- Анализ стихотворения «Дорожные жалобы» Александра Пушкина
- ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ СРОЧНО. Какое настроение вызывает стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»? Как оно меняется по ходу текста?
- Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Дорожные жалобы».
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Урок литературы в 6 классе «Пушкин. Тема дороги в лирике»
Анализ стихотворения «Дорожные жалобы» Александра Пушкина
Произведение «Дорожные жалобы» Александра Сергеевича Пушкина задумывалось поэтом для цикла «Стихов, сочиненных во время путешествия».
Стихотворение написано в октябре 1829 года. Его автору в эту пору исполнилось 30 лет, он решил остепениться, обзавестись семьей, но получил отказ родителей своей избранницы. Разочарование толкает его в действующую армию на Кавказ, затем он также собирается ехать в Европу. Вообще, быт поэта отличался неустроенностью, он часто жил то у одного, то у другого друга, останавливался в гостиницах, все время, по сути, был в пути. Ссылка в Михайловское парадоксальным образом привила ему вкус к домашней жизни, собственному дому. По жанру – послание к друзьям, жалоба, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой, 8 строф, рифмы открытые, закрытые, женские и мужские. Композиция кольцевая. Лирический герой – сам автор. «Гулять на свете»: в прямом и переносном смысле. Затем следует перечислительная градация, она же анафора, с приемом многосоюзия. Таким образом, автору удается передать движение, причем, по дороге явно ухабистой. Интонация нарочито ироническая, однако в ней чувствуется явная горечь. «Умереть Господь судил»: герой приуныл, страшится, что еще долго будет шататься, не имея родного очага. Наконец, с 3 строфы со злорадным удовольствием поэт бросает лирического героя «под копыта», «колесо», «в ров». Потом он вспоминает, что в пути можно пострадать не только от транспорта. И вот уже герою нездоровится, у него чума. «Иль мороз окостенит» так, что труп потом с трудом разогнут. «В лоб шлагбаум»: военные инвалиды часто назначались в охрану. Еще есть вариант отойти по нужде в лесу и нарваться на «нож злодея». Впрочем, вероятней всего околеть со скуки в каком-нибудь бесконечном карантине. В 6 строфе – крик отчаяния. Путешественник с тоской вспоминает «трюфли Яра» (ресторан), давясь «холодной телятиной». «О деревне, о невесте»: на насиженном месте и мечты степенные. В финале герой, поднявши воротник, охрипшим голосом кричит ямщику: ну, пошел же, погоняй! Лексика просторечная, образ дороги не романтизируется, обилие деталей житейского обихода. Инверсия: влепит инвалид. Усеченная форма глагола: попадуся. Эпитеты: голодной, наследственной, невольный. Фамильярное обращение к читателям «братцы». Несколько вопросов и восклицаний. «То ли дело»: анафора.
«Дорожные жалобы» А. Пушкина впервые были размещены в журнале «Северные цветы».
Источник
ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ СРОЧНО. Какое настроение вызывает стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»? Как оно меняется по ходу текста?
Повесть-того кто пишет повесть называют(Прозаик)
Ответ:
1. Какой колбасой профессор Преображенский угощает Шарика при первой встрече?
2. В каком году происходят события повести?
1. 1804 2. 1864 3. 1924 4. 1984
3. Какую часть человеческого мозга пересаживают псу Шарику?
1. Мозжечок 2. Мозолистое тело 3. Зрительный нерв 4. Гипофиз
4. Сколько лет профессору Преображенскому?
1. 70 лет 2. 60 лет 3. 50 лет 4. 40 лет
5. Какую оперу едет слушать в театр профессор Преображенский?
1. «Аида» 2. «Иоланта» 3. «Травиата» 4. «Мадам Батерфляй»
6. На какой улице находится дом профессора Преображенского?
1. Тверская 2. Пречистенка 3. Остоженка 4. Лубянка
7. Кем устраивается на работу гражданин Шариков?
1. Машинистом метро
2. Мясником на рынке
3. Охотником за бездомными животными
4. Санитаром в больнице
8. Назовите имя и отчество гражданина Шарикова:
1. Регистрат Регистратович
2. Полиглот Полиглотович
3. Комиссар Комиссарович
4. Полиграф Полиграфович
9. На ком собирается жениться гражданин Шариков?
2. На машинистке
4. На дочери профессора
10. В какое время года происходит действие повести?
1. Лето 2. Осень 3. Зима 4. Весна
11. Чучело какого животного не нравится Шарику в кабинете профессора?
1. Совы 2. Медведя 3. Орла 4. Попугая
12. Какие ковры постелены в квартире профессора Преображенского?
1. Турецкие 2. Персидские 3. Узбекские 4. Итальянские
13. Кто из героев произносит следующую фразу: «. не говорите за обедом о большевизме и о медицине. «?
1. Профессор Преображенский
2. Доктор Борменталь
14. Как зовут доктора Борменталя?
1. Иван Васильевич
2. Иван Арнольдович
3. Филипп Филиппович
4. Федор Иванович
15. Сколько комнат в квартире профессора Преображенского?
16. Кто из героев дает Шарикову переписку Энгельса?
2. Доктор Борменталь
4. Дарья Петровна
17. Кто из героев является «европейским светилом науки»?
1. Борменталь 2. Саблин 3. Преображенский 4. Швондер
18. Кто из героев носит «ядовито-небесного цвета галстук» и «лаковые штиблеты с белыми гетрами»?
1. Профессор Преображенский
2. Доктор Борменталь
19. Кто помогает Шарикову устроиться на работу?
1. Профессор Преображенский 2. Швондер 3. Зина 4. Федор
20. Кто из героев произносит фразу: «. В сущности ведь я так одинок. «?
1. Доктор Борменталь
2. Профессор Преображенский
Ответы на вопросы теста
1. ответ (2) Краковской
3. ответ (4) гипофиз
4. ответ (2) 60 лет
6. ответ (2) Пречистенка
7. ответ (3) охотником за бездомными животными
8. ответ (4) Полиграф Полиграфович
9. ответ (2) на машинистке 1
11. ответ (1) чучело совы
12. ответ (2) персидские
13. ответ (1) профессор Преображенский
14. ответ (2) Иван Арнольдович
15. ответ (4) 7 комнат
16. ответ (1) Швондер
17. ответ (1) Борменталь
18. ответ (4) Шариков
19. ответ (2) Швондер
20. ответ (2) профессор Преображенский
Объяснение:
В четвертой части цикла выражена вера поэта в светлое будущее России, надежда на ее преображение и возрождение былого могущества и силы. Через образы коней, степных кобылиц передается стремительное движение России вперед. Этот образ придает стихотворению особый динамизм.
В стихотворении богато представлены средства художественной выразительности.
Эпитеты: вековою тоскою, туманной рекою, дикие страсти, трубные крики, широкий и тихий пожар, тоскою могучей, вольные тучи, мглистой ночной вышине, светлые мысли, в растерзанном сердце.
Метафоры: умчались, пропали без вести с тепных кобылиц табуны;
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Сравнения: как волк под ущербной луной.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем.
Олицетворение: с вековою тоскою п ригнулись к земле ковыли.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне.
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Антитеза: падают светлые мысли, с ожженные темным огнем.
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
Источник
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Дорожные жалобы».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Дорожные жалобы»
Цели и задачи: Проследить мотив движения дороги в художественной структуре текста А.С.Пушкина. Определить поэтический смысл последнего стиха. Дать полный анализ произведению.
В 1836 году Пушкин предполагал издать сборник, один из разделов которого был озаглавлен «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». Состав и последовательность текстов в этом разделе были следующие: 1. «Дорожные жало бы». 2. «Калмычке», 3. «На холмах Грузии. ». 4. «Монастырь на Казбеке». 5. «Обвал». 6. «Кавказ». 7. «Из Гафиза (лагерь при Евфрате)». 8. «Делибаш». 9. «Дон». Исследователи рассматривают эту группу стихотворений как особый кавказский цикл в лирике Пушкина. Очевидно, и сам Пушкин осознавал их как особый цикл, о чем свидетельствует и заглавие, и история публикации стихотворений.
Стихотворение «Дорожные жалобы» имеет одну любопытную особенность. Дело в том, что Пушкин датировал стихотворение 1829 годом. Между тем в черновике есть строки: Иль как Анреп в вешней луже, Захлебнуся я в грязи. Знакомый Пушкина по поездке на Кавказ генерал-майор Р.Р. Анреп погиб весной 1830 года, зайдя в состоянии безумия в топь болота. Скорее всего, стихотворение было начато в 1829 году, а дописано в 1830 в Болдине 4 октября (так датирована черновая рукопись)
Как всякое начало, это стихотворение имеет ключевое, определяющее значение для всего цикла. Характерно в нем и по строение, и развитие поэтической мысли. Первая строфа очень динамична: Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком?
Далее, до 5 строфы включительно, большая часть стихотворения, столь же динамичная, говорит о движении, но о движении как бы в замкнутом круге, о «большой дороге», в конце которой ожидает неизбежная гибель.
Перечисление вариантов конца «дороги» в этих пророческих стихах, казалось бы, могло продолжаться бесконечно, — так сильна напряженная анафора: Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит. Создается иллюзия, что учтены все возможные пути и все они трагически однозначны. Границы обобщения расширены еще и тем, что вводится просторечно-фольклорная, песенная форма речи: Долго ль мне гулять на свете. . На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил.
В конце (строфы 6—8) стихи стилистически снижены, поворот к шутке: Долго ль мне в тоске голодной Трюфли Яра вспоминать. Но безысходность остается, несмотря на иронический сдвиг. А заключительный стих возвращает от размышлений о дороге к реальному факту, к самой дороге, которой конца пока нет: Ну, пошел же, погоняй!
В лирике Пушкина конца 1820-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог: В «Дорожных жалобах» (1829) сказывается утомленность неукорененной, кочевой, неприкаянной жизнью. Свою судьбу, странническую, скитальческую, поэт воспринимает в общерусском контексте: здесь и русское бездорожье как в прямом, так и в широком, историческом смысле, и капризы непредсказуемого русского климата опять-таки в двух его ипостасях — природной и общественной, здесь и незащищенность личности от всякого рода неожиданностей, здесь и всероссийская беззаботность, равнодушие ко всякого рода комфорту и уюту.
Между тем цикл «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)» начат «Дорожными жалобами». Когда в 1820 году поэт оказался на юге по воле царя, в стихах он писал о добровольном «побеге». Теперь как будто все прямо противоположно. Если учесть, что и само стихотворение «Дорожные жалобы» написано в Болдине, то дело, видимо, не в конкретном путешествии 1829 года, а в художественной цели.
Вывод: Завершая анализ стихотворения А.С.Пушкина, можно сказать , что это один из значимых для поэта мотивов. В нем сосредоточены конкретные реалии его автобиографии , путешествия , множественные поездки по России. Вместе с тем , мотив дороги вбирает в себя семантику жизненного пути и этапов.
Список используемой литературы: Пушкинский сборник(сборник научных трудов) https://www.google.ru/search http://www.pushkin20.ru/chresto-17.html
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДБ-905672
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях
Время чтения: 2 минуты
В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»
Время чтения: 4 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ
Время чтения: 2 минуты
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок литературы в 6 классе «Пушкин. Тема дороги в лирике»
Выбранный для просмотра документ карт.docx
Задание группы 1.
Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимняя дорога».
«Зимняя дорога» Александр Пушкин
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?
Задание группы 2.
Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится…».
В поле чистом серебрится…» Александр Пушкин
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
1. Каково настроение текста?
2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими?
3. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?
4. Какими звуками, красками наполнен текст?
5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя ? Докажите свое мнение текстом.
6. О чем думает и что чувствует лирический герой?
7. Какой смысл придает тексту открытый финал?
Задание группы 3.
Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы».
«Дорожные жалобы» Александр Пушкин
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома.
Ну, пошел же, погоняй.
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?
2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт ? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы ) прослеживается мотив движения, дороги?
4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
6. Каков поэтический смысл последнего стиха?
Выбранный для просмотра документ консп.docx
Урок литературы в 6 классе № 15. Лирика А.С. Пушкина. Тема дороги в лирике.
Цели: Продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; формировать навыки анализа лирического текста; развивать творческие способности учащихся; расширить лексический запас; развивать умение работать в группе, индивидуально;
Предметные: Ученик научится воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
Урок учебного исследования в творческих группах учащихся.
Проверка домашнего задания.
На доске записан синонимический ряд слова «дорога».
путь(-дорога), стезя, тропа, шоссе, колея, перепутье, распутье, полотно, путь-дороженька, стальной путь, автотрасса, экспедиция, ход, поездка, странствие, вояж, поход,
— Посмотрите на эти слова и скажите, что их объединяет!
— Какова тема нашего урока?
Работа по теме урока.
Слово учителя. Беседа.
Тема дороги в лирике Пушкина — это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.
Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.
Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время, и людям приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним «трактам» , на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.
Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, так же как и для Гоголя, и для многих других писателей той эпохи.
Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, —все это навевало на поэта особое настроение.
И наша задача – побыть исследователями творчества Пушкина!
Работа в группах.
Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщают классу о результатах своих наблюдений.
Задание группы 1.
Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимняя дорога».
«Зимняя дорога» Александр Пушкин
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?
Задание группы 2.
Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится…».
В поле чистом серебрится…» Александр Пушкин
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальный вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
1. Каково настроение текста?
2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими?
3. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?
4. Какими звуками, красками наполнен текст?
5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя ? Докажите свое мнение текстом.
6. О чем думает и что чувствует лирический герой?
7. Какой смысл придает тексту открытый финал?
Задание группы 3.
Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы».
«Дорожные жалобы» Александр Пушкин
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома.
Ну, пошел же, погоняй.
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?
2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт ? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы ) прослеживается мотив движения, дороги?
4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
6. Каков поэтический смысл последнего стиха?
Выступление творческих групп.
Выразительное чтение учащимися группы.
Вывод урока. Тема дороги в лирике Пушкина — это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вы почувствовали себя сегодня чуть-чуть исследователями-пушкинистами?
Что вы узнали сегодня о Пушкине – поэте и человеке?
Источник