- ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С. Пушкин. «Бесы».
- История написания.
- Род литературы.
- Литературное направление.
- Размер стиха.
- Композиция.
- Тема, идея, проблемы
- Художественные средства
- Краткий анализ стихотворения «Бесы» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Средства художественной выразительности
- 16. Значение произведения
- 17. Актуальность
- 18. Моё отношение
- 19. Чему учит
- Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы». Анализ стихотворения «Бесы»
- История создания
- Система образов
- Краткий анализ стиха «Бесы» А. С. Пушкин
- Центральные персонажи
- Лирический герой
- Тропы и фигуры речи
- Композиция
- Средства выразительности
- Содержание произведения
ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С. Пушкин. «Бесы».
История написания.
Стихотворение написано поэтом в 1830 году в Болдино, где ему пришлось переждать эпидемию холеры. Это вынужденное затворничество стало одним из плодотворных периодов в творчестве поэта. Над многими философскими вопросам размышлял он в своих стихотворениях.
Род литературы.
Литературное направление.
Размер стиха.
Четырёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная.
Написано стихотворение октавой- восьмистишием.
Композиция.
Симметрично кольцевая. Поэт каждую часть начинает четверостишием:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
1часть – описание бурана; виной непогоды ямщик считает разбушевавшегося беса.
1 часть- кульминация, перед путниками словно предстал демон с горящими глазами.
В 3-ей части видно, как путник не хочет иметь ничего общего с бесами.
Здесь автор использует аллегорию, словно подчёркивая тревожность по поводу его положения в обществе. Он словно сопоставляет бесовскую силу с силой власть имущих людей. Путники- это словно народ, унижаемый властью, который не может найти верный путь.
Тема, идея, проблемы
Философское содержание.
Тема: жизненный путь.
Проблема: поиск верного пути в жизни, стремление найти выход из трудных ситуаций, не подчиниться обстоятельствам.
Идея: вера в возможности человека, в его умение противостоять жизненным трудностям.
Социальное содержание.
Тема: социальная несправедливость.
Проблема: положение народа, беззаконие власть имущих, поиск путей выхода народа из данной ситуации, его стремление к свободе.
Идея: необходимость борьбы с социальной несправедливостью, стремления к свободе.
Художественные средства
Аллегория — иносказательное описание положения народа в царской народе, смятение, страх, невозможность найти путь, стремление выбраться из данного положения. Сам поэт, словно путник, не хочет подчиняться «бесовским законам»
Эпитеты.
«Снег летучий», «одичалого коня», «во тьме пустой», бесы «бесконечны, безобразны», «визг жалобный «бесов, «беспредельная» вышина.
Сравнение.
«Там сверкнул он искрой малой.», «Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре».
Олицетворение.
«Вьюга злится, вьюга плачет..».
Разговорная лексика: понеслися, собралися,
Лексический повтор: Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!», «…Мутно небо, ночь мутна», «Еду, еду в чистом поле….
Контек¬стуальные синонимы: «Вьюга злится, вьюга плачет…»,
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Краткий анализ стихотворения «Бесы» по плану
1. История создания
«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.
Текст датируется 7 сентября 1830 года.
Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.
Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.
Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.
Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.
2. Литературное направление
Без сомнения, стихотворение относится к романтизму.
3. Род
По роду литературы данное произведение относится к лирике.
4. Жанр
С первого взгляда, жанр определяется как лирическая баллада. Однако Пушкин вложил в него и философский смысл.
Вот почему «Бесы» – яркий пример жанрового смешения. Это лирическая баллада с признаками философской лирики.
5. Проблематика
Произведение иносказательно затрагивает животрепещущую для Пушкина (и вообще, для всего прогрессивного общества того времени) проблему – народной несвободы.
В образе бесов он изображает богатеев, равнодушное дворянство. Подобно хитрым злым силам, господа пугают и обманывают народ, не давая ему жить вольно и спокойно.
6. Тематика
Тема стихотворения – тяжелая жизнь русского народа.
7. Идея
В своем творении автор в метафорической форме показал современное ему положение дел в обществе.
Крестьяне утомлены господами. Они, подобно изображенным в стихотворении путешественникам, запутаны и угнетены. Правящая верхушка не дает простому народу проложить путь к собственному счастью.
8. Пафос
Читателю передается тревога главных персонажей «Бесов». Он чувствует растущее напряжение, некий страх.
Автор очень искусно изобразил мрачные картины окружающей реальности, создав довольно тяжелый, гнетущий эмоциональный фон.
9. Система образов
В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.
С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.
С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.
Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.
Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.
Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.
Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.
11. Лирический герой
Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.
Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.
Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.
12. Сюжет
Сюжет прост: по темному, заметаемому сплошным снегом, мрачному ночному полю едет карета, запряженная конями.
Находящийся внутри пассажир не видит, что именно происходит на дороге. Он спрашивает у ямщика, почему встали, подгоняет его, интересуется, что вообще случилось.
На эти вопросы простой мужик отвечает: ехать невозможно, водят бесы, пугают коня. Далее описываются проделки нечистой силы, душевное состояние путников.
13. Композиция
Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.
Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.
Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.
В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.
Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.
14. Художественное своеобразие произведения
Произведение написано четырехстопным хореем – размером, характерным для всего стихотворного фольклора. Это приближает авторскую балладу к народной.
Восьмистишия с перекрестной рифмой (АВАВCDCD) помогают выделить композиционные особенности не только по содержанию, но и по форме.
Повторяющиеся строчки «мчатся тучи, вьются тучи» выступают в качестве сигнала окончания предыдущей и начала следующей части.
15. Средства художественной выразительности
Автор использует различные выразительные приемы.
Обстановка нагнетается при помощи повторений «вьюга злится, вьюга плачет», звукописи «колокольчик дин-дин-дин».
Много эпитетов: «снег летучий», «ночь мутна», «неведомые равнины», «верста небывалая» и т.д.
Поэт олицетворяет природу, делая ее сообщницей нечистой силы: «вьюга злится, вьюга плачет», «мчатся тучи».
16. Значение произведения
Произведение имело большое значение для всего творчества поэта и развития русской литературы в целом. В XIX веке вопрос освобождения народа от крепостного права встал очень остро, и одним из первых среди писателей его поднял Пушкин.
17. Актуальность
Оно актуально до сих пор, так как в интересной, оригинальной форме затрагивает социальные вопросы отношений между людьми.
18. Моё отношение
Мне нравится стихотворение «Бесы», потому что написано необычно, ярко и захватывающе. В нем отлично передана напряженная атмосфера и затронуты вопросы, актуальные для общества того времени. Причем, сделано это в художественной форме.
19. Чему учит
Пушкинское творение учит быть человечным в любой ситуации и не угнетать, не унижать людей только потому, что они чем-то от тебя отличаются.
Источник
Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы». Анализ стихотворения «Бесы»
Стихотворение “Бесы” – едва ли не самое известное из всего пушкинского наследия. И ничего удивительного в этом нет, если учесть историю его создания и другие факторы. Краткий анализ “Бесы” по плану рассматривает все, что нужно знать об этом произведении. Разбор можно использовать на уроке русской литературы в 9 классе как основной или дополнительный материал для лучшего понимания темы.
История создания
«Бесы» были написаны в самый продуктивный период творчества великого русского поэта – Болдинскую осень. Более того, это оказалось первое произведение, вышедшее из-под пера Пушкина в знаменитом имении.
Текст датируется 7 сентября 1830 года.
Тогда еще поэт не знал, что будет вынужден остаться в Болдино на неопределенное время, пока бушует эпидемия холеры.
Однако он ощущал внутреннее раздражение из-за необходимости решать имущественные вопросы (поэт готовился к свадьбе) в самый любимый свой период – осень. Ведь именно в золотую пору года Пушкина посещало особенное вдохновение.
Известие о страшной болезни, окутавшей округу, успокоило и взбодрило писателя. С одной стороны, его захватывало ощущение опасности, находящейся так близко. А с другой – радовала неожиданная возможность отрешиться от всего мира и целиком отдаться творчеству.
Именно в такой обстановке и появились «Бесы»: удивительно многогранное, загадочное и по-настоящему мистическое произведение.
С одной стороны, это классическая лирическая баллада, наполненная фольклорными мотивами. С другой, символическое содержание приближает стихотворение к такому жанру, как философская лирика. Таким образом, его можно назвать балладой с философскими элементами.
Такой стихотворный размер, как четырехстопный хорей, использован Пушкиным неслучайно – он достаточно характерен для балладного звучания. Перекрестная рифма в сочетании с восьмистишием делает композиционное деление более явным.
Система образов
В произведении представлена четкая система противопоставления художественных образов.
С одной стороны, это ямщик и его спутник, то есть, образ реального мира, привычный всем. Оба напуганные, растерянные, слегка сбитые с толку мелькающими перед ними странными, ужасающими существами.
С другой стороны, это сами бесы — образ потустороннего мира. Они, как и положено настоящим представителям темной стороны, обманывают, путают и запугивают. То предстают чем-то высоким и страшным, то мелькают едва заметной искрой.
Вся природа как будто помогает силам зла: свет луны мутен, вокруг ходят тяжелые тучи, не видно звезд, и бесконечной пеленой идет снег. Угнетающая, страшная и по-настоящему мистическая картина предстает перед глазами завороженного читателя.
Тут Пушкин проявляет себя как гениальный мастер психологического параллелизма. Страшный пейзаж – одна большая, развернутая метафора несправедливости, происходящей в современном писателю обществе. Пушкин был лично знаком со многими декабристами, отлично понимал остроту поднятой ими проблемы, ощущал, что так дальше продолжаться не может и не должно. Он в ярких художественных образах передал безысходность, сложность и неправильность устоявшегося социального неравенства.
Краткий анализ стиха «Бесы» А. С. Пушкин
Вариант 1
Стихотворение Бесы – это уникальное произведение, которое было написано Пушкиным в 1830 году. Здесь мысли поэта сплетаются с философскими идеями. Литературоведы относят этот стих к лучшим произведениям философской лирики. Смысл названия и проблематика кроются в событиях, которые стали поводом для появления стихотворения. Дело было в 1830 году, когда Пушкин был помолвлен с Натальей Гончаровой. Их свадьбе постоянно что-то мешало. Она переносилась снова и снова.
Однажды Пушкину пришлось уехать в деревню по делам. Там он смог немного отдохнуть, так как устал от обыденных дел. Они не давали ему писать и творить. Стих Бесы был одним из первых стихов, как только он приехал в деревню. Сначала в нем прослеживается меланхолия, но потом виден подъем. Так поэт постепенно приходит в себя.
Даже эпидемия холеры, которая отсрочила его отъезд, стала для Пушкина подарком с небес. Он с удовольствием продолжил писать. Размер стиха – 4‑стопный хорей с перекрестной рифмовкой. Произведение относится к романтизму. Жанр – лирическая баллада. Композиция кольцевая с четкой симметрией из-за одного четверостишья, которое начинает все части стиха. Если описывать сюжет стихотворения Бесы, то стоит все делать по плану.
В первой части мы видим ямщика, который говорит о жутком ненастье. Это бес, который является гибелью для каждого путника. Бесом здесь выступает сила природы. Наличие такой нечестии напоминает нам фольклорные мотивы. Чтобы усилить эффект, автор использует зловещие эпитеты и звукоподражания.
Сам лирический герой боится. Он не знает, что его подстерегает. Вторая часть стихотворения – это встреча с дьяволом. Она очень эмоциональна, так как Пушкин постарался описать дьявольскую бурю, которая бушует по сторонам. Третья часть – это воодушевление героя. Он не хочет быть частью бесовского мира. Он не хочет идти с бесами. Все внутри него разрывается на части. Страх теперь отходит назад.
Смысл этого стихотворения в том, чтобы показать истинное положение русского народа. Он так хочет получить счастливую жизнь. Но ничего не получается из-за бесов. Бесы – это элита, правящие лица, которые ставят свои интересы выше других. Сердце лирического героя, как и сердце Пушкина, разрывается из-за того, что он хочет спасти всех, но не знает как.
Вариант 2
А.С. Пушкину в 1830 году пришлось отправиться в Болдино. Там ему предстояло решить имущественные вопросы, связанные с наследством и подготовиться к свадьбе. Поэт хотел быстро уладить свои дела и вернуться в Москву, но ему пришлось задержаться из-за вспышки холеры. Находясь в Болдино, он написал несколько философских произведений, в том числе и стихотворение «Бесы».
Читая это произведение, становится страшно и даже жутко. Пушкину удалось с помощью художественный приемов создать такую мрачную картину, что дух захватывает. Вначале ямщик и лирический герой заблудились, ни о каких бесах и речи не было.
Однако Пушкин использовал повторы и звукоподражания («страшно, страшно», «еду, еду», «дин-дин-дин»), чтобы создать напряженную атмосферу. Сразу становится как-то страшно, тем более, что ямщик начинает говорить о бесах, якобы заманивших в ловушку. Невольно начинаешь ждать чего-то нехорошего.
Стихия разгулялась не на шутку и лирическому герою действительно страшно. Но вот появляются бесы, которые кружатся в своем сумасшедшем танце. Что делать человеку, находящемуся далеко от деревни? Откуда ждать помощи и что будут делать те самые бесы, заманившие в ловушку? Метафоры еще больше нагнетают обстановку: «вьюга злится», «колокольчик умолк», «вьюга визгом надрывает сердце» и др. Эта страшная картина прямо предстает перед глазами, становится жутко.
Стихотворение «Бесы» написано октавой. При написании использовалась традиционная перекрестная рифмовка. Это стихотворение является образом мечущейся души, человека, сбившегося с пути. Скорее всего, Пушкин имел в виду крестьян, которые до сих пор были крепостными. Их души рвались на свободу, но они были терзаемы переживаниями и трагическими страстями.
Вариант 3
В 1830 году Пушкин прибывает в Болдин, дабы уладить возникнувшие вопросы с его владениями и совместно с этим, он производит подготовку к свадьбе. Но возникнувшая в Москве эпидемия, заставила поэта на пару месяцев остаться в Болдин. За время ожидания автор производит несколько произведений, в них и входило обсуждаемое нами стихотворение род названием ” Бесы “.
В своём стихотворении Пушкин затрагивает народный фольклор, путём описания путешествие, которое может вызвать у любого путника возмущения, так как в то время была метель.
Данное стихотворение, по мнению самого автора, являются основополагающими в развитии культуры русского населения. Также следует отметить, что описанные бесы в стихотворении, выдуманные. Они пытаются сбить с намеренного пути путника. И этому выдуманному явлению, найдётся определённый ответ. Он скрывается в самом конце стихотворения, где автор разделяет гранью бесов и людей. Пушкин указывает и то, что власть находится только у людей.
В тексте писатель приравнивает русский народ к путникам, которые заблудились в снежной равнине и не могут найти свою счастливую и спокойную жизнь. А причина всего этого, заключается в том, что крестьяне являются народом крепостным. Их жизнь принадлежит тем самым бесам, которые подобны кучке людей, готовых и желающих нажиться за счёт других. Они не хотят просто так потерять бесплатную рабочую силу.
Под этой кучкой людей, Пушкин подразумевает людей из управления России. Которые заставляют простой народ прочувствовать на себе страх и неутолимый гнев. Поэтому автор полностью правильно выбрал образ бесов для таких людей, так как именно они, чувствуя власть над всеми, мешали жить тихо и мирно всему народу России. Автор также подчёркивает строками стихотворения то, что даже во время страшной холеры в Москве продолжались яркие балы.
Центральные персонажи
Центральные персонажи стихотворения «Бесы» – мужчина, от чьего имени идет повествование, и ямщик, сообщающий ему о разгулявшихся в полях бесах.
Последний является олицетворением всего народа. Именно он первым догадывается, что их «водит бес», а затем описывает своему пассажиру, какую именно видит нечисть.
Бесы тоже являются персонажами стихотворения. Нечистые пугают путников, пытаются сбить их с дороги.
С одной стороны, Пушкин использует в стихотворении мистические образы, которые делают его похожим на лирическую балладу: это классическое путешествие в буран, когда путник заплутал потому, что его водят бесы. Выразителем мысли о бесах выступает представитель народа, ямщик, что дополняет историю фольклорным элементом. На самом деле тема стиха несколько иная – поэт иносказательно показывает тяжелое положение русского народа, которого дворяне (“бесы”) водят по кругу, не давая выбраться на свободу.
Лирический герой
Произведение написано от лица некого мужчины, оказавшегося вместе с ямщиком в ночном поле.
Зачем и куда они едут – непонятно, но это и неважно. Читатель получает эмоции именно от персонажа-рассказчика. Значит, он и есть лирический герой, своеобразная проекция автора. Ему страшно, его пугает непредсказуемое поведение разгулявшейся нечисти.
Стихотворение заканчивается словами «… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне». Тут явно проступает образ самого поэта, которого беспокоит сложившаяся социальная ситуация и не отпускают тяжелые мысли, предчувствия.
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «снег летучий», «кони чуткие», «визгом жалобным». Метафора: «вьюга… плачет», «глаза… горят».
Сравнение: «Закружились бесы разны, / Будто листья в ноябре». Повтор: «мутно небо, ночь мутна», «страшно, страшно». «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна / Освещает снег летучий; / Мутно небо, ночь мутна» в качестве рефрена.
Инверсия: «верстою небывалой», «искрой малой», «во тьме пустой», «кони чуткие», «в мутной месяца игре».
Олицетворение: вьюга злится, вьюга плачет.
Звукоподражание: «колокольчик дин-дин-дин».
Композиция
Композиция – кольцевая, трехчастная. Она хорошо просматривается.
Первая часть описывает ненастье, бушующие силы природы, в которых суеверный ямщик, простой мужик, видит мистических бесов. Лирическому герою передается его страх. Можно назвать эту часть завязкой, в которой особенно ярко проявляются фольклорные черты произведения.
Вторая часть кульминационная. Лирический герой уже сам видит творящуюся вокруг чертовщину, напряжение нарастает и достигает предела.
В третьей наступает развязка. Лирический герой уходит в созерцание собственного внутреннего мира, отстраняясь от нечистой силы. Он перестает наблюдать за бесами и только ощущает, как их вой надрывает ему душу.
Эта часть считается самой символически наполненной. Во-первых, в ней явно проступает параллель между мистическими бесами и реальными господами. Во-вторых, Пушкин показывает, что он отрекается, не хочет быть таким, как большинство представителей высшего света: эгоистичным, жестоким, равнодушным к тяжелому положению крестьян.
Средства выразительности
Для того, чтобы придать стихотворению черты баллады и передать эмоциональный настрой лирического героя, Пушкин использует следующие средства выразительности:
- Эпитеты – “снег летучий”, “мутная игра”, “чистое поле”, “неведомые равнины”, “одичалый конь”, “небывалая верста”.
- Метафоры – “мутно небо”, “ночь мутна”, “вьюга плачет”.
Бесовской разгул, надрывающий душу, передается также с помощью звукоподражания (дин-дон) и постоянно нагнетающейся тревожной атмосферы.
Содержание произведения
Молодому поэту приходилось много ездить по стране, поэтому ему не понаслышке были знакомы тяготы пути. С художественным мастерством он описал состояние лирического героя во время ночного путешествия в метель. В живописную картину природы автор вплел мистику и фольклор. Во время разгула снежной бури ямщику и путнику почувствовался бесовский разгул. Более глубокий анализ «Бесы» Пушкина раскрывает творческий замысел поэта, который отразил в тревожных строках жизнь простого русского народа.
С первых слов читателю передается волнение автора, который описывает свои ощущения во время ночной поездки в поле. Неизвестно, по какой причине ямщик и лирический герой оказались в дороге ночью. Возможно, не успели добраться в нужное место до заката, или их гнали вперед какие-то важные дела. Зимней ночью не на шутку разыгралась метель. Ничего не видно впереди — небо мутное, луна не освещает небосвод, лишь снег и ветер со всех сторон. Дорогу замело, и путники оказались в незавидном положении.
Среди неведомых равнин ямщику и автору стихотворения становится страшно. Герой просит извозчика поторопить лошадей, стараясь скорее проехать место, которое вызывает чувство тревоги. Но лошади устали, а дорога заметна лишь временами. Путникам кажется, что они ходят по кругу, ведомые бесами, которые кружатся в хороводе и торжествуют в непогоду.
Усиливает картину воображение ямщика. Один бес у него играет, другой — плюет, третий — толкает коня. Четвертый путает мысли — то он стоит рядом с путниками, то, сверкая очами, исчезает в темноте. Сил ехать дальше нет. Кони устали, снежная буря не стихает, дороги не найти. Даже колокольчик перестал звенеть, что усиливает безысходность.
Вдруг кони снова встрепенулись, почувствовав рядом нечистых духов. Они понеслись вперед, а лирическому герою открылась картина того, как танцевали среди безбрежных равнин невесомые и безобразные демоны. Попутно они издавали странные звуки то ли торжества, то ли боли («домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»).
Сквозь ночное мутное небо едва пробивается свет луны. Кони мчатся вперед, подгоняемые неутомимым ямщиком. А бесы так и кружат возле лирического героя, надрывая ему сердце.
Источник