Настроение сказки конек горбунок

Анализ сказки Ершова «Конек горбунок»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Некоторые исследователи, проводя анализ, называли сказку Ершова «Конек-Горбунок» «мужицкой», сопровождая такое определение разными оценочными акцентами. Но, конечно же, такой характер повествованию придает не обилие разговорно-просторечной лексики, а весь русско-деревенский колорит событий, происходивших «против неба — на земле», атмосфера детски простодушной веры в возможность чуда и верность автора и его положительных героев в незыблемость представлений о чести, совести, долге и высшей справедливости: непременном возмездии за неблаговидные поступки и воздаянии за добро.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_skazki_ershova.docx 18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ сказки Ершова «Конек горбунок»

Некоторые исследователи, проводя анализ, называли сказку Ершова «Конек-Горбунок» «мужицкой», сопровождая такое определение разными оценочными акцентами. Но, конечно же, такой характер повествованию придает не обилие разговорно-просторечной лексики, а весь русско-деревенский колорит событий, происходивших «против неба — на земле», атмосфера детски простодушной веры в возможность чуда и верность автора и его положительных героев в незыблемость представлений о чести, совести, долге и высшей справедливости: непременном возмездии за неблаговидные поступки и воздаянии за добро.

Размеренность, «сказовость» традиционны для устного народно творчества. В содержании же зачина есть некоторое своеобразие — «приземленность» описания семьи старика и их быта. Просторечные словечки «дурак», «недалече» подчеркивают, что рассказ ведется не вдохновенным баяном, а сказителем-крестьянином, для которого «сеять пшеницу» — привычное и главное дело всей жизни, как и для его слушателей.

В центр сказки «Конек-Горбунок» Ершова поставлен истинно народный характер. Герой с честью выходит из многочисленных испытаний. Помощь конька сводится к подсказке, как можно добиться успеха. Во время события горбунок где-то в стороне. Сам же Иван ведет себя отнюдь не по-дурацки. Он ловок, сметлив, инициативен. После того как под волшебные звуки песни Царь-девицы его одолел сон, герой мгновенно решает, как избежать такой опасности во второй раз:

Тут конек опять сокрылся;

А Иван сбирать пустился

Острых камней и гвоздей

От разбитых кораблей

Для того, чтоб уколоться,

Если вновь ему вздремнется.

При поимке Жар-птицы тоже проявляется незаурядность центрального героя.

В эпиграфе к третьей части можно увидеть уже непосредственное указание на содержание.

Доселева Макар огороды копал,

А ныне Макар в воеводы попал.

Мы знаем, что Иван попал не в «воеводы», а в цари. На его избранность, будущее чудесное (и внешнее тоже) преображение указывает сцена встречи с Месяцем Месяцовичем: ласковое обращение, достойное поведение в необыкновенной обстановке, «на небе» и благословение, которое дается дочери. Величает рассказчик героя уже не так, как в первой части, а ласково и уважительно: Иван, Ванюша, Иванушка, Иванушка Петрович. После преображенья он выглядит важно, «будто князь», держится достойно, как и положено «воеводе». Надо заметить, что уже в первой части Ершов использует явно литературный композиционный прием — опережения событий. Видимо, с целью заинтересовать, увлечь читателя в конце главы дается перечень будущих приключений героя, завершающийся предсказанием счастливого конца.

Литературная традиция, в частности Пушкинская (вспомним «Руслана и Людмилу», «Евгения Онегина»), проявляется в свободном разговоре с читателем (конец первой и второй части), включении вставных сюжетов и эпизодических персонажей (например, Рыба-кит), функциональных пейзажей и интерьеров. В народных сказках мы не найдем развернутых описаний картин природы, в некоторых случаях дается указание на особенности пейзажа (например, дремучий лес). Проводя анализ, можно заметить, что в сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» неоднократно рисуется открывающаяся героям красота мира, хотя в описаниях сохраняется особенная сказовая манера.

Поэтичность описанию придают не только свежесть восприятия, яркость красок дивного места, но и замечательные сравнения с вполне реальными предметами и явлениями: «гора, словно вал на окияне», зелень, «словно камень изумруд» и т. п. Чудесный эпитет «несказанная» красота подчеркивает, что как бы цветисто не рассказать об увиденном, все равно невозможно передать словами всей неповторимости Божьего творения. Интересно отметить, одновременно со столь красочным и поэтичным описанием дается весьма прозаическое суждение героя о прекрасных Жар-птицах, в котором они сравниваются с курами, а необыкновенный свет, ими излучаемый, с батюшкиной печью. Иван в мире чудес уже вполне освоился, даже готов поозорничать, пугнуть на прощанье стаю Жар-птиц. Соседство поэтического и прозаического, патетики и юмора позволяет автору показать, что для него важно и в мире, и в герое.

В описании небесного терема Царь-девицы воплотились народные представления о Небе, в них переплелись языческие и христианские верования. Хрустальный свод, золотые змейки — солнечные лучи, райские птицы, в необыкновенных садах — серебряные ветки — лунный свет, и над всем этим — «православный русский крест» — символ Бога.

Ершов будто бы невзначай задает читателям загадки, вводя в повествование все новых героев. Почему вором на пшеничном поле оказалась красавица-кобылица? Что за странный вид у волшебного конька: что-то среднее между лошадью, ослом и верблюдом? В этих деталях, как и во многих иных эпизодах, метафорическом и образном строе сказки Ершова проявились поэтические воззрения славян на природу. В исследовании А.Н. Афанасьева читаем: «Золотогривый, золотохвостый или просто золотой — конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; на таком коне и сбруя бывает золотая». Таким образом, чудесные кони из сказок (и сказки Ершова в том числе) по мифологическим представлениям непосредственно связаны с небом, то есть миром иным, далеким от бытовых реалий. С появлением кобылицы, а позже коней в жизни ершовского Ивана-дурака поселяется чудо, которое предопределяет все дальнейшие приключения и испытания. Даже самое обыкновенное, ставшее привычным сравнение: «Горбунок летит как ветер», имеет мифологические корни: «Конь, обгоняющий солнце, есть ветер или бурная туча».

Мир сказочной поэмы Ершова необычайно широк, простирается в пространстве и времени необъятно. Мифология, фольклор, русская история, крестьянский быт и даже современная П.П. Ершову русская культура. В 30-е годы XIX в. у всех на устах комедия Грибоедова «Горе от ума», разошедшаяся, по словам Белинского, в пословицах и поговорках. Во второй части «Конька-Горбунка» есть сатирически нарисованная сцена повеления царских дворян, которая начинается так:

И посыльные дворяне

Побежали по Ивана….

Эта зарисовка напоминает патетический рассказ Фамусова о екатерининском вельможе Максиме Петровиче, все детали повеления участников в двух отрывках одинаковы, вплоть до получения наград за шутовство и самоуничижение.

Введение подобных реминисценций позволяет почувствовать за рассказчиком-сказителем автора произведения, человека начитанного, умного, ироничного.

Источник

Анализ сказки Ершова Конек-Горбунок

Петр Павлович Ершов ярко выделил традиционные моменты в своей сказке, при этом указывая на непрерывный творческий процесс. Произведение разделено на три части, а каждом из которых есть эпиграф. Именно эпиграф занимает главную роль в сказке. Эпиграфы, которые автор использовал наталкивать читателя на дальнейшие сои рассуждения и сохраняли интригу.

В первой части идет активное знакомство с героями сказки, рассказывается об их жизни и чертах характера. Вторая и третья часть о приключениях и событиях героев, которые заинтересовывают читателя и это только присказка, которая готовит к главной сказке и волшебству.

Автор изображает Ивана с добротой и неким детским юмором, а его братьев наоборот. Ершов описывает братьев, как лживых и жадных парней, при этом сравнивая с Иваном, который говорит только правду и трудолюбивый. Хотя его и называют дураком, однако это не так, эта самый обычный рабочий крестьянин, а вот его окружение больше подходит под это описание.

Царя представляют в сказке смешным, трусливым и невоспитанным, над ним смеется даже Месяц. К такому Царю и соответственное отношение, его слуги готовы работать только за рыбу и выгоду для них, так как знают, что Царь не имеет власти над ними.

Главный герой и друг Ивана Конек, помогает ему во всем и всегда оказывается рядом в нужный момент. Конек помогал Ивану выполнять глупые поручение Царя, они и Жар-птицу нашли, и царевну похитили и кольцо раздобыли. Все же он перевоплощается в человека и женится на Царевне, и становится Царем. Тем самым негативные персонажи были наказаны и побеждены, как и положено концовке русской сказке.

Вполне естественный процесс, когда все меняется и становится современным, что касается и сказок. Поэтому данное произведение будет довольно сложным для современных читателей з-за слов, которые уже вышли из обихода в 21 веке. Однако юмор и смысл сказки «Конек-Горбунок» останется понятным для всех.

Стоит отметить, что Ершов умело соединил мотивы сказок, из которых вышло яркое путешествие главного героя, выделяются его лучшие черты и все это объединяет прекрасный юмор.

В итоге читатели получили сказку в виде четырехстопным хореем и звучит довольно мелодично, как будто автор написал произведение на одном дыхании. Но сказка покорила всех и даже Пушкина своими образами, событиями в третьей части и национальными традиционными выражениями.

2 анализ

Произведение «Конёк-Горбунок» напоминает народную сказку, так как содержит присказку, повторы, зачин, концовку и элементы волшебства.

Главный герой изображён как простой и доверчивый человек. Из-за его любви к коням становится понятно, какой он добрый и чуткий юноша. Так как Иван заботился и ухаживал за этими животными, они сбежали к нему от хозяина. Главный герой ответственный, потому что выполняет поручение отца в отличие от братьев Данилы и Гаврилы. Но при всех своих положительных качествах Ивана есть существенный минус-это безграмотность, которая видна по его разговору с царём.

По сравнению с Иваном его братья очень ленивы и корыстны. Обманывают отца, ставят деньги, личное благополучие выше собственного брата, отправляя его на погибель.

Кобылица описана как лошадь необычайной красоты. Она положительный герой, хотя и уничтожала урожай, который ей не принадлежал. Кобылица честная, потому что выполнила обещание, данное Ивану. Дала ему лучших коней и настоящего друга за выполненные указания.

Царь представлен как завистливый, глупый правитель. Он хочет слишком много. Сначала перо жар-птицы, потом красавицу, а затем и вовсе вернуть молодость.

Конек-Горбунок изображён как преданный друг. Он умён, обладает тайными знаниями, во всём помогает хозяину. Конек-Горбунок ценит Ивана.

В сказке «Конёк-Горбунок» говорится о многом, например, о ценности дружбы, предательстве, корыстности людей. В чём же смысл произведения «Конёк Горбунок?». Из него необходимо вынести жизненные уроки. Во-первых, вместе с другом можно преодолеть все трудности. Во-вторых, нужно судить людей не только за внешний вид, но и духовную наполненность. Конек-Горбунок был на вид совершенно некрасив, но обладал многими выдающимися качествами, а главное вел себя как надёжный друг. В-третьих, чего-то добиться можно только благодаря долгому и упорному труду. В-четвёртых, нужно быть добрым, честным, бескорыстным, как главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Конек-Горбунок Ершова

Популярные сегодня темы

В образе одного из второстепенных и явно комических персонажей, Бориса Борисовича Симеонова – Пищика, таким знаком является его неукротимая и вынужденная страсть к деньгам

Александр Сергеевич Пушкин является великим русским поэтом не только XIX века, но и вообще всей русской литературы. С детства я любил читать его замечательные сказки. Взрослея, я начал восхищаться поэмами, прозой, многими небольшими стихотворениями

Литературное произведение «Полтава», написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

Современная индустрия предоставляет широкий ассортимент повседневной и праздничной одежды. Как говорится, на любой вкус и цвет. Сейчас в моде стиль оверсайз, когда можно носить одежду на 2-3 размера больше

Островский Александр Николаевич – человек, который смог в, казалось бы, таком простом и коротком произведении как «Гроза» описать всю Россию и озвучить народные мысли о желанной революции. Написав эту пьесу в 1859

Источник

Анализ сказки «Конек-горбунок»

Вступление в сказке разворачивает перед нами картину семьи в которой присутствует отец и три сына. Старший и средний братья понятные и социально адаптированные. Их проявления в сказке вполне укладываются в правильный мужской сценарий: добывать пропитание, решать проблемы, когда они возникают, идти героическим путем, насколько это возможно. Их атрибуты – это атрибуты защиты: вилы и топор. Они владеют оружием и способны сражаться. Контакт с феминным им еще только предстоит установить, и пока оно пугает их темнотой ночи, холодом, влагой, неизвестностью. Младший – единственный носитель феминного, чувствующего качества души. Он поет песни, с ним не работает давление и конкуренция, а путь включения его в героическую историю, скорее связан с соблазнением со стороны отца. Не буквальным, конечно, соблазнением, а в смысле «смотри как будет здорово».

Отец соблазняет картинами и лакомствами, как бы тоже включая в действие феминный принцип. На подвиг младший собирается, тоже вооружившись, скорее материнским, чем отцовским способом отношений с миром, берет хлеб. Он созерцателен, внимателен, он не боится материнского мира ночи, а напротив доверяет ему. Как будто контакт с феминным аспектом психики, проявляющийся в виде образа кобылицы может быть доступен только ему. Как будто у остальных братьев нет для этого места в их внутреннем мире. Перед нами предстает картина мира слегка напоминающая Ветхозаветную, где Бог отец создал мир, где «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова» и так далее. Как будто матери в этом мире не существует, ни как матери, ни как супруги, отца. Как будто женское в этом патриархальном мире еще не проявлено, не воплощено. И младший сын утаивает свою манифестировавшую феминность, заворачивая ее в образ чёрта, тем самым скрывая этот аспект от отца и братьев. Он имеет контакт с феминной частью души, но совершенно точно не готов этот аспект своей психики обнародовать, хотя и предъявляет его в виде дурацкого поведения.

И задача развития во всей этой патриархальной истории в самом вступлении проявляется как задача поиска женского начала.

Дальнейшее действие сказки разворачивается через два года. Это время необходимое для дозревания Эго, установления связи с инстинктами, которые символизируют подросшие кони младшего брата, рожденные для него кобылицей. Только младший брат умеет с ними управляться и они его слушаются, к другим они оборачиваются стороной буйной, неуправляемой инстинктивной силы, которая разрушает все на своем пути. Старшие братья столкнувшись с завистью к младшему крадут коней, чтобы продать. Пытаются использовать архаические силы инстинктов, чтобы улучшить социальную адаптацию. Что увенчается успехом, кони проданы – братья взяли деньги и смогли создать свои отдельные семьи и обзавестись хозяйством. Контак с пугающей феминностью так или иначе установлен, инстинкты поставлены на службу Эго в качестве внутренних ресурсов. Таким образом, героический путь для персонных частей психики завершен.

Остается часть психики, которая связанна с индивидуацией и поиском внутренней феминности. И один ее аспект как указание на поиск анимы и потребность в трансформации встречается дорогой в виде пера жар-птицы. «Много-много непокою принесет оно с собою», – говорит рациональная часть личности, оберегающая Эго. Но потребность личности в индивидуации сильнее и герой несмотря на предупреждение берет перо. Перо служит ему «светом во тьме, путеводной звездой в мире феминной тьмы, помогает символически адаптироваться к внутреннему эмоциональному аспекту души. И в тоже время, именно оно отправляет его в трудное путешествие, по поиску контакта самостным образом жар птицы. Поймать ее не так просто, нужно понимать, куда она прилетает и соблюсти определенный ритуал прикармливания птицы. Герой смешивает пшено и вино, что отсылает нас к образу Евхаристии. Непосредственный контакт с птицей – нечто обжигающее, нужны рукавицы, мешок. Так и для нас невозможен непосредственный контакт с архетипическим измерением, нужен ритуал и посредники, иначе, хрупкое Эго может быть затоплено коллективным содержанием и уйти в психотическое измерение. И теперь, когда птица поймана, Эго пережило опыт нуминозного, необходимо передать птицу Царю. Контакт с нуминозным переживается как нечто прекрасное, явление совершенной красоты и Эго стремится удержать этот опыт, но в тоже время понимает, что это нечто сверх.

Образ Царя как-то связан с нашими внутренними драйвами, той силой, которая движет нас на пути индивидуации, которая толкает вперед к изменениям, даже если нам порой кажется, что это нечто совсем трудное, неподходящее, невыносимое. Следующая задача, стоящая перед героем – поиск контакта с внутренней феминностью, обретение целостности, через возможность внутреннего алхимического брака между противоположностями. Значимую роль в процессе трансформации, играет теневая фигура царского Спальника, бывшего начальника конюшен. Эта фигура как раз «желая зла творит благо», придумывая испытания для Эго-героя, которые он проходит по грани, чтобы либо погибнуть, либо перейти к новой ступени личностной интегрированности.

Чтобы обрести связь с феминностью, Царь-Девицей, необходимо достать кольцо со дна морского и познакомится с ее матерью и братом – Месяцем и Солнцем. В результате выстраивания контакта между небесным миром архетипическим образов – жилищем солнца и месяца и личным бессознательным – океан и его Царь-Кит, становится возможной репарация нанесенной травмы – рыба-кит выпускает проглоченные корабли, и на них служат молебен и поют. И после репарации травмы возможно интегрировать символ контакта с феминностью, добыть из-под воды сундучок с кольцом Царь-Девицы. Так главный герой с помощью конька-горбунка выполняет роль трансцендентной функции налаживая коммуникацию межд подводным миром – миром кита и миром Эго – миром Царя и Девицы. Царь-Девица, Пандия – богиня полуденного солнца в греческой мифологии, дочь Зевса и Селены. И тут по ассоциации возникает вслед за богиней полуденного солнца – полуденный демон, который в фольклорной традиции рисуется самым страшным из всех, так что даже упоминание его имени невозможно. Но в сказке Солнышко ей не отец, а брат, что отсылает нас к мифу о Рее-Кибелле и ее сыне-муже Аттисе.

Следующий фрагмент сказки и этап трансформации Эго-героя: собственно перерождение. Для этого герой должен нырнуть по очереди в три котла с молоком, горячей и холодной водой. Как если бы Эго должно соприкоснуться с материнским миром: растворится с молоке. А затем спустится с ад: в буддистской традиции есть представление о холодных и горячих адах, при прохождении через которые души проживает свою негативную карму.

Теперь Эго спустившись на дно, распавшись и соединившись снова готово к воплощению в новом качестве Царя. И Царь может соединится с внутренней феминностью и стать основанием нового порядка во внутреннем мире. Завершается сказка моментов венчания. Как если бы связь Эго-Самость сделалась более видимой и освященной сиянием архетипического мира.

Источник

Читайте также:  Физический эмоциональный интеллектуальный цикл человека
Оцените статью