Настроение русского лагеря перед бородинским сражением
Настроение русского лагеря перед бородинским сражением в романе Война и мир
Русские войска во время долгого отступления ждали этого боя. Они были полны решимости померяться силами с противником и готовы лучше умереть, чем пропустить врага.
Сама идея, цель этой борьбы становится близка и понятна каждому. Этим определяется главное настроение солдат:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою За родину свою!
(Лермонтов»Бородино»)
В этих словах отражен весь могучий русский характер. И эти строки тесно переплетаются с настроем народа в романе «Война и мир», образами мужиков, «работающих на поле сражения» не щадя себя во имя Родины.
Толстой показал сражение глазами Пьера, человека невоенного, который воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, лучше чувствует настроение солдат и офицеров. Даже вид самого Бородинского поля, «покрытого войсками и дымами выстрелов», вызывает у него восхищение, ему хочется «быть там, где были эти.. . блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки».
Пьер очутился в самом центре сражения, на знаменитой курганной батарее Раевского, куда был направлен главный удар тяжелой французской конницы, пехоты и артиллерии, и где погибли десятки тысяч людей. Батарея с «ласковым и шутливым участием» принимает этого неуклюжего штатского толстяка в очках и белой шляпе, который, стараясь никому не мешать, «смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару». Он видит простые лица солдат, слышит их немудреные шутки, и замечает, как «на лицах этих людей вспыхивали молнии разгорающегося огня».
Источник
война и мир. каково было настроения народа, солдат, ополченцев, офицеров в бородинском сражение
Из солдат наполеоновской армии к Бородину пришли физически и морально наиболее выносливые, хорошо обученные, втянувшиеся в походную, боевую жизнь. Среди них было много ветеранов, дравшихся в бесчисленных сражениях.
За что же они насмерть дрались с русскими на Бородинском поле?
Они стремились скорее добиться мира, так как Наполеон уверил их, что стоит только разбить здесь русских и мир будет заключен. Они стремились скорее добраться до Москвы, овладеть богатой добычей, пограбить, получить щедрые награды от императора и со славой вернуться домой.
Мужество русских солдат в Бородинском сражении было основано совсем на другом. Враг вторгся в родную землю; разорял её, грозил поработить русский народ. Надо, не щадя своей жизни, победить врага и изгнать его из родной земли. Русские солдаты и офицеры перед Бородинским боем были преисполнены глубочайшим патриотическим порывом. Каждый готов был принять смерть в бою, но не посрамить звания русского воина. Накануне сражения земляки из разных полков посещали друг друга, писали письма, завещали, что передать родным в случае гибели в бою. Солдаты понимали значение предстоящего боя. Все были в торжественно-приподнятом настроении. Перед боем чистили и чинили обмундирование, обувь, снаряжение, точили оружие, надевали чистое бельё.
Офицеры попросили разрешения у Кутузова сражаться на Бородинском поле в парадных мундирах, при всех орденах. Кутузов разрешил.
Из солдат наполеоновской армии к Бородину пришли физически и морально наиболее выносливые, хорошо обученные, втянувшиеся в походную, боевую жизнь. Среди них было много ветеранов, дравшихся в бесчисленных сражениях.
За что же они насмерть дрались с русскими на Бородинском поле?
Они стремились скорее добиться мира, так как Наполеон уверил их, что стоит только разбить здесь русских и мир будет заключен. Они стремились скорее добраться до Москвы, овладеть богатой добычей, пограбить, получить щедрые награды от императора и со славой вернуться домой.
Мужество русских солдат в Бородинском сражении было основано совсем на другом. Враг вторгся в родную землю; разорял её, грозил поработить русский народ. Надо, не щадя своей жизни, победить врага и изгнать его из родной земли. Русские солдаты и офицеры перед Бородинским боем были преисполнены глубочайшим патриотическим порывом. Каждый готов был принять смерть в бою, но не посрамить звания русского воина. Накануне сражения земляки из разных полков посещали друг друга, писали письма, завещали, что передать родным в случае гибели в бою. Солдаты понимали значение предстоящего боя. Все были в торжественно-приподнятом настроении. Перед боем чистили и чинили обмундирование, обувь, снаряжение, точили оружие, надевали чистое бельё.
Офицеры попросили разрешения у Кутузова сражаться на Бородинском поле в парадных мундирах, при всех орденах. Кутузов разреши
Из солдат наполеоновской армии к Бородину пришли физически и морально наиболее выносливые, хорошо обученные, втянувшиеся в походную, боевую жизнь. Среди них было много ветеранов, дравшихся в бесчисленных сражениях.
За что же они насмерть дрались с русскими на Бородинском поле?
Они стремились скорее добиться мира, так как Наполеон уверил их, что стоит только разбить здесь русских и мир будет заключен. Они стремились скорее добраться до Москвы, овладеть богатой добычей, пограбить, получить щедрые награды от императора и со славой вернуться домой.
Мужество русских солдат в Бородинском сражении было основано совсем на другом. Враг вторгся в родную землю; разорял её, грозил поработить русский народ. Надо, не щадя своей жизни, победить врага и изгнать его из родной земли. Русские солдаты и офицеры перед Бородинским боем были преисполнены глубочайшим патриотическим порывом. Каждый готов был принять смерть в бою, но не посрамить звания русского воина. Накануне сражения земляки из разных полков посещали друг друга, писали письма, завещали, что передать родным в случае гибели в бою. Солдаты понимали значение предстоящего боя. Все были в торжественно-приподнятом настроении. Перед боем чистили и чинили обмундирование, обувь, снаряжение, точили оружие, надевали чистое бельё.
Офицеры попросили разрешения у Кутузова сражаться на Бородинском поле в парадных мундирах, при всех орденах. Кутузов разрешил.
Источник
Рассказываю о традициях русских солдат перед Бородинским сражением
С древних времён у славян существовала традиция выходить на бой с превосходящими силами противника предварительно сняв с себя верхнюю одежду.
Этим они показывали своё презрение к смерти и такое поведение оказывало психологическое воздействие на противника который понимал что они будут биться до самого конца.
Эта традиция идти в атаку практически в чём мать родила впоследствии трансформировалась.
Так во время Отечественной войны 1812 года перед Бородинской битвой солдаты Кутузова надели под мундиры чистое нательное бельё и отказались от положенной порции водки перед боем объяснив это так:
«мы идём на смерть и не Боже перед Богом пьяным представать»
Интересно что в нашей армии той эпохи существовала ещё одна чистая русская традиция.
Отечественная война 1812 года, накануне Бородинского сражения командиру лейб-гвардии егерского полка полковнику Карлу Бистрому была поставлена важная задача оборонять левый берег реки Колочь в районе села Бородино и не допустить переправы французских арьергардных частей.
Перед битвой полковник решил устроить для своих солдат настоящую русскую баню, но деревенская парная оказалась настолько мала что к утру, целых две роты, ещё только готовились к помывке, а в это самое время в густом тумане к позициям наших егерей выдвинулась колонна восьмитысячной дивизии генерала Дельзона.
Полковник Бистром позже вспоминал:
О приближение неприятеля предупредили дозорные, из бани ребятушки мои повыскакивали, я приказал в каре построиться, прямо так, кто одет, кто в исподнем и повёл в штыковую, французы конечно слегка ошалели, полуголая армия, такого на Елисейских полях не увидишь, от неожиданности передовые части французов повернули в лес, а мы тем временем через речку переправились, а мост за собой взорвали, так что приказ выполнили, наступление противника задержали, не успели мы тогда как следует попариться, но да ничего будет ещё время.
Во время Бородинского сражения солдаты лейб-гвардии егерского полка под командованием полковника Карла Бистрома не позволили французским войскам сходу атаковать позиции русской армии у села Бородино.
За мужество и находчивость проявленные в бою полковнику Карлу Ивановичу Бистрому было присвоено звание генерал-майор.
По завершению Отечественной войны 1812 года генерал Карл Бистром участвовал в заграничном походе русских войск, где отличился в битве народов под Лейпцигом за что был награжден Прусским военным орденом красного орла и русским боевым орденом святой Анны первой степени.
Если вам понравилась данная статья, тогда пожалуйста оцените её вашим «Лайком», а так же подпиской на мой канал, всем большое спасибо!
Источник
Конспект открытого урока по литературе 11 класс (УМК 2100)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №5 г. Конаково
Роль Бородинского сражения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Учитель русского языка и литературы Мазилина О.Н.
Тема урока: 1. Роль Бородинского сражения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цель урока: определить какую роль занимает Бородинское сражение в романе и в жизни главных героев.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-общение, урок — исследование.
Обеспечение: текст романа «Война и мир», раздаточный материал (карточки) презентация к уроку, компьютер, мультимедийное оборудование,
(На доске тема урока «Роль Бородинского сражения в романе «Война и мир» и эпиграф «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» М. Ю. Лермонтов)
I .Оргмомент. Приветствие.
II . Вступительное слово. Тема нашего урока «Роль БС в романе «Война и мир». И эпиграфом к уроку я взяла слова М. Лермонтова «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
1). Историческая справка о Бородинском сражении (подготовленный ученик)
Цель урока: Вы услышали, что БС занимает важное место в истории России. Сегодня мы попытаемся понять, какую роль этому событию отводит в своём романе Л.Н. Толстой. Знакомясь с главами, посвящёнными БС, мы ставим перед собой ряд вопросов: как это событие связано с жизнью главных героев, какой след оставило в истории России.
Вот это нам и предстоит сегодня узнать, над этим мы и будем размышлять.
Учитель: попробуйте предположить, каково место этого события в самом романе?
Бородинское сражение – кульминационный эпизод романа. Описание БС занимает 20 глав третьего тома. Это центр романа. БС не только решающий поворот в истории страны, но и решающий момент в судьбах многих героев этого произведения. К концу первой половины романа-эпопеи «Война и мир» каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. У А.Болконского, П.Безухова, Н.Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. «Распадение прежних условий жизни» — так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Давайте еще раз вспомним, в чем проявляется разочарование (ответы: Пьер разочаровался в семейной жизни, поздно поняв, что Элен преследовала корыстные цели; в дружбе, не нашел ответов на жизненные вопросы и в масонской ложе. Князь Андрей не смог найти себя на государственной службе, в личной жизни не нашел счастья, мечты о «Тулоне» тоже потерпели крах. Наташа поняла, что не всем ее детским мечтам суждено осуществиться, что жизнь не столько романтична, как она представляла себе в лунную ночь или когда пыталась убежать с Анатолем)
У каждого героя начинается новый этап жизни, так или иначе связанный с кульминационным центром романа. Это мы и попытаемся доказать.
III . Беседа по главам 3-го тома романа.
Учитель: Во время обсуждения сражения нам с вами нужно будет заполнить таблицу.
Настроение (мысли) перед сражением
Настроение (мысли) во время сражения
Настроение после сражения
Чувствует радость от единения со всем народом в трудную для государства минуту, осознает, что все удобства жизни – вздор
Видит красоту утра, испытывает восторг, его тянет в гущу событий, но потом радостное возбуждение сменяется страхом, ужасом
Приходит к мысли, что «война – это самое гадкое, самое грязное дело в жизни».
Понимает, что предстоит страшное сражение, впервые задумывается о смерти; слава, любовь общественное благо в эту минуту для него не имеют смысла; уверен, что в войне за свою землю, за близких нельзя ни себя жалеть, ни с врагом великодушничать
Видит, что солдаты его гибнут, не сходя с места, не в бою, но пытается возбудить в них мужество. Он ни о чем не думает. Но, увидев гранату возле себя, подумал о смерти, о том, что не хочет умирать. В то же время сохраняет спокойствие и не бежит, т.к. на него смотрят его солдаты
Понимает, как дорога ему жизнь, чувствует, что сострадание и любовь (даже к врагам) — самое главное в жизни
1). Настроение героев перед Бородинским сражением.
Несмотря на то что в БС принимают участие Пьер и князь Андрей, мне бы хотелось начать с другой героини. И сейчас вы узнаете почему.
– Какие слова Наташи отражают её состояние и настроение накануне войны 1812 года?
Уч-ся (Наташа Ростова): Ещё в первые дни войны я слышала в церкви слова, оказавшие на меня глубокое впечатление: «Миром Господу помолимся. Миром, все вместе, без различия сословий без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться» (т. III ч. I гл. XVIII ).
– Нашли ли подтверждение эти слова? Где проявится это единение? (ответ: во время молебна перед сражением т. III ч. II гл. XXI ; Пьер слышит слова солдата: «Всем миром навалиться хотят», он, Пьер, понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех — от простых солдат до офицеров и главнокомандующего)
– Теперь давайте посмотрим почему Пьер не смог оставаться в Москве, а отправился туда, где будет решаться судьба страны?В каком состоянии он находился в этот момент?
Уч-ся (Пьер Безухов): «Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности» моих дел, тем мне «было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа», которой я ждал, «приближается». Я впервые ощутил себя не одиноким, не тем самым брошенным человеком, никому не нужным, я ощутил себя обладателем огромного состояния, потому что находился в единстве со всеми, был частью единого множества людей. Решив ехать из Москвы к месту сражения, я испытал «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобство жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то… »
– А сейчас давайте посмотрим, какие мысли посещают князя Андрея перед сражением.
Уч-ся (Андрей Болконский): Приказания на завтрашнее сражение были отданы. Делать мне было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли меня в покое. Завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых я участвовал, и возможность смерти в первый раз в моей жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению ко мне самому, к моей душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась мне. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало меня, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась мне волшебным фонарем, в который я долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь я увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине…(т. III ч. II гл. XXIV ) Запишите главную мысль в таблицу?
Учитель: Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что «новое» открылось каждому из них. (Зачитать отрывок из т. III ч. II гл. XXV по ролям)
– Почему так холодно и враждебно князь Андрей встречает Пьера? (ответ: князь Андрей холоден, почти враждебен по отношению к Пьеру. Пьер невольно одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей сейчас не хочет вспоминать об этом. Все, что он говорит, звучит почти злобно, как звучали в последнее время слова его отца)
– Какую главную мысль для понимания войны высказывает князь Андрей? (ответ: князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя «ни себя жалеть», ни «великодушничать с врагом» ) Запишите и эту мысль в таблицу.
– Чем мысли князя Андрея кажутся странными на первый взгляд? (ответ: Толстой-гуманист вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли: «Я бы не брал пленных…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей не только оправдывает жестокость, но и призывает к расправе над врагом. И это он, который еще недавно осуждал ужасы войны. Но это все справедливо. Князь Андрей объясняет свои слова: «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения. Для защиты собственной земли необходимо быть жестоким по отношению к врагу. Это проявление одной из сторон русского патриотизма.)
– Что понял Пьер после разговора с Андреем Болконским? (ответ: р азговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, объясняет положение дел в армии. Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, с которыми он встречался за последнее время. Это объясняет, почему люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Но пока люди живы, они думают о жизни. Этим они и сильны нравственно.
– Почему этот диалог был важен и для Пьера, и для кн. Андрея? (ответ: для князя Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другому человеку, яснее понимаешь то, о чем думал в одиночестве. Болконский рассуждал не только о своей жизни, но и о жизни всех близких ему людей, чья судьба должна решиться после Бородинского сражения)
Учитель: Давайте еще раз обратимся к таблице и подведем итог о настроении героев перед сражением (подводим итог)
2). Во французском лагере.
Какова обстановка накануне сражения во французском лагере? Какой литературный прием использует Толстой, описывая настроения русских и ситуацию в лагере французов?
– Группа ребят получила задание рассказать, что происходило накануне сражения в лагере французов, послушаем их. (выступление уч-ся по т. III ч. II гл. XXVII , XXVIII , XXIX )
Учитель: Во французском лагере казалось бы царит единодушие, воодушевление. Но оно кажущееся, потому что нельзя объединить тех людей, у которых совершенно разные интересы, разные цели. Цели эти корыстны. Для самого Наполеона будущее сражение это всего лишь большая игра . «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Наполеон не чувствует единения со своим войском, для него это непонятно. Для него важно правильно расставить войска, для него люди, солдаты, идущие на смерть, лишь фигуры, пешки. «Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась». (т. III ч. II гл. XXVII , XXVIII , XXIX )
3). Бородинское сражение.
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день…
Учитель: Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения, показывая тем самым, что успех сражения был в чем-то другом, т.к. имелись слабые места в диспозиции войск. Большинство сцен этого сражения Толстой показывает глазами Пьера, невоенного человека. (т. III ч. II гл. XXX )
– Почему автор делает такой ход? (ответ: Пьер, который не понимает в военном деле практически ничего и воспринимает войну и все то, что на ней происходит естественным взглядом. Пьер может наблюдать за настроениями всех, кто участвовал в этом деле, и поэтому, по Толстому, именно то, что увидел Пьер в этих людях, и будет являться причиной нравственной победы русских. Предположения Пьера о русском патриотизме подтвердились, Пьер воочию убедился и в правоте слов кн. Андрея)
– Что же видит Пьер? Пьер, который не пригоден описывать какие-то военные события. Давайте прочитаем
Выразительное чтение (т. III ч. II гл. XXX )
– Какое ключевое слово можно здесь выделить? (ответ: «красота». Глазами Пьера мы видим красивое зрелище. Пробивающееся сквозь туман яркое солнце, вспышки выстрелов, «молнии утреннего света» на штыках войск… Пьеру, как ребенку, захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки». Он долго еще ничего не понимал: приехав на батарею Раевского, «никак не думал, что это. было самое важное место в сражении»)
Но, оказавшись в гуще событий, он видит другую картину
Выразительное чтение (т. III ч. II гл. ХХХ I Х )
– Какое ключевое слово можно выделить в этом эпизоде? (ответ: «ужас»)
Докажите, что и здесь автор использует прием контраста. В чем еще он проявляется?
Учитель:Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его «бессознательно-радостное возбуждение» сменятся другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом, ужасом от происходящего. (Запишите чувства Пьера в таблицу) Несмотря на то, что Пьер получил прозвище «наш барин», он, в своем белом сюртуке, который не вязался с формой солдат, старался помочь. Он ощущал себя причастным этому делу. Приём контраста позволяет убедить читателя в противоестественности и трагичности произошедшего.
– Как вы думаете, если бы Толстой показал сражение глазами А. Болконского или Н.Ростова, или какого-то другого офицера, изменилось бы описание сражения, и в чем бы проявилось изменение? (ответы: изменилось бы, на какие-то детали, например, на солнце, играющее на штыках, офицер не обратил бы внимание, раненые и убитые солдаты в луже крови не вызывали бы такого ужаса, т.к. военные к этому зрелищу привыкли; читатели бы не увидели того ужаса войны, который увидели глазами Пьера, обычного человека, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы)
Учитель: В представлении Пьера война должна быть торжественным событием, а для Толстого это – тяжелая и кровавая работа. И вместе с Пьером читатель убеждается в правоте писателя . С ужасом наблюдая за ходом сражения, Пьер приходит к мысли, которую однажды озвучил Андрей Болконский, что «война – это самое гадкое, самое грязное дело в жизни». Запишите эти слова в таблицу
4). Ранение кн. Андрея.
Пересказ т. III ч. II гл. XXXV (Запишите чувства Андрея в таблицу)
– Что можно сказать о ранении князя Андрея? О такой смерти мечтал князь Андрей? (ответ: глупая, нелепая смерть, не о такой смерти мечтал князь; но иначе он поступить не мог, он не мог побежать, на него смотрели его солдаты)
– Что изменилось в душе князя Андрея после ранения? (ответ: он готов простить людей, причинивших ему боль, он понимает, что главное в жизни это любовь и сострадание «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку (Курагину) наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями»)
Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучащий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: » Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив».
5). Итог сражения.
Зачитать «Из донесения М. И. Кутузова Александру I о сражении при Бородино»
– Каким мы видим итог сражения с исторической точки зрения? (ответ: потери с обеих сторон огромные, но твердость духа русских солдат не сломлена)
– Давайте посмотрим, как описывает итог сражения Л. Толстой
Чтение отрывка из гл. ХХХ I Х Обратите внимание, какое главное худ. средство, помогающее Толстому показать фр. армию и русских, встречается в тексте? (ответ: Сравнение «как разъяренный зверь» – фр. армия, метонимия (метафора) «была наложена рука сильнейшего духом противника» – русская армия
IV Подводим итог этой части нашего урока. Что можно сказать о сражении, о победе русских войск? (ответ: русские солдаты, ополченцы, офицеры во главе с главнокомандующим, «всем миром» навалившись, одержали победу, победу нравственную, победу силы духа; они победили, потому что защищали Москву, Отечество, землю, на которой живут)
Записать итог в тетрадь
Хочется еще раз обратиться к эпиграфу. Как слова Лермонтова соотносятся с темой нашего урока? БС – великое событие, оставшееся в истории страны, в памяти народа, в произведениях великих художников слова мирового масштаба.
Источник