- Интонационная выразительность речи
- Как интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение
- Любить голосом – настоящее искусство
- Как интонации влияют на коммуникацию
- Любовь Карась
- Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.
- Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций
- Ксения Чернова
- Как подготовиться к выступлению?
Интонационная выразительность речи
Ледяева Ольга Сергеевна
Интонационная выразительность речи
Интонационная выразительность речи.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «…есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз». (Б. Шоу).
Интонация — это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи. Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
— темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
— ритм (чередование ударных слогов);
— тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
— логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
— мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Игры на развитие силы голоса.
Игра № 1: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко?»
Игра №2. «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т. д. (Шепот; тихо; обычная; громко; очень громко, а затем удаляющийся».
Поезд – О О О О О (нарастание силы голоса)
Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)
Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)
Игры по развитию высоты голоса.
Игра №1: «Лягушка и лягушонок»
Взрослый будет «лягушкой», ребенок – «лягушонком». Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата — тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать «диалог» собаки и щенка, кошки и котенка и т. д.
Игра №2: «Три медведя».
Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л. Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».
Игры на развитие тембра голоса
Игра №1: «Сейчас произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было произнесено».
1. Скоро гроза! (недовольно)
2. Скоро гроза! (радостно)
3. Скоро гроза! (удивленно)
4. Скоро гроза, (грустно)
5. Скоро гроза! (со страхом, испуганно)
Игра №2: Перед ребенком раскладываются картинки с изображением людей разной возрастной категории (женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка) «Рассмотри внимательно картинки. Послушай и определи, чей голос звучит. Покажи подходящую картинку». Взрослый произносит любую фразу.
Игра №3: Сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок».
В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них.
Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили…
Заяц – // – (звонким, задорным, чистым голосом)
Волк – // – (грубым, низким голосом, с угрозой).
Медведь – // – (громким, низким, спокойным).
Лиса – // – (мягким, ласковым, хитрым голосом)
Игры на развитие темпа и ритма.
Игра №1. «Послушай и повтори так же».
-Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:
— — — — — (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)
А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:
\ \ \ \ \ (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени)
А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:
-\-\-\ (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)
Игра №2: «Барабан»
Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ, БАМ, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.
Игра №3: «Поезд»
Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте «станцию», возле которой ваш «состав» будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле «станции». И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух.», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к «станции» «поезд» должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух.».
Учитель-логопед: Ледяева Ольга Сергеевна
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи» «Открытое занятие по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи:.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну красивой речи!» МБДОУ «Детский сад №21» Г. Усолье-сибирское Воспитатель подготовительной группы Татьяна Владимировна Бойкова Конспект ООД по развитию речи.
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]» Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук з-зь» Воспитатель: Соловьева Т. А. Цель: Познакомить.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Зарина Муртузова Конспект ООД по развитию речи в старшей.
Консультация для воспитателей «Музыка и выразительность речи детей дошкольного возраста» Что такое Новогодний утренник и для чего он нужен? Это, прежде всего мероприятие для детей, это праздник не только вашего ребенка, но и.
Мастер-класс с детьми школьного возраста «Пластическая выразительность» Сегодня мы с ребятами работали над сценической выразительностью с помощью тренингов и упражнений. ,что является основой игры актера. Говоря.
Методическая разработка урока «Выразительность и изобразительность в музыке» министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.
НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа) Цель Упражнять детей в четком произнесении звука.
Тренинг с педагогами «Выразительность мимики и жестов» Тренинговое занятие «Выразительность мимики и жестов» Цель: формирование потребности в использовании выразительной мимики и речи, артистизма.
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» Тема: Звуковая культура речи: звук ш. Задачи: -Упражнять в правильном произношении звука ш -Способствовать формированию умения четко произносить.
Источник
Как интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение
Мы можем сколько угодно вкладывать смысл в слова, которые произносим. Но не менее важными являются интонации. Они транслируют наше настроение и отношение к собеседнику, партнеру. Самая незначительная фраза может заключать или безграничную нежность или смертельное оскорбление.
Периодически обижаюсь на мужа. Вернее, не на него самого и значение его слов, а на то, как эти чертовы слова были произнесены. На тон, жесткую, как арматура, интонацию и нотки, напоминающие тяжелые дротики. На неподвижный, будто гипсовый, подбородок, внешнее равнодушие, холод в конце предложений и безапелляционные выводы.
Любить голосом – настоящее искусство
В этот момент мне хочется дать сдачи. Испепелить взглядом. Залепить пощечину. Собрать все произнесенное ранее и кляпом вставить в рот. В этот момент я чувствую себя нелюбимой. Ненужной. Нежеланной.
Думаю, что даже с грузчиком, явившимся на работу пьяным и уронившим целый ящик шампанского «Дом Периньон», таким тоном не разговаривают. Даже с вратарем, пропустившем за игру 146 мячей. Даже с блондинками, не отличающими Иран от Ирака. Вот как для меня важны интонации! Ровные, доброжелательные, чуть игривые и любящие, пусть даже мы обсуждаем инвестиции, пререкаемся на счет длительности отпуска или не можем определиться кто сегодня сядет за руль.
Помню историю о том, как юная леди уехала на море и у нее неожиданно быстро закончились деньги. Она прислала телеграмму с короткой фразой: «Папа, вышли денег». Отец обиделся, затаился и промолчал. Когда его спросили о причине такой реакции – охотно объяснил:
– Вот если бы она написала: «Папочка, вышли денег», – даже не раздумывал. А так – пусть сама выкручивается.
Два года назад я познакомилась с очень милой и очень громкой девушкой. Она призналась, что в ее семье было принято общаться на повышенных тонах всегда и везде: за ужином, на пляжах Бердянска, в холле кинотеатра перед просмотром индийского фильма и возле кибитки мороженщика. Все члены семьи активно жестикулировали, притопывали правой ногой, выпучивали глаза и чуть что – переходили на поросячий визг. Она это воспринимала, как норму, и выйдя замуж стала таким же макаром общаться с мужем. Это чуть не послужило причиной для развода. Ее избранник, интеллигентный и уравновешенный парень, спортсмен, член Союза архитекторов Эстонии, первое время пребывал в жутком стрессе, носил беруши, а потом поставил вопрос ребром.
Так что интонации напрямую влияют на наше восприятие и настроение. Если мы решаем бытовые вопросы, но в голосе застряла занозой агрессия или злость, рядовой разговор имеет все шансы трансформироваться в ссору. Если мы планируем покупку дубового кухонного гарнитура, но у кого-то в душе расплескалось раздражение – кухня «Адель» пропишется на складе, а в доме не останется ни одной целой тарелки. Потому что любить голосом – настоящее искусство, а не брать чужие эмоции на свой счет – искусство вдвойне.опубликовано econet.ru
Автор Говоруха Ирина
Изображения: Eric Bowman
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Как интонации влияют на коммуникацию
Любовь Карась
Во время разговора порой важны не сами слова, а то, как вы их произносите. Это напрямую зависит от интонаций. Именно они создают настроение, меняют восприятие информации и влияют на результат беседы. Т&Р вместе с экспертом по технике речи Ксенией Черновой разобрались, как научиться управлять интонациями, синхронизироваться с собеседником и преодолеть волнение перед разговором.
Как наладить контакт с собеседником или аудиторией с помощью интонаций
Эмоциональное воздействие на собеседника, аудиторию осуществляется с помощью интонаций. Они помогают донести смыслы и изменить восприятие транслируемой информации; соответственно, именно от интонаций зависит результат разговора или выступления . С помощью голоса и интонаций человек может успокоить, спровоцировать, привлечь внимание или вызвать раздражение, даже если сам человек не ставил перед собой такую цель.
Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Интонации в русском языке — это важнейшая составляющая нашей речи. Не столь важны слова, как их формы. С помощью интонаций мы транслируем смыслы. Возьмите любую фразу и произнесите ее с помощью разных интонаций — собеседник воспримет ее иначе; соответственно, результаты разговора будут другими.
Нужно понимать цель разговора и, отталкиваясь от этого, находить интонацию. С помощью нее мы привлекаем аудиторию — или же, наоборот, отталкиваем. Мы можем транслировать заинтересованность, равнодушие. Фальшивые же интонации могут вызвать недоверие.
В книге «Система английской речевой интонации» Антонина Антипова определяет интонации как «сложное единство нескольких компонентов»:
речевая мелодика (изменение частоты тона при произнесении фраз)
временные характеристики (длительность, темп, пауза)
Эти компоненты позволяют выполнять функцию воздействия, а также наделять высказывание смыслом в зависимости от типа высказывания: повелительного, вопросительного, восклицательного, побудительного .
Мелодика речи — это так называемая мелодичность вашего голоса, которая напрямую связана с вашим эмоциональным состоянием. Если вы переживаете, ваша речь будет сжатой, скомканной, а напряжение будет передаваться аудитории.
Фразовое ударение позволяет делать смысловые акценты и обращать внимание аудитории на определенные фразы.
Меняя темп речи , вы также управляете вниманием собеседника или аудитории: чрезмерная размеренность может сделать речь скучной, и вас перестанут слушать; слишком быстрый темп также искажает восприятие, слушатель не успевает обрабатывать информацию. Поэтому необходимо выбирать средний и в то же время комфортный для вас темп речи, меняя его в зависимости от произносимого.
Ритм включает в себя темп и продолжительность произносимых фраз. Он помогает делать смысловые паузы, а также правильно разбивать предложения. Например, начиная абзац, вы можете постепенно идти к наиболее важным предложениям. Прочитайте следующие предложения вслух и почувствуйте, как меняется ритм:
Два / двадцать — два/ двести — двадцать — два/ две тысячи — двести — двадцать — два/ двадцать — две — тысячи — двести — двадцать — два
Тембр голоса — это яркость и окраска голоса, который может быть низким или высоким. Тембр напрямую зависит от особенностей строения нашего речевого аппарата: значение имеют объем и форма трахеи, плотность смыкания голосовых связок. Поэтому изменить тембр голоса достаточно сложно, однако вы можете экспериментировать с высотой звучания.
Паузы напрямую не относятся к интонациям, однако с их помощью мы также влияем на аудиторию . Временное молчание необходимо как слушателю для обработки полученной информации, так и самому спикеру, который во время пауз может сосредоточиться и немного отдохнуть.
Не бойтесь делать паузы. Если начали переживать во время выступления — задайте вопрос залу, сделайте вдох-выдох, сосредоточьтесь, вернитесь в ресурсное состояние. Паузы нужны для того, чтобы разговорить собеседника, а также необходимы для усвоения и обработки полученной аудиторией информации.
«Голосовое колесо» показывает, из каких компонентов состоит наш голос
Все перечисленные выше компоненты и определяют нашу интонацию. Она в первую очередь зависит от коммуникативной ситуации: деловые переговоры, встреча с друзьями, личный разговор с близким человеком или же публичное выступление. В любом случае необходимо уловить настроение собеседника, понять его эмоциональное состояние и настрой и в зависимости от этого синхронизироваться с ним . Так вы сможете наладить контакт и впоследствии выстроить конструктивный разговор.
Человека может раздражать непохожесть на него, если он спокойный, говорит медленно, а вы давите его своей энергией — это отталкивает. Постарайтесь синхронизироваться с ним и найти похожий темп, тон голоса, громкость. Это не манипуляция, а «подстройка», которая необходима для комфортной коммуникации.
Как подготовиться к выступлению?
Интонации транслируют ваше эмоциональное состояние и показывают, насколько вы уверены в собственных словах. Это может повысить или же понизить уровень доверия аудитории к спикеру . Поэтому в первую очередь перед выступлением или разговором необходимо сосредоточиться и снять напряжение. Ксения Чернова рекомендует выполнить следующие упражнения:
Перед выступлением необходимо подготовить тело и дыхательную систему. Доведите себя до состояния легкого кислородного опьянения, делайте частые вдохи и выдохи.
Разминайте шею, плечевой пояс, чтобы снять напряжение.
Также можно, начиная от ступней ног, напрягать тело, стопы, икры, спину, живот, шею. Находиться в этом состоянии 10–15 секунд и расслабиться на выдохе.
Если волнение пришло в процессе выступления, нужно упереться большим пальцем ноги в пол, сделать себе слегка больно, чтобы напряжение ушло в эту точку.
Источник: cosmaa / istockphoto.com
Наша «голосовая система» состоит из трех частей: лицо (а именно язык и губы), гортань (включая язык) и диафрагма. Если хотя бы одно из перечисленного находится в напряжении, речь будет скомканной и неразборчивой и вы не сможете управлять своими интонациями и, соответственно, воздействовать на аудиторию . Поэтому перед выступлением необходимо настроить свой голос и снять напряжение с голосовых связок. Самая простая техника — сжать и расслабить челюсть и держать ее открытой в течение 30 секунд. Ксения Чернова предлагает выполнить следующие упражнения:
Расслабить связки можно с помощью зевков.
Ищите звук «м» или «н» и направьте его в зубы. Должна возникнуть вибрация в верхней губе.
Берем маркер и вставляем его в рот вдоль, начинаем проговаривать свою речь, разжимаем только челюсть. Делайте это на протяжении 40 секунд.
Эти техники работают только в том случае, если вы сами психологически и эмоционально настроены на коммуникацию и уверены в том, что вы произносите.
Источник