Настроение стихотворения июль пастернака

Анализ стихотворения «Июль» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.07.2020 · Обновлено 17.07.2020

Пастернак Борис Леонидович является одним из крупнейших русских поэтов 20 века. Одной из выдающихся черт лирики автора является любовь к природе. Он пишет о природе как о едином целом, не разделённом на живое и неживое, он пишет философские стихи, где природа является отражением внутреннего мира человека. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с одним из «природных» стихотворений Пастернака, со стихотворением «Июль». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном тексте.

История создания

Стихотворение «Июль» относится к поздней лирики поэта. Оно было написано летом 1956 года, в то время, когда Борис Леонидович пребывал на даче в Переделкино. Пастернаку нравилось проживать на даче, которую он получил от Литфонда. В уютном доме, находящемся в лесу, автором написано множество произведений, в том числе и роман «Доктор Живаго».

Поздний период творчества поэта характеризуется одухотворённостью изображенной им природы, простотой в изложении, глубокими образами в лирике, наполненными символическим значением. Данный период тесно связан с ранней лирикой поэта. «Ранние» темы вновь укрепляются в творчестве автора в 40-50-х годах.

Жанр, направление, размер

Произведение «Июль» относится к пейзажной лирике автора. Борис Леонидович очень часто обращается к данному жанру, придавая философское звучание строкам, описывая мир природы и мир человека как единое целое, неразлучное, отражающее друг друга.

Пастернак – поэт-модернист, которому присущи и черты футуризма, и черты символизма, что только лишь подчёркивает индивидуальность автора, его самобытность.

Размер стихотворения «Июль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка стихотворения перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Июль» состоит из 7 ёмких строф. Произведение «Июль» можно разделить на 3 смысловые части.

  1. 1-я часть – это первая строфа. Она состоит из четырёх строк, обособленных на конце точками. Данное четверостишие немного запугивает читателя, погружает его в атмосферу мистики, загадки. Автор данной строфой вгоняет читателя в ступор, дабы была возможность дальнейшее воспринимать с трепетом, более глубоко, с замиранием сердца.
  2. 2-я часть – это последующие 2 катрена. Предположив в конце первой строфы, что все загадочные звуки издаёт домовой, автор описывает происходящее в доме, оправдывая всё тем же домовым. «Везде болтается некстати, мешается во все дела…»; «Вбегает в вихре сквозняка и с занавеской, как с танцоршей, взвивается до потолка.»
  3. 3-я часть – заключительные 4-е четверостишия. В них выясняется кто этот самый баловник, шалящий в доме.

«Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?»

«Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Образы и символы

Повествование ведётся от лица жильца дома, в котором происходят мистические действа. Этот жилец – лирический герой стихотворения «Июль», в котором можно разглядеть автора. Герой внимательно, с трепетом, «вслушивается» в атмосферу дома, его воображение рождает таинственные образы.

Прочитав стихотворение «Июль», подсознание рисует очень объёмный, яркий образ таинственного поселенца. Первыми строками поэт интригует читателя: «приведенье», «шаги над головой», «тени», «домовой».

Далее образ становится более чётким, но недостаточно точным. Он, поселенец дома, «болтается», «мешается», «крадётся», «срывает», «вбегает», «взвивает». Этими разнообразными глаголами автор указал на противоречивость «жильца», на его взбалмошный характер. Именно это описание придало читателю уверенность, что «гость» не такой уж и опасный, как казалось вначале стихотворения.

Читайте также:  Афоризмы про эмоциональный интеллект

Далее образ становится абсолютно ясным, и «серые» догадки читателя превращаются в «светлое», вполне конкретное лицо. Это «летний дачник-отпускник»!

«Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.»

Поэт описывает «странного гражданина», который таскает в одежде пух одуванчиков, лопуха, который входит в дом через окно, громко разговаривает… Отношение к данному образу кардинально меняется, оно становится доверительным, немного восторженным, образ вызывает улыбку.

В стихотворении «Июль» не встречается ни единого символа! Но обволакивающий образ лета, созданный поэтом, настолько таинственный, чудесный, что его вполне можно принять за символ, который можно расшифровать как чудо, поселившееся в доме, в жизни человека.

Темы, проблемы, настроение

Данное стихотворение выше мы уже охарактеризовали как пейзажная лирика. Но хочется уточнить, что, как таковой, чистой пейзажной лирики у Пастернака не встречается. Хотя у Бориса Леонидовича множество стихов с названиями, которые сразу предупреждают читателя о предмете повествования, о природе: «Февраль», «Весна», «Зимняя ночь», «Июльская гроза», «Август», «В лесу»…

Природа для поэта – это не отдельное, а часть от чего-то целого, большого, которое нельзя разделить, но можно рассмотреть с разных ракурсов. Любовь, природа, творчество – вот это «целое», вот три неразлучные темы, которые пронизывают все произведения автора. Рассматривая творчество Бориса Леонидовича с данной точки зрения, можно сказать, что стихотворение «Июль» — это размышления поэта о жизни с «природного» ракурса, попытка объяснения жизни с помощью природы.

Проблемой всех произведений автора можно считать проблему восприятия мира. В данном стихотворении она тоже просматривается, поэт воспринимает лето не как «антураж», не как окружающий интерьер, а как отдельную личность, живое существо, которое имеет свой характер, мнение.

Настроение стихотворения «Июль» светлое, забавное, очень оптимистичное, можно сказать, что стихотворение детское, но философское звучание всё же присутствует, добавляя произведению тайны и глубины.

Основная идея

Главная мысль произведения «Июль» — это единство человека и природы.

Лето в стихотворении — «дачник-отпускник», поселившийся в доме лирического героя. Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю легче понять смысл произведения «Июль», которая заключается в том, что природа такой же «полноправный гражданин планеты», как и человек (а, может быть, и более полноправный), что природу нужно уважать, как и человека, что природой можно и нужно восхищаться, вдохновляться.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Июль» не только украшают произведение, но и ясно передают авторские подтексты:

  1. Эпитеты: «баловник-невежа», «жилец приезжий», «недолгий роздых», «степной нечесаный растрепа», «целый дом», «воздух луговой».
  2. Метафора: «летний дачник-отпускник».
  3. Сравнение: «и с занавеской, как с танцоршей».
  4. Главным средством выразительности, на котором строиться всё произведение, можно назвать олицетворение. Автор пишет о лете как о живом существе: «июль… снял комнаты у нас внаём», «июль, таскающий в одежде…», «июль, домой сквозь окна вхожий. Всё громко говорящий вслух».
  5. В стихотворении использована инверсия.

Источник

каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Пастернака «июль»

может это подойдет

Рассмотрим предложенное для анализа стихотворение Бориса Пастернака «Июль». Тема стихотворения полностью совпадает с названием. Автор поэтично, метафорически раскрывает образ июля, его красоту и свежесть, легкость и изящество летнего месяца.
Преобладающей линией стихотворения, а за одно и главным изобразительным и поэтическим его средством является олицетворение. Июль предстает нам во множестве образов и как привидение, и как домовой, как баловник-невежа, как призрак баловник — представляя июль в разных ипостасях и лицах, автор демонстрирует полный спектр впечатлений полученный от него, весь набор чувств и ощущений который он вызывает у автора.
Так же стоит обратить внимание и на другие детали изображения. Помимо «живого» представления образами нечесаного растрепы и нечаянного жильца в доме, июль так же ярко описан важными штрихами, впрочем так же создающими впечатление присущности некой живой персоналии «Июль с грозой, июльский воздух снял комнаты у нас в наем», » пропахший липой и травой, ботвой и запахам укропа».
Так же у главного героя, у месяца, есть еще подобраз, если сам Июль есть скорее архетип, то июльский воздух или ветер есть его порождение и всё же неотъемлемая часть. Ветер так же олицетворен, красочно представлен Пастернаком живыми, деятельными образами.
Текст стихотворения изобилует точными, идеально подобранными эпитетами, присутствует сравнение «И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка. » остальное же поэтическое пространство выразительности, как уже сказано выше, заполнено олицетворением.
Стихотворение написано ямбом и анапестом.

Читайте также:  Сколько дней длится депрессия у подростков

Источник

Настроение стихотворения июль пастернака

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Прошу оценить также сочинения моей сестры)

Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? (Стихотворение «Июль»)

Изображение июльской поры в стихотворении Б. Л. Пастернака проникнуто радостным, беззаботным настроением. Поэт олицетворяет июль: называет его и привиденьем, и домовым, и дачником-отпускником. У весельчака-июля вполне человеческий характер: он «везде болтается некстати», «мешается во все дела», проказничает – «срывает скатерть со стола», «Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской… Взвивается до потолка». Б.Л. Пастернак с легкой иронией отзывается о своем приезжем жильце, «баловнике-невеже», который таскает «…в одёже Пух одуванчиков, лопух», всё громко говорит вслух, но все же с нежностью и глубокой любовью говорит об июльской поре, за время которой можно отложить все важные дела и предаться безобидным забавам и безмятежному настроению.

Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Изображая природные явления очеловеченными, Б.Л. Пастернак продолжает традицию таких русских поэтов, как Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.
Так, в стихотворении Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» поэт олицетворяет грозу: «весенний, первый гром» резвится и играет, будто дитя, «гремят раскаты молодые», «…солнце нити золотит», а горный поток проворно бежит.
В стихотворении же А.А. Фета «Я пришел к тебе с приветом…» природа также предстает очеловеченной: «…солнце встало… горячим светом По листам затрепетало», «…лес проснулся…веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой».
В общем, поэты не раз обращались к олицетворению природы, наделяя ее человеческими качествами и мыслями.

Источник

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 66.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 66.

Б. Пастернак видел не только внешнюю сторону и красоту природы, но и её характер. Благодаря этому умению в его творчестве появились оригинальные метафоричные образы. Доказательством этого является стихотворение, о котором пойдёт речь в статье. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Июль» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано летом 1956 года, когда поэт пребывал в подмосковной даче.

Тема стихотворения – озорная душа летнего месяца.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог лирического героя, в котором постепенно создается неординарный образ июля. Он состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаём», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».

Эпитеты«нечесаный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых».

Сравнения – занавеска, «как танцовщица».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкине. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом. Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты. Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

Читайте также:  Какие чувства испытываем от хорошего

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта. За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой» , как и его июль. В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Стихотворение посвящено летней тематике. В нём автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почётное место в русской литературе. Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками. Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу внаём комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя» , только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола» . Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырёх строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признаётся, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Композиция

Разбор будет неполным без характеристики композиции. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу. Каждая строфа раскрывает какую-то деталь образа летнего месяца. Стих состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в описаниях июля чувствуется чувства и переживания лирического героя, следящего за уходящим летом.

Средства выразительности

Для создания образа июля автор использует разные средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаём», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков» . Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начёсанный растрепа» , «воздух луговой», «недолгий роздых» . Сравнение : занавеска, «как танцовщица» . Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа» .

Источник

Оцените статью