- Чехов Антон Павлович Цитаты и Афоризмы
- Драматургия настроения
- Читайте также
- 212. НАСТРОЕНИЯ
- ДРАМАТУРГИЯ ТОЛСТОГО
- Настроения в Польше
- Пластическая, словесная и музыкальная драматургия
- Глава 44. Драматургия в «Гамлете». — Шекспир, Кемп и Тарлтон
- X. Петроградские настроения.
- Глава девятая ДРАМА В ТРЕХ АКТАХ (Драматургия Агаты Кристи)
- Мрачные настроения в тылу
- Драматургия Лермонтова
- Слухи и настроения
- ГЛАВА 3 Русский театр второй половины XVIII в. и драматургия В. А. Левшина
- 4.3 Работа в театре, драматургия
- Патриотические настроения
- Протеста настроения
Чехов Антон Павлович Цитаты и Афоризмы
Дата рождения: 29 января 1860
Дата смерти: 2 июля 1904 (44 года)
Биография: Анто;н Па;влович Че;хов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.
**********************************************************
«Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.»
***
«Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай.»
***
«Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.»
***
«Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.»
***
«В семейной жизни самый важный винт — это любовь, половое влечение, едина плоть, всё же остальное — ненадёжно и скучно, как бы умно мы ни рассчитывали.»
***
«Нужно уметь коротко говорить о длинных вещах.»
***
«Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны.»
***
«Не понимает человек шутки — пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу.»
***
«Ну что ж, раздевайтесь, но слегка сопротивляйтесь.»
***
«Нет такого предмета, который не подошёл бы еврею для фамилии.»
***
«Когда он [сельский учитель] ушёл, Антон Павлович посмотрел вслед ему, усмехнулся и сказал: — Хороший парень. Недолго проучит. — Почему? — Затравят. прогонят. Подумав, он добавил негромко и мягко: — В России честный человек — что-то вроде трубочиста, которым няньки пугают маленьких детей. »
***
«Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливыми, а потомки скажут по обыкновению: прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней.»
***
«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.»
***
«Давая волю фантазии, придержи руку.»
***
«Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.»
***
«. Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.»
***
«И почему это именно в старости человек следит за своими ощущениями и критикует свои поступки? Отчего бы в молодости ему не заниматься этим? Старость и без того невыносима. В молодости вся жизнь проходит бесследно, едва зацепляя сознание, в старости же каждое малейшее ощущение гвоздем сидит в голове и поднимает уйму вопросов.»
***
«Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.»
***
«Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения — не жизнь, — тягота, ужас.»
***
«То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, и есть наше нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть.»
***
«Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.»
***
«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.»
***
«Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни.»
***
«Жизнь есть досадная ловушка. Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода»
***
«У бедных просить легче, чем у богатых.»
***
«Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок.»
***
«Встав из-за стола голодным — вы наелись; если вы встаете наевшись — вы переели; если встаете переевши — вы отравились.»
***
«Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя.»
***
«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.»
***
«Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-либо.»
***
«У очень хорошего человека такая физиономия, что его принимают за сыщика; думают, что он украл запонки.»
***
«Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.»
***
«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии. нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами. »
***
«Дойти до убеждений вы можете только путем личного опыта и страданий.»
***
«В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.»
***
«Кто испытал наслаждение творчества — для того всех других наслаждений не существует!»
***
«От чего умер ваш дядя? — Он вместо 15 капель Боткина, как прописал доктор, принял 16.»
***
«Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь — мы не знаем.»
***
«Зафилософствуй — ум вскружится»
***
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.»
***
«Счастливы или несчастливы данные муж и жена — этого сказать никто не может. Это тайна, которую знают трое: Бог, он и она.»
***
«Счастья нет, не должно быть и не будет для нас. Мы должны только работать и работать, а счастье — это удел наших далеких потомков»
***
«Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить всё дело.»
***
«Каждый дурак может справиться с кризисом, что нам дается труднее, так это повседневная жизнь.»
***
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни.»
***
«У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.»
***
«Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия.»
***
«Грубость — это естественная реакция на боль.»
***
«Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.»
***
«Какое наслаждение уважать людей! Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела.»
***
«Нужно по капле выдавливать из себя раба.»
***
«Честь нельзя отнять, ее можно потерять.»
***
«Критиканы — это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но, испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.»
***
«Чужими грехами свят не будешь.»
***
«В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может.»
***
«Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная.»
***
«Писатель должен много писать, но не должен спешить.»
***
«Чужая душа — потёмки, ну а кошачья — тем более.»
***
От праздности происходит умственная и физическая дряблость.»
***
«У несвободных людей всегда путаница понятий»
***
«Жить для того, чтобы умереть, вообще не забавно, но жить, зная, что умрёшь преждевременно, — уж совсем глупо. »
***
«Говорят: в конце концов правда восторжествует; но это неправда.»
***
«Я думаю, что если бы мне прожить ещё 40 лет и во все эти сорок лет читать, читать и читать и учиться писать талантливо, т. е. коротко, то через 40 лет я выпалил бы во всех вас из такой большой пушки, что задрожали бы небеса.»
***
«Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.»
***
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
***
«Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то значит болезнь неизлечима.»
***
«Писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же. Лучшие из них реальны и пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строка пропитана, как соком, сознанием цели, Вы, кроме жизни, какая есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет Вас.»
***
«Есть особая порода людей, которые специально занимаются тем, что вышучивают каждое явление жизни; они не могут пройти даже мимо голодного или самоубийцы без того, чтобы не сказать пошлости.»
***
«Дешевизна русского товара — это диплом на его негодность.»
***
«Все непонятное таинственно и потому страшно.»
***
«Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу.»
***
«Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.»
***
«Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают.»
***
«Даже в человеческом счастье есть что–то грустное!»
***
«Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.»
***
«Шёл по улице такс, и ему было стыдно, что у него кривые лапы.»
***
«Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить.»
***
«Я ей не прощаю того, что я любил ее.»
***
«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Вся интеллигенция виновата, вся, сударь мой. Пока это еще студенты и курсистки — это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры.»
***
«Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.»
***
«Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь.»
***
«Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.»
***
«Жизнь — это миг. Её нельзя прожить на черновике, а потом переписать на чистовик.»
***
«Доставляет удовольствие только то, что не нужно.»
***
«Злость — это малодушие своего рода.»
***
«Если вам не о чем писать, то и пишите об этом.»
***
«Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.»
***
«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.»
***
«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.»
***
Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы не знать, что нам есть.»
***
«Погода снаружи — стыдно сказать! Снег выпал чуть ли не в аршин. Зима форменная. Отвратительная погода наводит уныние, парализует всякую охоту двигаться и работать. Кажется, будь пьяницей, до отчаянности напился бы. Но увы! больше трёх рюмок не лезет в глотку.»
***
«Когда у актера есть деньги, то он шлет не письма, а телеграммы.»
***
«Если боитесь одиночества, то не женитесь»
***
«Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.»
***
«Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой.»
***
«Не выдавай краденого за своё, не печатай одного и того же в двух изданиях зараз, не выдавай себя за Курочкина и Курочкина за себя, иностранное не называй оригинальным и т. д.»
***
«Изменившая жена — это большая холодная котлета, которой не хочется трогать, потому что ее уже держал в руках кто-то другой.»
***
«Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, а не сволочь ли он.»
***
Антон Павлович Чехов
«Ехать с женой в Париж всё равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.»
***
«Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.»
***
«Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.»
***
Антон Павлович Чехов
«Смерть страшна, но ещё страшней было бы сознание, что будешь жить вечно»
***
«Нет слаще покоя, покупаемого трудом.»
***
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.»
***
Источник
Драматургия настроения
Все эти правила не составляют тех законов, «самими драматическими писателями над собой признанных», о которых говорит Пушкин. Поэтика чеховской драматургии сложнее. Своеобразие чеховского театра в том, что это, как говорят, «театр настроения». Но что такое вообще «настроение» и из каких элементов оно складывается?
Если пьесы Чехова создают настроение, то Тургенев, да и не только Тургенев, а Гоголь и Островский, в свою очередь, разве не дают «настроения», только каждый на свой собственный лад.
В чем же своеобразие именно «чеховского» настроения? В том прежде всего, что существеннейшим элементом для всех чеховских пьес является неизменное для каждого действующего лица наличие в его характеристике того, что в музыке называется лейтмотивом. Примеров можно привести множество. Лейтмотивы «Чайки»: для Нины Заречной — «я — чайка», для Сорина — «человек, который хотел»; для Треплева — «нужны новые формы, новые формы нужны!»; для Тригорина — навязчивая идея о необходимости запоминать и писать («вот плывет облако, похожее на рояль — надо запомнить»).
Все персонажи «Дяди Вани» охарактеризованы их лейтмотивами: «мотив» Астрова — леса, Войницкого, до катастрофы в третьем акте, — преклонение перед профессором, а затем — страстная к нему ненависть; формула настроений Серебрякова — «надо дело делать».
В «Трех сестрах»: основной мотив Ирины, Ольги и Маши — «В Москву, в Москву!»; Вершинина — мечты о будущей жизни; Федотика — увлечение фотографией и страсть делать подарки; Наташи — Бобик, Софочка, французские фразы.
Манера постройки чеховских пьес хорошо вскрыта Вл. И. Немировичем-Данченко анализом «Трех сестер»: «ни в одной предыдущей пьесе Чехов не развертывал с такой свободой, как в «Трех сестрах», свою новую манеру стройки произведения. Я говорю об этой почти механической связи отдельных диалогов. Повидимому, между ними нет ничего органического. Точнее, действие может обойтись без любого из этих кусков.
А. П. Чехов. Фото (1899)
Говорят о труде, тут же говорят о влиянии квасцов на рощение волос, о новом командире, о его жене и детях, о запое доктора, о том, как пришла на телеграф женщина и не знала, кому она хотела послать телеграмму, а с новой прической Ирина похожа на мальчишку, до лета еще целых пять месяцев, доктор до сих пор не платит за квартиру, пасьянс не выходит потому, что валет оказался наверху, чехартма — жареная баранина с луком, а черемша — суп, и спор о том, что в Москве два университета, а не один и т. д. и т. д. Все действия так переполнены этими как бы ничего не значащими диалогами, никого не задевающими слишком сильно за живое, никого особенно не волнующими, но, без всякого сомнения, схваченными из жизни и прошедшими через художественный темперамент актера и глубоко связанными каким-то одним настроением, какой-то одной мечтой.
Вот это настроение, в котором отражается, может быть, даже все миропонимание Чехова, это настроение, с каким он оглядывается на свой личный, пройденный путь жизни, на радостные сны и постоянные крушения иллюзий, все-таки на какую-то непоколебимую веру в лучшее будущее, это настроение, в котором отражается множество воспоминаний, попавших в авторский дневничок, оно-то и составляет все подводное течение всей пьесы, которое заменит устаревшее действие» (См. предисловие Вл. И. Немировича-Данченко к книге Н. Е. Эфроса «Три сестры» в серии «Пьесы Чехова в Художественном театре, Пгр. 1917).
Стоило привести целиком эту длинную цитату: в ней глубоко вскрыто то самое существенное чеховской драматургии, что названо Вл. И. Немировичем-Данченко «подводным течением», заменяющим «устаревшее действие».
«Устаревшее действие», но именно это и говорит о том, что драматургическая манера Чехова повторяла приемы беллетристики. Сам Чехов это чувствует, говоря, что «Три сестры» — пьеса «сложная, как роман»; из «Чайки» вышла «повесть», из «Лешего» — «комедия-роман». И что особенно выразительно, это то, что Чехов, рассказывая в письме к Суворину о «Чайке», перечисляет наряду с девятью ролями — пейзаж, а указывая, что в пьесе много разговоров о литературе, добавляет — «мало действия». Введение пейзажа в пьесу — прием впервые осуществленный Чеховым. Прием, которым он охотно пользуется, не случайно из всего цикла своих больших пьес только «Три сестры» выводя из круга усадебных пьес. И так естественно, что именно в усадебной пьесе пейзаж играет весьма важное значение: озеро в «Чайке», сад в «Дяде Ване», заброшенная часовенка и бесконечно убегающая даль полей в «Вишневом саде», поэтический балкон старинного барского дома «Иванова».
Афиша 25-го представления “Дяди Вани” в Художественном театре (3 февраля 1900 года)
Но пейзаж в лучшем случае будет лишь фоном, в худшем — подробностью монтировки пьесы. Пейзаж зазвучит своими красками, войдет в общую симфонию чеховской пьесы, но чеховская пьеса от этого нового своего музыкального мотива, раскрытого в красках декорации, не станет действенной. Пьеса останется — романом и повестью.
Новый метод построения пьес создает своеобразие Чехова-драматурга, которое заключается: в особой ритмичности; в обязательности характеристики действующих лиц лейтмотивами; в музыкальности глубокой лирики.
Но это своеобразие приемов Чехова-драматурга свидетельствует о том, что Чехов в основных линиях своего театра шел в направлениях беллетристических, т. е., что он мыслил о сценических положениях и о развитии действия как эпический писатель, мало к тому же озабоченный созданием прочного сюжетного каркаса — сценария. И если уже его первая повесть «Степь» является собранием отдельных картин, то этот основной недостаток композиции явственно проступает во всех больших рассказах и пьесах Чехова.
Только в новелле и в водевиле достигал Чехов необычайной сконцентрированности действия. Сценарий же больших пьес Чехова скроен из отдельных эпизодов, легко распадается на свои составные части и не подвергается существенным изменениям в случае произвольной перестановки порядка явлений. Первое действие «Трех сестер» можно начинать играть с середины, а потом переходить к началу акта и т. д. Нарушенная последовательность в отдельных сценах ничего не меняет в общем композиционном замысле, настолько рыхл и расплывчат чеховский сценарий.
Отсутствие движения в беллетристике, действия в пьесах — недостаток, явственно ощущавшийся самим Чеховым. «Привыкнув к маленьким рассказам, состоящим только из начала и конца, я скучаю и начинаю жевать, когда чувствую, что пишу середину», — говорил он по поводу «Именин». А о другой повести писал: «в моей повести нет движения и это меня пугает». Это его пугало и по поводу второго акта «Вишневого сада», о котором он говорил, что он тягуч и неподвижен.
Читайте также
212. НАСТРОЕНИЯ
212. НАСТРОЕНИЯ Я болен сердцем, я на лад настроен лунный. О тишина, простри вокруг свои лагуны! О кровли, жемчуга, бассейны темноты, Гробницы, лилии, озябшие коты, Поклонимся луне, властительнице нашей: Она — причастие, хранящееся в чаше Безмолвия, она прекрасна без
ДРАМАТУРГИЯ ТОЛСТОГО
ДРАМАТУРГИЯ ТОЛСТОГО Когда мы размышляем о русской драматургии XIX столетия, вряд ли придет на ум причислять к плеяде выдающихся отечественных драматургов Льва Николаевича Толстого. Гениальный прозаик, философ, создатель собственного учения, он никогда не претендовал на
Настроения в Польше
Настроения в Польше Угроза войны, надо сказать, не произвела в польском обществе большого беспокойства. Многие считали эту угрозу нереальной, и бытовало тогда мнение, что все это просто «война нервов». Никто не верил, что немцы решатся на военные действия, которые
Пластическая, словесная и музыкальная драматургия
Пластическая, словесная и музыкальная драматургия Наконец наступила пора думать о музыке. Пригласили композитора. Очень хорошего композитора. Показали ему материал. Стали думать о том, какая могла бы быть музыка. И пока говорили, все с большей и большей очевидностью
Глава 44. Драматургия в «Гамлете». — Шекспир, Кемп и Тарлтон
Глава 44. Драматургия в «Гамлете». — Шекспир, Кемп и Тарлтон Помимо всего прочего, «Гамлет» дает нам возможность неожиданно ознакомиться со взглядами Шекспира на его собственное искусство, как поэта и актера, и с положением и условиями его театра в 1602–1603 гг.Если мы
X. Петроградские настроения.
X. Петроградские настроения. В революционном Петрограде и его воинских учреждениях я был первый раз. 4 сентября я приехал со штабом в Царское Село и в час дня явился к главнокомандующему петроградским военным округом. Таковым оказался ген. Теплов. Эта милейшая личность,
Глава девятая ДРАМА В ТРЕХ АКТАХ (Драматургия Агаты Кристи)
Глава девятая ДРАМА В ТРЕХ АКТАХ (Драматургия Агаты Кристи) Акт I. УвертюраАгата Миллер обожала театр. Чудесные часы детства она провела на дневных спектаклях в Эксетере и Лондоне. Пьесы, на которые водили ее отец и бабушка-тетушка, иной раз были вполне бездарны, но девочка
Мрачные настроения в тылу
Мрачные настроения в тылу Больше двух лет я не был в отпуске. В результате обследования, которое я прошел у армейских терапевтов, наш главный врач профессор Хаубенрейсер рекомендовал мне испросить себе наконец законный отпуск. Паулюс удовлетворил мою просьбу, несмотря
Драматургия Лермонтова
Драматургия Лермонтова Драматургия Лермонтова в истории русской культуры и литературы — явление менее значительное, чем его поэзия и проза. Это объясняется в известной степени и тем, что Лермонтов обращался к драматической форме лишь в первые годы своей литературной
Слухи и настроения
Слухи и настроения Нигде слухи не распространяются с такой быстротой, как в тюрьме. «Испорченный телефон» действует здесь вовсю. У некоторых мужья сидели в других тюрьмах, и из писем от них мы узнавали много любопытного. Часть информации поступала через газеты. В один
ГЛАВА 3 Русский театр второй половины XVIII в. и драматургия В. А. Левшина
ГЛАВА 3 Русский театр второй половины XVIII в. и драматургия В. А. Левшина Театр был самым демократичным видом искусства XVIII в. В сфере его просветительного воздействия находились разные социальные слои тогдашнего русского общества. «Потехи» и «игрища» с их пьесами
4.3 Работа в театре, драматургия
4.3 Работа в театре, драматургия За ранним периодом творчества Михаила Булгакова, для которого характерны, в основном, фельетоны и газетные статьи, следует второй, гораздо более важный и обширный. К этому основному периоду относятся произведения приблизительно 1922–1926
Патриотические настроения
Патриотические настроения Во время войны появилось много книг и статей о доблести русского оружия. Вышла даже брошюра о Денисе Давыдове как организаторе партизанской войны в 1812 году. Особенно же мне импонировала книга Игнатьева «50 лет в строю». Его патриотическое
Протеста настроения
Протеста настроения Имели место среди части личностей тюменской национальности.Конкретно — среди той части их, которая горела любовью к музыке «рок».Начиная с 1986-го, и в 1987-м, и в 1988-м, да в значительной мере и по сей день эти настроения среди этой части населения в очень
Источник