- Кровосток — Душно
- Кровосток — Душно
- Душно
- Задания для проведения Олимпиады в 9 классе
- Вопрос № 2
- Вопрос № 3
- Вопрос № 4
- Вопрос № 5
- Вопрос № 6
- Вопрос № 7
- Вопрос № 8
- Вопрос № 9
- Вопрос № 10
- Вопрос № 11
- Задания для проведения Олимпиады в 10 классе
- Вопрос № 1
- Вопрос № 2
- Вопрос № 3
- Вопрос № 4
- Вопрос № 5
- Вопрос № 6
- Вопрос № 7
- Вопрос № 8
- Вопрос № 9
- Вопрос № 10
- По 1 баллу за каждую позицию, итого – 3 балла.
- Вопрос № 11
- Задания для проведения Олимпиады в 11 классе
- Вопрос № 1
- Вопрос № 2
- Вопрос №3
- 1 балл за указание, 5 баллов – за объяснение.
- Вопрос № 4
- Вопрос №5
- Вопрос № 6
- Вопрос №7
- Вопрос № 8
- Вопрос № 9
- Максимальный балл – 6.
- Вопрос № 10
- Вопрос № 11
Кровосток — Душно
Дата: 15 Сентября 2017 г, 22:51
душно, время дня не уверен, но точно лето
на большом мониторе полудети делают это
лед в неровных кубиках, мобила на вибрации
в мозгу пиздец, у пиздеца тоже есть своя грация
зелень выделяет по ночам озон, светает рано
когда не знаешь как быть, будь как в клане сопрано
даже если ты не сопрано, будь как в клане сопрано,
как в клане сопрано если тебе хуевато и срано
душно так, что хочется отпиздить эту духоту
тело прилипло к креслу, мозг утонул в поту
плавает типа фарша в бульоне внутри хинкали
плавает, и хуй-то с ним, мы с ним и не такое видали
полудети на мониторе доделали секс лед растаял
джоинт зажегся, джоинт сгорел, джоинт доставил
приспал, и мне приснилось что я президент россии,
недалекое будущее, легалайз, всё как вы просили
я первый нормальный чувак у власти за тыщу лет
как это вышло хуй знает — сновиденческий пируэт
никакой свободы врагам свободы — моя политика
в мусора берут после двух лет у психоаналитика
дураки закатаны в дороги, крупных проблем не осталось
оргии в усадьбах, услады в имениях, в городах шалости
климат подправил, зимой тепло, народ как один на улыбах
в тайге играет джазец, палачи пытают друг друга на дыбах
последнего живого палача я благородно отпускаю нахуй
и потненько так просыпаюсь в ахуе
нога затекла, ссать охота, зато настроение стало ощутимо позвонче
я люблю россию, россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
я люблю россию, россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
я люблю россию, россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
я люблю россию, россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
я люблю россию, россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
Кровосток — Душно
Слова и текст песни Кровосток — Душно, К сожалению, скачать песню и послушать онлайн, на сайте не получится, здесь находится только текст песни. Если вам понравился «текст», то обязательно напишите свой коммент.
Источник
Душно
исполнитель: Кровосток
Душно, время дня не уверен, но точно лето
На большом мониторе полудети делают это
Лед в неровных кубиках, мобила на вибрации
В мозгу пи. у пи. тоже есть своя грация
Зелень выделяет по ночам озон, светает рано
Когда не знаешь как быть, будь как в клане сопрано
Даже если ты не сопрано, будь как в клане сопрано
Как в клане сопрано если тебе хуе. и срано
Душно так, что хочется отпи. эту духоту
Тело прилипло к креслу, мозг утонул в поту
Плавает типа фарша в бульоне внутри хинкали
Плавает, и х..-то с ним, мы с ним и не такое видали
Полудети на мониторе доделали с. лед растаял
Джоинт зажегся, джоинт сгорел, джоинт доставил
Приспал, и мне приснилось что я президент России
Недалекое будущее, легалайз, всё как вы просили
Я первый нормальный чувак у власти за тыщу лет
Как это вышло х.. знает — сновиденческий пируэт
Никакой свободы врагам свободы — моя политика
В мусора берут после двух лет у психоаналитика
Дураки закатаны в дороги, крупных проблем не осталось
Оргии в усадьбах, услады в имениях, в городах шалости
Климат подправил, зимой тепло, народ как один на улыбах
В тайге играет джазец, палачи пытают друг друга на дыбах
Последнего живого палача я благородно отпускаю нах
И потненько так просыпаюсь в ах
Нога затекла, ссать охота, зато настроение стало ощутимо позвонче
Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить
Источник
Задания для проведения Олимпиады в 9 классе
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Какие согласные произносил А.А.Фет на конце слов друг и недуг в стихотворении «Тополь»?
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный луч потух.
Лишь один над мёртвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
В первой и третьей строфе рифмуются слова вокруг-потух и дух-юг – на основании этого можно сделать вывод о том, что А.А.Фет на произносил в конце слова на месте «г» звук [х].
За правильный ответ – 4 балла.
Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Найдите и исправьте орфографические и пункутационные ошибки в тексте.
Только совершенно не заинтересованому взгляду, русская природа кажеться бедной и не сколько не разнообразной. Не бросская, но какая-то сосредоточеная, и сразу нерасскрывающаяся красота ее вызывает не повторимое, долго незабывающееся чувство щимящий грусти. Я не знаю нечего более трогательного, чем первый снег, который не смотря на свою хрупкость, страстно манет далью еше почти непротореных дорог.
Только совершенно незаинтересованному взгляду русская природа кажется бедной и нисколько не разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточеная и сразу не раскрывающаяся красота ее вызывает неповторимое, долго не забывающееся чувство щемящий грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, страстно манит далью еше почти не проторенных дорог.
Максимальный оценка 5 баллов за абсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.
Вопрос № 3
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
Дольний (от дол, ‘низ’) вообще означает ‘нижний’, но здесь его надо понимать как ‘земной’. Прозябание — ‘произрастание’. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения.
Таким образом всё выражение буквально означает ‘произрастание земной поросли’: т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.
Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.
По 1 баллу за верное объяснение каждого из трёх слов, 2 балла за указание их стилистических особенностей.
Вопрос № 4
Участники должны показать осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
В русском языке встречаются две формы множественного числа от существительного опёнок: опёнки и опята. Какая из этих форм является исторически правильной? Чем можно объяснить возникновение иной, исторической неправильной, формы?
1) Опёнки. 2) Слово опёнок происходит от слова пень. Соответственно его морфемное членение таково: о-пён-ок. Однако по своему «внешнему облику» это слово оказывается похоже на существительные, образованные суффиксом —онок— (которые обозначают детёнышей разных животных): котёнок, ягнёнок, мамонтёнок, поросёнок. Слово опёнок начинает мыслиться аналогично с этими формами (приобретая членение оп-ёнок), и поэтому носителям русского языка так и хочется образовать множественное число от него с чередованием суффикса -онок-/-ят-: котёнок : котята = опёнок : опята. 3) Следует отметить, что аналогия с рядом слов -онок- возможна не только по формальной причине, но и по семантической: грибы опёнки, растущие семьями, вполне могут укладываться в идею детёнышей, что ещё более упрочняет эту аналогическую связь.
1 балл за ответ на первый вопрос, 3 балла за ответ на второй вопрос, 2 балла за ответ на третий вопрос.
Вопрос № 5
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.
В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?
Тучный – от туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.
За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.
Вопрос № 6
Участники должны продемонстрировать понимание семантических и стилистических различий синонимических средств русского языка и обусловленности языковой системой.
Внимательно прочитайте предложение из текста, размещенного в вагоне метро:
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится по команде машиниста, переданной по громкой связи через двери вагона.
Определите тип ошибки, запишите предложение в исправленном виде.
Нарушен порядок слов, что привело к искажению содержания.
Эвакуация пассажиров из вагонов при возникновении загорания производится через двери вагона по команде машиниста, переданной по громкой связи.
За правильный ответ максимально – 4 балла:
— назван тип ошибки — 1балл;
— записано предложение в исправленном виде – 3 балла.
Вопрос № 7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: поодаль, бездарь, живость, зараза.
по-о-даль; приставка о— та же, что и в словах окрест, около, обок
без-да-рь; корень да тот же, что и в глаголе дать; -рь- суфф. со значение лица, ср.: звонарь, рыбарь, писарь
жи-в-ость: жи-ть > жи-в > жи-в-ой > жи-в-ость; ср.: рез-в-ый, трез-в-ый, черст-в-ый
за-раз-а; ср. заразить, поразить
По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.
Вопрос № 8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Какой эффект создает переосмысление фразеологизма в стихотворении И. Бродского? Восстановите фразеологизм.
звонят из-за угла
И дом мой маскарадный
под козырек парадной
берет мой призрак.
Стилистический эффект заключен в буквальном переосмыслении компонентов фразеологизма брать под козырек, и особенно ощутимым он становится на фоне контекста, не перегруженного иными стилистическими приемами.
2 балла за объяснение, 1 балл за восстановление фразеологизма.
Вопрос № 9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Укажите, показателем каких форм имён существительных является нулевое окончание. Приведите примеры.
родительный падеж множественного числа существительных женского рода 1-го склонения
винительный падеж множественного числа одушевленных существительных женского рода 1-го склонения
именительный падеж единственного числа существительных мужского рода 2-го склонения
винительный падеж единственного числа неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения
родительный падеж множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения
винительный падеж множественного числа одушевленных существительных мужского рода 2-го склонения
родительный падеж множественного числа существительных среднего рода 2-го склонения
именительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения
винительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения
родительный падеж множественного числа существительных среднего рода на -мя
Максимальный балл – 10 (по 1 баллу за каждую форму).
Вопрос № 10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение А почему бы и не так? Если в нём выражается не отрицание, то почему пишется НЕ, а не НИ? Приведите аналогичные примеры.
В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ. Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. Например: Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал (А.Пушкин).
1) В вопросе содержится общий утвердительный смысл, однако это не препятствует употреблению в нём отрицательной частицы НЕ – 1 балл.
2) Некоторые вопросительные и восклицательные предложения, несмотря на наличие в них отрицательной частицы, могут не иметь отрицательного смысла: значение этих предложений в большей степени зависит от тех местоимений, наречий, частиц, которыми сопровождается вопрос или восклицание. К таким словам в условиях определённого контекста принадлежат слова КТО, ЧТО, ЧЕМ, КАК, ПОЧЕМУ и т.п. – 1 балл.
3) Примеры – 1 балл.
Вопрос № 11
Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов?
Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.
Каков принцип их расположения? Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность?
Этот ряд слов взят из диалектного словаря русского языка.
Каков принцип их расположения?
1. Расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
2. Эти пары показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря
3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд.
Для чего предназначены такие словари? В чем их ценность?
4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом.
5. Большой сводный академический называется: «Словарь русских народных говоров», вып. 19/25.
1. фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).
2. Эти пары слов показывают разбивку по выпускам какого-то большого словаря (1 балл)
3. Это выпуски большого словаря русского языка, идущие подряд (1 балл).
4. Такие словари описывают диалектную или региональную лексику, то есть специфические слова территориальных русских говоров. Эта лексика важна для реконструкции локальной культуры и истории, а также для истории русского языка в целом (1 балл).
5. Большой сводный академический называется «Словарь русских народных говоров» (это вып. 19/25) (1 балл).
За детальную характеристику «Словаря русских народных говоров» — дополнительный балл.
Задания для проведения Олимпиады в 10 классе
Вопрос № 1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Каким звуком при естественном слитном произношении заканчивается выделенное слово в отрывке из стихотворения В.В.Маяковского «Порядочный гражданин»?
(если сотни мало),
Навсегда с очей!
Будет жизнь твоя –
В миллиард свечей.
При естественном слитном произношении это слово заканчивается звуком [з’].
За правильный ответ – 4 балла; за ответ: [д’] или [c’]- 1 балл.
Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Дайте лингвистический комментарий к следующим примерам:
1а. Ф.П. Филиным написаны многие труды по истории русского языка.
1б. Наш корреспондент встретился с А.Н. Филином.
2а. Грамоты написаны подьячим Ваняткой Грузином.
2б. Мост построен инженером Грузиным.
3а. Сегодня известно 258 экземпляров перевода Библии, изданного Франциском Скориной.
3б. Он стал раскладывать карты на столе перед Скориным.
Разница обуловлена тем, что у русских собственных существительных, обозначающих фамилии, возможны окончания как субстантивного, так и адъективного склонения. Выбор зависит от происхожения существительного (примеры 3: русское 3б и иноязычное 3а, в данном примере различающиеся и местом ударения); от морфемной структуры (примеры 1: выделяется суффикс –ин в 1а от Филя и не выделяется в 1б); от противопоствления фамилии (2б) и прозвища (2а).
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимально – 6 баллов.
Вопрос № 3
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
В современном русском языке есть слово косноязычный. Объясните его значение, пользуясь следующими церковнославянскими цитатами как подсказками. «Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ»; «Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати»; «косный сердцемъ».
Слово косный исконно означало ‘медленный’. Ср. совр. болг. късен — ‘поздний’. Соответственно косноязычный – это тот, у кого замедлена, затруднена речь.
4 балла за правильный ответ.
Вопрос № 4
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
Как явствует из справочной литературы, в русском языке слово со-весть является калькой (т. е. поморфемным переводом) с греческого συν-είδησις , что означает буквально со-знание. Объясните: 1) почему нельзя думать, что слово совесть возникло в русском (славянском) языке самостоятельно (без иноязычного влияния); 2) каким образом значение этого слова объясняется из идеи со-знания?
1) Совесть – это, без сомнения, отглагольное образование (от ведать), подобное таким, как повесть, помесь. Однако, если двум вышеперечисленнным существительным соответствуют приставочные глаголы (поведать, помесить), то глагола *соведать у нас нет; точно так же у нас есть выражение Я не ведаю за собой греха, но нет выражения *Я не ведаю вместе с собой греха (смысл которого нам тоже не вполне понятен). Это заставляет нас полагать, что слово совесть было скалькировано с другого иноязычного слова, причём со слова такого языка, в котором были бы возможны упомянутые глагольные конструкции. Греческий язык был как раз таковым; кроме того факт калькирования надёжно документирован древними памятниками. 2) В греческом же языке слово συν-ε ίδησις ᾽со-знание᾽ передавало ту идею, что у всякого даже в тайне от всех совершившего проступок человека всё равно имеется свидетель, и этот свидетель – он сам, его совесть. Она и будет терзать его мыслями о совершённом преступлении и подталкивать к раскаянию.
От 3 до 5 баллов за каждое правильное объяснение.
Вопрос № 5
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.
Что означает встречающееся в церковнославянских текстах выражение довольный дождь:
Довольный в церковнославянском языке – способный, годный, многочисленный, достаточный, то есть довольный дождь – сильный дождь, ливень. В современном языке: довольный – ‘испытывающий удовлетворение, довольство’ (Ожегов), довольство – ‘достаток, избыток, удовлетворение’.
За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.
Вопрос № 6
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Какая ошибка допущена в предложении:
Мы видим Суворова на быстром коне с обнаженной головой, указывающего треуголкой путь солдатам.
В предложении нарушен порядок слов.
За правильный ответ – 5 баллов: 2 балла – за указание на нарушение порядка слов; 2 балла – за конкретное объяснение нарушения порядка слов; 1 балл – за исправленный вариант предложения.
Вопрос № 7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.
за-да-т-ок; корень да тот же, что и в глаголе дать; -т- суфф. страдат. прич., ср.: зарыт, выпит, вынут
из-ум-и-тель-н-ый; изумить – букв. ‘ вывести из ума ’
ис-треб-и-тель; ср. рус. полногласный вариант теребить, истеребить
По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.
Вопрос № 8
Участники должны показать знание понимание окказиональной лексики русского языка и умение анализировать ее функционирование в художественном тексте.
Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова? Как оно образовано?
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте!
Ну, здравствуй, чернозем: будь мужествен, глазаст.
(О. Мандельштам «Чернозем»)
При образовании лексических окказионализмов (учащиеся могут не использовать термин) действует исторически сложившийся механизм словопроизводства. Новообразование компонуется из морфем, уже существующих в языке. Лексический окказионализм черноречивое (молчание), созданный сложно-суффиксальным способом по образцу прилагательного красноречивое (ср. значение: “2. перен. Выразительно передающее какое-либо чувство или настроение; 3. перен. Ясно о чем-либо свидетельствующее, убедительное” (Словарь русского языка Т. 2. С.160), семантически ориентирован на оба переносные лексико-семантические варианта и на сему черного цвета, которая контекстуально связана с такими семантическими комплексами, как здоровье, щедрость, труд. Лексический окказионализм черноречивое реализует сразу несколько переплетающихся значений, почерпнутых из внутренней формы, значения лексемы-образца, контекста.
3 балла за объяснение значения. 1 балл – за способ образования.
Вопрос № 9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Написание окончания -е не является орфографической ошибкой, так как это предложно-падежная форма устаревшего имени существительного 1-го склонения постéля (постеля – в постеле как комната – в комнате). В пушкинское время слова постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. В современном русском языке используется только существительное 3-го склонения постель (постель – в постели).
1 балл – за сопоставление современного слова постель и устаревшего постеля. 1 балл — за указание правильности написания в данном отрывке. 2 балла – за объяснение правильности написания окончания -е с указанием на предложно-падежную форму устаревшего существительного постéля.
Максимальный балл – 4.
Вопрос № 10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
К каким частям речи относятся и какую синтаксическую функцию выполняют выделенные слова в следующих предложениях?
1)Вон из комнаты! 2)Уйди вон из комнаты!
3) Прочь с глаз! 4)Уйди прочь с глаз!
5) Завели они новую прислугу, а старую прочь.
1), 3) – в значении приказания, требования уйти слова вон и прочь являются императивными междометиями и не являются членами предложения;
2), 4) – в значении «наружу», «в сторону какого-либо места» слова вон и прочь принадлежат к разряду обстоятельственных наречий и выступают в роли обстоятельств;
5) – при отсутствии глагола обстоятельственное наречие прочь выступает в роли сказуемого.
По 1 баллу за каждую позицию, итого – 3 балла.
Вопрос № 11
Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.
КОНЦЕ́РТ [ит. concerto ]
КОНЦЕРТА́НТ – артист, дающий концерт
КОНЦЕРТИ́НО [ит. concertino ] – 1) муз. инструмент
КОНЦЕРТМЕ́ЙСТЕР [нем. Konzertmeister ]
КОНЦЕССИОНЕ́Р – лицо, получившее концессию
КОНЦЕ́ССИЯ [лат. concessio разрешение, уступка]
КООПЕРА́ЦИЯ [лат. cooperatio сотрудничество]
Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?
Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?
Выбраны слова иноязычного происхождения, то есть заимствованные [в основном это слова, вошедшие в русский язык из европейских языков]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
Как называются словари, из которых они были взяты?
Словарь иностранных (иноязычных) слов.
Для чего предназначены такие словари?
Словарь описывает только слова иноязычного происхождения, отмечая трудности произношения, ударения, словоизменения, сочетания, уточняя толкование слова в основных его значениях, если значений несколько.
Он содержит краткие справки о слове языка-источника [подробные даны в этимологическом словаре].
1. Фиксация того, что слова иноязычного происхождения, то есть заимствованные [в основном это слова, вошедшие в русский язык из европейских языков] (до 2 баллов)
2. Фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).
3. Словарь описывает только слова иноязычного происхождения, отмечая трудности произношения, ударения, словоизменения, сочетания, уточняя толкование слова в основных его значениях, если значений несколько (1 балл).
4. Он содержит краткие справки о слове языка-источника [подробные даны в этимологическом словаре] (1 балл).
За детальную характеристику какого-либо «Словаря иностранных слов», фамилию составителя и т. п. — дополнительный балл.
Задания для проведения Олимпиады в 11 классе
Вопрос № 1
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка.
Какой гласный звук (или какие гласные звуки) в соответствии с нормами современного русского литературного языка невозможен (невозможны) в безударном слоге слова шоссе?
Какой ещё звук возможен в том же положении?
В современной орфоэпической норме в этом положении невозможны звуки [у] и [и]. В том же положении возможен ещё звук [ы].
За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого максимум – 6 баллов.
Вопрос № 2
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Объясните правописание выделенных букв в следующих словах:
В чем своеобразие этих написаний?
Буква С в слове исчезнуть пишется по правилу о написании приставок на З//С (С перед согласной, обозначающей глухой согласный), О в словах мешок и трущоба по правилу о написании суффиксов существительных после шипящих (под ударением О).
Своеобразие написаний состоит в том, что во всех словах прошел процесс опрощения и указанные буквы пишутся – с точки зрения современного русского языка – в корнях, однако принципы написания сохранились и соответствуют историческому членению слов.
По 2 балла за объяснение каждого слова. Максимально 6 баллов.
Вопрос №3
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.
А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно . »
Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно . »
Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса.
1 балл за указание, 5 баллов – за объяснение.
Вопрос № 4
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
В русском языке есть слова повесть и известь. Если открыть справочную литературу по этимологии, то в ней можно будет прочитать, что одно из них — славянского происхождения, а другое — заимствование из греческого. А возможно ли даже без заглядывания в словари и справочники предположить, что какое из этих слов исконно, а какое заимствовано? И если да, то как?
Заимствованное слово обыкновенно отличается от исконного тем, что по сравнению с ним выглядит в языке чужеродно. Это и позволяет нам отличить повесть от известь. Слово повесть явно делится на две части по- и -весть (от ведать). Повесть — это то, что можно поведать; в этом смысле это слово соотносится с такими другими русскими словами, как весть, безвести, совесть или, с другой стороны, почесть, помесь. Слово же известь при кажущемся сходстве с вышеперечисленными таким образом не членимо. Значит из- в нём не приставка, а -вест- — не корень. Но никакого другого способа истолковать его происхождение через русские слова нет. Всё это заставляет нас предполагать его иноязычное происхождение.
2 балла за верное определение исконного и заимствованного характера слов и до 4 баллов за объяснение.
Вопрос №5
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.
В церковнославянской Псалтыри мы читаем:
не убоимся, внегда смущается земля (не оубоимс#, внегда смущаетс# земл#)
Что означает глагол смущаться в данном контексте?
Глагол смущаться означает здесь ‘дрожать, трястись’, то есть речь идёт о землетрясении.
Значение ‘замешательство, смятение, волнение, связанное с утратой внутреннего равновесия’ мы наблюдаем сейчас у существительного смятение.
За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла; максимальный балл – 5.
Вопрос № 6
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
В каких примерах из перечисленных ниже примерах омонимы используются как основа осознанной словесной игры?
а) Народ был, народ есть, народ будет есть.
б) Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации.
в) Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.
г) Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.
1) а, б, в, г; 2) а, б, в ; 3) б, в, г; 4) а, б, г; 5) а, в, г?
За правильный ответ – 4 балла.
Вопрос №7
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый.
над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина
до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере
жм-от-ъ – человек, который жмется ‘скупится’, прижимистый; чередование жим / жм
По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова.
Вопрос № 8
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Дайте краткую характеристику каждой группе устойчивых выражений, взятых из стихотворений Иосифа Бродского, и восстановите их первоначальный вид:
1) гулял по острию ножа; о философском диаманте;
2) родственник недальний; неколесный транспорт; после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха;
3) лжет как сивый мерин; симпатичные чернила; знак допроса; птичкиным языком;
4) треугольник любви; с лицом из камня; курей слеповатых; пройти сквозь ушко иголки.
В приведенных примерах мы имеем дело с идиоматическими выражениями, элементы которых подверглись заменам без или с сопутствующими семантическими отклонениями. С точки зрения природы замен характеристика групп может быть следующей:
1) единицы с синонимическими заменами: гулял по острию ножа (ходить по острию ножа), о философском диаманте (философский камень);
2) единицы с антонимическими заменами: родственник недальний (дальний родственник), неколесный транспорт (колесный транспорт); после нас, разумеется, не потоп, но и не засуха (после нас хоть потоп);
3) единицы с паронимическими заменами: лжет как сивый мерин (ржет как сивый мерин), симпатичные чернила (симпатические чернила), знак допроса (знак вопроса ), птичкиным языком ( птичьим языком);
4) единицы с заменами элементов однокоренными словами с сопутствующим искажением изначальной синтаксической структуры идиомы: треугольник любви (любовный треугольник), с лицом из камня (с каменным лицом), курей слеповатых (слепая курица), пройти сквозь ушко иголки (пройти сквозь игольное ушко).
За точную характеристику каждой группы – 1 балл, за все восстановленные идиомы в строке – 1 балл. Итого: 8 баллов.
Вопрос № 9
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка, способность объяснять особенности употребления грамматических форм в разных жанрах и стилях речи.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?
Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…
Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…
2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 1-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (заявление, жалоба). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. 2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 3-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (служебная записка, отношение, доклад и т.п.). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость.
Максимальный балл – 6.
Вопрос № 10
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.
2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).
1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.
2. Дан верный синтаксический комментарий к одному из вариантов пунктуационного оформления – 1 балл.
3. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.
4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла
Вопрос № 11
Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.
Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.
де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х
диа́гноз ! удар. диагно́з устар.
диало́г ! удар. диа́лог устар.
дикобра́з ! неправ. дикообра́з
Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?
Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов?
Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
Как называются словари, из которых они были взяты?
Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения
Для чего предназначены такие словари?
Словарь трудностей произношения и ударения (оррфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.
Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.
1. Фиксация того, что выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские] (до 2 баллов)
2. Фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).
3. Фиксация того, что такие словари называются орфоэпическими или словарями трудностей произношения [и ударения] (1 балл).
4. Он содержит справки об орфоэпической норме, произношении и ударении [в различных формах] трудных слов, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение (1 балл).
За упоминание Р.А. Аванесова и др. — дополнительный балл.
Второй тур может состоять из одного или нескольких заданий. Предлагаются следующие типы творческих заданий:
Рассуждение на лингвистическую тему
Темой сочинения могут быть избраны высказывания деятелей культуры и науки о языке, пословицы, афоризмы, крылатые выражения и т. д.
Анализ художественного текста с точки зрения используемых изобразительно-выразительных средств
Объектом анализа могут быть стихотворные тексты, фрагменты прозаических произведений. Можно предложить сравнительный анализ двух текстов. Желательно предлагать тексты, не включенные в школьную программу по литературе.
Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия), желательно с учетом региональной специфики.
Сочинение может быть написано по данному началу, по предложенной теме, по картине, в виде стилизации, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры и т. д.
Конкретные задания разрабатываются региональными комиссиями Олимпиады по русскому языку.
Источник