Настроение сказки аленький цветочек

Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова

Сергей Аксаков написал чудесную и добрую сказку «Аленький цветочек». В основном в произведении идет речь о любви.

Главными героями является купец и его дочки. Мужчина очень сильно любит своих девочек. Его младшая дочь готова была пожертвовать своей свободой, чтобы спасти отца. Ради этого она не побоялась остаться наедине со страшным чудовищем в его огромном замке. Но со временем девушка рассмотрела в безобразном чудовище прекрасную душу. Под ужасной внешней оболочкой скрывалось доброе и чуткое сердце. Девушка даже полюбила его. Чудовище относилось очень хорошо к девушке.

Купец – это любящий отец, который воспитывает трех дочерей, он богатый человек. Настенька – это его младшенькая дочка, она была бескорыстной и не требовала от отца дорогостоящих подарков. Ей было достаточно простого аленького цветочка от папы. Старших дочерей звали Проскофья и Марфа они требовали от отца дорогих подарков, например ценных украшений. Чудовище – это как потом оказалось настоящий принц. Эго заколдовала злая колдунья, и он превратился в ужасного зверя.

Эта сказка учит своих читателей многому. Сергей Тимофеевич Аксаков хотел донести людям одну золотую истину – это быть добрыми и относится к людям с уважением и любовью, не смотря на их внешний облик. Настенька была доброй, чистой и искренней девушкой. Ко всем вокруг она относилась по доброму, за такое поведение ее щедро вознаградила судьба. Настенька уважала и любила своего папу, она хотела его спасти, поэтому пошла в замок к чудовищу. Увидев зверя она, немного напугалась, но позже она рассмотрела в нем прекрасного человека. К нему она относилась искренне и по-доброму.

Так же сказка учит читателей держать данное нами слово. Все, что мы обещаем другим людям, мы должны выполнять несмотря ни на что. Этому нас учит отец, он обещал своим дочерям привести подарки и он это выполнил. Он рисковал своей жизнью ради этого. Настенька так же исполняла свои обещания. Когда ее чудовище отпустило домой повидаться с родными, она могла бы убежать. Но, она так не поступила. Девушка вернулась в замок в назначенное время, потому что она обещала чудовищу, что придет обратно.

Помимо этого сказка учит нас с уважением, пониманием и добром относится к людям в не зависимости от того как они выглядят. Человека нужно любить не за внешность, а за его внутреннее содержание. Настенька смогла полюбить чудовище за его красивый духовный мир.

Анализ 2

Сюжет сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек» является одной из версий традиционного европейского сюжета о красавице и чудовище.

Писатель признается, что впервые услышал эту сказку в детстве от ключницы Пелагеи. После Сергей Аксаков познакомился и с французской сказкой «Красавица и чудовище».

У купца было три дочери. Число три, как и в других сказках, имеет сакральный смысл. Он отправился в очередное плавание. Первая дочь хотела венец, вторая — зеркало, а самая младшая, Настенька, желает получить аленький цветочек, краше которого нет на белом свете. На купца в дороге нападают бандиты, поэтому он вынужден отстать от своего груза. Это событие роднит произведение с французской версией. Он попадает на поляну в лесу, где его встречает сытный ужин, гостеприимный прием, хороший ночлег. Когда купец уже собирался уходить, то он увидел на поляне аленький цветок. Сорвав его, он разбудил гнев чудища. Чудище дало ему волшебный перстень (этого элемента не было в французской версии) и попросило отправить с помощью украшения к нему свою дочь. Первые две дочери испугались, а третья согласилась.

Настенька жила как царица в новом доме. Однажды ей приснился сон, что отец заболел. Во французской версии у Бель было специальное зеркальце, через которое она могла наблюдать за своей семьей, чего не было у Настеньки. Чудище отпустило девушку на три дня. Дома сестры стали завидовать жизни Настеньки и задержали ее. Когда девушка пришла, чудище умирало. Слезы Настеньки вылечили чудище. Оно превратилось в прекрасного принца.

Читайте также:  Психология чувство вины у детей

Также с традиционной версией «Аленький цветочек» близок отсутствием матери в семье и сословием отца. Горожане — необычные и нетипичные герои волшебных сказок. За основу взят миф про Амура и Психею.

Согласно сказке, Настенька была двенадцатой гостьей чудища. Двенадцать — число кратное трем, поэтому здесь тоже соблюдается сакральный смысл числа три.

В отличии от яркой и гордой Бель Настенька — скромная, покладистая, спокойная девушка. Она не такая авантюрная и озорная, как ее французский аналог. Настенька спокойно принимает свою участь. Она благородная и честная.

Имя Анастасия с древнегреческого языка переводится как «возвращенная к жизни». И действительно, горе с отцом и знакомство с чудищем помогло развить внутренние качества девушки. Ее честность и покладистость получили награду. Девушка стала женой богатого принца.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Аленький цветочек Аксакова

Популярные сегодня темы

Михаил Александрович Шолохов посвятил свой роман «Тихий Дон» жизни российского казачества в переломный момент отечественной истории — в годы Гражданской войны. Одно из важнейших мест в романе занимают женские образы

В истории российской литературы есть огромное множество писателей, которые посвящали свои произведения темам войн и разрушений. Но настоящий Бум случился сразу после начала Отечественной войны с Францией

Математика – это один из предметов начальной школы, без которого не возможно существование человека в современном мире. Образ жизни современного человека обязывает его уметь читать, писать и считать

Африкан Савич Коршунов является одним из персонажей из известной комедии Островского, Бедность не порок. Этот человек имеет большое состояние, владелец фабрики. Он дружит с неким Гордеем Карпычем.

В последнее время я часто начал читать произведения Антона Павловича Чехова. Его произведения трогают меня до глубины души, поднимают философские вопросы и заставляют задуматься над вопросами мира

Источник

Опыт анализа сказки С. Аксакова Аленький цветочек

Известно, что С. Аксаков сказку «Аленький цветочек» не сочинил – просто литературно обработал старое народное сказание.

История эта очень древняя — это миф, восходящий скорее всего к «каменному веку» — видимо к эпохе неолита. Это можно заключить из того, что в сказке речь идет о времени матриархальных отношений, а матриархат относят обычно ко времени неолита.

Больше того – именно эта сказка как раз и является возможным подтверждением самой реальности матриархата в прошлом, наряду с другими следами этого счастливого времени, как в народном творчестве, так в повседневной жизни некоторых современных племен.

Передавался хорошо нам знакомый сюжет безвестными сказителями в течение неисчислимых поколений. И на этом временном пути история постепенно исказилась почти до неузнаваемости. Каждый сказитель что-то забывал и добавлял какие-то детали «от себя». Тем более приходилось «привязывать» сюжет и содержание сказки к современным для сказочника реалиям.

Нужно еще учитывать и «давление» патриархата – теперь у нас лучшие люди это якобы мужчины. А женщина это чепуха – придаток к мужчине! И принято везде, где речь идет о положительном герое, заменять женщин мужчинами (возможно так создали образ Иисуса Христа, имеющего заметные женские черты психики). Таким же образом видимо и появился в нашей сказке заботливый отец.

К счастью «скрытое» содержание сказок и мифов обычно намного устойчивей к искажениям. Правда выделить это содержание не очень легко…

Кто бы поверил, что первоначально речь в истории шла не о заботливом купце-вдовце и его дочках, а совсем о другой семье. Там не было заботливого отца. Семья была матриархальная и состояла из матери или матерей и их детей. В основном дочек. Этот вывод можно сделать если обратить внимание на некую странность – у дочерей купца не было матери – их воспитывал якобы один отец. И у «Чудовища» возможно «не было матери» — так как упоминается только отец-король.

То, что наша сказка это миф видно из того, что герои не имеют собственных имен. Это некая условная семья и условные ее члены.

Читайте также:  Все эмоции суть страдания

Если сказка – миф, то он повествует о типичных, общих для многих людей явлениях и событиях. Сразу стало ясно что в сюжете произошла подмена – первоначально говорилось о том, что у сестер была только мать. Ведь намного типичнее именно семья из матери и детей даже в настоящее время. Для анализа же важно, что есть указание на наличие только одного родителя и это указание явно значительно для сюжета!

Ну почему бы не рассказать про обычную семью – с отцом и матерью? Видимо разумное объяснение этому есть только одно – семей с отцом и матерью тогда просто не было… Вообще все истории про детей «с одним родителем» (знаменитые «Дети вдовы» к примеру) явно восходят к матриархату.

Если мы примем для себя матриархальное понимание семейных отношений в сказке, это поможет понять всю эту странную и страшную историю об ужасе и отвращении к «чудовищу», перешедших затем в страстную любовь.

Сейчас трудно представить первоначальный ход событий, о которых говорит сказочный сюжет. Скорей всего «отцовский долг» и «странный заказ отцу привезти цветочек аленький» просто есть выражение жесткой ПРИВЯЗАННОСТИ девочки к ситуации «аленького цветочка». Сама эта жесткость выражает важность каких-то событий. Что там случилось? Понимание символов и иносказаний проясняет реальный характер сюжета сказки.

Причем странность заказа дополнительно контрастно подчеркивается самыми обычными пожеланиями старших дочерей. Более опытным старшим девушкам не нужно никаких «аленьких цветочков» — вполне достаточно блестящих безделушек. Что же такое аленький цветочек?

В анализе красный цветок, красная роза и пр. однозначно служат символом кровавой дефлорации. Принося женщине в подарок букет красных роз, мужчина довольно прозрачно дает ей понять, что ее в скором времени ожидает.

Тогда все становится понятным – младшую девочку похитил и изнасиловал мужчина. На низменный характер истории указывает и само название сказки. Это название на первый план выдвигает ситуацию не просто цветка, а «Аленького цветочка». Не романтичного розового, а кровавого аленького. Не романтичная юная любовь, а суровая «проза» женской жизни.

Вообще цветок является и символом и вечным спутником женщины. Увидев окно, заставленное цветами в горшках, сразу можно судить о присутствии в жилище женщины. Цветы — это «вторые дети».

И отношение чудовища-мужчины к аленькому цветочку очень характерно. Узнав, что цветочек сорван, мужчина приходит в неописуемую малопонятную по сюжету ярость. Понять истоки этой ярости можно только уяснив смысл понятия «Аленький цветочек» — это ведь символ любви, причем любви плотской, кровавой. Понятно, что для мужчин физическая плотская «любовь» это главная ценность в жизни… Они очень тяжело реагируют на фрустрацию — любое отдаление от женщины. Которое начинается для них с прекращением грудного кормления.

Не удивляет и требование чудовища-мужчины прислать в «замену» аленькому цветочку молодую девушку – никакой замены здесь и нет – для мужчины секс и девушка это трудно различимые понятия…

Возникает вопрос — как из такой жуткой истории получилась очень красивая и приятная сказка? Это общая сказочная тенденция облагораживать и делать приемлемо-приятной самую страшную реальность жизни. Так из чудовищного лесного медведя получился добрый Миша. Кто когда видел доброго медведя?

Весьма темный момент в сказке это «обмен» — сначала отец (мать) на аленький цветочек, затем отец (мать) на девушку. Но ясно одно — никто из материнской семьи не хочет ее покидать и жить с мужчиной. Приходится мужчине и нападать и угрожать и подкупать.

Во всей этой «любви» женщин и мужчин много непонятного. Даже до ученых это вроде дошло. Похоже, что «любовь» эта возникла вместе с патриархатом и по сути есть СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ. Привязанность вследствие угрозы. А мужчина это сплошная угроза. Занятно читать, как аналитики всячески толкуют и раскладывают «по полочкам» нынешний парный брак женщины с мужчиной в попытках сохранить разваливающиеся семьи. И не понимают, что брак этот суть новодел, не имеющий архетипического фундамента.

Показательно, что в наиболее старых книгах — Одиссея, Библия и Калевала ни о какой любви не сказано. Видимо тогда ее не было, как и семей с отцом.

Читайте также:  Мои чувства остались прежними

Самый волнующий и напряженный момент сказки – это описание «волшебного превращения» отвратительного чудовища в прекрасного принца. Это действительно волшебный переход, но ничего сказочного в нем нет.

Надо прежде всего представить себе ситуацию матриархальной семьи. Девочки, вырастая, почти не видели мужчин. Те жили отдельно совсем в других местах. Можно себе представить переживания похищенной девочки – она впервые можно сказать видела мужчину, причем мужчину «во всей красе» — с дикими красными глазами, заросшего бородой и с большой плешью, созданной избытком мужских гормонов. Внезапность похищения многократно усиливала психическое воздействие на бедную девочку.

Именно таким – «мужчинам во всей красе» и доставались молоденькие девочки, ибо «прекрасные принцы» были слабы в конкуренции с плешивыми «зрелыми» мужчинами. Теперь понятно, кем восприняла девочка своего похитителя – чудовищем!

Интересно, что в сказке постоянно подчеркивается: жених-Чудовище живет где-то очень далеко, вообще непонятно где. Это дает возможность при анализе предположить, что тогдашние мужчины вообще нигде не жили конкретно. Были охотниками-кочевниками, время от времени имевшими отношения с более оседлыми женскими семьями.

Сразу можно сказать, что роскошный дворец Чудовища это позднее добавление. Из текста сразу можно сделать вывод , что дворец – вообще жилище был привычен женщинам – создательницам сказания. Они его и придумали. Чудище – мужчина во дворце не появляется – вся его жизнь и все ключевые события сказки происходят «на природе» — в саду, среди деревьев птиц и цветов.

И дорога к месту обитания Чудовища проходит по каким-то немыслимым непроходимым чащам. Скорее всего именно так и жили тогдашние мужчины — и многим современным такая жизнь очень даже нравится…

Вообще очень бросается в глаза резкое различие между жизненным, реалистичным описании в сказке жизни сестер с «отцом» и явно вымышленной, фантастической картиной всего связанного с «Чудищем»- мужчиной. Здесь сплошные дворцы, сады и самоцветы.. Можно сказать сразу что все это «стокгольмский перевертыш» мужской реальности того времени – грязной и дикой жизни где-то в кустах.

Кстати – здесь явная параллель с другой очень известной сказкой – «Золушка». Там тоже очень живая реальная женская семья (у Золушки есть явно придуманный позднее «отец» — на характер, род занятий и местонахождение которого весьма недвусмысленно указывает профессия — лесник! ) и сплошные принцы и самоцветы ассоциируемые с мужским миром. Неужели в те времена мужчины и женщины были настолько разобщены, что имели друг о друге столь смутные представления?

Поэтому смешно смотреть по ТВ сюжеты, где уже у неандертальцев предполагается устойчивая парная семья непременно с заботливым мужем-отцом. Скорее всего это безосновательная проекция современных реалий в прошлое… Какая парная семья у обезьяно-людей живущих стадом?

А дальше с нашей девочкой произошла банальная история. Сформировался «психический перевертыш» — если «чудовище» относилось к девочке не слишком жестоко, то по механизму наркоманической «малой дозы яда» первоначальный испуг и отвращение сменились приятием и привязанностью (стокгольмским синдромом). Этот механизм работает в отношениях с мужским полом и у современных девочек. Именно таким образом и современные плешивые, вонючие и волосатые «чудовища» превращаются в глазах женщин в «прекрасных принцев».

Длительная совместная жизнь в те времена мало кому была нужна (женщинам-земледельцам сложно было бы жить вместе с кочевыми охотниками и скотоводами), и из упоминании в сказке о «волшебном путешествии в дом отца» можно заключить, что скорее всего девочка, забеременев, вернулась в материнскую семью. Чтобы родить и совместно с другими женщинами растить своего ребенка. Вот таков счастливый конец у этой сказочной истории.

Интересна в сказке еще наивно-первобытная попытка дать объяснение факту превращения довольно смазливых в детстве мальчиков в волосатых, вонючих и плешивых чудовищ. Когда у мальчиков начинался пубертет и внешность начинала обезображиваться – их видимо изгоняли из семей. А сами эти изменения внешности ставили в вину разумеется злой колдунье – ну кто еще способен на такую гадость?

Мне известно кое-что про эти противные изменения, но это тема уже другого материала.

Источник

Оцените статью