1. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.
Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
2.Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, выделите главные и придаточные части, укажите вид придаточного.
1)Изредка поздней осенью выдаются такие дни когда теплый туман лежит до самого вечера. 2) Каюткин говорил с Улей так бережно будто огонек держал в ладонях. 3) Как только прекращалась пурга охотники выходили в море. 4) Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. 5) Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет. 6) Настроение у всех было грустное несмотря на то что все наперебой состязались в остроумии. 7) Было б у Емели богатство когда б на печи не лежал.
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой. 1) 1 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 1, 3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 3, 4
Источник
Тест и контрольная работа по определению типа придаточного предложения
Тест по русскому языку «Виды придаточных предложений»
I. Укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.
1) Но не высказывалось то, что он хотел сказать.
2) В девятом часу в комнате, где умер князь, все пришло в порядок, было прибрано, кровати уже не было, тепло пахло вымытыми полами.
3) Вечер мягко меняет краски, все больше сливаясь с воцаряющейся лунной ночью.
4) Вступать в школу было для Жоржа невыгодно, потому что юнкера второго класса не должны были идти в поход.
II. Укажите номер СПП с придаточным времени.
1) Он давно замечал, что Браницкий ухаживал за его сестрой.
2) Когда несколько гостей съехалось, Печорин и Браницкий вошли в гостиную.
3) Варенька бросилась навстречу своей старой приятельнице, княгиня поцеловала ее с видом покровительства.
4) Ему кажется, что нет на свете в эту минуту ничего прекраснее и интереснее его самого.
III. Укажите номер СПП с придаточным уступки.
1.И, взявшись за руки, лицеист и гимназистка едут в просеку направо.
2.Он утаптывает снег возле скамейки, срезает лыжей снежную подушку с нее, смахивает платком сухие остатки снега.
3.Оленину казалось, что только отъезжающие ездят по этим улицам.
4.Несмотря на советы дать еще на водку ямщику, он надел шапку и стал посередине комнаты.
IV. Укажите номер СПП с придаточным причины.
1.Дальнейший разговор я их не передаю, потому что он был бессвязен и пуст.
2.Из этого мы видим, что Печорин как хозяин избрал самое дурное место за столом.
3.Когда я увлекался чувством и воображением, надо мною смеялись и пользовались моим простосердечием.
4.Из всего вашего спора я слышал только то, что сказала княгиня.
V. Укажите номера СПП с придаточными определительными.
1.Тогда она встала, подошла к зеркалу, осушила глаза, натерла виски одеколоном и духами, которые в цветных и граненых скляночках стояли на столике.
2.И ему казалось, что он любит своих друзей.
3.Вспомнил он первое время своей светской жизни и сестру одного из своих приятелей, с которою он проводил вечера.
4.Он раздумывал над тем, куда положить всю эту силу молодости.
VI. Укажите номер СПП с придаточным местоименно-определительным.
1.Ему кажется, что нет на свете в эту минуту ничего прекраснее и интереснее его самого.
2.Он решил, что любви нет.
3.Так высокопарно и мудрено говорил худощавый дипломат, который имел претензию быть великим патриотом.
4.Тот, который был в полушубке, подошел к столу, выпил стоявший на столе бокал, взял за руку маленького и дурного и покраснел.
VII. Укажите «четвертое лишнее», объясните свой выбор.
1.Бросая взор на сии строки, с изумлением увидел я, что они заключали не только замечания о погоде и хозяйственные счеты, но также известия краткие исторические касательно села Горюхина.
2.Но это напоминает мне случай, который намерен я рассказать в доказательство всегдашней страсти моей к отечественной словесности.
3.Тотчас очистили мне комнаты, в коих жила кормилица с девушками моей покойной матушки.
4.Березки, которые при мне посажены были около забора, выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями.
VIII. Укажите «четвертое лишнее», объясните свой выбор.
1.Баба вышла из людской избы и спросила, кого мне надобно.
2.Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.
3.Прибыв на станцию, с которой должно было мне своротить на Горюхино, нанял я вольных и поехал проселочною дорогой.
4.Сделав несколько шагов, чувствую вдруг, что меня останавливают.
Ключ к тесту по русскому языку
«Виды придаточных предложений»
VII – 1 СПП с придаточным изъяснительным, остальные СПП с придаточными определительными.
VIII — 3 СПП с придаточным определительным, остальные СПП с придаточными изъяснительными.
«Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных»
Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы, укажите вид придаточного.
1. Изредка поздней осенью выдаются такие дни когда теплый туман лежит до самого вечера.
2. Каюткин говорил с Улей так бережно будто огонек держал в ладонях.
3. Как только прекращалась пурга охотники выходили в море.
4. Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора что страстно влюблена в улана была одна ее сестра.
5. Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет.
6. Настроение у всех было грустное несмотря на то что все наперебой состязались в остроумии.
7. Было б у Емели богатство когда б на печи не лежал.
Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы, укажите вид придаточного.
1. Чтобы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
2. Темно-лиловая туча что показалась из-за гор шла прямо на нас.
3. Кони так утомились что напрочь отказались идти дальше.
4. Я где-то читал что археологи по одной сохранившейся надписи восстанавливают историю и обычаи целого народа.
5. Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет когда я въехал в Койшаурскую долину.
6. Не мог он ямба от хорея как мы ни бились отличить.
7. Истинно велики те чье сердце бьется для всех.
Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы, укажите вид придаточного
1. Кто-то что-то говорил хоть другой его не слушал.
2. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный свет.
3. Он говорил о лете и о том что быть поэтом женщине – нелепость.
4. Большая воля — это умение не только чего-то достигнуть но и умение заставить себя отказаться от чего- то когда это нужно.
5. До сих пор история не представляла ни одного примера когда успех получался бы без борьбы.
6. Толстушка Мэри-Энн так много пила и ела что еле-еле проходила в двери. 7. Если мы не прикончим войну война прикончит нас.
Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы,постройте схемы, укажите вид придаточного
1. Сквозь дым от выстрела охотник видел как что-то метнулось по льду и со всех ног кинулся к полынье.
2. Как ни напрягаешь память добраться до истоков жизни почти невозможно.
3. Скромная природа тех мест России где я провел первые годы моей сознательной жизни не блистала пышною красотою.
4. Пока старик растоплял печь уже рассвело.
5. Не будьте равнодушными ибо равнодушие смертоносно для души человека.
6. Кабы на сойку да не свой язычок кто бы про нее знал?
7. Сторожка лесника была поставлена на сваях так что между ее полом и землею оставалось свободное пространство.
Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы постройте схемы, укажите вид придаточного
1. Мне всегда казалось что вы несправедливы к современной жизни.
2. Человек создан свободным хотя б он и родился в цепях.
3. Разлука ослабляет маленькую любовь и усиливает большую так же как ветер задувает свечи и раздувает пламя пожара.
4. Ты помнишь ли тот вечер и луну когда в беседке одинокой сидел я с думою глубокой взирая на тебя одну?
5. Природа не может перечить человеку если человек не перечит ее законам.
6. Давайте понимать друг друга с полуслова чтоб ошибившись раз не ошибиться снова.
7. Стаи птиц пролетали над гнездом и исчезали вдали где ветер качал траву.
1. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботы суетного света он малодушно погружен.
2. Юных лет святые обещанья прекратит судьба на месте том где без дум без вопля без роптанья я усну давно желанным сном.
3. Молю чтоб буря не застала гремя в наряде боевом в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.
4. Гордые ели смотрели на согнутую березу как смотрят люди рожденные повелевать на своих подчиненных.
5. Свет остается светом хотя слепой и не видит его.
6. Милый друг будем плакать как дети чтоб недетское горе забыть.
7. Если было ветрено листья падали косым нарядным ливнем.
Источник
Задание
«Что людям дают книги?»
В современной жизни появилось огромное количество всевозможных источников информации. Новости мы узнаем, в основном, благодаря телевидению и газетам, в поиске нужной информации и необходимых сведений нам помогает интернет. Но ничто не может заменить книги. Именно они дает нам много полезной информации, помогают расширить кругозор, влияют на формирование нашего мировоззрения. Не один, даже самый лучший, кинофильм не позволяет нам самим составить образы главных героев или самостоятельно вообразить описываемые в произведении пейзажи.
Читать книги полезно не только для того, чтобы узнать что-то новое. Художественная литература развивает фантазию у читателя, навыки построения красивой и правильной речи. Чтение книг влияет на повышение грамматических знаний человека.
Книги дают пищу для нашего разума и тепло для нашей души.
Классная работа
- Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а)совесть
б)долг
в)стыд
г) благородство
Совесть — чувство ответственность перед обществом? Или перед самим собой? Подумай.
- Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а)порядочный
б)гуманный
в)преданный
г)добрый
- В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а)дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б)имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в)аналогия— противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
- Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли
- Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь
б) вокзал
в) собралась
г) густая
- Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний
б) дремлют
в) бледно-красен
г) блестят
- Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия
б) брак
в) линейка
г) давление
Какой омоним у слова линейка? Напоминаю тебе, что омонимы — разные слова, у которых совпало (одинаковое) звучание/написание. Например: замОк — зАмок.
- В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
- Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль
в) смятение
б) праздник
г) блаженство
- В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.
- В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Гласные после приставок
- Два месяца он отлично разыгрывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)
- Ну что, доигрался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)
- У черных есть определенная контригра на ферзевом фланге.
- Раздражали меня пуще всего эти безымянные письма. (Ф. М. Достоевский)
- Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверхинтересное.
- Ему, впрочем, небезызвестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)
- Вот тот пиджак, что вы разыскиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь)
- Посему письма сии показались мне не совсем безынтересными. (Ф. М. Достоевский)
- Они как-то очень странно видоизменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
- А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, безысходном мраке… (А. и Б. Стругацкие)
- Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его безынициативным. (Л. Н. Толстой)
- Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небезыскусственной красоте. (Л. Н. Толстой)
- Энергетикам запрещено взимать штрафы за перерасход электроэнергии.
- Однако же во что бы то ни стало он решился доискаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну… ( Н. В. Гоголь)
- Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать. (Н. В. Гоголь).
Согласные на стыке приставки и корня
- Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
2. Дверь совершенно бесшумно распахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
3. Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
4. Я схватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
5. Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
6. Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
10. Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
Домашняя работа
- Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его безынициативным. (Л. Н. Толстой)
- Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небезыскусственной красоте. (Л. Н. Толстой)
- Энергетикам запрещено взимать штрафы за перерасход электроэнергии.
- Однако же во что бы то ни стало он решился доискаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну… ( Н. В. Гоголь)
- Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать. (Н. В. Гоголь)
- Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небезызвестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)
- Необходимо наладить выпуск межинтернатской электронной газеты.
- Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)
- На самом деле ничего суперинтересного внутри не обнаружилось.
- Доискались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)
Выполните упражнения
- Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
- Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. Придумайте несколько словосочетаний с прямым и переносным значением.
1. прямое значение слова | А) весёлый ребёнок |
2. переносное значение слова | Б) ветер воет |
3. прямое значение слова | В) быстрый олень |
4. прямое значение слова | Г) горит костёр |
5. переносное значение слова | Д) горит закат |
6. переносное значение слова | Е) золотые руки |
7. прямое значение слова | Ж) высокие горы |
- Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд:безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый | В) бесцеремонный, прямолинейный |
Б) безалаберный, безответственный | Г) беспощадный, жестокий |
4.Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
- Встали очень рано(1) и отправились в путь.
Встали ни свет ни заря и отправились в путь.
- Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца(2).
Ученик дважды прочитал книгу от корки до корки.
- «Запомни крепко-накрепко(3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
- «Заруби себе на носу: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
- Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания(4)
Сын очень часто баловался, а мама на это закрывала глаза.
- Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было(5).
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то руки не доходили.
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.
Расставьте знаки препинания.
Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист или стог сена.
Расставьте знаки препинания, обратите внимание на правописание что бы и чтобы. Вспомните, что при значение цели — пишется чтобы.
1)Дар слова… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо судить не пo тому, что он говорит, а по тому, что он делает. 4) Невежество потому сильно, что в нём нет сомнения, оно ничего не знает, но считает что знает всё. (Н. Евдокимов).
1) Изредка поздней осенью выдаются такие дни, когда теплый туман лежит до самого вечера. 2) Каюткин говорил с Улей так бережно, будто огонек держал в ладонях. 3) Как только прекращалась пурга, охотники выходили в море. 4) Для большей ясности романа, здесь объявить мне вам пора, что страстно влюблена в улана, была одна ее сестра. 5) Счастлив тот, кому зарею теплый ветер веет. 6) Настроение у всех было грустное, несмотря на то, что все наперебой состязались в остроумии. 7) Было б у Емели богатство, когда б на печи не лежал.
Поставьте необходимые знаки препинания.
1)К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы, и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака, и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный ожил, и капли росы , как алмазы, засверкали на листьях, и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали, а вчера с зарей все грачи летали да, как сеть, мелькали вон над той горой (Фет).
Найдите обращения, выделите их запятыми.
Добрый вечер, друзья.
- Проснись же, смолкнувшее слово раздайся с губ моих опять.
- Свет Родионовна, забуду ли тебя?
- Ты хочешь меду, сын?
- Плачь душа моя, плачь моя милая!
- Ты, солнце святое, гори!
- Вы откуда, молодые люди?
- Вперед, чужой беде не смейся, голубок.
- Что же ты моя старушка, приумолкла у окна.
Источник