Настроение лирического героя это

Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра

Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».

Характеристики

Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:

  1. Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
  2. Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
  3. Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).

Манера изложения

В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.

Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.

Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.

Какие направления можно отнести к лирике?

Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:

На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.

Источник

Настроение лирического героя это

повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,

понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь ими, дивитесь !

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока необычная:

Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»

Вы уже прочитали наши цели?

Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?

Повторение ранее изученного

Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.

— Что такое лирика как род литературы?

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

— Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

Читайте также:  Скажи что такое настроение

— Что означает выражение «настроение лирического героя»?

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

Через изобразительно-выразительные средства

Изучение нового материала.

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .

Что для этого мы должны сделать?

(назвать термины и дать определения)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

Применим полученные знания на практике.

Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.

Какова цель этого задания?

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов

8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!

9. Намокшая воробушком

10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына

11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин

12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

13. Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

Анафора (одинаковое начало строк)

Обратимся к тексту

« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.

2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,

3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .

Где потребуются полученные знания?

Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.

При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

  • стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..
Читайте также:  Буря чувств по науке

Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?

Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.

Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

Подведём итоги урока.

Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:

— Что описывают поэты?

— Чем рисуют поэтические образы?

— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

— Чему вы научились?

— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

— Как вы их преодолевали?

Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».

Источник

Лирическое настроение. Характеристики и специфические особенности жанра

Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».

Характеристики

Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:

  1. Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
  2. Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
  3. Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).

Манера изложения

В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.

Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.

Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.

Какие направления можно отнести к лирике?

Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:

На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.

Читайте также:  Как пробудить чувства девушки после расставания

Источник

Настроение лирического героя это

Что необходимо учесть?

• Во-первых, какой бы вы ни избрали путь анализа (от содержания к форме или от формы к содержанию, от общего к частному или от частного к общему), не следует старательно «препарировать» поэтический текст, сбиваться на частности.
Лучше в отдельных образах, деталях, художественных приемах, языковых особенностях постараться уловить основные настроения, характер лирического переживания, авторскую идею.
Нужна не констатация того, что есть в произведении (или чего в нем нет!), а читательская рефлексия по поводу художественного произведения, основанная на анализе текста в единстве его содержания и формы. Недостаточно просто указать, что в стихотворении много эпитетов, и перечислить их. Необходимо объяснить смысл использования данного приема в тексте.

• Во-вторых, используя примерные планы анализа лирического стихотворения, рассматривайте эти планы именно как примерные, не сбивайтесь на перечисление, формальные поиски ответов на все вопросы. Для анализа каждого поэтического текста все равно необходимо избрать свою последовательность, отмечать прежде всего те моменты, которые особенно важны в данном произведении.

• В-третьих, при анализе стихотворного текста требуется более основательная подготовка по теории литературы, в том числе по стиховедению. Поэтому стоит проверить свои знания, используя словарь теоретико-литературных понятий. В работе вовсе не обязательно нарочито демонстрировать свои познания в этой области. Использование терминологии современного литературоведения необходимо, но важнее все- таки показать умение анализировать поэтический текст, предложить собственное его прочтение, развернутую интерпретацию.

Восприятие

• Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения.
• Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Оценка

• Оценка это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной цепкости исследуемого текста,
месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

Примерный план анализа:

1. История создания стихотворения. К какому периоду творчества поэта оно относится? Входит ли в какой-то цикл (или сборник)? В чем своеобразие этого цикла (или сборника)?
2. Проблематика, основные темы, мотивы и настроения.
3. Какова основная идея стихотворения (пафос)?
4. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?
5. Особенности лирического сюжета.
6. Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
7. Основные образы в стихотворении и приемы их создания.
8. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
9. Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании?
10. Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).
11. Звук, свет и цвет в стихотворении.
12. Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.
13. Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные
интерпретации. Какая из этих интерпретаций ближе всего вам?
14. Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).

Некоторые литературоведческие понятия и их использование в сочинении:

• Содержание — тема, идея, проблема, конфликт.
Использование: Анализируется в единстве с формой, так как художественное содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихотворной речи.

Источник

Оцените статью