Национальное достоинство. Я гражданин России
Возрождение страны начинается с восстановления чувства собственного достоинства. Человек мельчает, если в его сердце не живет любовь к Родине. Родину, как и мать, не выбирают. Это и не обсуждается. Я уже писала на эту тему.
Что побудило вернуться к ней, спросите вы.
Появился и расползается новый вид страшилок. Цены растут, зарплата падает, ЖКХ…, все становится хуже. А будет еще хуже.
Это ложь? Нет. Будет только труднее. Но как может быть иначе? Если чуть-чуть подумать.
«За месяц российские пилоты разбомбили в Сирии 1623 объектов террористов». Количеством вылетов утомлять не буду, как и количеством военнослужащих. И подробностями об невиданном по скорости обустройстве жизни военнослужащих. А каспийские запуски ракет, удивившие мир?
Сколько стоит один заряд? Какие расходы нам предстоят? Не обязательно высчитывать.
Вы хотите быть защищенными? Вы хотите мирного неба над головами наших детей и внуков? Тогда, что паниковать и ужасаться.
Может быть стоит порадоваться, что не все мальчики мечтали о пляжах на Лазурном берегу и машинах, а мечтали сделать что-то такое, чего нет ни у кого в мире? И защитить нас.
Каждый день тысячи человек идут на работу, очень ответственную. И делают свое дело. Добросовестно.
И появляется возможность делать столько вылетов, сколько нужно. Летчики, достойные своих дедов, встали на крыло, поражая мир своим профессионализмом. Это наши дети. Храни их Бог.
К чему я об этом сейчас?
Национальное самосознание, чувство собственного достоинства проявляется не в громких словах на митингах .
Армия – это дорогое «удовольствие». Если бы о ней одной шла речь. Сколько бед и разрухи принесли предатели. Даже семена мы теперь вынуждены покупать. А это вопрос национальной безопасности.
Да, делать многое нужно было еще вчера. Будем сокрушаться или негодовать?
Или с достоинством примем те испытания, которые выпадают на наше время?
Наши родители не просто выстояли в той войне. Они еще страну возродили.
Видимо, пришел наш черед.
Зная цель, человек идет к ней осознанно.
Сколько у нас умных, талантливых, дерзких людей. Как вспомню пуски из Каспийского моря, так невольно тепло на душе становится. Не от военного эффекта, хотя и он впечатляет. А от гордости за наш народ.
И это мы тупые и спивающиеся? Мы отсталые?
Это нам за Европой и Америкой бежать нужно?
И последнее. Никому не избежать того часа, когда спросится за все.
Помните, давно сказано – судить буду по делам.
Хотелось бы иного развития событий. Но есть обстоятельства… Да и не обещал нам никто рая на земле.
Источник
Национальное достоинство
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое «Национальное достоинство» в других словарях:
Национальное достоинство — см. Достоинство … Энциклопедия права
Национальное достоинство — см. Достоинство … Большой юридический словарь
Достоинство — (лат. dignitas; англ. dignity; фр. dignite) 1) этическая и правовая категория, включающая осознание личностью и окружающими факта обладания совокупностью определенных моральных и интеллектуальных качеств, а также уважение этих качеств в самом… … Энциклопедия права
национальное достояние — сущ., кол во синонимов: 4 • газпром (2) • мужское достоинство (27) • мужской член … Словарь синонимов
достоинство — 1) морально нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Д. неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В… … Большой юридический словарь
Национальное (этническое) и религиозное — В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общности территории, языка, материальной и духовной… … Религии народов современной России
мужское достоинство — сущ., кол во синонимов: 27 • болт (37) • ванька встанька (25) • двадцать первый палец … Словарь синонимов
ВОЗБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ — – особо опасное для Союза ССР преступление против порядка управления, посягающее на национальное равноправие граждан СССР. Одним из величайших достижений социализма является дружба народов СССР. Коммунистическая партия неустанно укрепляет… … Советский юридический словарь
Афганистан — Республика Афганистан, гос во в юго зап. части Азии. Название Афганистан образовано сложением этнонима афганы (русск. афганцы) и иран. стан страна ; как название территории, заселенной афганцами, впервые встречается в XIV в. См. также Теджен.… … Географическая энциклопедия
Конституция СССР 1977 — Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила… … Большая советская энциклопедия
Источник
Национальное чувство национальное достоинство
К.п.н., доцент Сексенбаева Л.И.
Республтка Казахстан , г. Алматы КазНПУ им. Абая
ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА
Наши национальные особенности видимые и оцениваемые в нас другими и познаваемые нами самими через общение в коллективе будь -то на производстве, в образовании или в семье при гуманистической направленности взаимодействия индивидов могут и должны служить не только причиной разобщения и противостояния, но и фактором взаимообогащения наций. Первейшее условие материализации этого фактора на уровне этносоциальной организации субъектов общественной деятельности – это проникновение во все поры межличностного общения так называемого «золотого правила этики».
Ранние упоминания об универсальном правиле поведения людей встречаются в памятниках культуры VI — V веков до н.э. в древнеиндийском «Махабхарате», у Конфуция (категория снисходительности), в библии: в «Нагорной проповеди» Евангелия от Мартфея — «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»¹ и в Коране: «Настоящий мусульманин тот, кто желает ближнему своему того же, что желает себе»²
Чтобы «золотое правило» человеческой нравственности превратилось во всеобщий закон справедливости и равновесия, оно должно стать принципом права, конституции, безусловным повелением для всех и каждого.
Человеческое достоинство нации многообразно проявляется в ходе исторического развития общественных систем и мировой цивилизации. Но сущностное её свойство, благодаря которому нация обретает качественную целостность — есть свобода социально полезного действия. Национальное достоинство – качество свободной личности, которая включает как внутреннюю независимость человека от идеологических догм классового познания, так и независимость от идей национального конформизма и обособления. Каждый способен сохранить своё национальное достоинство, которое своими корнями произрастает из человеческого и через национальное к нему же восходит. Без воспитания национальных чувств личности, включающих внутреннюю её ответственность перед собой и своей национальной общностью, вряд ли можно достичь формирования национального воспитания.
Национальное воспитание, на наш взгляд, должно складываться из всего того, что делает индивида сознательным представителем и носителем человеческого достоинства родной нации, её лучших качеств и характерных свойств одновременно воспроизводящих этническую неповторимость и передающих социальную обусловленность и гуманистическую направленность исторического развития нации, воспринятых и одобренных в традициях, языке и культуре предыдущими поколениями конкретной национальной общности людей.
Национальное воспитание есть процесс приобщения и наделения человека этническими и духовными добродетелями нации, а так же привитие и усвоение им навыков поведения сообразуемых нравственными нормами и традициями нации, к которой индивид относит себя. Но для этого, естественно, эти добродетели и нравственные устои нации должны быть прежде хорошо изучены, известны и организованно распространяемы как путём науки, литературы, искусства, религии, народных спортивных состязаний так и поддержанием их авторитета правовым государством.
В настоящее время явствует, как велика и ответственна в этом деле роль национальной интеллигенции, нас, психологов, педагогов, учителей образовательного уровня. Наша обязанность, обязанность национальной интеллегенции взять на себя ответственность за развитие подлинного диалога народов, подрастающего поколения и национальных культур, «ибо любая национальная культура принадлежит всему человечеству и может сдержать нарастания агрессивного национализма, без возрождения исторического и религиозного сознания и критического мышления – в этом задача любой национальной интеллегенции»³
Идейные истоки основ национального воспитания мы находим в трудах крупнейшего мыслителя и энциклопедиста Аль-Фараби, родившегося около 870г. в одном из культурных центров средневекового Востока — городе Фараб (Отрар) на территории нынешнего южного Казахстана.
Он доказывал независимость нравственного сознания человека от импульсивно возникающих аффектов всякого расчёта. Добро и истина у Аль-Фараби глубоко взаимосвязаны. Тот разумен человек, считал он, действия которого пронизаны потребностью добра, человечности [4].
Продолжая исследования феномена формирования национального воспитания, нельзя не отметить, на наш взгляд, один из его компонентов: это формирование национальных чувств и национального настроения.
Ведь важным элементом психологической специфики личности этнофора являются именно они. Национальные чувства выражают, прежде всего, эмоциональные отношения к собственно этнической реальности. К ним причисляются чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность к национальным ценностям, достояниям, объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в общественную деятельность человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Действия и поступки людей, совершаемые во благо своей социальной группы , осуществляемые в совместной деятельности и во взаимоотношениях членами ингруппы и аутгруппы, регулируют чувства национального достоинства при осознании этносубъектами значимости и смысла деятельности в общественно полезном труде, в решении проблем первостепенной важности, направленных на развитие и воспроизводство своего этноса.
Национальные настроения выполняют функцию, регулирующую психическую активность людей, функцию установки воспринимать и действовать определенным образом. Настроение этнофора детерминировано историческими событиями жизни этноса судьбой его членов, политическими , экономическими условиями функционирования этноса.
Динамичность национальных чувств и настроений в силу тех или иных социально-экономических изменений предполагает и позитивную и негативную окраску их проявления. Чувства национальной гордости, национального достоинства, социальная динамика этноса противоположны гипертрофированному чувству своего этнического превосходства и исключительности настроений, выраженных в этнофанатизме и национализме.
Для того, чтобы предотвратить переход этих качеств личности к гипертрофированности, нам необходимо, на наш взгляд, проводить соответствующую работу. Одним из наиболее широко распрастраненных в этнопсихологии в диагностических методах является метод опроса. Кроме этого в этнопсихологических исследованиях можно выделить два основных направления использования метода этнических ассоциаций: кроскультурный сравнительный анализ ассоциативных полей и анализ этнических реакций – ассоциации на стимулы.
Характерным примером первого направления исследования является изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве стимулов используются наименования основных цветов и их оттенков. Так, анализ стимулов «красный», «белый», «жёлтый», «синий» у представителей этнических групп: русских, немцев, казахов, узбеков, украинцев, корейцев- показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями этноспецифичны.
1. Резко различаются у различных групп чистота подведения стимульного наименования цвета под общее понятие ( типа « белый»-это цвет): у немцев, русских, украинцев эта чистота значительно выше, чем у тюркоязычных испытуемых, особенно казахов, киргизов.
2. Резко различаются также увязывания слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного цвета. Так, стимул «желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком, у украинцев – с подсолнухом, у немцев – с яичным желтком, у казахов, киргизов – с маслом, а у узбеков – с просом.
3. Различно выражены у разных этносов реакции обусловленные устойчивым, типичным для данного языка словосочетанием (например, на исходный стимул «красный» русские дают такие этноспецифические реакции, как «октябрь») «партизан», украинцы- «шапочка»; «белый» у корейцев – «рис», «зеленый» у узбеков – «чай» и т. д.
4. Этноспецифичны такие реакции, в которых реализовано символическое переосмысление исходного слова. Так, желтый цвет у русских, украинцев символизирует измену или разлуку, у немцев он связан с ненавистью, злостью, фальшью; у корейцев – с трусостью, у казахов, киргизов, узбеков этот цвет связан с предупреждением об опасности.
Таким образом, данный эксперимент наглядно демонстрирует специфику ассоциативных полей у представителей различных этнических групп по всем видам связи.
История этноса, результаты его жизнедеятельности являются теми реалиями, которые должны обязательно учитываться в формировании национального воспитания.
Возрождение национального достоинства личности через освоение его человеческого достоинства родной нации и приобщение к гуманистическим ценностям мировой культуры наполняет древнюю формулу « Ex Oriente lux » — « С Востока свет» новым содержанием. Культура человечества черпает свет из источников самого разного происхождения. Иного доброго и мудрого обрело мировое сообщество не только благодаря «горению мысли Запада», но и всепроникающему «свету с Востока». Сегодня человеческая цивилизация движется к тому, чтобы сообща и решительно воздействовать на процессы межгосударственных и межнациональных отношений в той или иной части земного шара в сторону их гуманизации, обеспечения неразрывности в мировом правопорядке принципов самоопределения народов и прав человека, самоуправления национальных меньшинств и территориальной целостности, политической независимости суверенных государств.
Национальная энергия стала одним из ведущих факторов развития общечеловеческой цивилизации. Восхождение человека к национальному есть процесс преодоления отчуждения личности от человеческого достоинства родной нации, её культурных ценностей.
Центральной проблемой национального воспитания, от решения которой напрямую зависит и возрождение человеческого достоинства нации, и характер национального человека – является проблема соотношения идеи гуманизации с национальной идеей.
Гуманизация межличностных отношений, на наш взгляд, является главным вектором формирования национального воспитания этнофоров.
1. Библия. Книги Священного писания Ветха и Нового Завета в рус. переводе с приложениями. Брюссель: «Жизнь с Богом».
2. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. М.; Дом Бируни.1990.
3. Римское обращение. Литературная газета. 1990.№43
4. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата.: Наука.1970 с.305.
Источник