Настроение осени 3 класс

Содержание
  1. Сочинение на тему «Осень» 3-4-5 класс
  2. Осень в лесу
  3. Осенняя пора
  4. Наступила осень
  5. Осень — чудесная пора
  6. Я и осень
  7. Приближение осени
  8. Впечатление об осени
  9. 3 класс
  10. Сочинение про «Осень» 5 коротких вариантов
  11. Сочинение про «Осень»
  12. Сочинение на тему «Золотая осень»
  13. Сочинение «Осень — моё любимое время года»
  14. Сочинение на тему «Золотая осень»
  15. Сочинение на тему «Золотая осень»
  16. Сочинение на тему «Наступила осень»
  17. Сочинение «Осенний лес»
  18. Сочинение-миниатюра «Осенний лес»
  19. Сочинение на тему Осень
  20. Сочинение на тему «Осень наступила»
  21. Сочинение на тему «Осень»
  22. Сочинение на тему «Золотая осень»
  23. Сочинение на тему «Осенняя пора»
  24. Сочинение на тему «Золотая осень»
  25. Сочинение на тему «Почему мне нравится осень»
  26. Сочинение на тему «Осень» для 2, 3, 4 классов
  27. Сочинение на тему «Осень в Одессе»
  28. Урок-праздник по литературному чтению в 3-м классе по теме «Осеннее настроение»
  29. Ход урока
  30. 1. Организационный момент.
  31. 2. Вводная беседа.
  32. 3. Коллективно-творческая работа над «Красками осени».
  33. 4. Физкультурная минутка.
  34. 5. Коллективно-творческая работа над «Звуками осени».
  35. 6. Коллективно-творческая работа над «Запахами осени».
  36. 7. Итог урока.
  37. 8. Домашнее задание.

Сочинение на тему «Осень» 3-4-5 класс

Осень в лесу

  1. Приход золотой осени.
  2. Деревья в жёлтой и багровой листве.
  3. Любование осенним лесом.
  4. Листопад.
  5. Осень улетает.

Наконец, настала долгожданная осень! Лес, одетый в золотую и багровую листву, с каждым мигом захватывает сердце всё больше. Кажется, будто он просит любоваться им всю жизнь. Но проходит неделька-другая, и в лесу начинается настоящий листопад. Зелёных листьев не остаётся совсем, а жёлтые и вовсе опадают.

На опушке леса стоит одинокая понурая берёзка. Если некоторое время постоять с ней рядом, можно наблюдать, как золотистые листья один за другим слетают с неё и, кружась в воздухе, падают на землю.

Но вот и подходит к концу ноябрь. Осень выполнила свою работу, и холодная Зима уже наступает ей на пятки. Красавица Осень так не хочет покидать свой трон! Она с умилением наблюдает, как дети играют опавшими разноцветными листьями, и просит у Зимы позволения задержаться ещё на денёк.

Осенняя пора

Осень — замечательное время года. На улице всё такое пёстрое, яркое, в золотом и оранжевом цвете.

Я люблю осень за то, что частенько идёт дождь, который я обожаю. В это время можно посидеть с книжкой, слушая мелодию ливня. При этом я ненавижу сильный ветер, а он в эту пору тоже не редкость.

Если сравнивать сентябрь и ноябрь, то это как два разных времени года. Часто и очень резко меняется температура, бывает, что даже в течение одного дня.

Осенью меня всегда спасают от скуки любимые фильмы, книги и, конечно, друзья.

Наступила осень

Пришла хмурая дождливая осень. Погода стоит ненастная. Небо покрыто серыми тучами. Целый день льет холодный дождь. Дороги размыло. Дует резкий ветер. Все дорожки в парках и садах усыпаны жёлтыми листьями. Во дворе, на улицах грязь, лужи. С каждым днём всё холоднее. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Не за горами приход зимы.

Вчера улетели в тёплые края грачи. Гораздо раньше, еще в августе, покинули свои гнезда стрижи и ласточки. Они долго кружились над полями, высокими холмами и прощались с родными местами. Зарывшись глубоко в землю, попрятались насекомые.

Осень — унылая пора. В лесу пусто и очень тихо. Созерцание увядающей природы навевает грустные мысли. Кажется, что уже не будет ни солнца, ни света, ни красок… В такую погоду лучше всего сидеть дома, закутаться в тёплый плед и пить чай.

Вечером промозглый дождь закончился. Окрестности окутаны густым туманом. И вот уже спускается на сонную землю тёмная осенняя ночь.

Осень — чудесная пора

Наконец-то наступила эта чудесная пора — осень! Это прекрасное время, когда деревья пестрят разноцветными нарядами, а земля устлана ковром из золотых и багряных листьев.

Прогулка в осеннем сквере — настоящее удовольствие. Неспешно идёшь по дорожке, оглядываешься по сторонам и невольно восхищаешься буйной красотой пейзажа, который открывается твоему взору. Взгляд падает на широкий пёстрый куст калины с её сочными гроздьями ягод. А впереди ты видишь огненно-рыжие клёны, прожилки на листьях которых причудливо выделяются на общем фоне деревьев. Сотворить такое великолепие способна лишь осень-художница. А небо над головой? Оно мрачное и величественное, но в то же время солнышко ещё согревает охладившуюся за ночь землю.

Я и осень

Красивейшая пора года — осень. Все деревья одеты в шикарные золотистые шубки. Когда идёшь по великолепному ковру из разноцветных листьев, слышишь у себя под ногами их приятное шуршание.

Я люблю гулять с друзьями, когда на улице такая пора. Моё настроение улучшается, и даже лёгкий осенний дождик не портит его.

Осень — пора перемен, и вскоре тёплые дни сменяют холода и ветра. Моё настроение также меняется. Спасением становятся любимые фильмы, которые я пересматриваю в тысячный раз, потому что они никогда не надоедают.

Я обожаю золотую осень!

Приближение осени

Быстро приближается осень. Начинается сезон дождей. В воздухе пахнет сыростью, прелыми листьями. Деревья начинают менять зелёную окраску на золотистую. Редко где слышатся голоса певчих птиц. Они готовятся к перелёту в тёплые страны.

В парке царит особая умиротворённая атмосфера. Звучание монотонной осенней мелодии действует успокаивающе. Приятно наблюдать за чудесными метаморфозами природы!

Впечатление об осени

Принято считать осень скучной, грустной порой. Её даже называют серой, угрюмой, одинокой. На самом же деле такое мнение об этой поре года ошибочно. Осень вполне может быть весёлой, тёплой, дарить радость, вдохновения и эстетическое наслаждение.

Природа никогда не бывает одинаковой. В любое время года она по-своему хороша. Осенью природа богата яркими, пёстрыми красками. Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, багряными, фиолетовыми, коричневыми. Период золотой осени неимоверно прекрасен!

Таким образом, наше настроение не должно зависеть от времени года. Даже осенняя пора вполне способна стать настоящим праздником души, может дарить восхищение от созерцания красоты природы. Тем более что в этом году осень просто замечательная: тёплая, нежная, ласковая…

Источник

3 класс

Сочинение про «Осень» 5 коротких вариантов

Мне нравятся все времена года, но особенно осень. Осень очень богата красками. На деревьях можно увидеть разноцветные листочки. Берёзки стали золотые, дубы и рябинки – красные. Мне нравится собирать букетики из разноцветных листьев. Осенью очень красиво. На деревьях желтеют листья. Мне нравится, как они шурша под ногами. В лесу можно собирать грибы. Я люблю осень.

Читайте также:  Тревожно депрессия ноет расстройство

Сочинение про «Осень»

В каждом времени года природа по-своему красива. В этом году начало осени подарило нам много ярких и солнечных дней. Небо еще не затянуто облаками. Листья на деревьях радуют нас разными цветами. Красные, жёлтые, зелёные, оранжевые листочки одели лес в яркие платья. Тёплые дни в начале осени называют «бабьим летом». В сентябре и октябре люди собирают грибы, клюкву.

Сочинение на тему «Золотая осень»

Осень — очень красивое время года. Немного грустно, оттого что облетает листва, но стоять под разноцветным листопадом приятно и весело. Природа прощается с нами до весны, каштаны и жёлуди сбрасывают свои необыкновенно красивые плоды. Жёлтые кленовые листья на солнце кажутся золотыми, от них в парке ещё светлее и солнечнее.

Сочинение «Осень — моё любимое время года»

Вот и наступила красавица осень. Деревья нарядились в шикарные золотые платья. Земля тоже преобразилась. На ней появился разноцветный ковёр из опавших листьев. Я люблю подбрасывать эти листья в небо. Также мне нравится прогуливаться по ним, пиная ногами. Птицы осенью улетают в тёплые края. Природа будто замирает в ожидании холодов.

Сочинение на тему «Золотая осень»

Наступила золотая осень. Деревья оделись в желтые платья. Дует легкий ветерок, и листья медленно падают в пожухлую траву. Перелетные птицы спешат на юг в теплые края. Один за другим летят косяки уток, гусей, журавлей. Они прощаются с родными местами до весны.

Сочинение на тему «Золотая осень»

Золотая осень — необычная пора года. В этот период бывает пасмурно, идут дожди. Но бывают и теплые солнечные деньки. Деревья одеваются в прекрасный наряд. Их листва переливается разными оттенками золотого и красного. За это осень и называют золотой.

Сочинение на тему «Наступила осень»

Прошло жаркое лето, и наступила осень. Берёзки стоят в золотых сарафанах. Ветра нет, но всё падают листья. Осыпаются последние цветы, не гудят насекомые. Все дорожки покрыты листвою. Шел мелкий дождь, ветер гонит по небу темные тучи. Иногда еще выглядывает солнышко.

Сочинение «Осенний лес»

Осенью лес превращается в настоящее сказочное королевство природы. Гулять по тропинкам, усыпанным золотистой листвой, особенно приятно. Изредка среди неподвижных веток можно увидеть птицу, еще не покинувшую родные края, или хвост шустрой белочки. Лес уже не шумит сочными листьями, осенью его песня напоминает скорее тихий шепот.

Сочинение-миниатюра «Осенний лес»

Сегодня я гулял по осеннему лесу. Он был прекрасен. Вокруг меня кружились желтые, красные и коричневые листья. Когда ветер колыхал деревья, они будто водопадом падали на меня, окружая разноцветными пятнами. Я был обескуражен.

Источник

Сочинение на тему Осень

Осень. Прекрасное время, которое так любят описывать поэты. Окрашенные в яркие цвета деревья, легкий ветерок, качающий ветви, словно убаюкивая их

Сочинение на тему «Осень наступила»

Наступила осень. Солнце греет ещё почти по-летнему, стремясь отдать последнее нерастраченное тепло. На голубом и чистом небе ещё почти нет туч. Только ветер стал более холодным и резким, напоминая о том, что на дворе уже сентябрь месяц. Среди яркой зелени заметны первые предвестники осени: жёлтые и красные листья. Скоро они опадут с деревьев и покроют собой все дороги и дорожки.

Сочинение на тему «Осень»

Осень — время прощания с теплом и прихода холодов. Дни становятся короче, ночи — длиннее, и это все заметнее с каждым новым днём. Солнце появляется на горизонте всё позже, а заходит раньше, и день за днём греет всё слабее. Температура на термометре за окном медленно опускается вниз, вечерами становится заметно холоднее.

Сочинение на тему «Золотая осень»

Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.

Сочинение на тему «Осенняя пора»

Осень — самое красивое время года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень была самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осенняя природа. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж.

Сочинение на тему «Золотая осень»

Закончилось весёлое лето. Полноправным хозяином в природе стал сентябрь. Утром и ночью становится необычно холодно. Только днем всё ещё пригревает солнышко, пытается напомнить нам о лете. После изнурительного длительного труда отдыхают поля. Золотистый сады уже подарили хозяевам свой урожай. Всюду чувствуется прохладное дуновение осени. На сером небе всё чаще стали появляться низкие тучи. Идёт мелкий дождь.

Сочинение на тему «Почему мне нравится осень»

Осень, скоро осень… Дивная и прекрасная пора. Солнышко уже не жарит немилосердно с утра до вечера, как летом и еще не прячется за плотными серыми тучами, как это будет зимой. Оно щедро и нежно греет, лаская каждую клеточку, оно как бы звенит в небе миллионом звоночков и рассыпает свою нежность и тепло. Идите, люди и зверьки, травинки и цветочки, птички и деревца, ловите его прелестные лучи, купайтесь в них, радуйтесь, улыбайтесь.

Сочинение на тему «Осень» для 2, 3, 4 классов

1 вариант. Настала осень. На деревьях пожелтели листочки. Скоро они начнут падать на землю.
Вчера мы гуляли с мамой по осеннему парку. Там солнечно и тихо. Птицы уже не поют. Они готовятся улетать в теплые края.

2 вариант. В первый день осени мы пошли в школу. Стоят погожие дни. Каждый день я возвращаюсь из школы и радуюсь осеннему солнышку.
Скоро пойдут осенние дожди. Станет холодно. Сейчас на деревьях листва золотистая. Но скоро она пожухнет и опадет.

Сочинение на тему «Осень в Одессе»

Я живу в Одессе. Это очень уютный и милый город. Вот и до нас добралась осень. Деревья постепенно стали одеваться в желтые, оранжевые и красные одежды.

Осень у нас очень теплая, но в этом году еще теплее, чем прежде. В море еще можно купаться. Солнышко светит не так интенсивно, но еще довольно часто. Всегда удивлялась, что у нас осенью можно иногда и не одевать куртки и пальто, в то время как во всех других городах, находящихся севернее, все укутываются, чувствуя приближение зимы. Очень хорошо сейчас гулять среди деревьев, когда все вокруг так красочно и ярко. Люблю свой город, он для меня как целый мир, в котором можно наслаждаться жизнью. Осень придает Одессе> еще большее изящество и красоту. Можно сказать, что осень идет моему городу.

Читайте также:  Кэтрин зета джонс депрессия

Не нашли что искали? вот еще

Важно знать: Сочинения представлены в ознакомительных целяx. Используйте данный материал в качестве идеи для написании уникальной работы. Всё получится! Успехов и хороших оценок!

Источник

Урок-праздник по литературному чтению в 3-м классе по теме «Осеннее настроение»

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию у детей навыков беглого, правильного, выразительного и осознанного чтения на примерах художественных произведений русских и советских поэтов и прозаиков: А.С. Пушкина, Г. Граубина, Ф.И. Тютчева, А. Майкова, И.А. Бунина, Б. Трофимова, В. Бирюкова, А.Л. Барто, А.Т. Твардовского, Е. Трутневой, А. Фета, В. Пескова, С.А. Есенина, М. Волошин, Д. Мережковский.
  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение. Работать над четким выговариванием.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, образную речь, память, логическое мышление. Объяснять значение новых слов.
  4. Обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы.
  5. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности; развивать эстетическую восприимчивость детей, вызывать в их сознании и воображении образы и картины, которые есть в текстах изучаемых произведений. Помочь ученикам понять и почувствовать величие русского языка, значимость прекрасного на земле. Пробудить в их душах желание больше читать о родной природе, самим воспеть ее очарование в своих «произведениях».
  6. Воспитывать бережное, чуткое отношение к красоте родной природы.

Подготовка к уроку:

  1. Экологическая экскурсия в природу.
  2. Сбор учащимися красивых осенних листьев.
  3. Хорошо, выразительно читающим детям заранее раздать тексты стихотворений для чтения на уроке.
  4. Для каждого ученика подготовить с помощью ИКТ подборку — книгу стихотворений, рассказов о золотой осени.
  5. На уроках изобразительного искусства и художественного труда выполнить рисунки и аппликации на тему «Краски золотой осени».
  • грамзапись пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Осень»;
  • репродукции картин великих художников И. Бродского «Опавшие листья», А. Киселева «Осень в лесу», Ю. Клевер «Дорога. Березы», И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», детские рисунки, аппликации;
  • таблицы по развитию речи;
  • для каждого ученика подборка – книга произведений русских и советских поэтов и писателей об осени;
  • на столе в вазе – букет из осенних листьев;
  • у каждого ученика лист в форме кленового листа, где он будет писать свое «Произведение»;
  • на голове у ребят шапочки, символизирующие осенние листья, которые они сами делали на уроке труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

Играет тихая музыка П.И. Чайковского. Дети входят в класс и занимают свои места.

2. Вводная беседа.

Затемнение. На экране дети видят картины о золотой осени. Звучит музыка.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня урок-праздник. Мы попадем в удивительный мир природы золотой осени, увидим ее разноцветные краски, услышим ее звуки, почувствуем ее запахи. И помогут нам в этом произведения великих поэтов 19 века, произведения современных писателей и неизвестных, произведения детей – ваших ровесников, ваших учителей.

Я очень хочу, чтобы каждый ваш день приносил вам новые чувства, и вы умели делать свои маленькие открытия.

3. Коллективно-творческая работа над «Красками осени».

Учитель читает стихотворение Г. Граубина «Сон».

Между летом и зимой
Все впадает в сон:
Засыхает зверобой,
Опадает клен.
Дуб морозцем опален
Спать сурки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да!
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.

Беседа по содержанию.

— Как вы понимаете слова: «Дуб морозцем опален?» (Опалить может не только огонь, но и мороз.)

— И какого цвета станут листья у дуба? (Коричневые.)

Учитель: Мы сегодня тоже увидим сон. Сон цветной, со звуками и запахами, и будет он называться «Прелесть эта осень!»

Помните, как у Максимилиана Волошина:

Рдяны краски. Воздух чист;
Вьется в пляске красный лист,-
Это осень, далей просинь,
Гулы сосен, веток свист.

Чтение учеником вслух стихотворения Ф.И. Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.

Учитель: Вот об этой короткой, но удивительной поре осени, прекрасной и очаровательной мы и будем сегодня говорить. (Открывается доска, где развешены иллюстрации об осени.)

Ученик читает отрывок И.А. Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Учитель: Найдем краски осени. (Лиловый, золотой, багряный, желтый.)

— Когда вы будите создавать свои произведения, вы используйте эти слова. Краски увидеть легко.

Чтение учениками самостоятельно в своей книге- подборке стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (отрывок) и беседа по содержанию.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Какие краски увидел поэт? (Багрец – багровые, ярко-красные, золотистые.)

На доске записано: Осень словно золотом тропинку устлала.

Чтение цепочкой рассказ Бориса Трофимова «Осенний ковер».

Красный, желтый. Бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко светит ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень. Однако в лесу стало даже веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками – от зеленых до пурпурных. Среди разноцветного , пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники.

Учитель: А здесь какие краски у осени? (Красные, желтые, золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пестрые.)

— Что такое лоскутное одеяло? (Одеяло, сшитое из разноцветных лоскутков.) Краски зеленые, пурпурные, темно-синие.

Ученик читает наизусть отрывок стихотворения А. Толстого «Осень».

Осень! Осыпается весь наш бедный сад!
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Краски: пожелтелые, ярко-красные.)

На доске записано: На рябине ягодки будто красны солнышки висят.

Учитель показывает сухие осенние листочки, и ученики называют их краски.

Желтые: лимонный, оранжевый. Красные: багровый, кровавый, розовый, темно- красный, синеватый, коричневый.

4. Физкультурная минутка.

Ветер подул: «У-у- у!» (Все дуют.)
Кусты низко нагнул (Дети наклоняются.)
Листья запорхали (Машут руками.)
Как бабочки на карнавале (Кружатся.)

Вывод. Вот какие краски у осени. Можно еще вспомнить красоту и разноцветье, буйство красок осенних цветов.

Читайте также:  Как ужасно никому не верить не иметь ни радости ни друга

5. Коллективно-творческая работа над «Звуками осени».

Учитель: Тут задача посложнее. Давайте вспомним, какой самый главный звук осени. (Листья шелестят, птицы улетают, шуршат под ногами, шорох, шелест.)

— А летом шелестят? (Да.)

— Чем же отличается осенний шелест? (Летом радостный, а осенью шелест печальный, прощальный.) Сейчас ребята нам расскажут об этом.

Ученик читает стихотворение Василия Бирюкова «Сентябрь».

Шум большой в лесу стоит.
Не медведь ли к нам спешит?
— Это я! – бормочет еж
Нынче тихо не пройдешь.
И под лапками мышат
Листья палые шуршат.

Учитель: В этом стихотворении поэт нарисовал картину осени не только словами, но и звуками.

— Как ему удалось передать шуршание осенних листьев? (Повторяется звук ш.)

Ученик читает стихотворение Агнии Барто.

Что случилось с кленами? Закивали кронами.
А высокие дубы будто встали на дыбы.
А орешник сам не свой. Шелестит густой листвой.
Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался.
Зашумели ветки на осеннем ветре.

Учитель: Теперь послушаем про птиц.

— Кто из вас слышал отлет стаи? (Они жалобно кричат, курлычут, крыльями машут.)

У Елены Трутневой в стихотворении «Гуси-лебеди летят».

Наше поле опустело, Опустел и лес, и сад.
То и дело, то и дело гуси- лебеди летят!
То гуськом летят, то клином по дорогам журавлиным.
Слышат реки и луга: «Го- го- го. » и «Га- га- га. »
То и дело в небе синем шелест листьев, крик гусиный.
Пролетают над домами по дороге по прямой.
Оставайтесь, гуси, с нами! Хорошо у нас зимой!

— Какие слова повторяются в стихотворении?

— Почему поэтесса так написала?

Ученик читает стихотворение А.А. Фета.

Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.
С вечера все спится. На дворе темно.
Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!
Словно как с испугу, раскричавшись, к югу журавли летят.

Ученики у доски читают рассказ А. Шаховской «Осень в лесу», а в это время на экране показывается презентация «Осенние этюды».

Хорошо в лесу и осенью, да и есть за чем туда ходить. Из ягод – брусника, а из грибов – рыжики и другие грибы. Но чем-то совсем другим теперь веет в лесу. Не шумят листья на ветках, а печально шуршат под ногами. А деревья пестреют разными красками. Трепещут ярко-красные осинки. Золотеют березки, а между ними темно-зеленая елочка точно хвастается, что не боится зимы.

Птицы не распевают веселых песен, не кормя т птенцов. Тихо в лесу. Но вот раздается громкое чириканье, и целая вата птичек облепляет дерево. Стайки то одной, то разных пород птичек перелетают с места на место в поисках пищи. Одни. Собираются в большие стаи, готовясь к отлету, другие откармливаются перед трудными голодными временами – зимой.

Сыты и бодры теперь птички. Сколько разных семян поспело и на полях, и на лугах, и в лесу. Да не только семена – манят их к себе и ягоды. В лесу все кустарники разукрашены то красными, то черными ягодами- черемуха, крушина, рябина, ярко-красный шиповник, но красивее всех их бересклет.

Точно сережки висят на бересклете розовые двойные ягоды с черными кисточками и бросаются птицы на эти лакомства, отъедаются.

Вывод. Звуки осени «убаюкивающие», «завораживающие», волшебные.

Учитель: Хочется вам прочитать рассказ Василия Пескова «Листья падают с кленов».

Волшебная осень парков Чуть-чуть сыровато. Листья неохотно отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как хорошо!

Хочется сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Сорятся из- за самых красивых осенних листьев. В руках у мальчишек и девчонок букеты.

Кажется, листья падают беззвучно. Кажется, полет сопровождает тихая музыка. Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу? Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Правда, здорово!

6. Коллективно-творческая работа над «Запахами осени».

Учитель: Наконец, запахи, самое трудное.

— Какие? (Запах прелых листьев. Дождик прошел, и свежо. Морозом пахнет.)

— Как у В. Пескова «Чуть-чуть сыровато».

— Как у А.С. Пушкина «Пышное природы увяданье».

— Как у С. Есенина

«Нивы сжаты. Рощи голы.
От воды туман и сырость…»

— Как у Д. Мережковского

«Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист».

Ученик читает стихотворение А.Н. Майкова «Осень».

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят
Любо в лесу мне бежать.
Слышно, как сучья трещат.
Листья ногой загребать.

— Как у И. Бунина «Лес пахнет дубом и сосной».

— И, конечно, же пахнет грибами и яблоками.

Вывод. Запахи увядания.

7. Итог урока.

Учащиеся говорят о том, что они проследили, какими словами передают писатели и поэты краски, звуки и запахи осени. Многие слова они услышали впервые и они могут их использовать в своих сочинениях. С большим удовольствием они вспомнили знакомые строки о родной природе и услышали новые произведения.

Учитель читает наизусть:

«У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?»
«Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»

8. Домашнее задание.

  1. Прочитать тексты для дополнительного чтения.
  2. Подготовиться к сочинению по теме «Краски, звуки и запахи осени».
  3. Попробовать самим написать стихи о этом времени года.

— Вот какое стихотворение написала учитель нашей школы Багровникова М.В.:

Подметает то и дело
Ветер мокрые дорожки.
Поднимаются несмело
Кленов желтые ладошки.
И беседуют вороны
На вершине старых сосен
Мол, почти опали клены.
Знать, уже проходит осень.

Или стихотворение «Осень» Лены Сухининой (11 лет).

Хрустящие ломтики листьев шуршат в пожелтевшей траве.
Рябины румяные кисти алеют в росистой листве.
А ветер и дождь беспокойно поют и поют, как гармонь.
И листики цвета лимона садятся ко мне на ладонь.

Источник

Оцените статью