Художественные особенности сказок Пушкина
Среди русских писателей есть немало авторов прекрасных сказок. И всё-таки сказки А.С. Пушкина особенные: они не только увлекательны по содержанию, но и самобытны по своему творческому воплощению.
Русский писатель-фольклорист П.П. Бажов называл сказки Пушкина «сплавом народного творчества и личного творчества поэта».
Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительными – и они получили совершенно новое звучание.
Поэт расширил круг народной фантазии, придал своим сказкам особенную художественную выразительность.
Как настоящий народный сказитель, мудрый, лукавый и насмешливый, Пушкин выразил в сказках свои взгляды на жизнь, общество и человека.
Многие его герои – это персонажи, взятые из фольклора (царь и царица, царевна и царевич, богатыри и т.д.).
Обращение к народному творчеству, богатство творческого воображения поэта отразились на своеобразии языка сказок. Он поражает точностью, правдивостью, живым проявлением чувств и настроений автора.
В языке пушкинских сказок слились простая непринуждённая речь с просторечными словами и выражениями и литературный язык пушкинской эпохи, но главной в нём является устная народная речь.
Большое значение А.С. Пушкин придавал слову.
В его сказках особенную роль играют глаголы: через действие автору удалось показать движения человеческой души.
Например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» с помощью глаголов переданы досада, переходящий в ярость гнев царицы-мачехи:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
В пушкинских сказках много восходящих к народной речи афоризмов, выражения из этих произведений стали крылатыми.
И сейчас можно услышать, как группу беседующих подружек называют «три девицы под окном», коварную красавицу – «шамаханской царицей»; о поведении бесхозяйственного человека, рассчитывающего на счастливую случайность, говорят, что он «понадеялся на русский авось»; и тот «поймал золотую рыбку», чьи желания неожиданным образом осуществились.
Многообразие художественно-изобразительных средств (сравнения, метафоры, эпитеты, постоянные эпитеты, олицетворения, гиперболы) приближает язык Пушкина к народно-поэтическому.
Придаёт особую задушевность повествованию обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лаконичным, но живописным представлен в сказках пейзаж:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
Поэт использовал в своих сказках разные стихотворные размеры, рифмы и интонации.
Для автора была важна и звуковая организация стиха: с помощью звуков он сумел передать и тоску ожидания, и плеск морской волны, и жужжание комара.
В сказках широко применяются характерные для произведений народного творчества повторы. Приём повторов можно увидеть и в действиях персонажей: например, вызов стариком золотой рыбки и постоянное недовольство его старухи.
В трёх сказках Пушкина имеется традиционный для народных сказок зачин: «Жил-был поп, толоконный лоб», «Жил старик со своею старухой», «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве,
жил-был славный царь Дадон».
Яркие, задорные, предельно ясные по содержанию, созданные талантливым пером А.С. Пушкина сказки на протяжении почти двух столетий остаются привлекательными для детей и взрослых.
Источник
Мои впечатления от сказок Пушкина
Первое знакомство со сказками А. С. Пушкина обычно происходит в раннем детстве.
Тогда никто не говорит нам, что это гениальные произведения с глубоким смыслом. О символизме образов и сюжетов мы тоже не догадываемся.
Не задумываемся мы и об уроках «добрым молодцам», о которых говорится в финале сказочных историй.
Первым моим впечатлением о сказках Пушкина было ощущение погружения в волшебный мир.
Невозможно было не сопереживать героям, попавшим в беду, хотелось вместе с ними отправиться в полное опасностей и приключений путешествие, сражаться с силами зла и побеждать.
Особенное чувство оставила первая прочитанная сказка – «Сказка о мертвой царевне».
Волшебное зеркало, пугающий образ злобной царицы, таинственный терем в лесу, отравленное яблоко, хрустальный гроб, подвешенный на цепях в пещере.
Мрачноватый поначалу сюжет «Сказки о мертвой царевне» завершается спасением, чудом и воссоединением влюбленных. А злая царица умирает от злобы и зависти.
Окончание сказки напоминает наступление весны после долгой зимы – это победа света над тьмой, избавление от всех бед.
Самой любимой сказочной историей стала «Сказка о царе Салтане».
Это произведение наполнено чудесами. Их свершила Царевна-лебедь, и первым из них стал великолепный город «с теремами и садами», возникший на пустынном острове.
Следующие три чуда царевна сотворила по просьбе Гвидона. Первое – белка-затейница, поющая песенки в саду и разгрызающая золотые орешки. Второе – тридцать три богатыря, выходящие на брег морской. И третье чудо – сама лебедь, превратившаяся в прекрасную царевну, ставшую невестой князя Гвидона.
Удивительное впечатление оставила «Сказка о Золотой рыбке» – история о встрече с существом из иного мира, исполняющим желания.
Казалось бы, можно было пожелать что-то действительно доброе и чудесное, но жадность и властолюбие старухи привели только к страданиям и бедам.
В конце концов, она остается у разбитого корыта, но не вызывает и капли жалости. Сострадание возникает только по отношению к старику, который по-прежнему вынужден жить с вздорной старухой.
Сказки Пушкина остаются в памяти на долгие годы. Их хочется перечитывать, вновь и вновь проживать те ощущения волшебства, которые запомнились с момента первого знакомства с чудесным миром, созданным писателем.
Возвращаясь к полюбившимся историям, я каждый раз ожидаю чуда, и оно непременно случается.
Гениальность произведений писателя заключается в том, что каждый раз его сказки дарят нам драгоценные открытия – новые и сокровенные мысли, идеи, образы.
Источник
Чем интересны сказки Пушкина
Когда просят назвать фамилию любого писателя, первое что приходит на ум – Пушкин.
Александр Сергеевич известен взрослым и детям. Для маленьких читателей или слушателей Пушкина открывается целый мир захватывающих сюжетов.
Многие люди выросли на его сказках, в том числе и я. Когда мне было пять лет, мой папа нашел на чердаке старый, но еще работающий фильмоскоп. Мы посмотрели «Сказку о золотом петушке» прямо на стене – таким было мое знакомство с Александром Сергеевичем. Я запомнила это на всю жизнь.
Произведения завораживают своей необычностью и наполнены волшебством.
Например, «Сказка о царе Салтане» заставляет воображение рисовать яркие образы. В этой сказке целый мир необычных героев: белка пляшет и поет, прекрасная царевна Лебедь, тридцать три богатыря выходят из моря в чешуе, а само море бешено бурлит.
Помню, в младших классах на уроке рисования нам задали задание нарисовать любимого героя сказок. Я выбрала царевну Лебедь. Для меня она символ красоты, доброты и верности. Именно такой должна быть девушка.
Сказки Александра Сергеевича не только развивают воображение, но и учат людей не быть жадными («Сказка о рыбаке и рыбке»), всегда упорно идти к своей цели, находчивости («Сказка о попе и его работнике Балде») держать данное слово и не быть легкомысленными («Сказка о золотом петушке»).
Но главное, чему учит знаменитый поэт и писатель – это любви, доброте и справедливости.
Добро всегда побеждает зло, как бы отрицательные герои не старались.
Царевна в сказке «Сказка о мертвой царевне» ожила и зажила счастливо со своим женихом, князь Гвидон встретился со своим отцом Салтаном, а старуха, решившая стать Владычицей морскою, осталась у разбитого корыта.
Простить своего обидчика в реальной жизни может не каждый, но для счастья не хватает именно этого умения.
У Александра Сергеевича положительные герои часто просто прощают своих обидчиков, а потом живут долго и счастливо.
Каждому нужно всегда помнить фразу, которой заканчиваются многие сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Источник
Какое настроение вызывают сказки Пушкина
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы обращаемся к книгам? Почему в тот или иной момент нам хочется читать?
Нас манят интересные истории, сильные чувства, мы с радостью переносимся в другие страны или даже в другие миры. Чтение — увлекательное занятие!
Среди книг есть и те, к которым мы возвращаемся. И пусть их сюжеты известны до последних деталей, всякий раз, перечитывая любимые страницы, замечаем что-то новое, ускользнувшее или непонятое ранее.
В этих открытиях состоит прелесть чтения. К таким книгам можно смело отнести сказки Пушкина.
Перелистывая страницы, не только переносишься в мир, так красочно и полно изображенный поэтом, еще попадаешь в то время, которое указывает память.
Вспоминаешь, как когда-то переживал за Гвидона, как смеялся над бедными чертями, которых так ловко провел Балда, как ненавидел коварную царицу, убившую царевну.
Странное настроение овладевает в тот момент — грусть и теплая ностальгия.
Но удивительное происходит при каждом обращении к сказкам Пушкина. Они не сразу раскрывают все свои тайны.
Казалось, что знаешь абсолютно все — и вдруг какая-то деталь останавливает, одно слово может раскрыть все содержание по-новому или добавить в него такие смыслы, о которых и не подозревал раньше.
И каждое такое открытие — радость, вызванная способностью разгадать замысел автора.
Нельзя не вспомнить о языке Пушкина, легком, ироничном, точном и понятном.
Каждая строчка как будто сама рождается, и кажется, что других слов и невозможно было бы подобрать, что так правильно и образно мог сказать только Пушкин.
И снова грустно от того, что чаще слышишь с экранов и из мониторов примитивные слова, рассказывающие или даже сигналящие о каких-то смутных эмоциях, пустых историях.
Неужели с Пушкиным безвозвратно ушло то благородное чувство, которым наполнены его произведения, неужели мы так обмельчали, что не в состоянии отличить добро от зла, что восхищаемся разбоем и ложью, что не готовы к самопожертованию и милосердию, к уважению и заботе?
Хочется верить, что это не так.
Снова открываю сказки Пушкина… «Добрым молодцам урок», — читаю последние строки одной из них. И чувство гордости переполняет.
Ведь если на таких произведениях мы будем воспитывать себя, своих детей, а потом и внуков, наш мир должен стать лучше и добрее, ведь каждый способен разглядеть ту мудрость, которую несет нам великий поэт.
Никогда красота души не будет цениться дороже внешней красоты, никогда богатство и жадность не сделают человека счастливым, никогда ложь не одолеет правду.
Это великое осознание несут нам сказки Пушкина, в которых как нельзя лучше выражен русских дух.
Источник
Настроение от сказок пушкина
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
1. Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» мне очень понравилась. Она привлекла тем, что добро побеждает зло. Понравился образ молодой царевны добротой и верностью. Было интересно узнать о чудесном зеркальце. Больше всего мне понравились эпизоды: странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Было очень жалко преданного Соколко. А ещё, читая эту сказку, я восхищался мелодичными стихами А.С. Пушкина.
2. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Особенно из героев мне понравились богатыри и царевич Елисей. Они добрые, отважные. Отрицательные эмоции у меня больше всего вызывала царица. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя. Она самовлюбленная и очень злая.
3. Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже разболелись глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как царь уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
4. Похожа ли новая царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте строчки о новой царице.
Новая царица совершенно не похожа на первую. В отличие от первой царицы, которая любила, ждала и тосковала о царе, новая царица самовлюбленная, злая.
5. Почему стихотворные строчки о царевне начинаются со слова «но»?
Но царевна молодая.
Тихомолком расцветая.
Кому противопоставляет её автор?
«но» в данном случае означает вопреки ожиданиям. Автор противопоставляет её мачехе злой царице.
Союз но – обозначает противопоставление.
Значит, Пушкин противопоставляет молодую царевну царице.
Царевна молодая, красавица – черноброва, белолица, кроткая. Хороша так хороша!
6. Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркальцу? Проследите по тексту, когда и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов и словосочетаний выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная. Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.
Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».
7. Прочитайте:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Какие черты характера царицы переданы в данном тексте? Есть ли в чём-либо противоречия? Определите значение слова ломлива в приведённом выше тексте.
Черты характера – горда, ломлива, своенравна, ревнива. Противоречие – умная не может быть ломливой.
8. Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать портрет и характер царевны.
«белолица, черноброва. нраву кроткого такого»
Царевна трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная
её любят
ей помогают
«моя душа» – называет её А.С. Пушкин
9. Какие черты характера свойственны богатырям? Как братья относятся к царевне и почему?
Семь братьев-богатырей в сказке Пушкина обладают такими личностными качествами, как:
гостеприимность (богатыри были рады тому, что их посетил гость, пусть даже без спроса);
уважение к чужому труду (братья нарекли царевну «сестрицей», отдавая ей дань за то, что она сделала для них);
дружность (они всегда держались вместе, бок о бок);
бесконфликтность (богатыри не стали спорить или бороться друг с другом, чтобы выяснить, кому должна достаться царевна, а пришли спрашивать об этом ее. Тут же можно отметить следующее качество — уважение к женщине);
смиренность (братья достойно восприняли информацию о том, что у царевны уже есть жених, поэтому никто их них не станет ее мужем);
чуткость (так, они сразу поняли, что собака не просто забавляется, а хочет донести до богатырей важную информацию);
способность любить (богатыри очень любили царевну и с горечью пережили ее погибель).
Богатыри относятся к царевне с любовью, с уважением, с заботой.
10. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р ] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р1 жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
11. Какая музыкальная мелодия могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.
13. Найдите строчки, рассказывающие о событиях, которые изображены в цикле иллюстраций В.М. Конашевича. Все ли важные эпизоды сказки нашли отражение в них?
1 иллюстрация:
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
2 иллюстрация:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
3 иллюстрация:
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Не все важные эпизоды нашли отражение в них.
Источник