- Анализ рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (6 класс)
- 2 вариант
- Анализ 3
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ рассказа Конь с розовой гривой
- Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева
- п.1. Тематика и проблематика
- п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
- п.3. Основные герои (их место в образной системе)
- п.4. Литературные приёмы
- п.5. Конфликт произведения
Анализ рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (6 класс)
Виктор Петрович Астафьев — великий русский писатель. Его перу принадлежит огромное количество замечательных произведений, одно из таких — рассказ для детей ‘Конь с розовой гривой’.
Данный рассказ имеет под собой реальную основу. Астафьев всё свое детство провел в деревне с бабушкой (мать умерла, отец женился на другой). В памяти мальчика осталась деревня и её быт, бабушка и соседские левонтьевские мальчишки и, конечно же, история про коня с розовой гривой.
Данное произведение относится, как было сказано выше, к жанру рассказа. Об этом свидетельствует небольшое количество персонажей, небольшая форма произведения и главное — одна сюжетная линия (события разворачиваются вокруг поступка главного героя).
Тема рассказа проста: бабушка, Катерина Петровна, послала своего внука, главного героя, за земляникой. Эту землянику и другое бабушка везла на базар, за землянику главному герою был обещан пряник в виде коня с розовой гривой. Мальчик, послушав соседских ребятишек, съел всю землянику, а в туеске принёс траву, которую сверху засыпал ягодой. Мальчика мучают угрызения совести, ему стыдно перед бабушкой и он ждёт от неё расплаты за свой поступок. Бабушка, конечно, ругает внука, но розового коня всё равно привозит.
Главная проблема, поднятая в данном произведении, это проблема ответственности за свои поступки, способности признать свою неправоту, проблема мужества. Главный герой обманул родного и дорого себе человека, и теперь сам от этого мучается. Мучается не от того, что бабушка приедет и отругает его, а от того, что поступил нечестно, безнравственно, подвёл бабушку, обидел её своим поведением. Бабушка же как поистине мудрый человек поступает очень правильно. Она привозит внуку пряник, дабы он запомнил надолго свой поступок и через много лет ему было стыдно за содеянное.
Герой понял, что он поступил неправильно, некрасиво, он искренне жалеет, что повёл себя таким образом, он признает свою неправоту и на самом деле, уже во взрослой жизни помнит о своём поступке и испытывает за него стыд. Другая важная идея рассказа: не следует идти на поводу у кого-либо, думать нужно своей головой. Мальчик послушал левонтьевских ребятишек и поступил, как они сказали. Им все равно на этот поступок, а наш герой страдает. Он не может обмануть близкого человека и делать вид, что ничего не произошло, веселиться и играть, как прежде. Обман дорого себе человека приносит герою ещё большее моральное мучение, он не может заглушить в себе совесть и перестать думать об обманутой бабушке.
Рассказ очень интересный и полезный для молодого поколения, собственно, как и вся классика, не теряющий своей актуальности через много лет.
2 вариант
Многие произведения Астьфьева автобиографичные. Он писал книги для детей, в которых описывал события, произошедшие с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на формирование личности, взросление ребёнка, складывание его характера.
В «Коне с розовой гривой» описывается мальчик Витя, которому бабушка пообещала купить пряник, который напоминал коня, за то, что он принесёт землянику. Бабушка хотела продать её. Все мечтали заполучить такой пряник, поэтому главный герой и его друзья отправились в лес для поисков ягод. Витя собирал землянику, а мальчишки её ели и срывали. Когда они захотели съесть ягоды главного героя, тот поддался и позволил их съесть. Друзья сказали Вите, чтобы он вместо ягод нарвал травы, так он и сделал. В итоге бабушка не заметила подлости и уехала продавать «землянику».
Что чувствовал после этого мальчик? Он мучился, потому что ему было стыдно, страшно. Витя понял, что бабушка не только расстроится, но и накажет. Все мысли были только об обмане, стало тяжело играть, ходить на рыбалку. В итоге главный герой попросил у бабушки прощения, а она в свою очередь подарила ему пряник, как и обещала.
Мальчик запомнил этот пряник на всю жизнь как напоминание о том, что не нужно совершать таких низких поступков. Это был его урок, который он потом перенес во взрослую жизнь.
При анализе этого произведения становится ясно, что Астафьев хотел донести до читателя как важно быть ответственным человеком. Любой может оступиться, но он должен найти в себе силы признаться в ошибке, уметь искренне извиняться. Хорошо, что мальчик проанализировал действия, испытал чувство вины. Ведь благодаря этому он смог порабоать над собой и стать лучше. Также нужно уметь различать хорошие поступки от плохих. Стараться знакомиться только с порядочными людьми и иметь собственное мнение. Не поддаваться манипуляциям «друзей». Настоящие друзья примут чужую точку зрения, не будут настаивать принять то решение, которое они хотят. А главное нужно ценить семью, заботиться об их душевном состоянии, приносить только хорошие эмоции, не расстраивать.
От себя хочу добавить о том, что Астафьев был прав, в молодом возрасте важно не попасть в плохую компанию. Ведь она может толкнуть человека на плохие действия, например, на распитие алкоголя, курение или на более серьёзные преступления. Такая компания может сбить жизненные ориентиры человека, влиять на его выбор в худшую сторону.
Анализ 3
Читая произведения В. П. Астафьева, всегда хочется остановиться и посмотреть на себя со стороны – нет ли подобных черт в собственном характере. Анализируя рассказ «Конь с розовой гривой», мы становимся мудрее, так как учимся на чужих ошибках многому полезному.
Этот рассказ можно назвать автобиографичным, так как он содержит события и героев, имеющих отношение к реальным событиям из жизни писателя. Эти эпизоды навсегда остались в воспоминаниях, так как то, что произошло в его судьбе, имело отношение к самым близким его людям.
Жанр небольшого по объему произведения – рассказ. В нем внимание сосредоточено на событии, которое имело место в жизни самого автора. Тема произведения «Конь с розовой гривой» — это ложь, которая принесла страдания любимой бабушке, но научила мальчика, как правильно вести себя, идя по жизненному пути. Тема напрямую связана с детскими годами. Писатель вводит в круг героев — Витьку, бабушку, Левонтия, деда, мать мальчика.
В центре внимания истории, которая произошла с детьми (Витькой и детьми Левонтия), автор представил трудолюбивого главного героя и ленивых мальчиков, которые ели ягоду вместо того, чтобы собирать для дома. В результате, пойдя на поводу у друзей, Витя решил скрыть правду от бабушки, отдав ей пустой туесок. Такая мысль пришла ему в голову от того, что в подарок за работу он должен был получить от бабушки пряник в виде розового коня.
Сюжет показал, что писатель указывает на те моменты, как правильно нужно вести себя в жизни, чтобы не приносить страдания ни близким людям, ни себе. Он подчеркнул, как недопустимо поступать в отношениях с близкими людьми. Такова главная мысль рассказа В. П. Астафьева, которая вытекает из поступка главного героя. Астафьев противопоставляет в рассказе истину и ложь, трудолюбие и лень, трусость и умение говорить правду. В этом ему помогли герои, поступки и характеры которых запоминаются и детям, и взрослому читателю. Автор показывает длинный путь формирования характера главного героя, в котором внутренний мир содержит и положительные черты (любовь к близким, трудолюбие, жалость), и отрицательные (обман, равнодушие, скрытность).
Таким образом, итогом произведения становится мораль о том, что в любом кругу общения нужно вести себя так, чтобы не нужно было жалеть о поступках в будущем. Нельзя поддаваться дурному влиянию со стороны, а следовать своим желаниям.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Конь с розовой гривой
Популярные сегодня темы
Рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до сих пор не потерял своей актуальности, ведь доброта по отношению к окружающим людям всегда востребована
Одним из ярких и показательных образов в романе «Война и мир» А.Н. Толстого является Анатоль Курагин. Герой романа хорош собой. Его внешность привлекательна тем, что Анатоль имеет высокий рост, хорошо сложен. Лицо его имеет правильные черты
Понятно, что в каждом городе должна быть самая культурная семья, как дом «образцового содержания». Ей каждый будет восхищаться, брать с неё пример… И даже если это не самая образованная семья
Есть в истории России страницы, которые тяжело принять и осмыслить даже спустя многие десятилетия. Одна из таких страниц – блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
В конце ноября появился на свет замечательный и талантливый человек Владимир Даль. Его прославила работа по собранию «Толкового словаря», но помимо этого труда в его жизни происходили разные интересные события.
Источник
Анализ рассказа «Конь с розовой гривой» Астафьева
Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» поднимает вопросы о важности семьи в воспитании молодого поколения, об ответственности и нравственных основах, которые необходимо вложить в сознание детей. Автор подчеркивает необходимость строить отношения в семье на доброте и чуткости.
Краткий и полный анализ рассказа помогают увидеть глубокий воспитательный смысл произведения, которого автор достигает простыми средствами.
Год написания — 1963 год.
История создания — В данном рассказе представлены автобиографические воспоминания, собранные автором в цикл «Страницы детства». Позже они оформились в повесть «Последний поклон».
Жанр — рассказ, автобиографический рассказ.
Направление — деревенская проза, реализм.
Основная идея — Человек заслуживает прощения, если он совершил дурной поступок, но раскаялся. Особенно, если это ребенок, которому можно ошибаться и чего-то не знать.
Тема — Судьба русского крестьянства на примере жизни нескольких семей, осмысление семьи и деревни как нравственных основ народа.
Проблема — Чтобы воспитать в маленьком человеке ответственность и честность, важно не просто наказать его за проступок, а показать, чем плохи последствия.
Композиция:
Завязка — уговор между бабушкой и внуком (он собирает ягоды, она ему за «работу» покупает пряник).
Развитие сюжета — приключения с соседскими ребятами, обман.
Кульминация — бабушка узнает об обмане, Витя прячется.
Развязка — Витя получает и наказание, и пряник.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Влияние семьи на воспитание ребенка и становление его личности.
Проблема: Важно давать ребенку пространство для самостоятельности, но так, чтоб она не переходила во вседозволенность и безответственность.
2. Тема: Трудная жизнь русской деревни.
Проблема: Даже тяжелый труд не спасает людей от бедности, недовольства жизнью и горького пьянства (пример семьи Левонтия).
3. Тема: Настоящие и ложные друзья.
Проблема: Вите очень хочется заслужить внимание сверстников, но настоящими друзьями для него становятся бабушка и дедушка: они и поворчат, и поругают, но не бросят в трудной ситуации. А вот Саньку трудно назвать другом, потому что он подбивает Витю на нехорошие поступки и ищет выгоду в их общении.
4. Тема: Первые ошибки и первые ситуации нравственного выбора.
Проблема: Ребенку трудно делать нравственный выбор, пока он еще много не знает, но ему можно ошибаться.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Главная идея рассказа – в том, что взрослые могут научить ребенка важным вещам, демонстрируя любовь, прощение и милосердие, а не только строгость. После проступка Вити и бабушка, и дедушка поступают мудро: учат внука извиняться, смело признавать свои ошибки, отвечать за последствия поступков. Но самое главное – они всем своим поведением показывают, что остаются на стороне мальчика, продолжают любить его и заботиться о нем. Пряник в виде коня с розовой гривой становится доказательством такого отношения. Став взрослым, писатель с теплотой вспоминает свои детские переживания и бабушкин подарок – как нравственный урок на всю жизнь.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Витя — главный герой, от лица которого ведется повествование. Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой и дедушкой. Попадает под влияние соседских детей, у которых более широкие взгляды на то, что считать хорошим, а что – плохим. Обманывает и подводит бабушку, но позже раскаивается в своем поступке.
Катерина Петровна — ворчливая, но добрая бабушка Вити. Она поругивает внука, но очень его любит и боится потерять, как когда-то потеряла свою дочь, маму Вити (она утонула). Дарит внуку обещанный пряник, несмотря на обман мальчика.
Дедушка — воплощение добра и мудрости для Вити. Сильный и спокойный человек. Поддерживает внука, убеждает его признаться и извиниться за проступок.
Левонтий — местный работяга, заготовщик леса. С трудом тянет семью, не успевая толком воспитывать детей. Неплохой, но пьющий человек. Жалеет Витю, потому что он сирота. Когда-то работал с его матерью.
Василиса — жена Левонтия, добрая, но непутевая женщина. Привыкла к нраву супруга, во время пьяных буйств отсиживается у бабушки Вити. Постоянно занимает у соседей деньги, а потом отдает. Воспитывает детей безалаберными, но самостоятельными.
Санька и Танька — младшие дети Левонтия, приятели Вити. Воплощение непослушания, озорства, свободы. Санька учит Витю плохому – врать, прятаться, подворовывать.
п.4. Литературные приёмы
Автор использует богатую палитру речевых средств художественной выразительности.
✓ Эпитет: испуганно-радостным голосом; трудное дыхание утомленного человека; большой, жёсткой и доброй рукою слёзы.
✓Метафора: пряник конём; песни скользом пролетали над крышей; пир горой; взметнув юбкою вихрь; убитые дневною жарой собаки.
✓Олицетворение: конь лягает копытами в живот (речь о прянике); русская печь, раскорячившаяся посреди избы; шмели надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой.
✓Повтор для усиления впечатления: грива розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.
✓Сравнение: перебирала босыми ногами, ровно горячий конь.
✓Поговорки: жизнь страшнее снов; провалился сквозь землю вместе с бабушкой.
✓Диалектизмы: заимка, бадога, заполошная, поскотина, увал, яр.
Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.
✓Самохарактеристика персонажей
(Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Такая я уж зародилась горячая!» и т.д.).
✓Отсылки к прошлому героя
(Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить»).
✓Взаимная характеристика
(Кабаниха – о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин – о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
✓Монологи, выдающие мысли и чувства героев
(Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе)
✓Речевое поведение
(возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость и слабость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого)
п.5. Конфликт произведения
Главным является внутренний конфликт мальчика Вити, который стремится социализироваться в обществе и получить одобрение, но для этого нарушает договоренность и правила своей семьи. Обманув бабушку, Витя чувствует себя виноватым, но при этом хочет избежать ответственности. Противоречия раздирают героя, но когда он просит прощения, ему становится легче.
Менее очевидный, но важный конфликт – столкновение разного уклада семей. То, что для соседских ребят считается нормальным и хорошим, не приветствуется в семье Вити. Когда мальчишки провоцируют его обманывать, красть, выкручиваться и хитрить, это вступает в противоречие с воспитанием его семьи, поэтому герою так тяжело и совестно.
Источник