- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова
- История создания
- Жанр, направление и размер
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Средства художественной выразительности
- Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
- История создания
- Структура стихотворения
- Анализ содержания
- Средства художественной выразительности
- Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану
1. История создания
Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».
Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.
Образ кинжала, вынесенный из воинственной культуры Кавказа и личного опыта, полученного во время службы, явился для Лермонтова яркой метафорой силы и власти. Он считал слово мощным оружием и хорошо знал ему сцену.
2. Литературное направление
Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.
3. Род
Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.
4. Жанр
Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.
5. Проблематика
Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.
6. Тематика
Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.
Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.
8. Пафос
Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.
Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.
9. Система образов
Образы поэта и поэзии соотнесены с образом кинжала. Автор сообщает, что его оружие блистает «отделкой золотой», что оно сокрыто от глаз и редко берётся в руки. Это иносказательное признание в том, что он – обладатель редкого и таинственного достояния.
Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.
Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.
10. Центральные персонажи
Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.
Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».
Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).
Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.
12. Сюжет
Сюжет развивается из наблюдения за предметом – кинжалом, добытым на Кавказе. Автор любуется старинным оружием, гадает о том, какой была его участь, в чьих руках он побывал.
Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.
Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.
Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.
В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.
Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).
В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт. ».
Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.
Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.
Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.
Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).
11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
- олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
- сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
- метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
- антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».
С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.
Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.
Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.
17. Значение произведения
Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.
Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.
18. Актуальность
Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.
Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.
19. Моё отношение
Стихотворение Лермонтова я считаю пророческим. Уже в 19 веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово, неосторожность в обращении с ним самих поэтов. Я соглашаюсь с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.
20. Чему учит
Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.
Источник
Анализ стихотворения «Поэт» М. Ю. Лермонтова
Автор: Guru · 25.07.2018
Каждого человека в определённый момент жизни начинает мучить вопрос своего предназначения, важности результатов проделанного труда для общества. Для творческих людей этот вопрос стоит еще острее, ведь, становясь кумирами миллионов, они чувствуют особую ответственность перед читателями. Исключением не стал Михаил Юрьевич Лермонтов, который в стихотворении «Поэт» представляет своё видение предназначения поэта и поэзии.
История создания
Ключевым этапом в творческой жизни Лермонтова становятся 1837-39 годы. В это время он пишет первое значимое произведение, открывшее ему двери в свет и сформировавшее вокруг него определённую литературную репутацию, — «Смерть поэта», приуроченное к гибели Пушкина. После литературного успеха на молодого поэта возлагаются огромные надежды, которые он с гордостью оправдывает, выпуская свои известнейшие произведения.
В это же время Михаил Юрьевич ищет своё предназначение в поэтической жизни, чему посвящает стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.
Жанр, направление и размер
Отнести данное произведение к какой-либо жанровой принадлежности сложно: можно рассматривать как послание (обращение к определённому лицу или группе лиц).
Стихотворение относится к философской лирике. Он излагает своё собственное мнение о предназначении поэта, и каждый сам решает, соглашаться с ним или нет.
Композиционно произведение делиться на две части с неким объединением в конце (первая состоит из шести четверостиший, вторая из пяти), написанные перекрёстной рифмой с чередованием шестистопного и четырёхстопного ямба.
Образы и символы
В произведении фигурирует два главных образа: грозный кинжал, ржавеющий в пыли, и поэт, утративший своё предназначение. Их на протяжении всего стихотворения сравнивает автор, показывая их схожую участь — уйти в забвение или висеть на потеху без практического применения.
Лирическим героем выступает сам Лермонтов, рассуждающий над важной для него темой – предназначения поэта. Каким в идеале должен он быть? Видимо, кинжалом в действии – разящим на смерть и обладающим грозной красотой.
Темы и настроение
- Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор показывает, что влияние мастеров слова на общество и их важность очень высоки.
- Так же он продолжает важную для себя мысль презрения к молодому поколению за безразличие ко всему, что происходит вокруг.
- Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели поэтического искусства становится более несбыточной. Финал стихотворения — это призыв к поэтическому пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала, может сразить наповал.
Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века — время, когда общество находится в застое, для молодых людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не принимает происходящего.
Стихотворение «Поэт» — протест инертному обществу, в нём красной нитью проходит главная мысль о высоком предназначении поэта, смысл деятельности которого сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких нравов в обществе.
Средства художественной выразительности
В основу произведения положено развёрнутое сравнение: поэт и кинжал сопоставляются по своему прямому назначению. Язык настоящего стихотворца, как и остриё рабочего кинжала, способен наносить точные удары по проблемам общества. Однако бездействующий клинок и подкупный, равнодушный или же пустоголовый рифмоплет выполняют только декоративную функцию.
В стихотворении также использовано большое количество эпитетов (кинжал – золотой, надежный, таинственный, заброшенный, бесславный и безвредный). Поэт – мыслей благородных, осмеянный пророк, простой и гордый язык. Эти средства выразительности способствуют более острому восприятию сопоставляемых понятий.
В финале произведения Лермонтов использует метафору, сравнивая ветхий мир, прячущий морщины под румяна, со своим временем, в котором он жил и творил.
Среди других изобразительно-выразительных средств можно отметить аллитерацию (была б ему богатая резьба), инверсию (наезднику в горах служил он много лет) и риторические вопросы.
Источник
Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора.
История создания
Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится. Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт».
Структура стихотворения
Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба.
Анализ содержания
В своем творении автор прибегает к использованию символа-иносказания, сравнивая поэта с некогда грозным оружием. Изображая кинжал, который теперь лежит без действия, Лермонтов проводит параллель с поэтом. В памяти всплывает недалекое прошлое, когда поэт мог достойно выполнять свою миссию.
«Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для весов,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.»
Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала.
«Наезднику в горах служил он много лет
Не зная платы за услугу.
Не по одной груди провел он страшны след
И не одну порвал кольчугу.»
После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам.
Вторая часть не что иное, как сравнение с первой. В ней можно проследить дальнейшую судьбу оружия, которое превратилось в висящую на стене дорогую игрушку. По мнению автора, таковой же является и судьба поэта в современном мире.
«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет,
Внимал в немом благоговенье?»
В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной.
В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире.
Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом.
Средства художественной выразительности
Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности. Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления.
Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова
Анализ стиха «Поэт» Лермонтова помог выявить тему, лежащую в основе произведения – гражданская миссия поэта. Автор предается размышлениям о состоянии, в котором невольно оказалась поэзия в России после смерти Пушкина. В этом плане творение известного лирика можно рассматривать как своеобразную литературную декларацию.
Тем не менее, созданное произведение имеет программное значение в творчестве Лермонтова. Рассматривать его можно только в контексте размышлений Михаила Юрьевича о роли поэта в жизни общества в ряду с такими произведениями, как «Смерь поэта», «Пророк».
Удивительно эмоциональное и необычайно глубокое стихотворение Лермонтова «Поэт» представляет собой одно из лучших его творений, отражающих тему поэта и поэзии. Практически все произведение насыщено горьким пафосом и несбыточной мечтой о поэте-пророке.
Источник