- национальный темперамент
- Полезное
- Смотреть что такое «национальный темперамент» в других словарях:
- Как национальность влияет на характер человека
- Ученые против стереотипов
- Почему мы разные
- Как характер нации влияет на государство
- Научная электронная библиотека
- 9.4. Национальный характер и национальный темперамент
национальный темперамент
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .
Полезное
Смотреть что такое «национальный темперамент» в других словарях:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ — (от латинского слова temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей») в политике признанная характеристика поведения людей со стороны динамических особенностей их психики (темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и… … Политическая психология. Словарь-справочник
Национальный характер — Национальный характер сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) … Википедия
Характер национальный — совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной национальной (этнической) общности в конкретных историко экономических, культурных и природных условиях ее развития. Национальный… … Экология человека
понятийный и категориальный аппарат этнопсихологии — совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см … Этнопсихологический словарь
ПОНЯТИЙНЫЙ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ — совокупность взглядов этой отрасли знаний на сущность и содержательные характеристики тех явлений и процессов, которые она изучает. Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации (см … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
системообразующие компоненты психологии нации — одно из понятий этнопсихологической науки, призванное объяснять наличие статиче скб й в отличие от динамической формы существования национально психологических явлений. В структуру системообразующих компонентов психологии нации обычно включаются… … Этнопсихологический словарь
структура национальной психологии — совокупность национально психологических явлений, составляющая ее содержание. С. н.п. включает системообразующие (см.: Системообразующие компоненты психологии нации) и динами ческие (см.: Динамические компоненты психологии нации) элементы. К… … Этнопсихологический словарь
СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ — совокупность национально психологических явлений, составляющая ее содержание. С. н.п. включает системообразующие (см.: Системообразующие компоненты психологии нации) и динами ческие (см.: Динамические компоненты психологии нации) элементы. К… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Кавказский меловой круг — Der Kaukasische kreidekreis Жанр: пьеса Автор: Бертольт Брехт Язык оригинала: немецкий Год написания … Википедия
Заньковецкая Мария Константиновна — выдающаяся украинская артистка. Родилась в дворянской помещичьей семье (Адасовских) в селе Заньках, Нежинского уезда, Черниговской губернии. Рано почувствовала влечение к сцене. Родители противились ее артистической карьере, но она решила… … Биографический словарь
Источник
Как национальность влияет на характер человека
Когда психологи дали личностный тест NEO PI-R тысячам людей из разных стран, оказалось, что у каждой национальности определенные черты действительно могут быть более выраженными.
Особенности поведения «типичного человека» редко соответствовали устоявшимся стереотипам, но косвенно влияли даже на политическую обстановку в стране.
Ученые против стереотипов
Одно из крупнейших исследований о межкультурных различиях личности в 2005 году опубликовал психолог Роберт МакКрей. 79 научных сотрудников опросили 12 тыс. студентов из 51 страны и проанализировали «большую пятерку» личностных факторов: невротизм, экстраверсию, открытость, доброжелательность и добросовестность. Другое масштабное исследование по этой методике вышло в 2007 году. В нем задействовали 17 тыс. человек из 56 стран мира.
Так, черты экстраверсии оказались наиболее выраженными у бразильцев, французов и мальтийцев, а вопреки стереотипу о суровом характере, немцы, датчане и швейцарцы чаще других проявляли открытость. Самые высокие баллы по признаку невротизма обнаружили у японцев и аргентинцев, а самые низкие — в Демократической Республике Конго и Словении. Любопытно, что в рейтинге доброжелательности меньше всего баллов набрала Япония, жителей которой принято считать очень уступчивыми.
Большинство людей скажут, что англичане более сдержанны, чем американцы. Но этот стереотип оказался неточным: исследования показали, что уровень экстраверсии в Англии выше, чем в США (хотя разница и небольшая).
Почему мы разные
Доктор Кристиан Джаррет из Британского психологического общества связывает различия в национальных чертах характера с генетикой и историческими миграционными процессами. Жители приграничных территорий часто оказывались более экстравертивными и склонными к риску, а географическая изоляция с больше вероятностью делала людей интровертами.
Эту теорию подтверждают исследования, проведенные с участием жителей изолированных итальянских островов. Доктор Андреа Чиани и ее коллеги из Университета Падуи обнаружили, что островитяне менее экстравертированы и открыты, но более добросовестны и эмоционально стабильны, чем их соседи на материке, живущие всего за 20−60 км. Это, вероятно, связано с тем, что более смелые и общительные люди предпочли эмигрировать с островов в поисках новых возможностей.
Чиани и ее команда также провели генетический анализ жителей островов и материка. Оказалось, что версия гена, связанного с риском (аллель 2R гена DRD4, кодирующая рецептор дофамина) реже встречалась у островитян.
Определенную роль играют и экологические факторы. Есть свидетельства, что связанные с экстраверсией и открытостью черты менее выражены в регионах с высоким риском заражения инфекционными заболеваниями. Эксперты также предположили, что на региональные различия характеров может влиять климат: в холодных регионах с дефицитом солнечного света люди чаще теряют эмоциональную стабильность.
Повлиять на особенности национального характера может и плотность населения. Так, жизнь в перенаселенных городах заставляет воспринимать окружающих как конкурентов, больше инвестировать в долгосрочные отношения и стабильное будущее. Такие факторы могут делать людей более добросовестными.
Как характер нации влияет на государство
Особенности национального характера отражаются на благосостоянии государства, уровне преступности, здоровья и счастья населения. Выраженный невротизм, например, связан с многочисленными негативными последствиями для здоровья, высоким уровнем инвалидизации и снижением продолжительности жизни.
Черты типичных представителей разных национальностей могли способствовать возникновению различных политических систем. В 2016 году Джоан Барсело из Вашингтонского университета в Сент-Луисе сравнила степень выраженности личностных качеств населения с политическими режимами. Корреляция любопытная: страны с более открытыми людьми чаще оказывались демократическими. Это не говорит о прямой связи между формой правления и характером людей, но граждане с более открытым сознанием действительно чаще склонны к самовыражению, мотивированы и менее подвержены давлению традиционных ценностей.
Какими бы ни были причины межкультурных различий, они укоренились и самовоспроизводятся в обществе. Но людей привлекает и сходство, они охотно живут в знакомом окружении, что делает всех более духовно богатыми и готовыми развиваться вместе.
Источник
Научная электронная библиотека
9.4. Национальный характер и национальный темперамент
Нация – это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер
Возникновение наций привело к бурным темпам роста национального самосознания, формированию национального характера.
К проблеме национального характера мыслители, ученые обращались неоднократно. До И. Канта преобладала односторонняя оценка национального характера. Заслуга мыслителя в том, что он впервые дает детальную характеристику национального характера разных народов – французов, англичан, итальянцев, немцев, испанцев. При этом он показывает, что характер этих народов содержит как положительные, так и отрицательные стороны, вскрывая тем самым противоречивую сущность понятия «национальный характер».
Во второй половине XIX – начале XX веков в Германии В. Вундт, М. Лацарус, Х. Штентайль и др. придерживались идеи о том, что главной силой истории является народ или «дух целого», выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т.д. – в целом, в характере народа или национальном характере.
Среди русских мыслителей того же периода, обративших свой взор на национальный характер, прежде всего, следует назвать Н.Г. Чернышевского, Н.Я. Данилевского, В.Н. Соловьева, Н.А. Бердяева.
Несмотря на многочленные попытки дать определение национального характера, задача эта оказалась весьма сложной. Дефиниция, какой бы они ни была, не может дать исчерпывающей социально-психологической, политико-психологической характеристики нации. В связи с этим И.С. Кон пишет: «Над учеными-непсихологами, занимающимися проблемами национального характера и т.п. часто довлеет житейское представление, что народы, как индивиды, обладают набором устойчивых качеств, «черт», которые можно измерять и сравнивать более или менее самостоятельно. Тайная «голубая меча» – составить на каждый народ вроде психологического паспорта-характеристики, который давал бы его индивидуальный портрет. Увы, это неосуществимо даже для отдельного индивида» [93]. И.Л. Солоневич подчеркивал, что компоненты, «образующие нацию и ее особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны. Но факт существования национальных особенностей не может подлежать никакому. сомнению» [217].
Трудности в изучении национального характера вовсе не исключают того, что национальный «дух» – не абстракция, а «реальная конкретная духовная сущность», то есть это реальность, поддающаяся пониманию и постижению.
По мнению А.П. Назаретяна, при изучении национального характера необходимо иметь в виду следующие моменты [147].
Во-первых, любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает в себе пары противоположностей – добро и зло, трудолюбие и леность, свободолюбие и раболепие, смирение и бунт, жесткость и сострадание и т.д. Вычленение одних черт вовсе не исключает существование других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент.
Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть «вину» исключительно национального характера в доминировании тех или иных политико-культурных традиций. Он таков, каким его делают история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-политического строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведения индивидов.
В-третьих, национальный характер неправомерно оценивать по шкале «плохой – хороший», «развитый – неразвитый» и т.д., даже если экспериментальным путем возможно выявить степень распространенности в нем тех или иных качеств в сравнении с другими национальными характерами. Подобные попытки обречены на неудачу или неадекватное представление о национальном характере.
В-четвертых, национальный характер не есть величина абсолютно постоянная. Он меняется, хотя и медленно.
В-пятых, необходимо учитывать относительность любых этнопсихологических характеристик. Те или иные суждения относительно национальных особенностей, высказанные в форме абстрактных мнений вообще, без указаний того, с кем сравнивается данный национальный характер, порождают только недоразумения.
Есть еще одна проблема, которую нельзя обойти в политико-психологическом анализе понятия «национальный характер». Речь идет об отождествлении (смешении) последнего с понятием «национальный темперамент».
Первым, кто поставил вопрос о разграничении понятий национального характера и национального темперамента, был Н.Г. Чернышевский, который подчеркивал, что наследственно передаются не свойства характера, а те склонности, которые прямо обусловлены темпераментом (в том случае, когда он наследуется). Кроме того, не все свойства, входящие в понятие «темперамент», передаются по наследству, многие являются результатом обычая, традиции, образа жизнедеятельности народов. «Торопливость и нерешительность, – пишет Н.Г. Чернышевский, – не качества темперамента, а результаты привычек или затруднительных обстоятельств. Суетливыми, опрометчивыми, безрассудными бывают и люди, имеющие тяжелую, медленную походку. Нерешительными бывают люди с быстрой походкой. … Но особенного внимания заслуживает то обстоятельство, что быстрота движений и речи, сильная жестикуляция и другие качества, считающиеся признаками природного расположения, так называемого сангвинического темперамента, и противоположные качества, считающиеся признаками флегматического темперамента, бывают у целых сословий и у целых народов результатом только обычая» [244].
Из современных авторов, отметим точку зрения Д.В. Ольшанского, который считает, что наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте. В истоках национального характера, по его мнению, лежат, прежде всего, устойчивые психофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, включая в качестве основных, такие факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего климатическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий единый национальный характер является следствием, психическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Соответственно, жаркий экваториальный климат порождает совершенно иные психофизиологические и биологические особенности, а вслед за ними и национальные характеры, чем холодный северный климат. В качестве примера можно привести зажигательность бразильских карнавалов и неторопливость представителей скандинавских народов [154].
Конечно, темперамент следует рассматривать как физиологическую, как динамическую основу национального характера. Но это вовсе не обязательно предполагает оценку национального характера по «национальному темпераменту», «национальным эмоциям», как это делает Д.В. Ольшанский, включая эти качества в структуру национального характера. Включение же в эту структуру национальных чувств (национальная гордость, например, или национальная уничижительность и т.п.) может иметь место, но это, скорее, именно характерологические свойства, а не темпераментальные, поскольку их уместно отнести к высшим, мировоззренческим чувствам, имеющим более прямое отношением к нравственным чертам национального характера.
По мнению П.И. Гнатенко, отождествление понятий национального характера и национального темперамента приводит к упрощению, схематизации столь сложного социального феномена, каким является национальный характер. Отсюда стремление некоторых авторов рассматривающих национальный характер того или иного народа, оценивать один из них как эмоционально сдержанный, другой – как добродушный, третий – как порывистый, горячий. Подобные оценки, пишет П.И. Гнатенко, никоим образом не раскрывают сущности национального характера, а описывают народы скорее со стороны национального темперамента. Когда же с помощью свойств и черт, составляющих содержание последнего, пытаются трактовать национальный характер, ничего, кроме вульгаризации последнего, не выходит. П.И. Гнатенко считает, что наиболее полно и всесторонне национальный характер проявляется в национальной культуре, которая выражает этническое своеобразие народа. Именно в культуре объективируются черты национальной психологии и прежде всего такого ее компонента как национальный характер. Отсюда и определение национального характера, как совокупности социально-психологических черт (национально-психологических установок, стереотипов), свойственных национальной общности на определенном этапе развития, которые проявляются в ценностных отношениях к окружающему миру, а также в культуре, традициях, обычаях, обрядах [51].
С.А. Баграмов считает, что особенно ярко национальный характер отражается в народном творчестве – литературе, музыке, песнях, танцах. Национальный характер, по мнению ученого – «это отражение в психике представителей нации своеобразных исторических условий ее существования, совокупность некоторых особенностей духовного облика народа, которые проявляются в свойственных его представителям традиционных формах поведения, восприятия окружающей среды и т.д., которые запечатлеваются в национальных особенностях культуры, других сферах общественной жизни» [15].
Таким образом, национальный характер – это исторически сложившаяся относительно устойчивая совокупность характерных для данной национально-этнической общности особенностей восприятия окружающего мира, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни представителей данной общности, их отношение к себе, к своей истории и культуре, к другим народам, к их истории и культуре.
Национальный характер – это составной элемент национальной психологии и одновременно основа психического склада нации. Последний представляет собой сложную взаимосвязь, совокупность рациональных (национальный характер) и эмоциональных (национальный темперамент) элементов, что образует ту самую специфичность, которая позволяет отличать представителей одной национально-этнической общности от другой.
Источник