План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
план-конспект урока по музыке по теме
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_dmsh.docx | 27.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №3»
План-конспект открытого урока на тему:
«Настроения, чувства в музыке»
Преподаватель: Жаденова Татьяна Валерьевна
2012-2013 учебный год
Тема: «Настроения, чувства в музыке».
Тип занятия: комбинированное.
Цель урока: формирование музыкальной культуры детей, начиная с раннего этапа обучения.
-вызывать и поддерживать интерес к музыке;
— расширять знания о музыке;
-побуждать к оценке музыки ( эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения.
-развивать творческое воображение;
-развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с произведениями, с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможности каждого ребенка.
— воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения;
-воспитывать проявления эмоциональной отзывчиврсти;
-воспитывать эстетические чувства.
Материалы и оборудование:
Нотная литература. Инструмент Фортепиано, аудио и видеоносители.
I . Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Применение знаний и умений.
IV. Обобщение занятия, подведение итогов.
I. Организационный момент:
— приветствие;
— оглашение темы урока;
— знакомство с ученицами.
II. Актуализация опорных знаний
Педагог. Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусстве. Музыка -едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства.
Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся «талонами красоты». Постигая язык одного искусства-музыки, ребенок параллельно осваивает выразительный смысл других художественных произведений. При этом, что весьма существенно, язык других искусств
( живописи, ритмопластики, художественного слова) постигается в сравнении с музыкой на основании эмоций, переживаний, чувственного образа. В результате у детей формируется неравнодушное, эмоционально-оценочное отношение к различным художественным образам.
На уроке используются такие методы и приемы , музыкального воспитания, которые побуждают детей к проявлению различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. При этом каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический – применяется с нарастанием, от прямого воздействия(исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения, к самостоятельному поиску детьми способов исполнения.
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развивать все лучшее , заложенное от природы, используя индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности.
При ознакомлении с произведением педагог может дирижерским жестом, танцевальными движениями, прикосновением руки педагога к руке ребенка, эмоционально-выразительным пояснением характера музыки, тихого выразительного напевания мелодии, выражением глаз, улыбки или серьезности, помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыки, «заражает» отношением к музыке взрослого, его чувствами.
III. Применение знаний и умений
Педагог. Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Речевая интонация передаёт прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. Накопление музыкальных впечатлений — важнейший этап для развития музыкального восприятия.
Многие зарубежные и отечественные — классики писали музыку для детей.
Уже в раннем возрасте мы широко используем альбомы фортепьянных пьес: П.Чайковского,, А.Гречанинова, С. Майкапара, С.Прокофьева, Д. Шостаковича, Й. Гайдна, И.-С.Баха, В.-А.Моцарта и др..
Чтобы детское исполнительство и творчество было более разнообразно и активно, ребёнку нужно накапливать музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характеров в произведении, соотнося музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности , они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений. Без слушания музыки исполнительская деятельность сводится к подражанию и не несёт развивающие функции.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы.
Педагог. У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Музыка обладает волшебным свойством: она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания. Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело- грустно» Л. Бетховена.
Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный инструмент- треугольник. Как весело позвякивает колокольчик? ( педагог вызванивает ритмический рисунок первой части пьесы.) А треугольник имеет более долгий продолжительный звук (выходят дети подготовительного класса и исполняют вместе с педагогом это произведение).Пьеса написана в трехчастной форме. Первая и третья передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя-печальное, грустное.
ПРОСЬБА, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Педагог. Сейчас… сыграет вам пьесу композитора Г. Свиридова, которая называется « Ласковая просьба». Как звучит эта пьеса?
Педагог. Да, музыка нежная, просящая, иногда настойчивая и жалобная. Последние аккорды звучат жалобно и грустно. Наверное, не разрешили того, о чем он просил.
А сейчас мы прослушаем в исполнении…пьесу композитора П. И. Чайковского « Болезнь куклы». О настроении, выраженном в этой музыке, можно догадаться по названию. Да, пьеса очень печальная, грустная, нежная. Девочка горюет, что её кукла заболела.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
Музыка может передавать черты характера человека. У композитора Д. Кабалевского есть пьесы: « Плакса», « Злюка», « Резвушка». Мелодии « Плаксы» и «Злюки» очень похожи- обе изображают капризных, непослушных девочек. Но мелодия «Плаксы» звучит тихо, жалобно, печально. В пьесе «Злюка»-громче, отрывистее, резче.
Педагог .А сейчас в исполнении… прослушайте пьесу Д. Кабалевского, которая называется « Клоуны». В исполнении Е. Оружейникова « В цирке»
Какая музыка по настроению?
Ребёнок. Весёлая, задорная, озорная.
Педагог. Правильно, эта музыка шутливая, живая, бойкая, забавная. В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун весёлый, умелый, а другой — неудачник. Послушайте, как звучит мелодия. Вначале она направляется вверх и звучит радостно и легко, а в средней части-вниз и звучит приглушенно, грустно. Мелодия в исполнении Егора имеет решительный, порывистый характер, для неё характерна яркая динамика, четкая артикуляция.
Педагог . Мы говорили с вами о том, что музыка выражает какое-нибудь настроение человека, его чувства, образы. И сейчас в исполнении… прозвучит произведение « Лунный свет»…, « История, увиденная во сне»…, « Нежность». Музыка в этих произведения рассказывает о грусти, нежности , доброте. И звучит она ласково, иногда печально и как будто жалуется и вздыхает о чём-то, стараясь передать чувства и переживания людей. Исполняя эти произведения, следует обратить внимание на гармоническую красочность, смену ладов, услышать мерцание мажорных красок на общем минорном фоне.
IV. Обобщение занятия, подведение итогов
Педагог . В ещё не столь отдалённые времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребёнок слушал колыбельные песни матери, фольклорные мелодии. Все праздники, обряды сопровождались пением и аккомпанементом на народных инструментах. Большое влияние на формирование музыкальной культуры оказала религия.
Для формирования основ музыкальной культуры детей необходимо дать: представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека, развивать умения сравнивать контрастные произведения, развивать умения находить тембры музыкальных инструментов
1.Й. Гат. Техника фортепианной игры.- Будапешт: Музыка Москва, 1967.
2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госмузиздат, 1961.
3.Корыхалова Н. Играем гаммы. — М.: Музыка, 1995.
4.Милич Б. Воспитание ученика — пианиста. — Киев: Музыкальная Украина, 1977.
5.Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1988.
6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
7.Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.
8.Тимакин Е. Воспиташе пианиста. — М.: Сов. композитор, 1989.
9.Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. — Л.:Музыка, 1985 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с понятиями: интонация, пантомимика.
Цели: Создать условия для1) ознакомления обучающихся с материалом по органу вкуса и физиологией вкусовых ощущений; восприятия понятия «сложные вещества»;2) формиров.
Великий русский поэт Есенин сказал о своем творчестве так: « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». Так или нет? Разрешить эту проблему необходимо на примерах сти.
Презентация и конспект могут использоваться на классных часах в 5-6 классах.
Данный материал поможет классным руководителям провести классный час по теме «Настроение".
Эта презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности» по теме «Настроение» (5 класс).
Конспект коррекционно-развивающего урока по музыке в 5 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениямипо теме: «Настроение в музыке» .
Источник
Конспект занятия «Настроение в музыке»
Наталья Зинова
Конспект занятия «Настроение в музыке»
«Настроение в музыке»
Цель: развитие умения детей понимать, чувствовать и передавать в движении настроение в музыке
• упражнять детей передавать в движении настроение музыки («Ветерок и ветер» А. Бетховена);
• упражнять в пружинящем движении ног, чувствовать настроение музыки («Пружинка» Т. Ломовой);
• учить детей определять 3 части в связи со сменой настроения в марше («Марш» Д. Шостаковича);
• самостоятельно высказываться о характере песни, содержании, разучить песню с детьми («Вот какие кочаны» Д. Львова-Компанейца);
• продолжать учить детей правильно, интонационно передавать мелодию песни, настроение, четко произносить слова («Урожайная» А. Филиппенко);
• развивать эмоциональное отношение к игре, выполнять легкий бег под музыку («Осень спросим» Т. Аомовой);
• выполнять движения в соответствии с настроением трехчастного музыкального произведения по словесному указанию и по показу («Приглашение», укр. н. м., обр. Г. Теплицкого).
Пособия, атрибуты,дидактический материал: мольберт, портрет композитора Д. Шостаковича, магнитная доска, кружки для м.доски: 2 желтых, 1 красный; осенний венок.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель. Вот и снова мы вместе. Я рада встрече с вами. А вы? И музыка рада. Послушайте, какое у нее веселое настроение.
Звучит музыка к упражнению «Пружинка» Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель. А у вас какое настроение? Веселое, радостное. Хорошо! Замечательно! Значит, будем радоваться вместе с музыкой, вот так!
Дети по показу педагога выполняют упражнение «Пружинка» Т. Ломовой.
Музыкальный руководитель. Что такое настроение? От чего оно может зависеть? Настроение — это состояние человека, которое он может испытывать в определенное время. Настроение может зависеть от событий, которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий. Может ли настроение меняться? Почему? Может под влиянием определенных событий грустное — на радостное, испуганное — на счастливое, спокойное — на взволнованное. Послушайте.
Исполняет музыку к упражнению «Ветерок и ветер» Л. Бетховена.
Музыкальный руководитель. Осень. Легко поигрывает ветерок листочками, но вот солнце спряталось за тучу, ветерок превратился в ветер и со всей силой закачал деревья. Вот так.
Дети по показу педагога выполняют упражнение «Ветерок и ветер» (музыка Л. Бетховена). Во время выполнения педагог обращает внимание детей на силу звучания музыки.
Музыкальный руководитель. Проходите, садитесь на стульчики. Мы с вами уже познакомились с «Маршем» Д Шостаковича Послушайте и попробуйте определить настроение этой музыки.
Исполняет «Марш» Д. Шостаковича — узнать портрет композитора.
Музыкальный руководитель. Как звучала музыка? Одинаково или по-разному?
Дети отвечают, возможно, с помощью педагога.
Музыкальный руководитель. Да, сначала музыка веселая, а еще можно сказать, легкая, шутливая, потом сердитая, резкая, громкая и снова тихая. Послушайте еще раз, а (МО педагога) поможет вам сосчитать, сколько раз менялась музыка в марше.
Во время исполнения в начале 1 части педагог выкладывает на фланелеграфе кружок желтого цвета, в начале 2 части — красного, в начале 3 части — желтого и по окончании звучания марша предлагает детям сосчитать количество кружков.
Музыкальный руководитель. Да, в марше 3 части. 1-я часть звучит беззаботно, весело, солнечно, тихо — вот и кружок желтый, как солнышко. 2-я — сердитая, повелительная, командующая, настроение яркое, мощное, и цвет кружка яркий, красный, насыщенный. 3-я часть, как вначале, и поэтому цвет 3-го кружка совпадает с 1-м. Послушайте марш еще раз.
Музыкальный руководитель. Настроение можно передать не только музыкой, но и стихами.Послушайте:
Ах, какая здесь капуста!
Листья жмутся густо-густо.
Словно пышные цветы!
В какой знакомой песне можно услышать такое же восхищение, как и в этом стихотворении?
Музыкальный руководитель. Правильно, песня называется «Вот какие кочаны». Послушайте и определите ее характер, настроение.
Беседа о характере, настроении песни, разучивание мелодии, работа над чистотой интонации, звукопроизношением. Разучивание песни «Урожайная» А. Филиппенко, в соответствии с программными задачами.
Музыкальный руководитель. Вспомните, в какую игру мы с вами играли на прошлом музыкальном занятии.
Выходите в круг скорей,
Игра «Осень спросим» Т. Ломовой.
Дети упражняются в пении без аккомпанемента, с помощью взрослого. Детям можно предложить поочередно придумать и спеть мелодию на текст ответа или повторить за педагогом.
Вот и закончилась игра,
А теперь сплясать пора!
При выполнении пляски «Приглашение», укр. н. м., обр. Г. Теплицкого, педагог дает словесные указания, при необходимости исполняет показ.
Вопросы для общения:
Какое настроение вы передали в пляске? Песне?
Меняется ли настроение марша Д. Шостаковича? Сколько раз?
Какое настроение сегодня ближе каждому из вас?
Музыкальное прощание
(в соответствии с настроением).
«Осеннее настроение». Конспект ООД в области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Джалильский детский сад №7 «Ляйсан» общеразвивающего вида Сармановского муниципального.
Дидактическая игра «А какое настроение у тебя?» Очень важно для детей дошкольного возраста уметь разбираться в себе, а палитра эмоций очень многогранна и маленький человечек не всегда.
Консультация для родителей «Какое всё красивое, какое всё прекрасное» Чувство прекрасного знакомо каждому из нас с детства. Когда человек видит вокруг себя что-то красивое: будь то природные пейзажи, полотна.
Конкурс «Мы вами гордимся, победители» Победа в Великой Отечественной войне показала всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта победа — определяющая.
Музыкально-литературная композиция «Снова и снова рассказ о войне» (подготовительная группа) Музыкально-литературная композиция: «Снова и снова рассказ о войне» (подготовительная группа) Составители: Меновщикова Нина Викторовна,.
Фотоотчет к 9 мая «Мы помним и гордимся вами, наши дорогие и любимые…» Вот и отгремел праздничный салют, посвященный 70-летию Победы в ВОВ. Дети старшей группы показали отчетный концерт, посвященный великой.
Развлечение «Веселое настроение» Цель: Учить детей уметь быть способным видеть веселое в обыденном, смешное в несуразном; закрепить умение устанавливать причинно-следственные.
Сценарий спортивного праздника «Празднику спортивному рада вся семья» Спортивный праздник «Празднику спортивному рада вся семья» Цель: сплотить и приобщить семьи к здоровому образу жизни. Задачи:.
Тематическая неделя «Семья вместе — душа на месте» в рамках информационно-познавательного проекта «Вот оно какое, наше лето» Тема недели: «Семья вместе и душа на месте» 6 неделя /с 6 июля — по 10 июля/ Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Три года на МAAM, три года вместе с вами! Видео В ноябре будет три года,когда я заглянула на сайт МААМ и осталась и не только осталась, а приобрела многочисленных друзей. Творческое общение.
Источник