- Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма и строфика
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и проблемы
- Основная идея
- Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.
18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.
В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.
2. Литературное направление
Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».
Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.
3. Род
Данное произведение принадлежит к лирическому роду.
4. Жанр
По жанру оно представляет собой элегию.
Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.
5. Проблематика
Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.
Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.
6. Тематика
Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:
- одиночество,
- разлука с близкими,
- воспоминание о прошедшей любви,
- тоска по утраченной молодости,
- неясность будущего,
- разочарование,
- поиск новых целей и идеалов.
7. Идея
Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.
Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.
Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.
8. Пафос
Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.
Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.
9. Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).
Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.
Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.
Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.
12. Сюжет
Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения делится на три части.
- Первая часть посвящена воспоминаниям о прошлом,
- вторая описывает настоящее,
- а в третьей заключена мысль о будущем.
Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение написано разностопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.
15. Художественное своеобразие произведения
С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.
Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.
Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.
Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).
Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.
Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.
16. Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.
17. Значение произведения
Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.
Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.
«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.
18. Актуальность
Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.
Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.
19. Моё отношение
Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».
Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.
Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.
Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
20. Чему учит
Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.
Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.
Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.
Источник
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.02.2020 · Обновлено 13.02.2020
Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина занимает особое место в его раннем творчестве. Многомудрый Литрикон предлагает совершить разбор произведения, совершив анализ по плану.
История создания
Стихотворение «Погасло дневное светило» написано в период южной ссылки поэта. В 1820 г. за свои либеральные сочинения А.С. Пушкин был выслан из Петербурга: сначала его хотели отправить в Сибирь и заточить в монастыре, но за поэта вступились влиятельные друзья, и север сменили на юг. Едва добравшись до места службы, поэт отправляется в отпуск по болезни. Он вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского путешествует по Кавказу и Крыму. Новые пейзажи и новые люди вдохновляют поэта на создание романтических произведений (следует отметить, что во время странствий Пушкин увлекся дочерями Раевского — Екатериной и Марией).
Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.
Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий. Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года. Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».
Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).
Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.
Композиция
Важную роль в понимании стихотворения «Погасло дневное светило» играет организация композиции. Произведение делится на 3 части, отделяемых друг от друга рефренами «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
- Вступительная часть состоит из первых двух строк и служит своеобразной экспозицией, создавая основу для романтического пейзажа.
- Вторая часть изображает внутреннее состояние лирического героя, иллюстрируя воспоминания, надежды и мечты о «волшебном крае».
- В третей части происходит антитезийное развенчивание «будущих ожиданий» второй части. Здесь лирический герой вспоминает о радостных моментах «младости», нравоучительных ошибках и шрамах от «глубоких ран» неудачной любви. Стихотворение оканчивается рефреном, что символизирует непрерывный и неостановимый ход времени, с которым смиряется лирический герой, ведь кроме утрат молодости возможны и будущие радости.
Образы и символы
Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.
Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.
Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.
Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.
Темы и проблемы
“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:
- Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
- Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
- Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
- Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.
Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.
Основная идея
Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.
Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта. Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел. Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.
Средства выразительности
Жанру элегии свойственен возвышенный поэтический слог, поэт создает это с помощью таких тропов, как архаизмы: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя, и перифраз: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.
Для создания такого сложного с точки зрения системы поэтических образов произведения Пушкин использует обилие художественных выразительных средств:
- Эпитеты создают емкие и красочные определения для пейзажа и лирического героя: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные…
- Олицетворения «отцвела младость» и «душа кипит и замирает» привнося динамику в описание чувств героя.
- Аллитерация и звукопись («Шуми, шуми, послушное ветрило») добавляет реалистичности и оживляет пейзаж в глазах читателя.
- Метафоры поэтично обрамляют идеи произведения и хорошо интерпретируют стихотворение: «легкокрылая мне изменила радость», «питомцы наслаждений».
Источник