Настроение лирического героя передается с помощью образных определений буйная слепота горючая влага
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)
1. В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.
2. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?
3. Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»).
4. Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!».
5. Почему Ф.И. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?
(посмотреть ответы)
С поляны коршун поднялся.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли.
(Ф.И. Тютчев, 1836 г.)
1. Назовите род литературы, к которому относится стихотворение Тютчева «С поляны коршун поднялся. «.
2. Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке («Я, царь земли, прирос к земли. «)?
3. Какая рифмовка (схема ААВВ) использована автором в данном стихотворении?
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)повтор; 2) инверсия; 3) неологизм; 4)эпитет; 5)гротеск.
5. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся. » (без указания количества стоп).
6. Что даёт основание отнести приведённое стихотворение Ф.И. Тютчева к философской поэзии? (посмотреть ответы)
* * *
О, как убийственно мы любим,*
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
(Ф.И. Тютчев, 1851 г.)
1. Настроение лирического героя передается с помощью образных определений («буйная слепота», «горючая влага»). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения.
2. Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!»?
3. Как называется стилистическая фигура, использованная автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)?
4. Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим!» и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
***
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф.И. Тютчев, 22 августа 1857)
1. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной».
2. Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство?
3. Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»).
4. Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство?
5. Почему Ф.И. Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?
ПОЛДЕНЬ
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)
1. Назовите художественный прием одушевления неживого предмета, использованный Ф.И.Тютчевым («…дышит полдень…»).
2. Какое средство художественной выразительности использовано автором: «И всю природу, как туман, // Дремота жаркая объемлет»?
3. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф.И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Приведите 2–3 примера.)
4. Определите размер, которым написано стихотворение «Полдень» (без указания количества стоп).
5. Каким термином обозначается повторение начальных частей строк, к которому прибегает поэт:
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река…?
6. Как в стихотворении «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?
7. Как называется звуковой повтор, связывающий между собой концы строк в стихотворении: мглистый – чистой, река – облака?
* ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам).
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
* Кодификатор – это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год. Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. (вернуться)
* SILENTIUM! – Молчание! (лат.) (вернуться)
Ответы на задания к стихотворению «SILENTIUM!»:
1. Сравнение
2. Риторический вопрос
3. Афоризм
4. Ямб
5. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
(вернуться)
О, как убийственно мы любим. – в июле 1850 года Тютчев, когда ему было 47 лет, познакомился с Еленой Александровной Денисьевой (1826-1864), воспитанницей Смольного Института благородных девиц. Отношения их продолжались 14 лет вплоть до самой смерти Денисьевой от туберкулёза в 1864 году. В эти годы он создаёт цикл стихотворений – шедевры любовной лирики – обращённый к Денисьевой, своеобразный «роман в стихах», в котором поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу. (вернуться)
Ответы на задания к стихотворению «С поляны коршун поднялся. «:
1. Лирика
2. Ассонанс /или звукопись
3. Смежная /или парная
4. 124
5. Ямб
6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
(вернуться)
Источник
При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.
C3Какую роль играет в этом стихотворении мотив сна-пробуждения?
C4Какие еще стихотворения о природе вам известны и как они
перекликаются со стихотворением Тютчева?
Стихотворение Тютчева посвящено весне, а весной происходит пробуждение
природы от зимнего сна. Этот мотив имеет глубокие мифологические корни и восходит к фольклору. Не случайно и стихотворение «Еще земли печален вид» строится на этом мотиве.
В первой строфе мотив сна сопровождается мотивом смерти-вечности
(мертвый стебель; ветви елей – вечнозеленые, весна их как бы не затрагивает, не оживляет), а мотив пробуждения – мотивом движения (дышит, колышет,
шевелит). Пробуждение оживляет природу, делает ее похожей на человека. Во второй строфе этот человек – его душа – станет в центр изображения.
Стихотворение, посвященное весне в природе, на наших глазах превращается
в стихотворение о человеке, который вновь хочет жить, чувствует волнение,
томление, в котором пробуждается чувство. Именно мотив сна-пробуждения
объединяет и две строфы стихотворения, и двух вечных спутниц, странствующих дорогами тютчевской лирики: природу и человека.
Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной». |
Для создания поэтического настроения поэт использует образные определения. Как называется это художественное средство? |
Укажите средство иносказательной выразительности, которое использует Тютчев для создания поэтического образа во второй строфе («на праздной борозде»). |
Для создания поэтического настроения Ф.И. Тютчев использует определения «чистая», «теплая» и др. Как называется это художественное средство? |
Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки остальных строф. Номер строфы запишите словом. |
Настроение лирического героя передается с помощью образных определений («буйная слепота», «горючая влага»). Укажите термин, которым в теории литературы обозначаются такие художественные определения. |
Как называется художественный прием, использованный автором в пятой строфе: «Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!»? |
Как называется художественный прием, использованный автором в предпоследней строфе («Боль, злую боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слез!»)? |
В первой строфе Ф.И. Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа. |
Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса? |
Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»). |
Определите стихотворный размер стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!». |
Как называется в литературоведении разновидность описания, позволяющая Ф.И. Тютчеву воссоздать поэтическую картину зимы: «Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит»? |
В бланк ответа впишите термин, обозначающий разновидность описания, которое позволяет Ф.И. Тютчеву создать картину весенней природы: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный – Все вторит весело громам. |
Укажите название трехсложного размера стиха, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»: Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… |
Как в литературе называют лирику Ф.И. Тютчева, воспроизводящую интимные душевные переживания поэта: «Я встретил Вас – и все былое», «О, как убийственно мы любим», «Еще томлюсь тоской желаний»? |
Как в литературоведении называют лирику Ф.И. Тютчева, посвященную вековечным вопросам бытия, волнующим человеческое сознание: «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа», «Silentium», «Как океан объемлет шар земной»? |
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ямб
Эпитет
Метафора
Эпитет
Третья
Эпитет
Сравнение
Анафора
Сравнение
Риторический
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи.
(Ф.И. Тютчев, 1830 г.)
Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Мысль изреченная есть ложь»). |
Афоризм
Ямб
Пейзаж
Пейзаж
Укажите название трехсложного размера стиха, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»:
Источник