1912

Ответ: Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
В цветовом круге напротив друг друга находятся дополнительные (контрастные) цвета. Какие это пары?
Ответ: Красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый.
Посмотрите на репродукции картин и назовите сближенные и контрастные цвета, которые использовал художник. Как они взаимодействуют? Какой колорит у картин (теплый, холодный)

Игорь Грабарь. Хризантемы

Чем холоднее фон, тем теплее выглядит цвет предмета и наоборот.
Цвет передает не только реальную окраску, но и позволяет нам осязательно почувствовать предмет, его тяжесть или легкость, холод или тепло. Цвет способен создать настроение (печальное или радостное, драматичное или спокойное и т. д.)
Игра «Подбери нужное слово»
Пред вами 4 репродукции картин и прилагательные. Вам на листочках нужно к каждому номеру присвоенной картины записать те прилагательные, которые вы считаете нужными, и объяснить, почему вы сделали такой выбор.
Тревожная, радостная, беспокойная, звонкая, тихая, просторная, тесная, праздничная, грустная

1.М.С. Сарьян. Натюрморт

(Заслушиваем ответы нескольких учеников)

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения». (Петров-Водкин)

4.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Вам предстоит выполнить натюрморт, выражающим то или иное настроение (праздничное или грустное, тревожное или таинственное…).
Это может быть яркий, новый сервиз, «сияющий »от радости, разместившийся на праздничной скатерти; а может быть старый эмалированный чайник со скудными остатками черного хлеба и луковицы, передающими грусть и жалость и т.д. Придумайте свою историю предметов, их может быть не много 2-3. Главное постарайтесь передать свои эмоции, настроение через цвет. Какие вам будут нужны цвета красок? Теплые, холодные, или контрастные сочетания? Выделите композиционный центр крупным или ярким предметом. Располагайте предметы на листе так, чтобы они взаимодействовали между собой.
От выбранного вами замысла, расположите лист бумаги по вертикали или по горизонтали. Можно работать сразу красками без предварительного рисунка. Смотрите сразу на все предметы, сопоставляйте цвет с цветом, так вы разовьете умение видеть.

5. Практическая работа.
Во время практической работы учитель контролирует правильность выполнения приёмов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения.

6. Что нового вы открыли для себя на уроке?
В чем были трудности?

7. Подведение итогов по готовым рисункам учащихся и выставление оценок.

Литература
1. Л.А. Неменская Изобразительное искусство. искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразовате. учреждений.М.:Просвещение 2009.-175 с.
2.Ю. Аксенов, М. Левидов
Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи.
Выпуск 1, 1976 г.

Источник

«Натюрморт — настроение.Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Показать роль колорита, настроение, совершенствовать технику работы с красками.

Скачать:

Вложение Размер
tema_uroka_nastroenie.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: ИЗО (изобразительное искусство).

Учитель: Милованова Надежда Петровна.

Тема урока: «Натюрморт — настроение. Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта».

Цель урока: показать роль колорита, настроение, совершенствовать

технику работы с красками.

  • образовательная: расширить знание учащихся о натюрморте как о жанре в изобразительном искусстве, об отличительных особенностях разных видов натюрмортов;
  • развивающая: учить правилам изменения цвета в зависимости от настроения;
  • воспитательная: воспитать художественный вкус при выполнении натюрморта, наблюдательность.

Оборудование: репродукции картин натюрмортов (презентация), предметы быта, вырезанные фигурки фруктов.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы

III. Вводная беседа

IV. Изучение нового материала

V. Закрепление нового материала

VI. Практическая работа учащихся

I. Организационный момент.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Постановка проблемы

Сегодня Вам предлагается выполнить рисунок натюрморта, натюрморт – настроение, в котором Вы сможете выразить свое настроение, как грустное, и радостное. Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом, и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения.

Есть натюрморты, которые навивают жизнерадостный оптимизм, рождают в нас чувства радости, надежды на лучшее, а другие – навивают как меланхолию, так и лирическое настроение.

А каким образом художник может выразить свое эмоциональное состояние?

Ну конечно, используя разные оттенки красок.

А как изменяются эмоционально основные и составные цвета в зависимости от насыщения их белой или черной краской?

III. Вводная беседа

Часто художник не может писать натюрморт тот или иной предмет вызывает в нем особые волнения, будет тонкие струны души. Такой натюрморт и называется натюрмортом настроением.

Репродукции картин «Полевые цветы» Петра Кончаловского ( Слайд № 1 ) и «Цветы в вазе» Ильи Машкова (Слайд № 2 ).

Натюрморты – яркие, сочные, передают щедрость и богатство окружающей жизни, отражают радость бытия.

Если видишь на картине,

Ложку или виноград,

Иль тарелку с апельсином,

Ты картине очень рад.

Иль красивые монеты,

Или яблок разный сорт,

Или сразу все предметы,

Знай, что это натюрморт!

Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаём даже их замечать. Но художник, пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное. То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картине удивляет и радует, и даже может рассказать о человеке, его привычках, укладе жизни, социальном положении…

Вопрос: Слово “натюрморт” вы прекрасно знаете. А что это такое?

«Натюрморт» происходит от французского nature morte, что буквально обозначает – «мертвая природа» — это жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. ( Слайд № 3 )

Кроме неодушевлённых предметов в натюрморте изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь – рыбу на столе, цветы в букете, плоды в блюде и т. д.

Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. ( Слайд № 4 )

IV. Изучение нового материала

Сегодня нам предстоит создать натюрморт, к его изображению применяются определенные требования.

Натюрмортные мотивы, как детали композиции, встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Их изображения обычно служили для характеристики человека, обозначали его положение и род занятий.

В росписях Древнего Египта или Месопотамии мы видим жезлы царей, оружие воинов, ритуальные предметы мифических персонажей – богов и героев, а так же предметы быта – различные сосуды и чаши, корзины сборщиков налогов, принадлежности писца и строителя, музыкальные инструменты и предметы мебели. ( Слайд № 5 )

Мастера Древней Греции создавали прекрасные произведения, но их живопись разрушилась от времени и до нас не дошла.

В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, усыпальниц, жилых домов и общественных зданий покрывали фресками, мозаиками проявляя особый интерес к деталям и добиваясь такой техники передачи изображаемого, что порой их творения кажутся живыми.

Римляне любили изображать корзины с цветами и плодами, рыбой и дарами моря, овощами и дичью, яйцами и курами, а также остатками праздничных пиршеств. Эти изображения отличаются удивительной жизненной достоверностью и пластической выразительностью, что говорит о тонкой наблюдательности античных мастеров. ( Слайд № 6 )

Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.

В период Возрождения у художников вновь появился интерес к материальному миру. Но, как самостоятельный жанр, натюрморт появляется в западноевропейском искусстве только в конце XVI — начале XVII в., прежде всего в Голландии и Испании.

В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм окружающих вещей, особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя.

Давайте остановимся на двух работах голландских художников Виллема Класа Хеды «Завтрак с ежевичным пирогом» и Яна ван Хейсума «Цветы». ( Слайд № 7 )

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В первом вещи говорят не о самих себе, а о своём хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошёл и может тот час вернуться.

В другом типе натюрморта предметы изображаются как нечто самоценное. Они говорят, прежде всего, о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы и цвета.

Давайте посмотрим на слайды некоторых натюрмортов – настроений. ( Слайд № 8, 9, 10 )

V. Закрепление нового материала

Перед тем как рисовать у вас есть возможность самим поэкспериментировать с неодушевленной формой. Для этого, манипулируя вырезанными фигурками фруктов, сами создаете ситуацию «дружеской беседы», «ссоры», «знакомства». «сна» и т.д.

В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.

VI. Практическая работа учащихся

Перед вами лежат предметы. Ваша задача, используя их, составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов, придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например – нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность, щедрость, печаль и т.д., а для этого нужно добавить в свои работы небольшие образы. Например, добавив изображение раскрывшегося цветка, характер натюрморта становится радостным.

Настроение натюрморта передается и характером мазков. Если кисть движется быстро, изображение будет резким и активным. Мягкая и ласковая кисть изображение сделает более спокойным.

Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению.

Источник

Читайте также:  Обнулиться эмоционально это как
Оцените статью