- 🍂 Последний шмель
- Образ чёрного шмеля
- Скоро будет ветер угрюмый
- Жанр и средства выразительности
- Читаем стих
- Аудио М ЯкимовоЙ
- Иван Бунин — Последний шмель: Стих
- Анализ стихотворения «Последний шмель» Бунина
- Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
- Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
- Неизбежная грусть
- Метафоричный образ шмеля
- «Последний шмель Бунин». История создания
- Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
🍂 Последний шмель
В стихотворении «Последний шмель», написанным Иваном Буниным в 1917, пейзажная лирика смешана с нотками философии, чувствуется социальный подтекст и явно ощущается одиночество творческого человека. Осень – это пора зрелости, за которой идёт закат – на это место ставит себя 46-летний поэт, на этой же точке отсчёта находится и его Родина.
Образ чёрного шмеля
В образе чёрного шмеля можно разглядеть, даже без глубокого анализа, Россию и самого Бунина. В предреволюционные годы очевидно, что страна находится на гране перелома, монархия отцветает, перевалило через экватор и творчество автора строк.
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Просматривается и одиночество поэта, который тоскует по ушедшему лету и растаявшему снегу молодости. Чёрный цвет взят недаром, это предвестник бед и если самого Бунина жесть лихолетья миновала, то Россию ждёт через несколько лет страх гражданской войны, когда брат поднимает оружие на брата.
Безмятежны и жарки последние дни.
1916 год – это последний год относительного затишья, отрезок тишины, но как и в природе после жаркого дня часто приходит гроза и Бунин это пророчествует.
Скоро будет ветер угрюмый
Находясь в меланхолическом состоянии, автор наблюдает полёт и последние мгновенья жизни шмеля, которому скоро надо навсегда уснуть. Кто такой шмель по природе – это труженик, который летает, собирая пыльцу и заботясь о потомстве. Как только он уснёт некому будет опылять растения, некому будет кормить потомство.
Делая зеркальное отражение на Россию, мы видим, что Бунин видит закат обычной жизни Руси, где скоро на смену труженикам появятся трутни и змеи. Скоро некому будет пахать, некому сеять, большинство будет стоять на площадях, требуя перемен и забывая об естественном ходе бытия.
Из последней строфы мы видим, что ветер (перемен) скоро сдует и то, что останется от шмеля, из чёрного он превратится в золотого, но уже не сможет опылять землю и помогать крестьянам получить хороший урожай. Трансформация цветов особенно актуальна, ведь в 1916 году в разгаре первая Мировая война, уже сейчас многие сёла обескровлены и то ли ещё будет.
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Конечно, кто-то может видеть в строках только пейзажную лирику, прорисовку обычного насекомого, которому есть время летать и есть час умирать. Советуем, однако, заглянуть между строк, ибо простое никуда от нас не убежит, а найти скрытую истину стихотворения и есть задача читателя.
Жанр и средства выразительности
Стихотворение «Последний шмель» по жанру является элегией и написано в три строфы перекрёстной рифмовкой (оплечье – струной – человечье – со мной). В стихе встречаются:
- Олицетворения (ты тоскуешь, усни).
- Метафоры (золотое оплечье).
- Эпитеты (красная подушечка, певучая струна и т д.).
Стих приближается по социальному звучанию к прозе предреволюционных лет, но в нём ещё хорошо просматриваются лирические нотки, в частности, размышления человека о своём месте в жизни и гармонии Homo sapiens с природой . Также это лирическое стихотворение пропитано нотками одиночества, когда созерцание мира творческим человеком заменяет ему общение с себе подобными из-за отсутствия со стороны последних банального понимания.
Читаем стих
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Аудио М ЯкимовоЙ
Источник
Иван Бунин — Последний шмель: Стих
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Анализ стихотворения «Последний шмель» Бунина
Творчество Ивана Алексеевича Бунина часто обращено к природе. Мастер смешивать пейзажную и философскую лирику, он создает стихотворение «Последний шмель».
Стихотворение написано в 1916 году. Его автору исполнилось 46 лет, его авторитет в литературных кругах весьма высок, за плечами несколько сборников стихов и прозы, ряд заграничных путешествий. В этот период усиливается тяжесть на сердце писателя, он предчувствует, что за Первой Мировой войной последует новый, еще более грозный, кризис. Подмечает он и усталость публики от искусства, тягу к развлечениям.
По жанру — элегия, по размеру — разностопный анапест с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы только открытые. Лирический герой — сам автор. Его печаль еще не дошла до пределов отчаяния, поэтому он почти с нежностью меланхолично наблюдает за залетевшим в комнату шмелем, даже мысленно обращается к нему. Безмятежность ничего не подозревающего шмеля контрастирует со «всезнанием» человека: лирический герой много раз уж встречал осень, видел умирание и возрождение природы, он почти что предсказатель маленькой шмелиной судьбы. Впрочем, собственное будущее для него неизвестно. Стихотворение начинается с вопроса, а заканчивается восклицанием. Поэт будто видит некое сродство между собой и шмелем, готов разделить с ним свои невеселые думы. Он размышляет о хрупкости человеческого бытия, смертности всего живого. Может быть, чуть завидует неведенью «бархатного» насекомого.
Эпитеты: певучей струной, подоконники ярки, дни жарки, подушечке красной, ветер угрюмый. Олицетворения: ты тоскуешь, усни. Метафора: золотое оплечье. В сущности, в описании внешнего вида неожиданного гостя нет каких-то оригинальных деталей, разве что красивое старинное слово «оплечье» (вид богато украшенного воротника одежды у знати). Поэт не гонит его из «жилья человечья», приглашает: полетай, погуди. Татарка — колючее сорное растение, внешне похожее на чертополох. Раз она «засохшая», значит, летние дни действительно на исходе. Образ ветра напоминает образ сурового дворника. Уменьшительный суффикс добавляет ласки в ситуацию, которая довольно драматична: на подушечке красной (то есть, на цветке) усни. Под сном здесь подразумевается, конечно, смерть.
Если проза И. Бунина последнего предреволюционного года приобретает социальное звучание, то лирика по-прежнему полна размышлениями о человеке и его месте в мироздании.
Источник
Иван Алексеевич Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
Художественное восприятие природы И. А. Бунин очень тонко проявил именно в своей поэзии, с чего, в принципе, он и начал свой творческий путь. Здесь он показал характерные особенности своего поэтического и литературного таланта. В его лирических произведениях существуют нежные и тонкие ноты гармонии и оптимизма, где свободно воспринимаются законы жизни человеческой природы. Бунин абсолютно не сомневается в том, что только в слиянии с природой можно прочувствовать прочные нити соприкосновения с жизнью и прийти к пониманию замысла Божьего. Стих Бунина «Последний шмель» — наглядный пример этого. Его название сразу настраивает на волну легкой печали и тоски, увядания и конца, которые по планомерному ходу сюжета стихотворения получают плавное и певучее развитие.
Бунин: анализ стихотворения «Последний шмель»
Это стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых заключена отдельная композиционная часть. Первую можно считать введением, она сразу дает понять ход размышлений героя и определяет его сложное психологическое состояние.
Вместе со своим героем чувствует эти увядающие краски души и Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит о том, что шмель становится помощником и проводником меланхоличного состояние героя. Насекомое стало неким символом ухода, тоски и смерти. Отчего же такая грусть и скорбь? Эта тайна откроется немного позже, уже в самом конце произведения. А пока идет призыв к мнимому собеседнику радоваться и наслаждаться великолепными безмятежными и жаркими, но последними, летними деньками. И, в итоге, поймав все эти радужные моменты, ему придется заснуть навсегда. Как быстро время пролетит для этого насекомого, так и жизнь человека — один миг, и он уже будет как тот шмель усыплен природой.
Второе четверостишие наполнено яркими жизненными тонами и красками, однако они резко контрастируют с темой быстрого увядания, отчего страшно и одиноко становится человеческой душе и тем более тягостно от мысли о неожиданной и неминуемой смерти.
Неизбежная грусть
И вот, наконец, третья строфа все ставит на свои места, а, точнее, доводит тему до ее логического завершения. Откуда эта грусть и печаль? Оттого что к человеку рано или поздно приходит понимание того, что жизнь быстротечна, и поэтому его начинают одолевать мысли о бренности и мимолетности ее. Ведь совсем скоро летнее тепло и радость сменит пронзительный и холодный ветер осени, и шмель, как неотъемлемая частица радостного и счастливого времени, будет умерщвлен безжалостными силами суровых законов природы.
Здесь сам себя превосходит Бунин. Анализ стихотворения «Последний шмель» говорит, что автору как бы жаль своего лирического героя. Шмель скоро исчезнет, и от глубокого понимания этого наступает сильная боль и сожаление. Вот так и жизнь, не успев начаться, иногда в самом расцвете может исчезнуть, так как смерть придет в самый неожиданный момент.
Метафоричный образ шмеля
Иван Бунин «Последний шмель» создал на основе метафорической художественной выразительности. Без притягательного образа шмеля было бы не так красиво и душевно, он для автора немой собеседник, которому писатель задает риторические вопросы.
Очень точно использованы фонетические средства выразительности — с помощью свистящих и шипящих звуков писатель передает поведение шмеля – «заунывный гул», а также осенний «ветер угрюмый».
Этот стих очень пронзительный и настораживающий, наводит на философские мысли. На это, скорее всего, и рассчитывал Бунин. Анализ стихотворения «Последний Шмель» говорит о том, что оно было создано по образцу философской лирики, где затрагиваются извечные вопросы быстротечности жизни и неизбежности смерти, а в период юности нужно успеть насладиться каждым моментом земного бытия.
«Последний шмель Бунин». История создания
Писать стихи Бунин начал с семи лет. Когда писатель создавал это стихотворение, на тот момент ему было 46 лет, он уже знал о чем рассказать своему читателю, тем более он был настоящим мастером красивого слога. Тут надо отметить очень важное: Бунин дважды награждался литературной Пушкинской премией (в 1903 и 1909 году), и он был почетным членом Академии наук Санкт-Петербурга по классу изящной словесности. И, главное, Бунин в 1933 году стал лауреатом Нобелевской премии.
Невероятно, но стих Бунина «Последний шмель» был написан 26 июня 1916 года. Это буквально за год до Октябрьской революции, он как бы предчувствовал, но не подозревал, что уже очень в скором времени Россия практически погибнет для Бунина именно в том виде, в котором он ее страстно любил, и окажется в хаосе разрушений, безбожества и братоубийственной войны. Наверное, поэтому на уровне подсознания он находился в подавленном и депрессивном состоянии. Уже тогда он перестал питать иллюзии насчет безоблачного будущего.
Источник
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»
Разделы: Литература
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Цели:
- развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
- стимулировать самостоятельное мышление учащихся.
Ход урока
I. Чтение стихотворения учителем.
II. Беседа.
1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.
Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.
2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой.
Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.
? Каким мы видим шмеля?
Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.
? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.
? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.
? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой). Получился следующий ряд слов:
черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.
? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.
? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.
? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?
? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.
? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.
? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе — реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).
? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?
? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?
Заунывно, тоскуешь (со мной);
Последние дни, засохшая татарка, усни;
Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.
? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.
? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.
? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” — дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.
Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер — “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу — “черный” — символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.
3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?
Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.
Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?
4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?
1-я – одно простое, осложненное;
2-я – сложное предложение;
3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.
Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.
Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.
Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая — ?, 2-ая – точка, 3-я — !.
Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?
В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?
Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.
Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?
5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?
III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.
Источник