Настроение (литература) — Mood (literature)
В литературе , настроение атмосфера повествования. Настроение создается посредством установки (место и окружение, в котором происходит повествование ), отношения (рассказчика и персонажей повествования) и описаний . Хотя атмосфера и сеттинг связаны, их можно до некоторой степени рассматривать по отдельности. Атмосфера — это аура настроения, которая окружает историю. Для художественной литературы это то же самое, что чувственный уровень поэзии или мизансцены для кино . Настроение устанавливается для того, чтобы эмоционально и психологически повлиять на читателя и дать чувство повествования.
СОДЕРЖАНИЕ
Элементы
Настроение обычно создается несколькими разными вещами. Сеттинг, который обеспечивает физическое расположение истории, используется для создания фона, на котором происходит история. Различные настройки могут по-разному влиять на настроение рассказа и обычно каким-то образом поддерживают или противоречат другому содержанию рассказа. Например, пустыня может быть местом действия ковбойской истории и может вызывать среди других возможных ассоциаций настроение одиночества, отчаяния и борьбы. Отношение рассказчика — еще один элемент, который помогает создать настроение. Поскольку читатель зависит от точки зрения рассказчика на историю, он видит историю через свои линзы, чувствуя, как рассказчик чувствует, что происходит или что описывается. В настрой рассказчика заложены чувства и эмоции, из которых он состоит. Аналогичным элементом создания настроения является дикция , то есть выбор и стиль слов, которые использует писатель. Дикция передает чувственность, а также отображает содержание рассказа в определенных цветах, тем самым влияя на то, как читатель думает о нем.
Отличие от тона
Тон и настроение разные. Тон литературного произведения — это отношение говорящего или рассказчика к предмету, а не то, что читатель чувствует, как настроение. Настроение — это общее чувство или атмосфера, которую произведение создает в читателе. Настроение наиболее эффективно создается за счет использования настройки, темы, голоса и тона. Тон может указывать на настроение рассказчика, но общее настроение исходит от всей письменной работы, даже в повествованиях от первого лица . Влияние литературного произведения на читателя субъективно и порождает разные ассоциации, в то время как текст, сделанный автором, представляется читателю как предмет объективный. Настроение подсказано элементами, используемыми автором, но зависит от субъективной реакции читателя.
Источник
Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».
Характеристики
Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:
- Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
- Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
- Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).
Манера изложения
В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.
Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.
Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.
Какие направления можно отнести к лирике?
Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:
На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.
Источник
Какая бывает музыка по характеру?
Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец.
В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.
Возьмём, к примеру, всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.
Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.
Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.
- Трагическая. Например, «Лакримоза» из «Реквиема» великого Моцарта. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к пронзительности такой музыки. Недаром Элем Климов ее использовал в финале своего тяжелого, но очень сильного фильма «Иди и смотри».
- Лирическая. Известнейшая миниатюра Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
- Патриотическая. Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн (музыка А.Александрова) – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. (В момент, когда под музыку гимна проходит награждение наших спортсменов, наверное, каждый проникается этими чувствами).
- Радостная. И опять Бетховен. Ода «К радости» из 9-й симфонии наполнена таким всеобъемлющим оптимизмом, что Совет Европы объявил эту музыку гимном Евросоюза (видимо, в надежде на лучшее будущее Европы). Впечатляет, что эту симфонию Бетховен написал уже, будучи глухим.
- Созерцательная. Музыка пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» носит идиллически пасторальный характер. Это картинка раннего утра, ничего глобального не происходит. Красота, покой, гармония.
Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).
Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.
То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать тут.
Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:
Источник
Настроения произведений какие бывают
Автор: Ситкевич Светлана Ивановна
Организация: МБДОУ «Малыш»
Населенный пункт: Липецкая область, с. Тростное
Цель: учить детей определять не только свое состояние и и состояние окружающих детей. Учить основные эмоции по мимике. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты.
Повторить геометрическую фигуру – круг, и цвет –желтый. Учить рисовать, правильно распределяя, части лица – глаза, нос, губы.
Снятие психо-эмоционального напряжение, вырабатывание положительных эмоций. Создать у детей радостное настроение.
Цель: способствовать сплочению детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, создать положительный эмоциональный настрой.
Педагог вместе с детьми встает в круг .
Воспитатель : «Мы дружно за руки возьмемся ( пауза ) и друг другу улыбнемся ( все улыбаются ), скажем : «Здравствуйте ! » .
Воспитатель : Ребята , а какое у вас сегодня настроение ? ( Ответ )
— А когда у вас бывает хорошее настроение ?
Дети .-( Ничего не болит , играют , веселятся , никто никого не обижает )
А какое сегодня настроение у меня ?
Почему вы так решили ? ( я улыбаюсь , потому что у вас хорошее настроение , потому что у нас много гостей , потому что светит солнышко )
Педагог . — Ребята ! А какое ещё бывает настроение ? ( плохое )
Педагог . — Ребята ! А почему бывает у вас плохое настроение ?
( дети поссорятся , подерутся , отнимут игрушку )
Педагог . А что нужно сделать , чтобы настроение улучшилось ?
Дети – ( Пожалеть , погладить по голове , сказать ребенку хорошие , добрые слова , рассмешить , обнять , поцеловать , сделать смешную рожицу и т . д .).
Педагог — А какие слова можно сказать другу ?
Дети — ( Давай дружить . Не грусти . Не расстраивайся , все будет хорошо )
Игровое упражнение «Соедини ладошки» .
Цель: погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от страхов, переживаний, способствовать установлению эмоционального контакта с ребёнком, снять эмоциональное возбуждение, создать атмосферу группового доверия и принятия друг друга.
Воспитатель : Встаньте в круг , ручки в стороны , ладошки друг другу покажите , соедините ваши ладошки все вместе . Чувствуете тепло ладошек друг друга ? Вам приятно так стоять ? ( ответы детей ) Если мы все вместе скажем волшебные слова шепотом , то солнышко появится . Повторяйте шепотом волшебные слова : «Поднимись , поднимись , над нами окажись ! » ( дети произносят слова ).
Откройте глазки , ручки опустите . Вот мы и увидели волшебное солнышко . Садитесь тихонечко на стульчики .
2. Основная часть .
Педагог обыгрывает появление игрушки — солнышка !.
Солнышко здоровается с детьми :
— Здравствуйте дети . Я очень радо вас видеть .
Воспитатель : Детки , что это с солнышком , оно загрустило , заскучало .
— Почему солнышко грустное как вы думаете ?
— Что можно сделать для него , чтобы оно стало радостным ?
Хорошо . А я предлагаю , давайте вместе развеселим солнышко .
Сюрпризный момент . Рассматривание двух сундучков .
Воспитатель: Посмотрите, у солнышка есть два волшебных сундучка, в них живут герои сказок (воспитатель показывает два сундучка, затем показывает на сундучок, на котором изображена веселая пиктограмма) Скажите, сундучки одинаковые или разные? Верно, заметили, они разные. Один сундучок веселый а другой грустный. (воспитатель показывает на сундучок, спрашивает одного из детей, дети называют). . И в этом сундучке должны жить веселые герои сказок. В этом сундучке живут грустные герои сказок.
Игра «Разложи картинки по сундучкам».
Цель: активизировать интерес к занятию, развитие умения определять эмоцию радости и грусти по пиктограмме, умение сравнивать, развивать речь.
Педагог.- Давайте с сундучками поиграем, показывает несколько картинок в руке.
Воспитатель: Но вот случилась беда, подул сильный ветер и сундучки упали, сказки из них высыпались и все перепутались. Вот видите картинки с изображением, у которых разное настроение, и вы должны догадаться у кого какое настроение ( педагог раздает каждому ребенку по 1 картинки- одну с грустным эпизодом,или с веселым, дети рассматривают). На одних картинках нарисованы грустные герои, на других веселые
— Ребята! Поможем солнышку правильно разложить картинки по сундучкам?
Воспитатель: А сейчас, тот, кого я назову, пойдет и положит свои картинки, веселые в один сундучок, а грустные в другой.
(Воспитатель первым вызывает ребенка, который наверняка правильно справиться с заданием, задает вопросы)
Создание ситуации успеха (авансирование успеха):
— Я знаю, вы сможете правильно найти. Опустите картинку.
Стёпа, я знаю, ты справишься с этим заданием, ничего страшного нет.
— Скажите, что зайчик чувствует? Он веселый или грустный? (ответы детей) Верно зайчику плохо, обидно, что лиса его из дома выгнала. Он печальный, несчастный.
(На этих картинках нарисована сказка. (Показывает картинки к сказке «Курочка Ряба».) Какая? Посмотрите, курочка Ряба снесла яичко — не простое, а золотое. Дедушка и бабушка радуются, улыбаются. Улыбнитесь, как дедушка и бабушка. (Дети выполняют задание.) Найдите грустных дедушку и бабушку. Что они делают? Почему они плачут? Какое у них настроение на этой картинке? (Дети отвечают.) Сделайте грустное лицо, как у дедушки и бабушки.
Педагог. (Педагог показывает картинки ) А куда надо положить эту картинку, а эту? (Дети раскладывают свои модели настроения рядом с соответствующей иллюстрацией.)
Когда дети кладут картинки, воспитатель берет игрушку солнышко и от его имени говорит:
— Спасибо ребятки, вы мне очень помогли, а то я бы сама никогда не справилась.
— Какие молодцы! Как хорошо у Вас всё получилось!
Игровое упражнение- покажи мимикой.
Цель : развивать умение распознать эмоцианальное состояние героя стихотворения и передать его(радость, грусть), используя мимику,
способствовать расслаблению мышц лица.
А сейчас Мы немного отдохнем, а я для Вас прочту стихотворение. Вы внимательно слушайте и показывайте то, про что я буду читать:
« Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит…
А смеется малыш –
Что ручей журчит…
А уж слёзы текут –
Будто дождик льёт…
Будто солнце взойдёт!
Вот какой малыш,
Радостный и грустный!»
-Молодцы ребята повеселили солнышко!
А давайте с вами поиграем в интересную игру «Хорошее настроение».
Звучит весёлая музыка.
Цель- снятие излишней агрессивности у детей, развитие быстроты двигательной реакции, ловкости, тактильной чувствительности, формирование положительного психологического микроклимата в группе, создать положительный эмоциональный настрой.
Воспитатель: Поиграем с солнышком? Встаньте со стульев и выйдите на середину зала. Сейчас мы сделаем из бумаги салют (воспитатель берет лист цветной бумаги и сжимает ее в комок) вот так, и подбросим его вверх. Берите листочки и бросайте.
- Воспитатель может приготовить уже заранее сделанные комочки и бросить их для игры детям. Можно предложить кричать: «Ура». После того как дети поиграли, педагог предлагает весь салют собрать и положить в волшебный мешочек и завязать его.
- — Ребята, Вам понравилось играть? Какое теперь у Вас настроение? (радостное, весёлое).
- Обращается к солнышку и спрашивает какое настроение у солнышка?(повернуть солнышко той стороной где улыбка)
- А теперь успокойтесь, сядьте на ковёр.
- Ребята , а вот к нам в гости пришла улыбка. Посмотрите какая она?
Что у неё есть? (глазки, ротик, нос)Сколько глаз у нашей улыбки? Какого она цвета?(жёлтого)
- она формы?- круглой. На что она похожа ?( на солнышко ) .
Давайте нарисуем каждый свою улыбку . Дети садятся за столы.
Какое весёлое настроение вы нарисовали !
Подарить свои улыбки солнышку .
Воспитатель: Солнышку с вами было очень хорошо, весело, ему понравилось играть и с… (называет всех детей ласково). И солнышко тоже хочет вам на память сделать очень приятный подарок
Рисование воспитателем солнышка на ладошках детей.
Цель: развивать тактильную чувствительность, вызвать у детей эмоциональную удовлетворенность.
(воспитатель берет в руки карандаш и рисует солнышко с улыбкой у каждого ребенка на ладошке) Что ты чувствуешь, когда солнышко рисует у тебя на ладошке? Тебе приятно?
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Нам удалось развеселить солнышко? Те, кому занятие понравилось — поднимите свои ручки с солнышками. Умнички. Опустите ручки. Поднимите ручки с солнышками, кому понравилось с солнышком играть? (дети поднимают). Кому не понравилось играть с солнышком- поднимите руки. Солнышку нашему стало очень весело, но ему пора уходить.
Давайте покажем ему, как мы всегда прощаемся после занятия друг с другом. Смотрите на меня и повторяйте за мной.
Ритуал прощания «Дружно хлопнули в ладоши».
Дружно хлопнули в ладоши,
Вместе топнули ногой.
Все, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой.
До свиданья всем сказали
И ладошкой помахали.
До свидания солнышко!
Воспитатель. -Ребятки, а вы знаете что хорошее настроение можно подарить?Не верите? Фокус Физкультминутка: «Сердце на память».
Воспитатель: Найдите своё сердце, положите на него руку и в тишине послушайте, как оно бьётся, почувствуйте его тепло. А теперь другой рукой накройте первую, чтобы сохранить тепло в руке. Давайте повернёмся, подарим гостям тепло наших сердец и хорошее настроение на память. А теперь улыбнитесь и подарите своё настроение гостям.
Дети улыбаются гостям и машут руками с солнышком на ладонях.
Ну вот видите я вас не обманула и у наших гостей тоже стало радостное и хорошее настроение. Фокус удался.
Источник