Национальные чувства это примеры

национальные чувства

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое «национальные чувства» в других словарях:

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям. Источниками возникновения Н.ч. являются: экономические и социально политические условия жизнедеятельности нации: ее быт,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение — стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются… … Этнопсихологический словарь

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ — стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Национальные отношения — это отношения между субъ­ектами национально этнического развития нациями, народностями, на­циональными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и под­чинение; уничтожение других… … Политология. Словарь.

Национальные меньшинства — Национальное меньшинство, или этническое меньшинство представители этнической группы, проживающей на территории какого нибудь государства, которые являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности и осознают себя национальной… … Википедия

Национальный характер — Национальный характер сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) … Википедия

Василий Витальевич Шульгин — Василий Васильевич Шульгин Дата рождения: 13 января, 1878 Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Василий Шульгин — Василий Васильевич Шульгин Дата рождения: 13 января, 1878 Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Шульгин, Василий — Василий Васильевич Шульгин Дата рождения: 13 января, 1878 Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Шульгин В. В. — Василий Васильевич Шульгин Дата рождения: 13 января, 1878 Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Источник

Национальные чувства. Проявление национальных чувств в экономике, политике, общественной жизни нации

Национальные чувства – производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. Формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке.

Под национализмом мы понимаем:

1) определенный комплекс этнопсихологических установок;

2) систему политических идей;

3) общественное движение.

Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя целой нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.

Национальное самосознание включает в себя такой спектр чувств как: национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа.

Читайте также:  Пропала память после стресса

Структура и содержание этнической установки, ее основные функции в регуляции социального поведения и деятельности

Этнической установкой является готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Э.У. фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни этнической общности, ее взаимосвязей с другими народами, людьми иных национальностей. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального начала. Всегда бывает либо негативной, либо позитивной относительно объекта… Субъективно всегда представляется ее носителю правильной и наилучшей. Формируется отдельными индивидами и подхватывается массами. Наличие установок на конкретный объект, сходных по направленности и по интенсивности их проявления, служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии.

Установка изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи.

Этнические стереотипы. Их структура и содержание

В психологии понятие стереотипа обозначает устойчивое, эмоциональное по своей природе психическое образование, в упрощенной форме отражающее некоторый достаточно сложный факт действительности. В основу этнического стереотипа обычно ложится какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз).

Э.С. подразделяется на два вида: автостереотипы (мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, содержат комплекс положительных оценок) и гетеростереотипы (совокупность оценочных суждений, выносимых о других народах представителями данной этнической общности).

Этнический стереотип содержит в себе устойчивое ядро, определенный комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом. Особенностях образа жизни и пр. Кроме того Э.С. содержит ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Этнический стереотип – отражение прошлого и настоящего, негативного и позитивного опыта взаимоотношения народов, особенно в таких сферах деятельности как торговля, с/х, пр.

Источник

Национальные чувства, их основные признаки

Национальное чувство — производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным духовным ценностям. Национальное чувство формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Национальное чувство, будучи объективной категорией национальной психологии, может в какой-то сте­пени «мирить» враждующие между собой социальные классы. Результатом такой вражды являются возникновение национализма, шовинизма, безоглядная приверженность к «добродетели» своей нации.

Человек с обостренным национальным чувством очень восприимчив ко всем влияниям со стороны. Ему нередко кажется, что любые, самые безобидные действия «чужака» таят в себе опасность.

Очевидно, что содержание и механизмы формирования и функционирования массовых националистических проявлений социально-психологического характера представляют значительный интерес с точки зрения этнопсихологии. Под национализмом мы понимаем:

¨ определенный комплекс этнопсихологических установок;

¨ систему политических идей;

Национализм может выступать в различных формах: от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной нации, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм смешивают с расизмом, считая, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии. Эндре Ади (крупнейший венгерский поэт XX в.) утверждал, что «национализм – это взбесившийся патриотизм». «Отдельные человеческие общества развивались по-разному, и национализм соответственно менял свое лицо. Турка он дурачит именем Аллаха, француза опьяняет пресловутой gloire, в норвежце возбуждает ненависть к шведу, немца рад бы пичкать пангерманскими бреднями».

Читайте также:  Чувство фатальности что это

Как социальное явление национализм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей, объединенных в какие-то общности и действующих совместно для достижения общих целей. Это позволяет рассматривать национализм как явление не только идеологическое и политическое, но и социально-психологическое. Основанием для такого суждения служит анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма всегда связано с искаженным отражением фактов объективной действительности в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретной этнической общности. Существование и функционирование национализма характеризуются аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, – индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших в силу действия тех или иных социально-экономических причин под его отрицательное влияние. Эта аномалия четко прослеживается в процессе распространения национализма – стихийного или преднамеренного, всегда возникающего вследствие иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей и других социально-этнических общностях. Такая аномалия сознания свойственна и тем, кто является объектом националистической политики, национальной дискриминации, национальных или этнических предрассудков.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей, в закрепленное некритически воспринятым опытом негативное отношение к представителям других социально-этнических общностей, в готовность к предвзятому реагированию при восприятии информации, касающейся «своей» и «чужой» этнической общности. Существование национальных элементов в обыденном сознании людей, образующих конкретную социально-этническую общность, – явление объективное и нормальное.

Действие социальных факторов, условия географической среды оставляют отпечаток на способах восприятия внешнего мира, характере реакций на явления объективной действительности, на эмоциональных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психологические черты объективизируются в национальной культуре, прослеживаются в идеологической деятельности. Такие же черты служат основой для формирования национального самосознания, которое включает в себя, как уже отмечалось, наряду с осознанием принадлежности индивида к определенной этнической общности совокупность таких чувств, как национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа. Все эти чувства характерны для подавляющей массы каждой нации и служат отражением в психике ее представителей своеобразных условий жизни нации, совокупности особенностей духовного облика народа, которые проявляются в национальных особенностях культуры, в различных областях жизни и быта народа. Они устойчиво прослеживаются в характерных особенностях бытового уклада, в образах фольклора, отражающих специфику духовного облика народа через облик своих героев – кузнеца Илмаринена в карело-финской «Калевале» или Давида Сасунского в армянском эпосе. Эти черты проявляются также в привычных формах выражения мыслей и эмоций, в обычаях и традициях, в специфике форм совместной деятельности и поведения. С искусственного, преднамеренного гипертрофирования и субъективного противопоставления «своего» национально-особенного своеобразию других наций собственно и начинается национализм. Область психического склада наиболее удобна и легко поддается этому. Признание «своих» особенностей духовного облика или физических качеств «наилучшими», свидетельствующими о «бесспорном превосходстве», нередко становилось функцией ловких манипуляторов общественным сознанием для достижения вполне определенных политических целей. Подобные манипуляции позволяли натравливать один народ на другой.

Национальное и националистическое в психологии людей, составляющих конкретную этническую общность, напоминают отношения, возникающие между здоровой тканью и злокачественной опухолью. Национальное в психике людей обнаруживает тенденции к перерождению, к утрате своей общечеловеческой сущности. В сознании представителей конкретной этнической общности неизбежно возникают представления и чувства, во-первых, относительно себя и, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этнические общности. Эти представления, чувства и связанные с ними устойчивые привычки, традиции, моральные запреты, понятия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную совокупность элементов массового сознания. Они не являются строго оформленным, теоретически обоснованным мировоззрением. Но их влияние на мышление и поведение людей оказывается тем не менее глубоким и устойчивым.

Читайте также:  Крайние проявления эмоций это

В социально-экономических условиях эти представления и чувства обостряются и изменяются в сторону преувеличения положительных качеств своей общности и отрицательных свойств других общностей. Такие процессы протекали при столкновении интересов родов и племен в одних и тех же охотничьих угодьях. Они повторялись при выработке решений относительно источников получения рабов и феодальной дани.

Национализм в виде идеологии, политики и социальной практики не может существовать без наличия в сознании людей, образующих определенную социально-этническую общность, таких психологических явлений, как представление о собственной этнической и национальной исключительности, недоверие, подозрительность и враждебность по отношению к представителям других наций и этнических групп, конформизм по отношению к национальным традициям. Совокупность этих образований и составляет психологическую почву, на которой процветают элементы идеологии национализма. Националистические тенденции на психологическом уровне обладают определенными свойствами и признаками. В наиболее общем виде они выражаются в готовности индивидов, отдельных социальных групп или общества в целом предвзято реагировать на информацию, касающуюся других наций и своей собственной; в готовности искажать оценки действительности, в которой живут другие нации; в готовности к фактическому отрицанию состояния общенациональных ценностей и норм. Возникновение состояния сознания, которое характеризуется такими свойствами и признаками, обычно предшествует появлению националистической идеологии.

Националистическая психология в противоположность психологии национальной – это измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность превращается в одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспорном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы «свое» или «инородное»; в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов – предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных стандартизованных суждений о представлениях других народностей и наций; в существовании этнических предрассудков – обобщенных установок враждебного отношения к определенным этническим группам; наконец, в националистически окрашенном общественном мнении.

Внешние признаки националистической психологии проявляются открыто в поведении – в предвзятых высказываниях или поступках ее носителей, обнаруживающих прямо или косвенно описанные выше свойства. Эти взгляды и действия означают непризнание прав других наций или народностей, служат установлению и поддержанию нерав­ноправия, выливаются в преследования и дискриминацию представителей других народов. Но эти же признаки могут проявляться и скрыто – прежде всего в готовности потреблять националистически ориентированную информацию. Так, исследования американских социологов Б. Берельсона и П. Солтера показали, что уже в 40-х годах XX в. наиболее популярными и читаемыми среди американцев были рассказы, в которых герой и героиня – персонажи с ярко выраженными англосаксонскими чертами во внешности и характере, а отрицательные персонажи почти всегда – иностранцы. По последним фильмам производства США можно проследить, что в жанре «боевика» в роли членов мафиозных структур, отрицательных персонажей, убийц чаще всего фигурируют представители Китая, Латинской Америки и бывшего СССР. Признаки националистической психологии – в удовлетворении от восприятия из эфира, радио, с газетных полос и телевидения презрительных кличек представителей других народов: «иван», «чинк», «мачо», «гочо» и др. Эти же признаки проявляются в том, что успехом у значительной части американских кинозрителей пользуются фильмы, в которых отрицательные персонажи имеют зловещую внешность и говорят с ярко выраженным акцентом.

Источник

Оцените статью