- Значение слова «фарисейство»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Значение слова «фарисействовать»
- фарисе́йствовать
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «фарисействовать»
- Предложения со словом «фарисействовать»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «фарисействовать»
- Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?
- Кто такие фарисеи
- Притча о мытаре и фарисее
- Фарисеи в современном мире
- Православная Жизнь
Значение слова «фарисейство»
1. Учение фарисеев.
2. Поведение фарисея (во 2 знач.); ханжество, лицемерие. Всю фальшь и ложь — махинации и нужно было разоблачить сразу, внезапно, так, чтобы своекорыстное фарисейство мирских воротил было выведено наружу и наказано примерно. Гл. Успенский, Из деревенского дневника. Есть сегодня на Западе немало весьма изощренных в политическом фарисействе людей. Грибачев, Жить, а не ветер молотить.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФАРИСЕ’ЙСТВО, а, мн. нет, ср. 1. Учение фарисеев (см. фарисей в 1 знач.; истор., религ.). 2. Ханжество, лицемерие, поведение фарисея (см. фарисей во 2 знач.; ритор.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова инволюция (существительное):
Источник
Значение слова «фарисействовать»
ФАРИСЕ́ЙСТВОВАТЬ, —ствую, —ствуешь; несов. Быть фарисеем (во 2 знач.); ханжествовать, лицемерить.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фарисе́йствовать
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова психизм (существительное):
Синонимы к слову «фарисействовать»
Предложения со словом «фарисействовать»
- Власти фарисействуют, клянутся народу в любви, лепечут о каких-то гражданских правах и обретённых свободах.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «фарисействовать»
Власти фарисействуют, клянутся народу в любви, лепечут о каких-то гражданских правах и обретённых свободах.
Никто тут им не помешает фарисействовать, хотя они этого слова и не знают.
По прошествии многих лет я понимаю, что государство фарисействует, призывая на войну молодых граждан, начиная с семнадцати лет, разрешает им убивать других людей, насиловать женщин противника, сжигать их дома и разрушать заводы и фабрики, топтать книги и резать произведения искусства, но запрещает им же до достижения двадцати одного года покупать спиртные напитки и табачные изделия.
Источник
Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?
Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?
Кто такие фарисеи
Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.
Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.
Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.
Читайте еще о Заповедях Божиих:
Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.
Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.
Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?
Притча о мытаре и фарисее
Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.
Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.
Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.
И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.
Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.
Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.
Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.
Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.
Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.
Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.
Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.
Фарисеи в современном мире
Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.
Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.
Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем. Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню. Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.
Источник
Православная Жизнь
Как известно, первый призыв, каким Церковь предваряет Великий пост, – искоренить в себе фарисейство.
Здесь, конечно, стоит оговориться: не всё в фарисеях плохо и достойно осуждения. Например, каждый фарисей был знатоком Писания. Конечно, зная букву последнего, они были чужды его духа, но мы-то, православные, подчас и знанием буквы не блещем. Что уж там Ветхий Завет, когда даже Евангелие остаётся для многих книгой регулярно читаемой и ни разу не прочитанной? В своих преданиях, сколь бы они ни были многочисленны, фарисеи не просто ориентировались или разбирались, они исполняли их со всей возможной скрупулёзностью и дотошностью. Тогда как среди нас едва ли не каждого второго можно поставить в тупик просьбой пересказать своими словами Символ веры…
Таким образом, нам у фарисеев даже есть чему поучиться. Но тогда тем более интересно, что же оно такое, это фарисейство, регулярно обличаемое Христом и ежегодно порицаемое Церковью?
Чтобы с ним столкнуться, нам не нужно ни далеко ходить, ни долго ждать.
Итак, Великий пост. Первая седмица. Зайдите в храм и оглядитесь вокруг. Что в первую очередь бросается в глаза? Правильно: чёрные платки и хмурые лица. Хмурые лица и чёрные платки… Открывайте Евангелие и читайте: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». И снова оглядитесь по сторонам. Всё нормально? Тогда читайте дальше: «…Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим». Ничего не смущает, не режет глаз, никакой вопрос не назревает? Тогда приходите в храм снова, но только вечером, к началу Покаянного канона. Не пожалейте первых двадцати минут службы, послушайте, о чём между поклонами говорят хмурые женщины в чёрных платках. «Отойдите, вы мешаете поклоны бить», «я ещё днём это место заняла», «вы не даёте мне молиться», «отойдите, я из-за вас не могу на колени встать»…
Вот это оно и есть. Фарисейство в чистом виде. Фарисейство как сочетание внешнего, пусть даже условного, благообразия с внутренним безобразием. Такой тип церковного человека не так уж и редок. С одной стороны, строго определённый дресс-код, демонстративный аскетизм (пост «по благословению» в непостные дни, постоянное ношение платка, отказ от мяса и т. п.), подчёркнутая серьёзность. Внешне всё благообразно до безупречности, хотя и не без излишеств. Но всё это причудливо уживается с целым набором привычек и черт характера, совершенно несовместимых ни с благочестием, ни с верой. Любому священнику известно, насколько мелочными, склочными и мстительными бывают порой образцово церковные люди. Сколь, к примеру, жёлчны жалобы благообразных старушек на «издевательство» со стороны соседей сверху, чьи дети «постоянно бегают» и «ни днём ни ночью не дают покоя». Насколько неумолимы иногда серьёзные бородачи с крестами на полгруди в стремлении «проучить» или «наказать» ближнего за неправильную парковку во дворе. Как изворотливы, хитры и изощрённы бывают отдельные приходские мироносицы в желании «съесть» неугодную коллегу, сотрудницу или даже прихожанку. А сколько их таких, правильно крестящихся, проворно берущих благословение, одетых по всем правилам, ежедневно обивает пороги архиерейских приёмных с жалобами на священников за «не так» отслуженную панихиду или недопущенного к причастию сына, которого «я с таким трудом уговорила впервые за пять лет в церковь прийти». Но и это ещё мелочи. На счету православных фарисеев хватает и разрушенных семей, и сломанных судеб, и жизней, превращённых в ад. И всё это всегда без малейшей жалости, без тени сомнения, с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, кого бы ни касалось дело: врагов, друзей или даже собственных детей…
Именно от этого Церковь предлагает нам избавиться сейчас, за несколько недель до Великого поста. И не стоит себе льстить, что это всё не про нас. Про нас и ни про кого другого. Зацикленность на внешнем, стремление к решению наших проблем другими людьми, лицемерие, оправданное необходимостью, щедрость на советы, наставления и замечания, всезнайство, низменные страсти, лукаво выдаваемые за добродетели, стремление быть всегда правым и любовь к чувству собственной правоты… Всё это и делает верующего своего рода православным фарисеем, то есть человеком, живущим сознанием собственной праведности, чуждым Христа, не нуждающемся в Спасителе, неспособным быть участником благодатной жизни Церкви и причастником непреходящей реальности Царства Божьего. Потому и так важно нам, чадам Христовой Церкви, изжить в себе всякую склонность к фарисейству, всякую тягу к «уверенности сытой», всякое желание влиять на жизнь ближнего. И Церковь сама призывает нас к этому. Что ж, постараемся услышать её призыв.
Протоиерей Владимир Пучков
Источник