- Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма и строфика
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- «Птичка» (анализ)
- Александр Пушкин — Птичка: Стих
- Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина
- Умники и умницы
- Умные дети — счастливые родители
- Рыбченкова 5 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 64, с. 31 — 32
- «Птичка», анализ стихотворения Александра Пушкина
- История создания
- Литературное направление, жанр
- Тема, основная мысль и композиция
- Размер и рифмовка
- Тропы и образы
Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану
1. История создания
Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке.
Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.
И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.
Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».
Стихотворение очень короткое и кажется совсем простым, но в нем скрыт глубокий смысл, а также слышится отчаянная тоска по воле, свободе.
Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.
Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.
2. Литературное направление
Практически все произведения молодого Пушкина романтические. «Птичка» не стала исключением.
3. Род
По роду литературы это лирика, а точнее смешение философской и гражданской лирики.
4. Жанр
По жанровой принадлежности произведение можно определить как камерное, глубоко личное и чувственное стихотворение.
5. Проблематика
Автор затронул животрепещущие, очень важные для него проблемы – свободы и несвободы, заточения и воли.
Кроме того, возможно, тут поднимается непростой вопрос крепостного права – в образе птицы, заключенной в клетку.
6. Тематика
Читая небольшой текст, можно выделить такие серьезные, многогранные темы, как милосердие по отношению к близкому, сопереживание и сочувствие, обретение свободы.
7. Идея
Александр Сергеевич написал это произведение, чтобы выразить собственное отношение к несвободе и воле, раскрыть внутренние переживания, пусть и в такой иносказательной форме.
Небольшой текст затрагивает одно из самых страстных желаний всех живых существ – быть свободными, жить на воле, а не в заточении.
Для Пушкина в период Южной ссылки эта идея была, пожалуй, основной. Вокруг нее вращалось все творчество молодого поэта.
8. Пафос
Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт.
Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание.
Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.
9. Система образов
Образов немного, и вообще, произведение не поражает сложностью предстающей перед глазами картины.
Мы видим образ лирического героя – человека, находящегося вдали от родины. Он выпускает на волю птичку, следуя обычаю, принятому в родной стране, по которой он так тоскует.
10. Центральные персонажи
Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.
Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.
Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.
Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида.
Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения можно назвать художественную проекцию самого Пушкина.
Это он чувствует себя в заточении. Это он отпускает на волю птицу, давая свободу пусть не себе, так хотя бы другому существу, нуждающемуся в ней ничуть не меньше.
12. Сюжет
Стихотворение хоть и совсем маленькое, но имеет четкий сюжет.
Сначала автор рассказывает об обычае, который он соблюдает на чужбине и который видел в родном краю: выпускать в светлое воскресенье птичек из клетки.
Проникаясь чувством ответственности, жалея невинное создание, лирический герой дает волю пташке. И на его душе становится легко, светло и радостно от доброго поступка.
13. Композиция
Композиция линейная, со всеми четкими точками.
- Экспозиция – описание старинной традиции, которую лирический герой свято чтит даже на чужбине.
- Завязка – отпускание пташки на волю.
- Развитие действия – психологические переживания автора, его ощущение, что он утешился.
- Кульминацией является понимание, открывшееся несчастному изгнаннику: не надо роптать на Бога.
- И тут же мы видим развязку, пояснение изменившегося отношения к жизни: раз смог даровать хотя бы одному живому существу свободу, значит, жалеть не о чем.
Условно можно сказать, что основные сюжетные моменты заключены в первом четверостишии, а уже психологический их итог и оценка – во втором.
В первой строфе происходит действие. Лирический герой отпускает птицу, придерживаясь родной традиции.
Во второй строфе читателю открывается внутренний мир персонажа, его чувства, переживания, новое понимание, снизошедшее сверху.
14. Размер, рифма и строфика
Произведение состоит всего из двух строф-четверостиший.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.
15. Художественное своеобразие произведения
Язык максимально простой, используется обычная бытовая лексика.
Однако в строках, посвященных Богу, проскальзывает слово, относящееся к возвышенной литературе: «роптать». Оно имеет явный церковный оттенок, поэтому органично встает в отрывок текста, где автор упоминает о Творце.
Так же гармонично выглядит и еще одно «высокое» слово – «даровать», если учитывать контекст, в котором оно употреблено.
16. Средства художественной выразительности
Как ни странно, но это пушкинское произведение практически лишено средств художественной выразительности. В нем нет любимых поэтом метафор, эпитетов и других тропов.
Зато сам смысл глубоко символичен, иносказателен. Издавна птица олицетворяла собой человеческую душу. Выпуская ее на свободу, лирический герой как бы освобождает сам себя. Пусть он находится вдали от родины, но всеми своими мыслями и чувствами остается с ней.
17. Значение произведения
Произведение помогает понять состояние молодого Пушкина, находящегося в ссылке. Оно пропитано любовью к родине и наполнено яркими художественными образами.
18. Актуальность
Тоска по родине и стремление быть свободным – нормальные чувства, желания любого человека, в каком бы веке он ни родился.
В этом смысле «Птичка» будет актуальна всегда.
19. Моё отношение
Мне нравится это небольшое произведение, потому что оно очень красивое и в то же время понятное, близкое многим людям и глубоко проникновенное.
20. Чему учит
Стихотворение «Птичка» учит любить свою родину, дорожить не только личной свободой, но и вообще свободой любого живого существа.
Источник
«Птичка» (анализ)
Стихотворение А.С. Пушкина «Птичка» очень короткое, и состоит всего из двух маленьких четверостиший. Но в нем заложен глубокий смысл — потребность в христианском милосердии. Даже если это милосердие выражается в отношении к Божьим тварям.
«Птичка» была написана Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1823 году, и отправлена вместе с письмом Н. И. Гнедичу в Петербург.
Поэт говорит о том, что даже находясь на чужбине, он придерживается обычая, который принят на Родине – выпускать на волю птиц.
Изначально, эта традиция исходит от прощеного Воскресения. Когда-то было принято, накануне этого праздника прощать должникам их долги. Христианин мог в этот день оплатить долги одного из должников, находившихся в долговой яме, с тем, чтобы должника выпустили на волю.
У бедных людей, как правило, не было средств, чтобы выкупить должника, и этот обычай трансформировался в традицию выпускать на волю птиц.
В этом стихотворении звучит напоминание царю и его приближенным об обычае – прощать. «Я стал доступен утешенью». Его утешает мысль о том, что если он, скромный молодой поэт может подарить свободу маленькой птичке, то те, кто над ним, те, кто выше его, могут простить подарить свободу ему, Александру Пушкину.
Когда-то Пушкин назвал себя певцом свободы. Это стихотворение – еще один гимн свободе. Если человек не вправе держать в неволе птиц, то разве он может запирать в четырех стенах, отрывать от семьи себе подобных? Разве имеет право дворянин неволить таких, же, как он, людей – крестьян? Так что в этом, небольшом по объему и простом по форме, произведении, скрыт глубокий политический и философский смысл.
Это стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма в нем перекрестная, мужские рифмы чередуются с женскими. В нем нет архаизмов, характерных для торжественных од и элегий. Стихотворение написано современным языком и выглядит как легкая зарисовка.
В этом стихотворении нет метафор и метонимий. Стихотворение изложено просто и незатейливо. При этом чувствуется вера в Бога, в стихотворении встречаются слова и выражения, характерные для христианской литературы: утешенью, роптать, творению, Бога. Под светлым праздником весны подразумевается Пасха.
В те годы были созданы еще 2 стихотворения на похожую тему – А. Дельвигом и Ф. Тумановским. Эти произведения выглядели на литературном Олимпе, как своеобразное состязание трех поэтов. Правда, лучшим читатели признали произведение Тумановского.
Источник
Александр Пушкин — Птичка: Стих
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина
Стихотворение «Птичка» (1823 г.) было написано Пушкиным в Южной ссылке. Поэт послал его в письме к Н. И. Гнедичу, объяснив, что оно посвящено трогательному русскому народному обычаю выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье.
Несмотря на миниатюрный размер и внешнюю незамысловатость Пушкин затрагивает в произведении серьезные темы. В первую очередь, он подчеркивает свою святую преданность заветам родины. Юг Российской империи в то время воспринимался как совершенно особый регион, не имеющий ничего общего с русскими землями. Даже в сознании обычных людей это была чужбина. Что уж говорить о романтически настроенном Пушкине, который находился там по принуждению. Даже чисто русское высшее общество на Юге невольно перенимало местные обычаи и нормы поведения. Выпустив птицу в Светлое воскресенье, лирический герой демонстративно подчеркивает, что не намерен подчиняться местным правилам. Такое поведение свидетельствует о горячем желании Пушкина как можно скорее вернуться на родину.
Во втором четверостишии просматривается скрытый упрек поэта в адрес царской власти. В один из главных христианских праздников Пушкин окончательно смирился перед Богом с неизбежным наказанием. Заглушив в своей душе справедливое негодование, он тем самым возвысился над своими «судьями». Вдобавок лирический герой совершает богоугодное дело — дарует свободу живому существу, над которым имеет власть. Пушкин не развивает эту тему, но вывод напрашивается сам собой. Почему же император не может даровать свободу такому же беззащитному перед ним изгнаннику? Выходит, что для царя христианские заветы добра и милосердия ничего не стоят.
В философском плане физическая неволя не страшна для человека, если свободна его душа. Лирический герой смог духовно очиститься. Ему намного легче переносить свое изгнание, ощущая чистоту перед Богом.
В широком смысле в произведении Пушкин размышляет о присущей каждому божьему творению от рождения свободе. Это право стоит выше человеческих законов и произвола властей. Поэтому свою ссылку поэт считает грубым нарушением божьей воли.
При публикации стихотворение «Птичка» сопровождалось припиской издательства о том, что оно посвящено еще одному православному обычаю — выкупу из тюрьмы невинно осужденных должников. В Светлое воскресенье некоторые русские помещики отпускали на волю часть крестьян. Эти милосердные поступки придают вес завуалированному упреку Пушкина.
Источник
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Рыбченкова 5 класс. Русский язык. Учебник №1 упр. 64, с. 31 — 32
64. Прочитайте стихотворение А. Пушкина «Птичка». О каком празднике упоминает поэт?
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Благовещение — праздник наступления весны.
1. Внимательно прочитайте 1-е четверостишие ещё раз. Какое значение имеет в нём слово наблюдаю:
• внимательно следить глазами за кем-либо, чем-либо;
• видеть, замечать, встречать;
• (устар.) соблюдать что-либо, придерживаться чего-либо в чём-либо;
• внимательно следя за кем-либо, чем-либо, изучать, исследовать.
3) (устар.) соблюдать что-либо, придерживаться чего-либо в чём-либо.
2. Какое настроение создаётся в тексте и с помощью каких слов?
Чувство радости, свободы (на волю птичку выпускаю, светлый праздник весны, мог свободу даровать)
3. Перепишите 1-ю строфу стихотворения, расставляя ударение в словах.
В чужби́не свя́то наблюдáю
Роднóй обы́чай старины́:
На вóлю пти́чку выпускáю
При свéтлом прáзднике весны́.
Источник
«Птичка», анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение написано во время южной ссылки, «в чужбине», в 1823 году. В тот момент Пушкин служил в канцелярии генерала Инзова в Кишинёве. Служба была ненавистна поэту.
Пушкин послал стихи поэту Н.И.Гнедичу с припиской: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в светлое воскресенье выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». Стихотворение было издано в «Литературных листках» в 1823 году. Издатель снабдил текст припиской о том, что стихотворение написано о тех благодетелях человечества, которые за собственные деньги выкупают из тюрьмы невинных, должников.
Литературное направление, жанр
Птичка – стихотворение, написанное 24-летним Пушкиным в новой для него камерной форме. Глубокий философский и политический смысл скрывается за простым сюжетом и незамысловатыми словами. «Птичка» относится к жанру философской лирики. Можно отнести стихи и к гражданской лирике, так как лирический герой рассуждает о свободе для каждого божьего творенья и затрагивает таким образом проблему крепостного права.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение «Птичка» сюжетное. Первая строфа – рассказ о поступке лирического героя, который близок личности самого Пушкина. На чужбине (то есть в ссылке, в неволе) лирический герой соблюдает обычай своей родины. В Светлое Христово Воскресенье, то есть на Пасху, лирический герой выпускает на волю птичку. Это доброе дело – символ милосердных поступков по отношению к людям, находящимся в Пасхальное воскресенье в неволе.
Вторая строфа – это философские рассуждения, объясняющие мотивы поступка лирического героя. Только подарив свободу другому существу, человек утешается в своей беде, хотя тяжёлые жизненные обстоятельства никуда не деваются, лирический герой остаётся на чужбине. Благородный поступок примиряет человека с Богом, облегчает его душу и возвращает смысл жизни.
Тема стихотворения «Птичка» — стремление к свободе всего живого.
Основная мысль: только делая добро другим, утешается человек. Свобода – это не физическое состояние, а состояние души. Истинно свободен тот, кто может великодушно освободить другое творенье.
В христианстве только истина, то есть Бог, делает человека свободным. Душа освобождается от греха и становится милосердной.
В стихотворении можно уловить антикрепостническую идею: крепостной подобен птичке в клетке и ждёт освобождения. Для помещика такая малость – сделать добро и даровать свободу своим крестьянам, хотя бы одному на Пасху. Во времена Пушкина так поступали многие помещики.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. В первой строфе и в трёх строках последней строфы есть пиррихий в третьем слоге. Таким образом Пушкин выделяет интонационно одну строфу: «Когда хоть одному творенью». Ударение на слове «одному» раскрывает идею стихотворения.
Рифмовка в стихотворении перекрёстная, чередуются женская и мужская рифмы.
Тропы и образы
В стихотворении «Птичка» почти нет тропов. У Пушкина есть немало подобных стихотворений. Лирика – это не тропы и рифмы, это образы, которые могут быть яркими и без эпитетов или метафор.
Даже прилагательное родной (обычай) – это не эпитет. Это словосочетание означает не близкий обычай, а обычай родины, здесь родной – относительное прилагательное. Светлый праздник весны можно посчитать перифразом, означающим Пасху. В дохристианские времена птиц выпускали при встрече весны.
Название стихотворения символично. Птичка – это символ человеческой души. Как человек отпускает на волю птичку из милосердия, так Бог освобождает человека от грехов по Своей милости. Милосердие и доброта – качества, которые приносят утешение и делают человека свободным, даже если он в неволе.
Источник