Настроение стихотворения быть знаменитым некрасиво

Борис Пастернак — Быть знаменитым некрасиво: Стих

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

Источник

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернака

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 50.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 50.

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” является программным произведением поэта: в нём автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво…” на уроке литературы, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический цикл “Когда разгуляется” вместе с другими произведениями, созданными Пастернаком за три плодотворных года (1956–1959 гг.).

Читайте также:  Что такое эмоционально волевая установка

Тема стихотворения – сущность творчества и жизненное кредо поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части Пастернак говорит о том, что следование этому кодексу жизни в итоге приведёт творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует четырёхстопный ямб, используя пиррихии в каждой строке, но в разных местах.

Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“, “окунаться в неизвестность“, “места и главы жизни“.

Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.

Сравнения – “как прячется в тумане местность“.

Антитеза – “поражения – победа“.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” было написано после целой череды событий в жизни поэта и страны: его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”. Пастернак много занимался переводами и размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облечённая в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение входит в книгу стихов “Когда разгуляется”, которая опубликована после смерти поэта и включает 44 стихотворения, написанные в период с 1956 по 1959 годы.

Это философское стихотворение поэта. Общая тема – суть творчества и путь творческого человека, его предназначение, однако Пастернак также размышляет о смерти и жизни, о судьбе, о целях творчества в самом широком смысле.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф, по содержанию его можно разделить на три части. В первой части поэт говорит: стыдно быть знаменитым и стремиться к славе, если на самом деле ты ничего не значишь (две первые строфы) .

Вторая часть выражает жизненное кредо поэта: художник, творец направляет свой талант в вечность, в неизвестность, стремится к достижению идеала, истины. Поэт должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность (3-я – 5-я строфы).

Две последние строфы призывают быть первопроходцем в искусстве, не обращать внимания на свои временные победы, быть требовательным к себе. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно “быть живым, живым и только” до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать как высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя, смысла творчества.

Это лирическое стихотворение на философскую тему, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника. Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к истинному и вечному искусству. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, Пастернак использует пиррихии, чередуя их с ямбической стопой. Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифмовка везде одинаковая – перекрестная, использованы мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – всё это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительных средств.

  • Метафоры – “ оставлять пробелы в судьбе “, “ быть притчей на устах у всех “,” окунаться в неизвестность “, “ места и главы жизни “.
  • Эпитеты – “ жизни целой “, “ живому следу “, “ единой долькой “.
  • Сравнения – “ как прячется в тумане местность “.
  • Антитеза – “ поражения – победа “.
Читайте также:  Значение что такое чувство юмора

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Источник

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» (Б. Л. Пастернак)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.06.2020 · Обновлено 23.06.2020

Борис Леонидович Пастернак считается одним из крупнейших поэтов 20 столетия. Свой творческий потенциал он унаследовал от родителей. Отец — художник — обладал удивительной способностью очень живо запечатлеть мгновение, а мать – пианистка — отличалась исключительным трудолюбием, она отдавалась музыке полностью, она жила искусством. Именно эти уникальные качества перенял Борис Леонидович. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…».

История создания

Стихотворение «Быть знаменитым…» включено в цикл стихов автора «Когда разгуляется». Данный цикл содержит 44 стихотворения, написанных в период с 1956 по 1959 годы.

Цикл «Когда разгуляется» — это отклик души поэта на драматические события в жизни, связанные с нежеланием властей издавать на Родине роман «Доктор Живаго», связанные с вынужденным отказом от Нобелевской премии, присвоение которой послужило причиной травли писателя в родной стране.

Стихотворение «Быть знаменитым…» написано в 1956 году. Адресовано оно всем поэтам и писателям, коллегам Пастернака, а также можно предположить, что автор обращается и к себе.

После того, как стихотворение «Быть знаменитым…» увидело свет, многие поэты перестали здороваться с Борисом Леонидовичем, оскорбились, посчитав, что произведение обращено именно к ним и ни к кому другому. Также существует предположение, что Пастернак написал данное стихотворение, обращаясь в Владимиру Маяковскому, чью творческую направленность он не принимал, хотя тоже был футуристом, но не таким радикальным, как Владимир Владимирович.

Жанр, направление, размер

«Стремление к чистоте жанра свойственно только эпигонам. Открыватели и родоначальники смешивают разнородные стилистические и композиционные элементы, оказываясь победителями, не по законам вкуса, а по его инстинктивному чутью. И их беззаконные победы потом становятся образцом для новых толп подражателей» (Б. Л. Пастернак)

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» относится к философской лирике поэта. Автор рассуждает о вечном, о предназначении поэта, писателя, любого творческого человека.

Ранние произведения поэта находятся на границе двух направлений – символизма и футуризма. Борис Леонидович в начале своего творческого пути примкнул к течению футуристов, создав с несколькими поэтами-единомышленниками группу «Лирика», из которой вышел в 1914 году, объяснив это тем, что «Лирика» слишком сплетена с таким течением как символизм. Пастернак с поэтами, которые вышли вместе с ним из «первой» группы, создали новую группировку «Центрифуга». Но в душе Пастернак остался «чистым» лириком, его всё также привлекает творчество Андрея Белого, который был символистом.

Обобщая факты из жизни Бориса Леонидовича, обращая внимание на его ориентации в различные периоды его творческого пути, направление, к которому примыкал Пастернак, можно назвать симбиотическим, своеобразным. Хоть второй период творчества Пастернака (зрелый) и носит более яркие футуристические черты, но ему присущи некоторые черты символизма, тогда как раннему и позднему периодам присущи наиболее яркие символистские черты, которые не перекрывают футуристическую направленность, а становятся наравне с ней.

Размер стихотворения «Быть знаменитым…» – четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Быть знаменитым…» состоит из 7 строф. Композиционно его можно разделить на три части.

  1. 1-я часть – 1-е две строфы. В этих четверостишиях автор будто ругает поэтов, которые творят не из-за любви, из-за необходимости выхода творческого потенциала, а для славы. Пастернак объясняет им что такое творчество на самом деле, какова его цель: «Цель творчества – самоотдача».
  2. 2-я часть – 3 последующие строфы: 3-я, 4-я и 5-я. Каждое из этих четверостиший начинается с союзов: «Но надо…», «И надо…», «И окунуться…». Данная конструкция передаёт всю воодушевлённость автора, передаёт его отношение к поэзии, он будто замечтался, перечисляя «функции» поэта, он неравнодушен к данной теме.
  3. 3-я часть – это последние два четверостишия. В данной части поэт пишет: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…», то есть поэт должен творить, выражать свои чувства, не обращая внимания на то, как посмотрят на него окружающие, не зависеть от их мнения.
Читайте также:  Как можно оскорбить чувства верующих

Также в заключении автор пишет:

«Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца»

Эти строки подводят итог всего выше сказанного, они – суть стихотворения.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Быть знаменитым…» является сам автор. Его отличительной чертой является искренность, причём эта искренность направленна и к нему самому, он не придаёт своих принципов, даже если это может как-то негативно отразиться на его судьбе.

  • Лирический герой Пастернака рассудительный, размышляющий, но не потерявший своей непосредственности, простоты.
  • В начале произведения перед читателем вырисовывается образ поэта приземленного, «трясущегося над рукописями». Затем автор рисует образ «настоящего» поэта, смелого, который «слышит будущего зов».
  • Также в произведении присутствует ещё один интересный образ — образ пространства. Автор пишет, что нужно жить так, «чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства».
  • Пространство – это место, которое способно вместить всё, что угодно, в любом количестве. Это понятие вне времени. Рассуждая данным образом, можно предположить, что автор хотел сказать об обязанности поэта, заключающейся в необходимости быть вне времени, быть всегда актуальным.
  • Туман в произведении – символ неизвестного, неопределенного. Также он является чем-то средним, между реальностью и воображаемым, что очень похоже на определение, восприятие поэзии, соединяющей в себе эти два измерения.
  • Шаги можно сравнить с творческими исканиями поэта, с его нововведениями, открытиями. Эти шаги, оставляющие следы, протопчут тропинку, путь, по которому пройдут последователи поэта.

Построенная поэтом система образов позволяет наиболее полно прочувствовать тему произведения, понять авторское виденье, его замысел.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» — роль поэта, путь поэта, его предназначение. Этой темы касались очень многие писатели, желая «расшифровать» себя, стараясь не запутаться и не потеряться в своих собственных рассуждениях, стремясь открыть что-то очень важное, глубокое и нужное для всего человечества, что-то вечное.

Проблематика произведения «Быть знаменитым некрасиво…» многосложная. Автор пишет о самоотдаче, о славе, которая может направить на ложный путь, о необходимости оставаться «живым», то есть писать только о насущном, о том, что будоражит душу.

Настроение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…» воодушевленное, вдохновляющее. Поэт пишет очень «живо» о том, что его волнует, тем самым «воспламеняя» читателя, даря ему ключ от понимания «настоящей» поэзии.

«Цель творчества — самоотдача»
«Но надо жить без самозванства»
«Привлечь к себе любовь пространства»
«Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»

Данные строки передают смысл произведения «Быть знаменитым некрасиво…». Автор описал «идеального» поэта, того, к которому он стремится, к которому должны стремиться все поэты. Такова главная мысль произведения.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» изложены в списке:

  1. Эпитеты: «быть знаменитым некрасиво», «жизни целой».
  2. Сравнения: «и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность».
  3. Метафора: «услышать будущего зов», «оставлять пробелы в судьбе», «окунаться в неизвестность», «по живому следу», «ни единой долькой», «быть живым, живым и только»
  4. Метонимия: «привлечь к себе любовь пространства».
  5. Олицетворение: «прячется в тумане местность».
  6. Антитеза: поражение и победа.
  7. Фразеологизмы: «быть притчей на устах у всех», «в ней не видать ни зги», «за пядью пядь».
  8. Архаизм: «не видать ни зги».
  9. Анафора:

«Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива»

«И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги»

  1. Многосоюзие встречается в 4-й и 5-й строфах.
  2. Лексический повтор: «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Также данные строки можно определить как градацию, усиливающую эмоциональный окрас произведения.

Источник

Оцените статью