Настроение стихотворения тень друга

Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.

Одним из лучших произведений, признанным великими русскими поэтами, такими как А.С. Пушкин и критиками современности является стихотворение «Тень друга». Повод для написания довольно грустный и печальный. Константин Николаевич посвятил его своему лучшему другу, погибшему в битве под Лейпцигом в 1813 году И.А.Петину. Стихотворение вышло в свет в 1814 году. Поэт путешествовал после тяжелых боев, в которых он принимал участие.

Произведение написано в необычной форме. Это элегия, но на слух и для прочтения довольно легкое. Начиная повествование с описания заграничных краев автор на контрасте представляет описание любимой им природы Севера. Батюшков К.Н. как настоящий русский поэт очень скучает по Родине, хотя и находится в краях Альбиона добровольно, на отдыхе. Русскому человеку по настоящему хорошо только дома. Но грустит поэт не только о родных краях, душевная тоска о любимом друге дало повод для написания стихотворения.

Главный герой настолько погружается в свои мысли, что уже с трудом отличает мечты от реальности. Перед ним предстает очень любимый им образ И.А. Петина. Поэт не верит в реальность происходящего. Ведь он прекрасно знает, что Ивана Александровича нет в живых, что он похоронил его, сделав все необходимое. Ему так хочется поговорить, обнять, но вдруг видение заканчивается. И поэт понимает всю тщетность своих просьб. Ведь это был лишь сон, прекрасный и в то же время очень грустный. Проснувшись главной герой видит вокруг себя покой и умиротворенность.

Стихотворение можно разделить на три части: описание родины, монолог с другом и разочарование от того, что это был всего лишь сон. В произведении поэт выразил все чувства горечи от потери, тоски и невозможности все повернуть обратно.

«Тень друга» — цельное самодостаточное произведение, не требующее дальнейшего продолжения или пред истории. И так все понятно. Эмоционально наполненное, заставляющее читателя переживать вместе с автором. Владея русским языком в высшей степени Батюшков К.Н. смог предать все, что хотел в своем стихотворении. Для времени в котором было написано стихотворение язык повествования был новшеством. Отточенные слова и фразы легко читались и понимались не только современниками поэта, но в наше время приносит удовольствие от прочтения для настоящих ценителей классики.

Анализ стихотворения Тень друга по плану

Тень друга

Возможно вам будет интересно

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

Произведение является одной из составных частей поэтического сборника «Вечер», представленного поэтессой в качестве дебютного.

Василия Андреевича Жуковского известного русского автора и поэта уже давно отнесли к поэтам, которые смогли стать открывателями романтического стиля в поэзии российских произведений.

1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви

Александр Блок – человек необыкновенно поэтический. Для него нет приятней дела писать прекрасные и живые стихи. Этот человек любил свое дело, в принципе, как и другие писатели и поэты.

Источник

Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова

Стихотворение «Тень друга» написано Батюшковым в 1814 году. Оно посвящено другу поэта, И.А. Петину, который погиб годом ранее при сражении под Лейпцигом. Гибель близкого друга глубоко потрясла Батюшкова, и он создал свою элегию. Стихотворение имеет лирический сюжет. Мы видим, что лирический герой возвращается из Англии в родную Россию. Во время этого плаванья герой ищет «светила Севера любезного», жаждет возвращения на родину. Поэт описывает пейзаж, навевающий дрёму на лирического героя. Вдруг посреди этого сна ему является образ погибшего товарища. Лирический герой не может понять, действительно ли это его друг, ведь он сам хоронил его. Он вопрошает, умоляет видение вымолвить хоть одно слово, однако то не отвечает ему. Страстный монолог героя демонстрирует нам накал страстей. Затем наступает своего рода кульминация: призрак погибшего товарища исчезает, а герой пробуждается один посреди ночи. После этого наступает развязка, где герой вновь взывает к умершему другу, называя его «милым братом» и «лучшим из друзей». Он никак не может смириться с потерей дорогого ему человека, потому и «душа за призраком летела,/Все гостя горнего остановить хотела». Лирический герой пытается удержать видение, остановить его, не желая примириться с фактом гибели своего друга. Отсюда и жанр стихотворения – элегия. Произведение наполнено любовью поэта к своему товарищу, горечью от его потери.

Читайте также:  Злорадство это чувство или эмоция

Интересно, что меняется тип рифмовки на протяжении всего стихотворения: поэт использует то перекрёстную, то кольцевую, то парную рифму в зависимости от уровня напряжения в лирическом сюжете.

Стихотворение пронизано христианскими мотивами. Это звучит уже в намёке на бессмертие души, ведь явившийся «призрак» в представлении лирического героя – ни что иное, как душа погибшего товарища. Христианская идея бессмертия человеческой души проявляется и в эпиграфе к стихотворению, которым послужила цитата из элегии древнеримского поэта Проперция. Если перевести его, мы увидим чёткое отображения существования некой загробной жизни, ибо «не всё кончается смертью». Таким образом, ещё до начала стихотворения мы уже можем предсказать, что речь пойдёт о явлении души умершего человека – живому, что, собственно, и происходит по хожу сюжета: видение, призрак погибшего товарища приходит во сне к лирическому герою стихотворения.

Таким образом, элегия Батюшкова относится к разряду интимной лирики, так как посвящено личным переживаниям поэта по поводу реальных событий. Поэт скорбит о близком друге, которого он потерял, и эти чувства он раскрывает в своём произведении.

Вариант №2

Русский поэт-классик Константин Батюшков известен также как автор прозаических очерков различной тематики, в том числе и военной. Написанное им эссе «Воспоминание о Петине» увязано с романтическим шедевром» Тень друга». Оба сочинения опираются на единую психологическую основу-память о человеке и боль утраты. Цель–сохранить от забвения товарища, к которому питал искренние чувства.

Стихотворение Батюшкова К.Н. »Тень друга» считается одним из лучших произведений русской поэзии 19 века. Написано в элегическом жанре, имеет эпическую направленность. Получило высокую оценку товарищей по перу, в том числе Пушкина А.С.

Стихотворение посвящено светлой памяти лучшего друга Петина И.А., погибшего в период Наполеоновских войн. Трагическая смерть близкого друга стала страшным потрясением для эмоционального товарища, что отразилось в страстном монологе и нежных эпитетах, читаемых в строфах стихотворения. Налицо проявление христианских мотивов в части христианской заповеди– о вечной жизни.

В центре сюжета – явление призрака, достаточно распространённый мотив в мировой литературе того времени. Созданный образ является символом любви и печали. Лирический герой, покинув берега Англии, устремляется на родину с мыслями об Отечестве. Во время морского путешествия в полусне-полуяви неожиданно встречается с тенью погибшего друга. Воззвание к видению ответа не имеет, дух исчез.

Предваряет стих эпиграф на латыни из Проперция, дословно переводимый как: Души усопших —не призрак: смертью не всё кончается. Смысл изречения заключён в утверждении о бессмертии человеческой души. Автор применил некоторые малоизвестные метафоры:

  • Беллонины огни-синоним военных огней;
  • Гальциона-дочь Эола в мифологии, по сюжету опуса выступает как морская птица;
  • Альбион-прежнее название Англии.

Элегическое творение »Тень друга» наполнено неподдельными искренними чувствами. По праву считается образцом романтической лирики Пушкинской эпохи. Не утратило своей художественной ценности по настоящее время.

Картинка к стихотворению Тень друга

Популярные темы анализов

Александр Сергеевич Пушкин центральным героем большинства своих произведений, а также их темой делает любовь. Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» не стало исключением из его поэтических правил.

Читайте также:  Привычка скрывать свои чувства въелась настолько что стала инстинктом

Анненский Иннокентий Фёдорович – творец, переводчик, директор учебного высшего учебного заведения, эссеист, критик родился в девятнадцатом веке в Сибири. Будущий поэт был слаб здоровьем и находил радость в мире книг,

Одним из известных советских и российских поэтов и публицистов, поэт-песенник середины 20 века, является Андрей Андреевич Вознесенский. Кроме того он также известен как художник и архитектор.

Есенин очень много своих произведений посвятил природе и ее временам года. Писатель родом из деревни, поэтому ему нравиться наблюдать за явлениями которые происходят вокруг. Есенин замечает каждую мелочь и пытается красиво

Данное стихотворение было написано великим поэтом в 1855г. По задумке автора оно должно было войти в сборник стихов, выход которого планировался годом позднее. Однако, этого не случилось, и сборник открыло совсем иное

Источник

Анализ стихотворения «Тень друга» Константина Батюшкова

Одним из лучших стихотворений Константина Николаевича Батюшкова считается элегия «Тень друга». Созданное в эпоху Наполеоновских войн, оно является образцом классической русской поэзии.

Стихотворение написано в 1814 году. Его автору 27 лет, он принимает участие в военной кампании в Европе против войск Наполеона. Год назад он лишился друга, с которым был знаком с 1807 года — Ивана Александровича Петина. И. Петин был убит в Битве народов под Лейпцигом.

По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной и смешанной рифмой (открытой, закрытой, мужской и женской). Лирический герой — сам автор в маске путника, композиция условно делится на 3 части: в первой путешественник тоскует по «отеческой земле», во второй видит призрака, в третьей — горюет о том, что видение рассеялось, размышляет о тайнах бытия.

Открывается произведение эпиграфом из римского поэта Проперция. Суть его в том, что душа — бессмертна. Лексика возвышенная, много прямой речи, многоточий, риторических вопросов и восклицаний, обращений: то был ли сон? О воин вечно милый! Тень незабвенного! О лучший из друзей! Стихотворение создано в духе европейского романтизма. Впрочем, в нем принято усматривать и особенности классицизма еще времен поэзии М. Ломоносова и Г. Державина. Туманный Альбион — перифраз Британских островов. «Небесная отчизна»: подобное выражение доказывает, что автор — христианин, мыслящий, как и апостол Павел, что «наше жительство — на небесах». Альбион (Англия), Беллона (божество войны у римлян), Гальциона (в мифологии — царская дочь, покончившая с собой после смерти мужа, ставшая птицей — зимородком), Плейсс (река под Лейпцигом).

Видение описано в духе европейского фольклора, литературной традиции. Интересно, что явившийся призрак никак не проявляет себя, не хочет что-то передать, напротив, само видение слишком коротко. Для автора очевидно одно: чело веселием цвело. Значит, вечная жизнь существует и И. Петин удостоился рая. Эпитеты: сладостном, томное, страшном, бездонное. Олицетворение: глас увеселял. Метафора: тень провождал, и я летел к нему. Сравнение: как дым, метеор, призрак. Неусеченные формы глаголов: вилася, сменялися.

Посвящение умершему другу, посмертно награжденному участнику Заграничного похода И. Петину, появилось спустя год после трагического события. Молодой поэт К. Батюшков сумел создать высокий образец печали и раздумий над тайнами жизни и смерти.

Источник

Константин Батюшков — Тень друга: Стих

Sunt aliquid manes: letum non omnia finit;
Luridaque evictos effugit umbra rogos.
Propertius*

Я берег покидал туманный Альбиона:
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
За кораблем вилася Гальциона,
И тихий глас ее пловцов увеселял.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье
Ко страже, дремлющей под говором валов,-
Все сладкую задумчивость питало.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила Севера любезного искал.
Вся мысль моя была в воспоминанье.
Под небом сладостным отеческой земли.
Но ветров шум и моря колыханье
На вежды томное забвенье навели.
Мечты сменялися мечтами
И вдруг… то был ли сон. предстал товарищ мне,
Погибший в роковом огне
Завидной смертию, над Плейсскими струями.
Но вид не страшен был; чело
Глубоких ран не сохраняло,
Как утро Майское веселием цвело
И все небесное душе напоминало.
«Ты ль это, милый друг, товарищ лучших дней!
Ты ль это? — я вскричал — о, воин вечно милой!
Не я ли над твоей безвременной могилой,
При страшном зареве Беллониных огней,
Не я ли с верными друзьями
Мечом на дереве твой подвиг начертал
И тень в небесную отчизну провождал
С мольбой, рыданьем и слезами?
Тень незабвенного! ответствуй, милый брат!
Или протекшее все было сон, мечтанье;
Все, все — и бледный труп, могила и обряд,
Свершенный дружбою в твое воспоминанье?
О! молви слово мне! пускай знакомый звук
Еще мой жадный слух ласкает,
Пускай рука моя, о, незабвенный друг!
Твою с любовию сжимает…»
И я летел к нему… Но горний дух исчез
В бездонной синеве безоблачных небес,
Как дым, как метеор, как призрак полуночи;
Исчез,- и сон покинул очи.

Читайте также:  Афобазол хорошо ли помогает от стресса

Все спало вкруг меня под кровом тишины.
Стихии грозные казалися безмолвны.
При свете облаком подернутой луны
Чуть веял ветерок, едва сверкали волны,
Но сладостный покой бежал моих очей,
И все душа за призраком летела,
Все гостя горнего остановить хотела:
Тебя, о, милый брат! о, лучший из друзей!

___________________________________________
* «Души усопших — не призрак; смертью не все оканчивается;
бледная тень ускользает, победив костер.» Проперций

Анализ стихотворения «Тень друга» Батюшкова

Одним из лучших стихотворений Константина Николаевича Батюшкова считается элегия «Тень друга». Созданное в эпоху Наполеоновских войн, оно является образцом классической русской поэзии.

Стихотворение написано в 1814 году. Его автору 27 лет, он принимает участие в военной кампании в Европе против войск Наполеона. Год назад он лишился друга, с которым был знаком с 1807 года — Ивана Александровича Петина. И. Петин был убит в Битве народов под Лейпцигом.

По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной и смешанной рифмой (открытой, закрытой, мужской и женской). Лирический герой — сам автор в маске путника, композиция условно делится на 3 части: в первой путешественник тоскует по «отеческой земле», во второй видит призрака, в третьей — горюет о том, что видение рассеялось, размышляет о тайнах бытия.

Открывается произведение эпиграфом из римского поэта Проперция. Суть его в том, что душа — бессмертна. Лексика возвышенная, много прямой речи, многоточий, риторических вопросов и восклицаний, обращений: то был ли сон? О воин вечно милый! Тень незабвенного! О лучший из друзей! Стихотворение создано в духе европейского романтизма. Впрочем, в нем принято усматривать и особенности классицизма еще времен поэзии М. Ломоносова и Г. Державина. Туманный Альбион — перифраз Британских островов. «Небесная отчизна»: подобное выражение доказывает, что автор — христианин, мыслящий, как и апостол Павел, что «наше жительство — на небесах». Альбион (Англия), Беллона (божество войны у римлян), Гальциона (в мифологии — царская дочь, покончившая с собой после смерти мужа, ставшая птицей — зимородком), Плейсс (река под Лейпцигом).

Видение описано в духе европейского фольклора, литературной традиции. Интересно, что явившийся призрак никак не проявляет себя, не хочет что-то передать, напротив, само видение слишком коротко. Для автора очевидно одно: чело веселием цвело. Значит, вечная жизнь существует и И. Петин удостоился рая. Эпитеты: сладостном, томное, страшном, бездонное. Олицетворение: глас увеселял. Метафора: тень провождал, и я летел к нему. Сравнение: как дым, метеор, призрак. Неусеченные формы глаголов: вилася, сменялися.

Посвящение умершему другу, посмертно награжденному участнику Заграничного похода И. Петину, появилось спустя год после трагического события. Молодой поэт К. Батюшков сумел создать высокий образец печали и раздумий над тайнами жизни и смерти.

Источник

Оцените статью