Настроение улучшилось благодаря появления солнца впр
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Ра(н,нн)ее весе(н,нн)ее утро. В небе (н..)видно н.. облачка. Лиш.. на востоке, (от)куда сейчас выплывает в огне(н,нн)ом зареве со..нце, ещё толпят..ся (2) предра(с,сс)ветные тучи. Бе(з/с)брежный степной пр..стор кажет..ся осыпа(н,нн)ым тонкой золотой пылью. В густой траве др..жат перел..ваясь и вспых..вая (3) разноцветными бри(л,лл)иантовыми огнями капли крупной росы. Степь радос..но пестре..т цветами. В утре(н,нн)ей прохладе разлит горький запах полын.. смеша(н,нн)ый с нежным ар..матом повилики. Всё блещ..т и с восторгом тян..т..ся к со..нцу. Только (кое)где в глубоких и у(з/с)ких балках между крутыми обрывами поросшими ре(д/т)ким кустарником ещё лежат напоминая об ушедшей ноч.. влажные син..ватые тени.
Высоко в воздухе трепещ..т и звенят жаворонки (не)замечаемые глазом. (Не)угомо(н,нн)ые кузнечики с ра(н,нн)его утра торопливо затр..щали. (4)
Степь проснулась и ожила. Она как(будто) дыш..т глубокими ровными и м..гучими вздохами.
Раннее весеннее утро. В небе не видно ни облачка. Лишь на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся (2) предрассветные тучи. Безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой траве дрожат, переливаясь и вспыхивая (3) разноцветными бриллиантовыми огнями, капли крупной росы. Степь радостно пестреет цветами. В утренней прохладе разлит горький запах полыни, смешанный с нежным ароматом повилики. Всё блещет и с восторгом тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки, не замечаемые глазом. Неугомонные кузнечики с раннего утра торопливо затрещали. (4)
Степь проснулась и ожила. Она как будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ра(н,нн)ее весе(н,нн)ее утро. В небе (н..)видно н.. облачка. Лиш.. на востоке, (от)куда сейчас выплывает в огне(н,нн)ом зареве со..нце, ещё толпят..ся (2) предра(с,сс)ветные тучи. Бе(з/с)брежный степной пр..стор кажет..ся осыпа(н,нн)ым тонкой золотой пылью. В густой траве др..жат перел..ваясь и вспых..вая (3) разноцветными бри(л,лл)иантовыми огнями капли крупной росы. Степь радос..но пестре..т цветами. В утре(н,нн)ей прохладе разлит горький запах полын.. смеша(н,нн)ый с нежным ар..матом повилики. Всё блещ..т и с восторгом тян..т..ся к со..нцу. Только (кое)где в глубоких и у(з/с)ких балках между крутыми обрывами поросшими ре(д/т)ким кустарником ещё лежат напоминая об ушедшей ноч.. влажные син..ватые тени.
Высоко в воздухе трепещ..т и звенят жаворонки (не)замечаемые глазом. (Не)угомо(н,нн)ые кузнечики с ра(н,нн)его утра торопливо затр..щали. (4)
Степь проснулась и ожила. Она как(будто) дыш..т глубокими ровными и м..гучими вздохами.
Морфемный разбор слова
Морфологический разбор слова
1. Дрожат (как?) вспыхивая — деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Неугомонные кузнечики с раннего утра торопливо затрещали. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Грамматическая основа: кузнечики (подлежащее, выражено именем существительным) затрещали (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (кузнечики) неугомонные — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (затрещали) с утра — обстоятельство времени, выражено именем существительным с предлогом; (с утра) раннего — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (затрещали) торопливо — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)высоко взлететь, а низко; (не)имеющий слабых мест; (не)засыпаны снегом
2) (не)остывший от зноя; перейти (не)глубокую, но широкую реку; (не)распиленное бревно
3) ничуть (не)привлекательный; (не)вежливый человек; ошибка (не)отмечена
4) (не)произвольно взглянул; вовсе (не)правильное; теорема (не)доказана
1. Не высоко взлететь, а низко; не имеющий слабых мест; не засыпаны снегом.
2. Не высоко взлететь, а низко (наречие, есть противопоставление с союзом а), не имеющий слабых мест (причастие, есть зависимое слово), не засыпаны (краткое причастие) снегом.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) дерево срубле(н,нн)о, петуши(н,нн)ый гребень, школьница легкомысле(н,нн)а
2) незва(н,нн)ый гость, некраше(н,нн)ый забор, серебря(н,нн)ая свадьба
3) на улице безветре(н,нн)о, бараба(н,нн)ый бой, расклее(н,нн)ые афиши
4) лома(н,нн)ая линия, правило выуче(н,нн)о, посеребрё(н,нн)ая тарелка
1. На улице безветренно, барабанный бой, расклеенные афиши.
2. На улице безветренно (наречие, образовано от слова с двумя НН), барабанный бой (имя прилагательное, образованное от существительного с основой на -Н- с помощью суффикса -Н-), расклеенные афиши (причастие с приставкой; возможно: причастие, образованное от глагола сов. вида с приставкой).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Отозвалась, шарфы, согнутый, эксперт.
Отозвала́сь, ша́рфы, со́гнутый, экспе́рт.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Прочитав статью, я задумался о будущем.
2) Настроение улучшилось благодаря появления солнца.
3) Подростки не всегда прислушиваются и следуют советам.
4) На собрание пригласили не только родителей, но и детей.
Настроение улучшилось благодаря появлению солнца. Подростки не всегда прислушиваются к советам и следуют им.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
Существует внешняя и внутренняя свобода, но действительно свободным можно назвать только человека, обладающего внутренней свободой, поскольку внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите микротему предпоследнего абзаца текста.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
Какова цель воспитания.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Микротема определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение бесконечное, как Вселенная из предложения 2. Запишите ответ.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
Приведённое выражение является сравнением.
Сравнение — это сопоставление предметов или явлений. Чаще всего сравнение присоединяется с помощью союзов, как в данном случае — в наличии союз «как».
В предложениях 11−13 найдите слово с лексическим значением «наука о воспитании и обучении». Выпишите это слово.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
Ответ: педагогика (в тексте: в педагогике).
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) свободное воспитание
3) очень старались
4) доступна человеку
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
1. Свободное воспитание, очень старались, доступна человеку.
2. Свободное воспитание (согласование), очень старались (примыкание,) доступна человеку (управление).
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Определение словосочетаний | |
Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
Правильно выписаны два словосочетания из трёх | 1 |
Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
Ответ: Учителя стремятся дать.
Определите тип односоставного предложения 26. Запишите ответ.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
(26) Присмотритесь к лучшим учителям!
Действие, названное главным членом предложения (сказуемым), относится к говорящему или собеседнику. Это определённо-личное предложение. В таком предложении сказуемое выражено либо глаголом в изъявительном наклонении настоящего, будущего времени 1 или 2 лица единственного или множественного числа, либо глаголом в повелительном наклонении.
Ответ: определённо-личное предложение .
Среди предложений 13−15 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
(По С. Соловейчику)
2. Несомненно, бесспорно, конечно, разумеется, очевидно.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Определение вводного слова | |
Правильно выписано вводное слово | 1 |
Неправильно выписано вводное слово. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Подбор синонима к вводному слову | |
Правильно подобран синоним | 1 |
Неправильно подобран синоним. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Среди предложений 5−7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(1)Что такое свобода?
(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.
(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.
(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.
(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.
(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.
(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.
(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.
(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
(28)Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Источник