- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов)
- История создания
- Жанр, направление и размер
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная мысль
- Средства художественной выразительности
- Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова
- Краткий анализ
- История создания
- Тема стихотворения
- Композиция
- Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» по плану
1. История создания
Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 году и опубликовано через год в журнале «Отечественные записки».
Лермонтов берёт за основу одну из тем, озвученных Пушкиным в «Подражании Корану», но переиначивает изначальный смысл пушкинской притчи.
В отличие от героев Пушкина, торжествующих праздник жизни, его персонажи утверждают смерть и разрушение.
2. Литературное направление
«Три пальмы» – романтическое произведение. На это указывают его тема и жанр, а также природа конфликта, заложенного в сюжете.
3. Род
Это стихотворение представляет собой образец философской лирики, построенной на символах.
4. Жанр
«Три пальмы» Лермонтова – это романтическая баллада.
5. Проблематика
Поэт касается проблемы человеческой гордыни и неблагодарности.
Воспользовавшись прохладной тенью оазиса, путники уничтожили деревья, навсегда лишив благословенное место его красоты.
6. Тематика
Основная тема произведения – жестокость в обращении с природой и миром.
7. Идея
Аравийская пустыня олицетворяет библейский рай, а караван – Адама и Еву, не сумевших насладиться его тишиной и покоем.
Подобно первым людям, пришедшие караваном нарушают гармонию оазиса. Они не просто покидают его, но и несут с собой смерть. Три пальмы, мечтавшие послужить людям, гибнут от их неблагодарности.
8. Пафос
Пафос стихотворения – горечь и разочарование, вызванные жестоким, немилосердным поведением людей.
9. Система образов
Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.
Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.
10. Центральные персонажи
Основные персонажи стихотворения – пальмы и караван.
Пальмы росли, не зная горечи, но затосковали о своей ненужности, решив послужить земным практическим целям. Люди не оценили своего счастья и срубили их, чтобы разжечь костры.
Из этого непонимания одних другими вырастает конфликт высокого и низкого, благородного и неблагодарного.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении не появляется, но его присутствие «за кулисами» происходящего различимо. Ясно чувствуется авторская оценка происходящего: гнев, осуждение, разочарование.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.
Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная, трёхчастная.
В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.
Развитие действия начинается со строчки «И стали три пальмы на бога роптать». Здесь намечено начало конфликта. Если бы пальмы не возроптали, их не постигла бы кара.
Во второй части стихотворения описан приход каравана. Кульминация намечена в трёх первых строках 8-й строфы.
Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения живописен, богат образными подробностями. В нём преобладают глаголы, задающие динамику действия.
Балладный ритм и композиция придают речи рассказчика плавность, размеренность.
Синтаксис богат сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями с придаточными определениями и обособленными обстоятельствами. Это говорит о богатстве сюжета, разнообразии мотивов, панорамности изображения.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано амфибрахием с мужскими рифмами.
В 10 строфах, представляющих собой шестистишия, рифмы располагаются следующим образом: ААББВВ. Такая рифмовка называется секстиной.
60 строк произведения вмещают в себе развёрнутый сюжет и вписываются в объём классической баллады.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «гордые пальмы»; «роскошные листья», «песок золотой», «пепел седой и холодный»;
- олицетворения: «щедро ручей напоил их», «не шепчутся листья с гремучим ключом», «приветствуют пальмы нежданных гостей», «умчался туман»;
- метафора: «питомцы столетий» (о пальмах), «изрублены были тела их потом» (о стволах пальм);
- антитеза: «пустыня – оазис», «жизнь – запустение».
С помощью аллитераций на «с», «ш», «щ», «ч» поэт передаёт шёпот песка в пустыне, шорох листвы.
Ассонансы «о», «э», «у» передают эмоцию тоски, сожаления, горечи.
17. Значение произведения
Стихотворение «Три пальмы» — горький итог размышлений Лермонтова над неблагодарной беспечностью человеческого рода. Одиночество поэта во многом было обусловлено этой стороной поведения людей.
Конфликт божественного и человеческого в мире выразился в истории-притче о недальновидности путника и напрасной жертве.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.
Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.
19. Моё отношение
Я разделяю горечь Лермонтова и понимаю, что его плач о погубленных деревьях – плач о грехопадении человека. Если бы мы жили честно и справедливо, в мире стало бы меньше зла, и от наших дел не страдали бы те, кто не может сам за себя постоять.
20. Чему учит
Стихотворение «Три пальмы» учит бережному отношению ко всему, что создано природой: другим людям, животным, деревьям, родникам. Нужно относиться ко всем с любовью и доверием, тогда это будет взаимно.
Источник
Анализ стихотворения «Три пальмы» (М.Ю. Лермонтов)
Автор: Guru · 24.07.2018
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года. На протяжении всей своей жизни в своих произведениях он затрагивал темы одиночества, грусти, неразделенной любви, стремления к идеальному, другому миру. Стихотворение «Три пальмы» не исключение: автор открывает читателю глаза на мир, на вопросы, которые не хотят задавать вслух.
История создания
«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.
В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.
Жанр, направление и размер
«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.
Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.
Образы и символы
- Главные героини – пальмы, они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
- Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
- Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
- Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.
Темы и настроение
Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.
- Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
- Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
- Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
- Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.
Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.
Основная мысль
Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.
Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.
Средства художественной выразительности
М. Ю. Лермонтов не ограничивает себя в средствах художественной выразительности. Так, он использует множество эпитетов и метафор, которые придают стихотворению эмоциональный настрой: «ручей звучный», «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «махровою главой»; «песок крутился столбом», «пылающая грудь».
Сравнения — люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок». И благодаря олицетворению, поэт не дает возможность увидеть четко лирического героя, вместо них читатель наблюдает за тремя пальмами, недовольными жизнью: «пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Источник
Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 158.
Средняя оценка: 4.9
Всего получено оценок: 158.
«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нём описывается история жизни трёх гордых пальм. Одна из главных тем баллады – взаимодействие между природой и человеком. Ознакомьтесь с нашим вариантом краткого анализа “Три пальмы” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Три пальмы.
История создания – Стихи написаны в 1838 году. Опубликованы – в 1839.
Тема произведения – Нужно довольствоваться малым. Не стоит желать себе другой участи, необходимо смириться со своим предназначением. Ещё одна тема – смысл жизни.
Композиция – кольцевая, строится на антитезе: жизнь-смерть.
Жанр – баллада.
Стихотворный размер – баллада состоит из 10 строф, написанных четырёхстопным амфибрахием с использованием парной рифмовки.
Главный герой – три гордые пальмы, которые опечалены своим бесполезным существованием. Они растут в пустыне и считают, что живут свою жизнь зря, так как не выполняют своего предназначения – не приносят никому пользы.
Метафоры – пылающая грудь, гордо кивая махровой главою.
Эпитеты – ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной.
Сравнения – «песок крутился столбом» , караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок» .
Олицетворения – щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей.
История создания
Произведение “Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838-ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликовано в “Отечественных записках”.
В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из “Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов ставит в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.
Тема стихотворения
Всё произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются библейские мотивы. Образ трёх пальм в стихотворении является архетипом трёх составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.
Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни ( “степи аравийской земли” ), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.
Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.
Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.
Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать своё предназначение губительны для человеческой души.
Композиция
У этого произведения кольцевая композиция, которая строится на приёме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. Всего строф 10. В первой строфе поэт описывает райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мёртвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в “седой и холодный” пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.
Главными героями стихотворения являются “три гордые пальмы” . Пальмы не желают жить “без пользы” . Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: “Не прав твой, о небо, святой приговор!” . И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду “студёной водой” из ручья, а затем, чтобы не замёрзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!” .
Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой . Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.
Написано произведение четырёхстопным амфибрахием – трёхсложной стопой с ударением на втором слоге. Рифма — парная, мужская и женская.
По жанру произведение является балладой. Здесь есть тайна, напряжённый, драматический сюжет, вмешательство роковых сил в судьбу героев.
Средства выразительности
В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:
- эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
- метафоры ( пылающая грудь, гордо кивая махровой главою);
- сравнения (песок крутился столбом, караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок» ;
- олицетворения (щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей).
При описании рубки пальм использована аллитерация звука “р”.
Источник