Настроение картины итальянский пейзаж мордвинова

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

конспект урока музыки для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
melodiey_odnoy_zvuchat_pechal_i_radost.docx 19.16 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Калинино

Малмыжского района Кировской области

Тема: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

«Песнь моя летит мольбою»

( Жанры вокальной и инструментальной музыки)

Учитель: Галимуллина С.Х.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

«Песнь моя летит мольбою»

Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки.

Цель: углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки.

— показать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

— познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и фортепианной музыки;

— развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.

Музыкальный материал: «Вокализ» С. Рахманинова, «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина, «Песня венецианского гондольера» Мендельсона, «Венецианская ночь» М. Глинки, «Баркарола» Ф. Шуберта.

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит так: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

II этап урока. Введение в тему урок, закрепление пройденного материала.

Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами , с сопровождением или a cappella.

По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.

— Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)

— С произведением, которое я предложу вам прослушать, вы знакомились в начальной школе. Узнаёте его?

СЛУШАНИЕ: «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова

— Что это было за произведение? Кто автор?

Правильно, это произведение Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНСА.

РОМАНС – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.

— Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)

Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов»)

III этап урока. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром музыки без слов. Это жанр вокальной музыки – ВОКАЛИЗ.

Вокали́з (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов.

СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова

— Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?

Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова

— Что общего у этих произведений?

Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.

Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу.

ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека)

Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА.

В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы.

СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона

— К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная)

— Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

Слушаем ещё одно произведение.

СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал)

— К какому жанру относится эта баркарола? (вокальная)

Баркарола М. Глинки была написана на стихотворение Нестора Кукольника.

Запишите текст в тетрадь.

Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые,
Надолго ль? До утра?

У нас и в мраке ночи
Волнение любви
Слезами топит очи,
Огнем горит в крови.

И плеском размахнулось
Широкое весло,
И тихо распахнулось
Заветное окно.

И вам покоя, волны,
Страдалец не дает;
Надежд и страсти полный,
Всю ночь любовь поет.

Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые!
Не спать вам до утра!

Сейчас я предлагаю ещё раз прослушать баркаролу Михаила Глинки, но в инструментальном исполнении. Текст будем читать сами.

СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр)

Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку М. Глинки

— Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили?

(есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий)

— Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки)

БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola).

Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку . Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка .

Запишите понятие в тетрадь:

БАРКАРОЛА- род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе , связанное с изображением катания на лодке.

IV этап урока. Домашнее задание.

В творческой тетради сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова.

V этап урока. Подведение итогов.

— С какими жанрами музыки мы познакомились? (вокальными и инструментальными)

— Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? («песня без слов»)

— Кто был автором этого названия? (Ф. Мендельсон)

— С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? («Песня венецианского гондольера»)

— К какому жанру это произведение относится? (инструментальная баркарола)

— С какой вокальной баркаролой мы познакомились? («Венецианская ночь» М. Глинки на слова Н. Кукольника)

Спасибо за урок.

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2007.

Источник

Настроение картины итальянский пейзаж мордвинова

инструментальной и вокальной музыки

1.Что стало бы с песней без стихотворного текста?

Осталось бы одна мелодия — песня без слов.

Вокализ так называется концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением. Есть и еще одно значение этого слова — это специально сочиненное упражнение, исполняющееся на гласный звук, для разви­ тия выразительности голоса и виртуозной техники певца. Вокализ в переводе с итальянского и означает гласный, звучный, певучий.

С.В.Рахманинов в Ивановке

Вокализ С.В.Рахманинова посвящен великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой.

Эта мелодия вырастает из н ебольшой интонации и начинает свое развитие, постоянно изменяясь, варьируясь, обретая новые краски, новые оттенки чувств и переживаний. Эта бесконечно льющаяся мелодия сродни песне и романсу.

В начале в сопровождении слышатся размеренные аккорды, но постепенно взволнованность, напряженность звучания мелодической линии передается и аккомпанементу. Он приобретает все большую самостоятельность. В его звучании появляются подголоски, интонационно близкие основной мелодии. Вместе со свободно парящим высоким женским голосом — сопрано они образуют причудливую вязь, узор, кружево. В конце сочинения возникает выразительный дуэт-диалог между голосом и инструментом, когда основная мелодия переходит к фортепиано.

Послушай ещё раз вокализ С.В.Рахманинова. Вслушайся в сопровождение и передай движениями рук, имитирующими игру на скрипке, подчеркни протяженность мелодической линии, отметь фразировку. Ответь на вопрос: 1. В чем же неувядаемая красота «Вокализа»?

Теперь послушай вокализ только в инструментальном исполнении в двух вариантах: 1 вариант слушать ЗДЕСЬ,

Ответь на вопросы:
1.Какой инструмент исполнил в 1 варианте?

2.Какой инструмент исполнил во 2 варианте? Классический это вариант исполнения или современная обработка?

Послушай «Вечернюю музыку» — вокализ В.Гаврилина

Напой мелодию. Ответь на вопросы: Кто исполняет это произведение: солист, ансамбль или хор? Какие чувства возникают у тебя?

Что объединяет произведения С.В.Рахманинова и музыка Георгия Свиридова? О чём рассказывает музыка?

Послушай современный вокализ в исполнении оперной певицы Анны Нетребко.

Разновидности жанров инструментальной и вокальной музыки

Песни без слов это небольшие инструментальные пье­ сы лирического характера. Они нередко имеют и другие названия — мелодия , ария , романс , серенада , — заимствован­ ные у песенных жанров музыки.

Серенада ( фр. serenade , от итал. serenata , от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь, часто исполняемая для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном.

Многообразие чувств и мыслей, переданных в Песнях без слов , мелодичность, певучесть и уди­ вительная красота позволяют слушателям воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, убедительное высказывание, исповедь души человека.

Ответь на вопросы:

1. Как удалось симфоническому оркестру без слов передать чувства и переживания человека? 2. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

3.Определи, что общего в произведениях: «Вокализ» С. В. Рахманинова, «Романс» Г. В. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. А. Гаврилина, что их объединяет, и в то же время попробуй определить своеобразие каждого из них.

Немецкий композитор XIX в. Феликс Мендельсон сочи­ нил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов» . Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни без слов на­ писаны в жанре баркаролы песни на воде. Родина этого жанра — Италия. Вагkа в переводе с итальянского означает лодка.

«Баркарола» — этим поэтичным, красивым словом назы­вают музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. Ьагсаго1а). Тебе хорошо известны слова «баржа», «баркас», происшедшие от итальянского Ьа rk а, что означает лодка. Но мало кому известно, что итальянский глагол го llare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, баркарола — это качающаяся лодка.

Ритм монотонной гребли и монотонного покачивания спо­коен. Отсюда и мерность ритма, и мягкое качающееся движе­ние меланхоличных мелодий песен венецианских гондольеров, которые словно растворяются в городском пейзаже.

Лирический характер песен без слов определяют ясно вы­ деляющиеся напевная мелодия и мягкое сопровождение, как в песне для голоса с фортепиано, которая начинается и за­ канчивается звучанием одного сопровождения.

В его цикле пьес для фортепиано «Времена года» есть баркарола. (месяц июнь). Послушай Баркаролу

Ответь на вопрос:

Как ты понимаешь смысл выражения «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?

Между русской и зарубежной вокальной

музыкой нет границ

Многие песни, романсы, инструментальные пьесы (песни без слов, баркаролы, серенады, ноктюрны (песни ночи) и другие) являются лирическими зарисовками. В них композиторы передают свои чувства и мысли, впечатления и настроения.

Романсы композиторов 19 века — «Венецианская ночь» русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857)

и «Баркарола» немецко-австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828) — пронизаны интонациями и ритмами итальянской баркаролы.

Послушай романс «Венецианская ночь» русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Он прозвучит в исполнении Большого детского хора. Слушать ЗДЕСЬ.

Послушай романс «Баркарола» немецкого композитора Франца Шуберта в том же исполнении. Слушать ЗДЕСЬ.

Прочитай стихотворение «Венецианская ночь» И.Козлова — современника А.С.Пушкина

Ночь весенняя дышала
Светлой южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.

Отражён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков;
И восходит пар душистый
От зелёных берегов

Ответь на вопросы:

  • 1.Каково восприятие природы у поэта? Подбери определения , передающие это эмоциональное состояние.
  • Сравни стихотворения «Венецианская ночь» И.Козлова и из «Гёте» М.Лермонтова.
  • 2.Что в них общего, что отличает их друг от друга?
  • Прочитай Из «Гёте» М.Лермонтов

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы.
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Ответь на вопрос:

3.Какими музыкальными средствами (мелодией, ритмом, темпом, ладом, сопровождением, формой-композицией) подчеркнул композитор поэтичность стихотворного образа солнечной Италии, её сказочного города на воде — Венеции.

Задание: Сравни настроение романсов М.Глинки и Ф.Шуберта с настроением картины «Итальянский пейзаж», написанной русским художником А.Мордвиновым.

Прочитай русский перевод стихотворения , положенного в основу романса «Баркарола» Ф.Шуберта.

Послушай ещё раз романс «Баркарола» Ф.Шуберта. Напой мелодии романсов.

Словно, как лебедь, по влаге прозрачной,
Тихо качаясь плывёт наш челнок.
О как на сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нём минувших тревог.

Час незаметно за часом проходит.
Дальше скользим мы по зеркалу вод.
Сердце, как волны, легко и спокойно,
Нет в нём и тени минувших забот.

В небе заката лучи догорают,
Розовым блеском осыпан челнок.
О, неужели на крыльях туманных
Утро с собой их опять принесёт?

Источник

Читайте также:  Легкая депрессия сегмента что это значит
Оцените статью