- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Ангел» Михаила Юрьевича Лермонтова
- История создания
- Простой план разбора
- Композиция
- Художественные особенности
- Средства художественной выразительности
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел» – анализ по плану
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» по плану
1. История создания
Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.
По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.
Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».
Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.
2. Литературное направление
Стихотворение «Ангел» написано поэтом-романтиком. Типичная картина романтического двоемирия явлена в образах земного и небесного, прошлого и настоящего.
Литературное направление — романтизм.
3. Род
«Ангел» — образец духовной лирики. Лирическое начало связано с образом лирического героя, передачей сокровенных ощущений его детства через образы неба.
4. Жанр
«Ангел» — это лирическое стихотворение, но по содержанию и стилистике оно приближается к притче. История о скитаниях ангела в аллегорической форме описывает путь всякой человеческой души.
5. Проблематика
Поэт затрагивает важнейшие проблемы человеческого бытия: тайну рождения и смерти.
Песня ангела повествует о небесном блаженстве и не может сравниться со скучными песнями земли.
6. Тематика
Тема произведения – песня ангела.
Из этой темы вырастают все остальные темы лермонтовского творчества: одиночество, оторванность от мира, внутренний бунт, тоска по миру подлинных ценностей.
7. Идея
Идея произведения состоит в том, что душа, рождаясь на свет, теряет знание о небесной родине и забывает, как общалась с ангелами. Вся земная жизнь – попытка вернуться в райское прошлое, тоска по небесной музыке.
8. Пафос
Пафос стихотворения – тоска по миру, не знающему греха, плач о несовершенстве земли.
Небесным созданиям неведомы ложь и притворство, песня ангела хрустальна и чиста. Опускаясь в мир людей, ангел печалится, не находя покоя.
9. Система образов
Образы стихотворения соотносятся с традиционной христианской символикой. К ним добавляются природные образы неба: месяц, звёзды, тучи.
Два мира, земной и небесный, противопоставлены друг другу. В одном слышатся «печали и слёзы», в другом – песни «о блаженстве безгрешных духов».
Человеческая душа, посылаемая в мир, — жертва всевышней воли. Она обречена на страдания в земном мире, и ангел заранее печалится о том, какие испытания ей уготованы.
10. Центральные персонажи
В стихотворении описаны или косвенно названы следующие персонажи: Ангел, безгрешные духи, великий Бог, человеческая душа.
Бесспорно, важнейшим звеном в этой цепи для Лермонтова является человек, судьба которого не столь завидна, сколь участь ангелов. Душа, рождённая в мир, на время разлучается с божественным блаженством и отправляется в мир страданий.
11. Лирический герой
Проводя аналогию с материнской колыбельной, Д. С. Мережковский в статье о Лермонтове озвучил догадку о том, что душа, несомая ангелом, – это душа самого поэта. В ней живы воспоминания детства, звуки рая.
Ангел уносит душу в далёкий и странный мир людей, где она будет вечно чувствовать себя одинокой.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает путь ангела, несущего с неба на землю душу рождающегося ребёнка. Полёт сопровождается чудной песней, в которой ангел рассказывает о блаженстве и любви, Боге и Его святых.
Чем ближе ангел к земле, тем слышнее стенания и слёзы людей. Ангелу жаль новорождённую душу, ведь ей нескоро предстоит воссоединиться с небом. «Скучные песни земли» не заменят ей райской музыки.
13. Композиция
Композиция произведения – линейная.
- В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
- Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
- В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
- Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.
14. Художественные особенности
Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».
Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.
Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием.
Поэт использует только мужские рифмы.
Рифмовка – парная или параллельная: ААББ.
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший или катренов.
16. Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
- олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
- метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».
Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.
Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.
17. Значение произведения
Стихотворение «Ангел» – световая вспышка лермонтовского гения, озарившая весь 19 и 20 век, пронзительное свидетельство о том, что иной мир есть. Поэт коснулся небесных сфер, подарив миру неописуемый опыт путешествия от неба к земле и обратно.
18. Актуальность
Стихотворение Лермонтова остаётся в душе каждого человека и приходит на ум в те редкие минуты, когда мы вспоминаем тех, кого уже нет рядом, думаем о прошлом и будущем своей души, задаёмся вопросом о жизни после смерти. Это главные вопросы человеческого бытия, основная загадка мироздания. Вот почему лермонтовский «Ангел» будет актуальным всегда.
19. Моё отношение
Каждая строчка стихотворения «Ангел» — живое волшебство. Музыка, которой наполнено это произведение, на самом деле похожа на песню ангела.
Я очень люблю это стихотворение Лермонтова за его искренность и нежность. Поэт говорит о самом сокровенном: своей тоске о матери, вечном одиночестве на земле. Когда читаешь «Ангела», понимаешь, насколько одинок на свете каждый человек.
20. Чему учит
Стихотворение «Ангел» учит душевной чуткости. Память о прошлом напоминает нам о детстве человеческой души, её близости к небу. Чтобы не терять эту связь, нужно беречь душу от лжи и других искушений. Тогда можно будет услышать ангелов и на земле.
Источник
Анализ стихотворения «Ангел» Михаила Юрьевича Лермонтова
История создания
Стихотворение Лермонтова «Ангел» очаровывает с первых строк. Всё в нём дышит тайной. Шестнадцатилетний юноша, расслышавший песню ангела, — этот образ стоит запомнить, чтобы после сравнить его с мятежом и бунтом будущих лет жизни поэта.
По мнению большинства литературоведов, основой стихотворения, написанного в 1831 году, стало воспоминание о матери поэта Марии Михайловне Лермонтовой, которую он потерял в раннем детстве.
Материнская колыбельная стала для поэта образом потерянного рая. Самые трогательные стихи Лермонтова о Боге и мироздании выросли оттуда. Одновременно с «Ангелом» поэт создал стихотворение «Моя душа, я помню, с детских лет // Чудесного искала…».
Два произведения связаны темой иного мира, духовного поиска, жажды чуда.
Простой план разбора
В зависимости от программы, которую использует то или иное учебное заведение, «Ангела» в школе могут изучать в разное время. В частности, он может входить в программу литературы седьмого класса. Ребятам этого возраста лишние сложности ни к чему. Для них стоит привести пример другого разбора. Он более прост, но считается вполне классическим.
Опираться можно на такой план:
- Произведение состоит из четырех четверостиший. Они объединены сюжетом. В начальной строфе передается образ небесного мира. Ангел летит и поет песню. Следующее четверостишие рассказывает о содержании этой песни. В третьем автор раскрывает цель посланника. Тот несет вниз новую душу, которая вскоре войдет в земной мир во плоти. Финальная строфа ставит проблему: герой будет страдать в человеческом мире, стараясь выполнить высокую миссию.
- Элегия выстроена в классической для романтизма форме. Композиция выглядит четкой и понятной для читателя.
- Размер стихотворения «Ангел» Лермонтова является стандартным для произведений такого характера. Это чередующийся трех- и четырехстопный амфибрахий. Такое авторское решение сделало элегию очень напевной, добавило ей музыкальности. В этом помогает и многократное использование согласного «л».
- Поэт применяет парные, мужские и женские рифмы.
- В стихотворении много слов, которые подчеркивают его лиричность: «внимать», «томилась», «небеса» и других. Это настраивает читателя на возвышенный лад. Использует поэт и другие художественные приемы.
- Условно произведение можно разделить на две неравные части. Их граница проходит между третьим и четвертым четверостишиями.
- Основные мысли философской элегии — неделимость высшего и земного миров, их взаимосвязь, идея небесного блаженства и необходимости пройти через страдания.
В заключение обязательно нужно сказать, что элегия играет большую роль в творчестве автора. Начать нужно с истории создания стихотворения. Следует выразить и личное мнение. Его можно сформулировать по принципу обычного отзыва.
К творчеству Михаила Юрьевича можно относиться по-разному, но нельзя не признавать за автором честных попыток разобраться в окружающем мире, психологии индивидуума и человечества.
Так родились «Демон», «Мцыри», и, конечно, «Герой нашего времени».
Композиция
Композиция произведения – линейная.
- В первом четверостишии содержится завязка – начинает звучать песня ангела.
- Во втором следует развитие темы: поэт перечисляет то, о чём поёт ангел.
- В третьем четверостишии сообщается о молодой душе, которую переносят в мир людей. Здесь же кульминация – звук ангельской песни остался в душе навсегда, теперь она понесёт эту память в мир.
- Стихотворение завершается мотивом тоски по утраченному раю.
В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.
Художественные особенности
Язык стихотворения сочетает в себе общелитературную и церковно-славянскую лексику. Встречаются книжные слова и выражения: «безгрешных духОв», «кущи райских садов».
Автор усиливает художественный эффект с помощью анафоры («он пел»), рядов однородных членов, повторов, инверсии.
Цветовой контраст чёрного полуночного неба и светлой фигурки ангела делает звучание основной мелодии пронзительным, приковывает к себе внимание с первого взгляда.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «песни святой», «звук… без слов, но живой», «скучные песни земли»;
- олицетворения: «И месяц, и звёзды, и тучи толпой // Внимали той песне святой»;
- метафора: «мир печали и слёз», «звуки небес».
Аллитерации с «п», «л», «н» передают плавное движение ангела, нежность его голоса, лёгкость полёта. Кажется, что он держит «душу младую» с нежностью и теплом.
Изобилие ассонансов с «у» отсылает читателя к глубинным смыслам бытия, по насыщенности звука напоминает церковное пение. Переходы к протяжному «и» расширяют перспективу изображения, вызывают чувство щемящей грусти.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Ангел» – анализ по плану
Вариант 1
История создания произведения
Стихотворение «Ангел» было написано в 1831 году и оно стало одним из не многих ранних произведений, которое было опубликовано при жизни автора в сборнике 1840 года «Одесского альманаха». Кто бы ни проводил анализ стихотворения «Ангел» Лермонтова – маститый литературовед или студент филфака – все сходятся во мнении, что оно было написано в память о покойной матери – Марии Михайловне и навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую она пела своему сыну.
А ведь вполне возможно, что оно – предчувствие скорой смерти отца, Юрия Петровича, скончавшегося в октябре 1831 года в возрасте 44 лет, с которым Михаил очень мало общался, но, несомненно, сильно любил, ведь отец был одним из немногих, кто очень рано понял, насколько одарен его сын.
Тема и идея стихотворения
В стихотворении, состоящем из четырех четверостиший, описан полет ангела, несущего «душу младую», перед ее рождением в этом мире «печали и слез». Путешествие сопровождается тихим ангельским пением, славящим безгрешные души, рай и Бога, которое слышит и понимает не только душа, но «и месяц, и звезды, и тучи…».
Эта песня, которую человеку невозможно высказать, остается в принесенной на землю душе, постоянно терзая его в земном существовании необъяснимым «желанием чудным» вновь ее услышать.
Ведь ангельская песня – это музыка небес, которую обыденная жизнь заслонить не в состоянии: «И звуков небес заменить не могли/Ей скучные песни земли». Повествование о небесном полете в объятиях ангела и описание испытаний, которые ждут невинную душу, делят стихотворение поровну.
Художественно-изобразительные средства
Как же получилось создать столь мелодичное стихотворение, которое напоминает песнь ангела и заставляет погрузиться в раздумья о вечном? Если обратить внимание на синтаксис, то видно, что все четверостишия – это самостоятельные предложения, связанные между собой, оканчивающиеся точкой. Для того чтобы передать торжество момента переноса души из одного мира в другой, песне ангела Лермонтов дает эпитеты «тихая» и «святая».
Небесным «кущам райских садов» противопоставлено земное существование человека, и для этого использованы последние строки второго четверостишия: «…и хвала/ его непритворна была». Эти строки как будто меняют настроение, торжество сменяется грустью и обреченностью по утраченной близости к божественному. Размер – трехстопный амфибрахий, в котором ударные слоги, сопровождаемые безударными, звучат очень мягко, придавая плавность всему тексту.
В стихотворении «Ангел» Лермонтова анализу необходимо подвергнуть и звуковую сторону, так как аллитерация, ассонанс и подбор слов с преобладающими в них мягких шипящих и свистящих звуков передают ощущение воздуха, рассекаемых крыльями ангела.
Образ лирического героя
Как и в большинстве ранних произведений юного гения, в стихотворении «Ангел» прослеживается влияние западной литературы на его творчество, а именно влияние лирики Байрона. Чувство избранности, противопоставления себя окружающему миру, одиночество свойственно всей ранней лирике Лермонтова. А этот небольшой романтический набросок стал одним из первых, в котором поэт пытается понять и объяснить, в первую очередь самому себе, почему он чувствует себя столь одиноким и не понятым среди окружающих его людей. Тоска по чему-то неосознанному, по тому, что нельзя увидеть или услышать, крепкой нитью свяжет все произведения Михаила Юрьевича.
Вариант 2
История создания
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это гражданские, личные, философские идеи, но стихотворение “Ангел” не похоже ни на одно другое. Доподлинно не известно, что послужило мотивом к созданию автором стихотворения “Ангел”. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловне, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельная, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь.
Написанное в шестнадцатилетнем возрасте (1831 год) стихотворение, поэт отобрал для печати в своём единственном сборнике стихотворений. Оно было очень значимо для автора, имело некий особый смысл и характер для всего творчества поэта. Впервые опубликовано оно было в 1839 году. Образ матери, несущей новую жизнь, отождествляется с прекрасным ангелом, который стал главным героем стихотворения.
Тема
В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта.
Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении.
Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, объединённых общим движением сюжета. В первой строфе лирический герой передаёт образ небес, где летит ангел, поющий песню, ему “внимают” луна, звёзды и тучи. Вторая строфа повествует о содержании ангельских песнопений. Третья – создаёт картину, на которой ангел несёт новую душу для земной жизни, которая вот-вот начнётся. В заключительной строфе сосредоточена нерешаемая проблема: этот человек будет всю свою жизнь томится в поисках: “и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли”. Стихотворение написано в форме, характерной для романтического направления.
Жанр
Произведение молодого автора можно отнести к жанру элегии. Это подтверждается наличием возвышенного стиля, аналогичной лексики, песенность и общим пафосом стиха. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий, в основном – трёхстопный. Рифмовка – парная (ААВВ).
Такое сочетание рифмовки и размера очень музыкальное, отличается мягкостью и песенностью. Не зря произведение положено на музыку многими композиторами.
Средства выразительности
Традиционны для Лермонтова образные, живые эпитеты: “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Интересна метафора, объединяющая небесные объекты в “толпу”, именно так на небе и располагаются месяц, звёзды и тучи. В первой и в последней строфе стихотворения анафора придаёт ему музыкальность и элегичность: “и тихую песню он пел, и месяц, и звезды, и тучи толпой…”, “И долго на свете томилась она, желанием чудным полна, и звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…”.
Инверсия в предложениях делает лирическое повествование более торжественным, возвышенным, помогает выделять интонационно важные мысли: “О Боге великом он пел, и хвала его непритворна была”. Антитеза, подчинённая общей идее стихотворения, подчёркивает контраст между “святой песнью” ангела и “скучными песнями земли”. Само описание “блаженства небес” противопоставлено миру “печали и слёз”, что придаёт элегии философскую направленность, связанную с библейскими мотивами.
Вариант 3
Писать первые произведения Михаил Лермонтов стал рано. «Ангел» написан в 1831 году, и приходится на шестнадцатилетие поэта. В детстве мать пела ему колыбельную, от которой в памяти мало что отложилось, но оно легло в основу «Ангела». Все остальное юный поэт написал заново, именно в память о покойной материи Марии Михайловне.
Главная тема стихотворения «Ангел»
Это романтическое и эпическое повествование про рождение нового жителя земли. Ангел несет его душу к месту рождения, для воссоединения с телом. Душа, во время переноса ее ангелом, слышит его песню дивной красоты о еще более дивных и удивительных красотах небесных. Безгрешная душа узнает о вечном рае, и эти знания неосознанно сопровождают ее всю земную жизнь.
Сама жизнь на земле показала мало общего с небесным блаженством, реалии оказались таковы, что слезы и печаль, унижения и боль, стали знакомы ребенку с самого детства. Но через всю свою насыщенную жизнь в душе он пронес мелодию чудесной ангельской песни.
В стихотворении «Ангел» контрастно проходит линия противопоставления земной и небесной жизни. Это удалось Лермонтову очень легко и красиво – две противоположности разделяются отчетливой гранью между двумя мирами, и пересечение происходит лишь в моменты рождения и смерти человека.
Главной темой через все произведение проводится мысль о том, что все песни земли скучны по сравнению со звуками небесными. Это очевидно доказывает, что юный Михаил Лермонтов был идеалистом. Стихотворение «Ангел» — это песня о песни, остающейся в памяти человека для того, чтобы он не растерял тоску по небесному раю и постоянному ощущению радости.
Структурный анализ стихотворения
Жанр произведения, состоящего из четырех четверостиший, эпический и романтический. Потрясающей нежности и мелодичности поэту удалось добиться уникальным подбором слов с преобладанием мягких свистящих и шипящих звуков. Они словно создают эффект ветерка от легких взмахов крыльев ангела. Они как фоновое сопровождение подчеркивают изящество ангельской песни, о содержании которой не говорится. О чем та песнь, можно лишь догадываться. Это гимн божественному миру, который уготован раскаявшимся и светлым людям.
Каждое четверостишье заканчивается своеобразным рефреном, напоминающим о временности земной телесной оболочки. Чувствуется призыв к легкому и бесстрашному отношению к смерти.
В произведении использованы эпитет «святая», «безгрешные души», «тихая песня», «райские сады», «чудное желанье», «душа младая». Метафоры: душу нес, тучи внимали, душа томилась.
Синтаксис произведения предельно прост, просты все предложения, они самостоятельны, связаны между собой и заканчиваются точкой. Размер стиха трехстопный амфибрахий, плавность тексту придают ударные слоги, сопровождаемые безударными. Использована смежная рифмовка стихотворения.
Одиночество и смутная память о прошлом
Всей лирике юного М. Лермонтова характерно противопоставление окружающему миру и чувство избранности. Именно в «Ангеле» поэт впервые пробует разобраться для себя самого, почему он ощущает себя одиноким среди людей. Все написанное Михаила Лермонтова пронизано тоской странному неосознанному.
Источник