- «Антоновские яблоки» анализ произведения Бунина – проблематика, особенности, план, смысл названия рассказа
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
- п.1. Тематика и проблематика
- п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
- п.3. Основные герои, их место в образной системе
- п.4. Литературные приёмы
- п.5. Конфликт произведения
- Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки» план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Антоновские яблоки» анализ произведения Бунина – проблематика, особенности, план, смысл названия рассказа
«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в программе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нем. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ произведения И. Бунина.
Краткий анализ
Год написания – 1900.
История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Сам рассказ был написан только спустя 9 лет.
Тема – В повести можно выделить две темы: осень в деревне, вольная жизнь помещиков, наполненная романтикой деревенских просторов.
Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нем очень слабо представлена событийная канва. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, основой для которых служат пейзажи.
Жанр – Рассказ-эпитафия.
Направление – Сентиментализм.
История создания
История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл эпитафий.
Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. И. Бунин продолжал шлифовать свое творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».
Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.
Все произведение охвачено осенней темой. Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и смысл названия рассказа.
Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.
Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.
Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.
Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки. Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.
Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте, это единственное, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой – помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.
В заключающей части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.
Проблематика произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.
Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.
Основная мысль – человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а несюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, в наборе которых есть как авторские, так и фольклорные.
Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными несюжетными составляющими.
Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – рассказ-эпитафия. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвленная. Исследователи считают рассказ эпитафией, так как в нем идет речь об «умершем» помещичьем духе.
Источник
Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки»
Предлагаем рассмотреть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Антоновские яблоки». Произведение было впервые опубликовано в журнале «Жизнь».
Год написания и публикации — Рассказ написан и опубликован в 1900 году.
История создания — В произведении отражены воспоминания Бунина, когда он гостил в имении своего брата. Позже автор делился своими впечатлениями, что весь сад благоухал антоновскими яблоками, чем надышаться было совершенно невозможно.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сентиментализм.
Основная идея — Бунин воссоздает силу старины, дух помещиков, живших в усадьбах, в созвучии с природой. Я думаю, что он косвенно призывает потомков беречь наследие предков, сохранять то, чему люди умели радоваться, чем восхищаться.
Автор описывает жизнь помещиков, просматривая несколько поколений. Он проявляет то душевное богатство, которое существует в роду каждого человека. Бунин говорит о том, что на смену старого приходит новое. Он показывает взаимосвязь человека и природы, которая для автора – источник радости и сил.
Тема — Тема увядания, уход старого жизненного уклада.
Проблема — Исчезновение помещиков.
Композиция — Построение рассказа нестандартно. Здесь мало отражено событий, слабо представлен сюжет. Повествование складывается из воспоминаний, описания эмоций, размышлений, чувств, описания красоты и силы природы.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Тема осени, на смену отжившей эпохе приходит новая.
Проблема – Обеднение помещичьего духа, «вымирание» помещиков.
Крепостное право отменено, старый строй отживает. Бунин описывает его постепенный уход. Умирают тетка и Арсений Семенович, а с ними – и вся помещичья жизнь. На это место приходит мелкопоместный быт, но и он притягателен для Бунина.
2.
Тема – Тема природы у Бунина.
Проблема – Природа отражает настроение человека.
Бунин, в основном, описывает в рассказе осень. Эта пора года у автора разная – яркая, красивая, приветливая – в начале и пасмурная холодная – в конце. Она созвучна с уходом помещиков, с развалом старой отжившей эпохи.
3.
Тема – Наследие наших предков, нашей страны.
Проблема – Жизнь богата прекрасными впечатлениями, но не всегда это чувствуешь и видишь.
У Бунина стоит поучиться видеть прекрасное, которое он находит в простых вещах, в природе, в необыкновенном запахе антоновских яблок. Так жили наши предки и их гены есть в нас. Мы можем иногда остановиться, вспомнить рассказ Бунина и порадоваться простым вещам.
4.
Тема – Тема ностальгии.
Проблема – Из жизни уходит не только плохое, но и хорошее. Не всегда легко расстаться со счастливыми моментами своей жизни.
Мир изменчив, многое уходит из нашей жизни, но не стоит сожалеть об этом. В душе остаются прекрасные воспоминания. Не легко расставаться с тем, что было когда-то дорого, но и не нужно этого делать. Все хорошее продолжает жить вместе с нами, обогащать наш внутренний мир.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В описании деревенской жизни чувствуется жизнеутверждающий пафос. Бунин видит счастливыми не только помещиков, но и крестьян. Автор не описывает тяжелую жизнь при крепостничестве, а, наоборот, богатую и сытую. Помещики дружны, им нравится проводить время на лоне природы. Даже последующее запустение усадьб не нарушает деревенского очарования жизни. Бунин описывает богатую деревню, где даже нет признаков крепостного права. Крестьяне чисто одеты, живут в достатке. И лишь изредка, в поместье тетки, виден крепостной уклад. Подобные рассказы позволяют нам представить быт, интересы, времяпровождение наших предков.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Сюжета в рассказе практически нет, зато в произведение вложено много эмоций и чувств. Из образов я бы выделила образ рассказчика и образы природы, помещиков, крестьян, а также, образ времени. Редко случается, но основное количество образов находится в единении друг с другом. Рассказчик, помещики, крестьяне, природа – все находится в единстве. Конфликтует лишь время с существующим укладом жизни. Время неумолимо идет вперед и разрушает старые отжившие формы.
п.4. Литературные приёмы
Этот рассказ больше напоминает поэзию или картину художника. Писатель буквально раскрашивает свое произведение различными цветами. Читая Бунина, я вижу перед собой реалистичные картины. Я вместе с автором переживаю те чувства в отношении к ситуациям, которые он описывает. Передо мной проходят образы – жена старосты и деревенский мужик, восхищающийся ею, вечерние посиделки в сумерках или импульсивный Арсений Семенович. Все образы яркие, реальные, интересные, а главное – живые.
К образу природы относится основной символ произведения – антоновские яблоки. Он проходит через все повествование, и тоже меняется, как и сюжет этого рассказа.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – умирание старины, прекрасной и дорогой сердцу. Уходит из жизни то, что было очень важным, составляло целый яркий и красочный мир. Остается щемящая ностальгия, но это не тяжелое чувство, а легкая грусть. Мы имеем дело с естественным процессом, закономерным течением времени.
Источник
Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы 11 класс.
« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа
« Антоновские яблоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poteryannyy_ray.doc_urok_1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 11 класс.
« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа
- Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
- Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
- Развить навыки анализа прозаического текста.
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1). Привить учащимся чувство прекрасного;
2). Воспитание культурного читателя;
письменной речи; интерес к истории языка и народа
Тип урока : урок объяснение нового материала
Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.
Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах
Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.
Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя
Организация учащихся на уроке
Пробуждение познавательного интереса
Повторение ранее изученного и его расширение
Активное слушание, беседа
Репродуктивный, просмотр презентации
4.Создание проблемной ситуации
Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее
5.Поиск, разрешение проблемной ситуации
Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;
Работа в тетради, .составление таблицы
Представление полученной таблицы, обощение, вывод
Работа с интерактивной доской
7.Отработка новых знаний в творческом задании
Работа с индивидуальными заданиями
8. Подведение итогов
рефлексия услышанного на уроке
Вариативное домашнее задание
О счастье мы всего лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно-
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того , чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. ( Подготовленный ученик читает стихотворение « Вечер»)
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
— Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? ( настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).
И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма. К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».
Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок : « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее , свежее , тихое утро Помню большой , весь золотой ,подсохший и поредевший сад , помню кленовые аллеи , тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок , запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей , смелость сравнений производят впечатления нарядности , богатого убранства повествования , остающегося при этом строгим , резким , четким .В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.
Бунин — величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.
-Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками , впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? ( печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).
— Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? ( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)
— Какова композиция произведения? ( произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис , проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:
Источник