- Презентация к уроку обучающего сочинения по картине «Дети» Н.П. Богданова-Бельского презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- «Дети», Богданов-Бельский — описание картины
- Описание картины:
- Сочинение по картине Дети Богданова-Бельского
- Конспект урока 4класс по русскому языку по теме:»Сочинение — описание «Дети»по картине Богданова —
Презентация к уроку обучающего сочинения по картине «Дети» Н.П. Богданова-Бельского
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку обучающего сочинения по картине «Дети» Н.П. Богданова-Бельского для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mitsevich_elena_sozdanie_prezentatsii_k_uroku_obuchayushchego_sochineniya_po_kartine.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочинение-описание по картине Н . П. Богданова-Бельского «Дети » Класс 5
«Визитеры », 1913 «Дети за пианино», 1918
Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 – 1945) Н. П. Богданов-Бельский. Автопортрет. 1915
Николай Петрович Богданов-Бельский, родившийся в русской глубинке, предпочитал писать на деревенские жанровые темы . Новая сказка. 1891 Ученицы. 1901
Современники считали его отзывчивым и милейшим, мягким и легким в общении, а дети к нему так и липли, тем более, что в карманах его одежды всегда находилось что-нибудь вкусное для ребятишек — орехи, леденцы. У больного учителя. 1897
Художнику, обделенному семейной лаской, выросшему без отца у дяди, который считал их с матерью лишними едоками, очень понятна и близка тема деревенских детишек. Он с сочувствием относится к ним, к их в будущем, возможно, трудной жизни. Воскресное чтение в сельской школе. 1895
В каком году была написана эта картина? Где она сейчас хранится? Чем она близка картинам, которые мы рассматривали раньше? Каков жанр картины? Докажите.
В каких позах они сидят? Они чувствуют себя свободно или несколько скованно? Какой из мальчиков кажется вам взрослее, старше? Почему вы так думаете? Как вы думаете, что здесь делают эти мальчики? Сколько примерно лет мальчикам, изображённым на картине? Есть ли сходство в том, как они одеты? Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое? Как они чувствуют себя в новой для них обстановке? Можно ли сказать, что их объединяют общие заботы, похожее настроение? Какое настроение придаёт пейзаж этой картине? За счёт чего создаётся ощущение особой летней праздничности? Каким приёмом воспользовался художник, чтобы ярче показать нам героев ?
Контраст — это художественный приём в изобразительном искусстве, основывающийся на противопоставлении, разнице, противоположности отдельных частей и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом. Контрасты в изобразительном искусстве задаются по величине (размеру), цвету, движению, фактуре, силуэту, характеру и т.д.
Вспомните, в какой позе сидел в вагоне поезда герой рассказа Леонида Андреева Петька, когда ехал с дачи.
На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву. Опять перед ним мелькали зеленые поля, седые от ночной росы, но только убегали не в ту сторону, что раньше, а в противоположную. Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно , а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях . Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом. Вот замелькали у окна столбы и стропила платформы, и поезд остановился. (Л. Н. Андреев. Петька на даче)
Видите ли вы в состоянии Петьки и мальчиков, изображенных на картине, что-то общее? Чем вы можете объяснить это сходство?
1. Дети-главные герои картины. Двое, деревенских, мальчишек, господский, дачный, дом, собранные, ими, ягоды. 2. Описание мальчиков. Скромно, бедно, в тёмной рубашке, шляпе, напряжённый, усталый, взгляд, светловолосый, наивно, детская растерянность, стеснительность, неуютно, беседка. 3. Контраст в изображении природы и мальчиков. Солнечный, летний, зелень, свежая, дет и , пейзаж, блики, скамья, одежда, лица, серьёзны, напряжены, грустны, ощущение. План
План 4. Жизнь сверстников в прошлом. Труд, село, тяжёл, сверстникам, трудное, детство, взрослыми, преждевременно. 5. Моё отношение к картине. Приём, контраст, усиливает, впечатление, картины, не вызывает, радость.
Орфографическая подготовка Назовите орфограмму в слове и объясните правильное его написание.
Яг .. да, напр .. жённый , взгля .. , светл .. в .. лосый , солнеч (..) ный , зел .. нь , .. дежда , сер(..) ёзны , г рус .. ны , ощ .. щение . Орфографическая подготовка Яг о да, н апр я жённый, взгля д , светл о в о лосый, солне чн ый, зел е нь, о дежда, се р ь ё зны, грус т ны, о щу щение
Источник
«Дети», Богданов-Бельский — описание картины
- Автор:Богданов-Бельский
- Музей: Самарский художественный музей
- Год: 1910
Описание картины:
Выдающийся мастер живописи Богданов-Бельский личность очень интересная и многогранная. Он успешный, затребованный художник – его заказчиками были и высокопоставленные люди, и члены императорской семьи, и интеллигенция, и аристократы, но крестьяне, особенно дети, всегда были в основе его творчества.
Николай Петрович Богданов-Бельский, родившийся в русской глубинке, предпочитал писать на деревенские жанровые темы. Благодаря таланту, трудолюбию, силе характера он смог вырасти из бедного сына батрачки до художника с мировым именем. Богданов-Бельский, проведя почти четверть века за границей, никогда не забывал своих корней. Ведь когда-то и его судьба удалась, благодаря тому, что способности Николая заметил С. А. Рачинский – создатель народных школ в деревнях. Он не только отправил талантливого мальчика в школу, но и принимал участие в его дальнейшей жизни.
Поэтому тема русской деревни, крестьянских детей, их образования, просвещения занимает главное место в работах художника. Он считает, что дети деревни очень непосредственные, искренние, пытливые, даровитые. Ему доставляет огромное творческое удовлетворение писать эти смышленые, естественные лица ребятишек.
Наверняка, Николай Петрович был очень добрым и светлым человеком, иначе от его полотен не веяло бы такой теплотой, душевностью, радостью детства.
Современники считали его отзывчивым и милейшим, мягким и легким в общении, а дети к нему так и липли, тем более, что в карманах его одежды всегда находилось что-нибудь вкусное для ребятишек.
В 1910 году им написана простая, но останавливающая на себе внимание картина «Дети».
Полотно насыщено яркими и свежими красками. Автор тщательно, аккуратно и точно выписывает каждую деталь – узоры и щели между досок беседки, трещины скамейки, складки одежды.
Художник, закончивший училище по классу пейзажа, великолепно выписывает природу — солнечные лучи брызжут бликами света сквозь нежную, сочную зелень листвы, через нее проглядывают кусочки голубого летнего неба.
На деревянной крашеной скамейке в садовой беседке, чинно сложив руки на коленях, сидят два деревенских мальчика лет семи. Позы их немного напряжены, чувствуется, что они пришли по просьбе художника позировать для картины. На них чистые рубахи, новые без заплат штаны.
Белобрысый мальчик на переднем плане кажется более скованным и стеснительным, серьезным.
Второй же, в красной рубашке и соломенной шляпе, создает впечатление живого, шустрого и бойкого мальчугана, которого на время уговорили присесть на скамейку и сделать серьезное лицо.
Взгляд у ребят по-детски заинтересованный и наивный. Наверняка, после очередного сеанса, они нетерпеливо подбегали к мольберту и с интересом смотрели, как меняется каждый раз картина после работы художника.
Рассматривая простые, русские, скромные лица мальчиков, их спокойно лежащие по-взрослому сложенные руки, автор создает общую атмосферу картины – крестьянские дети сызмальства приучены к труду, они не капризны и не избалованы. Они более взрослые и степенные, они без фальши и притворства, вот они тут перед вами, обычные мальчишки из деревни.
И как бы ни сложилась впоследствии их судьба, наверняка в их памяти останется этот интересный момент из жизни.
А художник знает цену тяжелой деревенской работе, он и сам «вышел из народа», поэтому и считает, что детство так важно для каждого человека, его необходимо запомнить и запечатлеть, как самый прекрасный, беззаботный период жизни.
Картины Богданова-Бельского привлекают, прежде всего, добротой и любовью к бесхитростным крестьянским детям.
Художнику, обделенному семейной лаской, выросшему без отца у дяди, который считал их с матерью лишними едоками, очень понятна и близка тема деревенских детишек. Он с сочувствием относится к ним, к их в будущем, возможно, трудной жизни.
Но сейчас они дети – веселые или грустные, любознательные или задумчивые. И рисовать их Николай Петрович не перестанет до конца дней.
К сожалению, у самого художника не было своих детей, но во всех его работах есть любовь и частичка души автора к детям, которые и сделали творчество Николая Петровича Богданова-Бельского бессмертным.
Источник
Сочинение по картине Дети Богданова-Бельского
Об авторе: Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945)- русский художник. Он писал в основном портреты. На своих полотнах Николай Петрович изображал жизнь людей в деревне. Очень часто героями его картин становились крестьянские ребятишки («Виртуоз», «Ученицы», «У дверей школы» и др.). Их можно увидеть и на картине Дети Богданова-Бельского. Она была написана в 1910 году. Сейчас полотно находится в Самарском художественном музее.
Сочинение по картине Дети Богданова-Бельского: описание и анализ художественного полотна
На картине Дети Богданова-Бельского изображены два деревенских мальчика лет семи. Они расположились на голубой скамейке в беседке. Видимо, их позвали специально позировать художнику. В непривычной обстановке они чувствуют себя немного скованно. У обоих серьезное выражение лица. Руки сложены на коленях. Глядя на ребят, становится понятно, что они воспитываются в бедных семьях. С раннего детства они привыкли во всём слушаться родителей и помогать им.
Оба паренька босые. Видимо, в летнее время им постоянно приходится бегать без обуви. У мальчика в соломенной шляпе хмурый и недоверчивый взгляд. Он будто бы прячется за спину своего друга. У него смуглая кожа и карие глаза. Одет мальчуган в красную рубашку и темные короткие штаны.
Штаны его друга тоже короткие, только они голубого цвета. Также на нем надета длинная светлая рубаха розовато-голубого цвета. Сам мальчик светленький с белыми волосами и серыми глазами.
На полотне изображен яркий солнечный день. Вокруг беседки растут садовые деревья. Тень от листьев падает на скамью и на ребят.
Художник на своем полотне показывает деревенских мальчишек прошлого века. Этим ребятам приходилось рано взрослеть. Мы видим этих смышленых и серьезных детей. Они не избалованы и не капризны. И хорошо осознают, что им предстоит трудиться всю жизнь. Сначала, чтобы помогать родителям, братьям и сестрам. А когда подрастут, необходимо будет обеспечивать уже свою семью.
Источник
Конспект урока 4класс по русскому языку по теме:»Сочинение — описание «Дети»по картине Богданова —
РУССКИЙ ЯЗЫК (РАЗВИТИЕ РЕЧИ)
Тема урока: Сочинение-описание «Дети» по картине Н. Богданова-Бельского «Дети»
Цель урока: на материале знакомства с картиной учить детей писать сочинение-описание, развивать речь учащихся.
Задачи урока: — учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения;
— продолжить учить письменно составлять описание с опорой на зрительный образ;
— развивать коммуникативные навыки через ведение диалога, обсуждения его, через работу в паре и группе;
-развивать навыки выступления перед аудиторией и обсуждения его;
-развивать умения сравнивать, исключать лишнее, поиск информации в тексте, в сносках, сравнение литературного и изобразительного произведения;
— воспитывать чувство прекрасного, сотрудничество, взаимоуважение
Личностные УУД: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
Регулятивные УУД: перерабатывать информацию, преобразовывать е ѐ ; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или разв ѐ рнутом виде.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин, карточки на партах детей, « Литература» 1 часть
1.Создание мотивации на урок.
Сегодня мы с вами идём в то место, в которое любим ходить на уроках литературы и русского языка. Куда? ( «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ»)
— Что мы с вами там делаем?
-Почему вам нравится бывать там?
-Что мы там учимся делать?
2.Введение в тему урока
А) –Ребята, сейчас мы с вами рассмотрим некоторые картины.
-Посмотрите внимательно как называются эти картины.
_ Может быть какие – либо картины вам знакомы?
-Кто помнит их автора?
-Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке русского языка?
-Сейчас ребята у нас урок русского языка и мы сегодня будем учиться писать сочинение-описание по картине Н. Богданова-Бельского «Дети»
Б) Давайте немного узнаем о нём. Выступление учениц о биографии художника.
(Открываю слайд с портретом художника и эпиграфом)
— Оцените, пожалуйста, выступление девочек.
3. Работа над темой урока.
А) Итак, мы переходим в следующий зал музея и видим картину…Откройте репродукцию, а я открою её для гостей. Им ведь тоже захочется полюбоваться ей. ( открываю слайд с картиной)
-В каком году была написана эта картина?
-Где она сейчас хранится?
-Чем она близка картинам, которые мы рассматривали раньше? (Темой)
-Ребята откройте учебники русского языка 2часть на стр.88.
-_Найдите упражнение №35.
Б) Как вы думаете, что здесь делают эти мальчики?
-По воспоминаниям очевидцев, художник запечатлел двоих деревенских мальчишек, которые пришли в господский дачный дом, для того, чтобы продать собранные ими ягоды. Вот они сидят на веранде и ждут, когда хозяева с ними расплатятся…
-Сколько примерно лет мальчикам, изображённым на картине? ( 6-8 лет )
-Есть ли сходство в том, как они одеты? ( одеты скромно, даже бедно. На них короткие штаны и рубахи с закатанными рукавами. Это говорит о том, что они работали с утра. Они босые, на одном мальчике старая соломенная шляпа от солнца)
-В каких позах они сидят? ( скромно, на краешке скамьи, сложив руки, поджав ноги)
-Они чувствуют себя свободно или несколько скованно? ( скованно, застенчиво, им неуютно, неудобно)
-Вспомните, в какой позе сидел в вагоне поезда герой рассказа Леонида Андреева Петька, когда ехал с дачи. Найди и процитируй это место в тексте.
«Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравны сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом»
-Как вы понимаете слово «благонравны»?(мягкий, хорошо воспитанный, доброжелательный)
-Видите ли вы в состоянии Петьки и мальчиков с картины что-то общее?
-Чем вы можете объяснить это сходство?
В ) Вернитесь к картине.
-Какой из мальчиков кажется вам взрослее, старше? Почему вы так думаете?
(Мальчик в тёмной рубашке и шляпе. У него серьёзное лицо, напряжённый, немного усталый взгляд. Светловолосый мальчик выглядит более наивно, в его лице видна какая-то детская растерянность)
— Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?
-Можно ли сказать, что их объединяют общие заботы, похожее настроение? (лица обоих выражают стеснительность и ожидание. Они ждут, пока с ними расплатятся за принесённые ягоды. Видно, что чувствуют себя неуютно, сидя в беседке в господском саду. Оба мальчика смотрят как-то недоверчиво и напряжённо)
-Какое настроение придаёт пейзаж этой картине? За счёт чего создаётся ощущение особой летней праздничности?
— Каким приёмом воспользовался художник, чтобы ярче показать нам героев ?( Контраст . Солнечный летний день. Начало лета, когда зелень ещё свежая и нежная. Беседку, в которой сидят мальчики, окружает свежая зелёная листва, освещённая солнцем. Солнечные блики играют на скамье, на одежде и лицах мальчиков. А их лица серьёзны, напряжённы, грустны. Отсюда ощущение контраста)
Г) Составление описания героев картины.
— Давайте попробуем письменно описать мальчиков. Какой у вас получится текст? ( описание, какие?)
— Вопросы вам в помощь с.89. +опорные слова с воспоминаниями современника художника тоже может вам пригодиться.
-В помощь нам, ребята, необходимо составить план:
План Опорные слова
1.Дети-главные герои картины. Двое, деревенских, мальчишек,
господский, дачный, дом,
собранные, ими, ягоды.
2.Описание мальчиков. Скромно, бедно, в тёмной рубашке
шляпе, напряжённый, усталый, взгляд,
светловолосый, наивно, детская растерян-
ность, стеснительность, неуютно, беседка.
3.Контраст между изображением Солнечный, летний, зелень, свежая,
детей и пейзажем. Блики, скамья, одежда, лица, серьёзны,
напряжённы, грустны, ощущение.
4.Жизнь сверстников в прошлом. Труд, село, тяжёл, сверстникам, трудное,
детство, взрослыми, преждевременно.
5.Моё отношение к картине. Приём, контраст, усиливает, впечатление,
картины, не вызывает, радость.
4 Орфографическая подготовка.
Яг о да, напр я жённый(безударная гласная в корне слова),двойная согласная в суффиксе ённ, взгля д , светл о в о лосый, солне чн ый, зел е нь, о дежда, се рьё зны,
грус т ны, о щу щение.
5 Работа в парах:
Ребята! По картине вы первый раз пишите сочинение – описание. Я хочу предложить вам такую работу.
-У вас на карточках есть примерный текст, вы в парах, пользуясь планом, учебником,отрабатываете этот текст, совещаетесь, добавляете, исправляете,
— А мы заслушаем и обсудим ваши сочинения.
-Что дал вам сегодняшний урок?
-Чем он вас заинтересовал?
-В чём испытали затруднение?
7.Домашнее задание: (по выбору)
1. Записать сочинение в тетрадь со своими личными творческими мыслями и исправлениями.
2. Записать сочинение над которым работали в паре с соседом.
Источник